Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Высокое Возрождение
Конец XV века и первые тридцать лет XVI века были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжений. Но именно этот период стал периодом потрясающих подвигов и свершений, пиком эпохи Возрождения, временем творчества титанов Ренессанса. Именно отсюда название культуры - Высокое Возрождение. Это был небольшой период, продолжавшийся менее 50 лет, но он вместил в себя больше культурных достижений, чем целые века предыдущего и последующего развития. Необычайная “уплотненность“ этого периода в том, что одновременно работало рекордное количество гениальных личностей. Титаны Возрождения шагнули далеко за пределы своей эпохи, сделав поистине неоценимый вклад в развитие науки, техники, всей человеческой культуры. В то же самое время европейские путешественники открыли Америку (Колумб 1492 г.), морской путь из Европы в Индию (Васко да Гама 1497-1499), совершили кругосветное плавание (Магеллан 1519-1522) и множество других путешествий, названных великими географическими открытиями. Считается, что после этих открытий наступило Новое время, началась Новая история. Таким образом, культура Высокого Возрождения лежит на стыке времен в эпохальном смысле этого слова. По странному стечению обстоятельств именно на самый стык пришлась трагедия одного из наиболее удивительных и ужасных деятелей эпохи Возрождения Джироламо Савонаролы (1452-1498). Будучи настоятелем монастыря доминиканцев во Флоренции, Савонарола решительно выступил против распущенности и произвола семьи Медичи, правившей во Флоренции, против развращенности пап, против сомнительных удовольствий, за соблюдение элементарных норм морали и уважительное отношение к ближним. Под влиянием Савонаролы флорентийцы в 1494 году свергли власть семьи Медичи (плутократию – то есть власть богатых) и установили республиканскую форму правления. Но Савонарола, встав во главе республики, не придумал ничего лучшего, чем призвать своих сограждан к монашескому аскетизму и отказу от всех достижений гуманизма. Он лично организовал первые в истории человечества костры, на которых сжигали книги и картины. Савонарола лишился поддержки, в 1497 г. - схвачен подчиненными, отлучен от церкви и по приговору приората (правительства) казнен с изощренной жестокостью. Особенно наглядно эти особенности эпохи отразил в своем творчестве философ и историк Никколо Макиавелли (1469-1527). С 1498 по 1512 годы Макиавелли служил в правительстве родной Флоренции, руководил военными и иностранными делами флорентийской республики. Но после возвращения Медичи Макиавелли обвинили в заговоре и жестоко пытали. Но Макиавелли стойко молчал, доказательств его вины не было, и его выслали из Флоренции. Лишенный возможности работать на благо Отчизны, Макиавелли пишет свои знаменитые произведения “О военном искусстве“ (1521), “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия“ (1531), “Государь“ (1532), “История Флоренции“ (1532). Писал комедии, сонеты и карнавальные песни. В 1527 г. римский папа Климент VII призвал Макиавелли на службу. Его встретили враждебно и через несколько месяцев отравили. А потом все правители внимательно читали и перечитывали книги Макиавелли, а его “Государь“ был настольной книгой многих, в том числе столь разных людей, как Авраам Линкольн и Иосиф Сталин. Леонардо да Винчи (1552-1519) ‑ воистину один из самых великих гениев в истории человечества. Не случайно, поэтому его так часто объявляют то ангелом, спустившимся с небес, то представителем высокоразвитой цивилизации, пришедшим на помощь землянам. Им не устают восхищаться самые разные люди. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в местечке Винчи близ Флоренции. Он был побочным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. Его мама - простая крестьянка. В четырнадцать лет он поступил учеником к живописцу и скульптору Верроккьо, у которого провёл шесть лет. Самый ранний его рисунок – пейзаж окрестностей Флоренции. Надпись на картине сделана “зеркальным“ способом. Таким скрытным способом да еще левой рукой Леонардо вёл все свои записи. Рисовал он тоже “одной левой“, причем медленно, бесконечно экспериментируя. До нас дошло лишь около пятнадцати живописных произведений. Но среди них “Мадонна с цветком“ - “Мадонна Бенуа“ (1473-1478), “Мадонна Литта“ (1485-1490), “Тайная вечеря“ (1495-1497) и знаменитая и загадочная “Мона Лиза Джоконда“ (1503). Рисуя “Джоконду“ художник поставил и выполнил сложнейшую задачу – при полной внешней неподвижности своей героини передать движение её души. Спокойная поза и простой наряд Моны Лизы фиксируют внимание зрителя на ее лице. В нем нет ни особой красоты, ни цветущей молодости, но оно играет неуловимо сменяющимися оттенками мыслей, чувств, ощущений, увлекая зрителя в призрачные и загадочные глубины женской души. Исследуя законы оптики, Леонардо впервые применил светотень, как средство “оживления“ персонажей своих картин. Подобно другим художникам, Леонардо усвоил не только основы своего ремесла, но и математику, необходимую для изображения перспективы, и анатомию, ставшую обязательной для художников. В последующем всем наукам Леонардо предпочитал математику. Леонардо да Винчи принадлежит множество открытий в области математики, физики, астрономии, картографии, геологии, ботаники, физиологии и во многих других областях. Он отстаивал решающее значение опыта в познании природы и провел свыше 7000 экспериментов и естественнонаучных исследований. Леонардо придумал и изготовил разные машины: крутильный станок на несколько веретен, прокатный стан, волочильную машину, станки для нарезки винтов, приспособления для шлифовки оптических стекол, устройство для насечки напильников, камерные шлюзы, водоподъемные машины различных конструкций, рессорный (пружинный) автомобиль, домкрат, будильник, паровую пушку, пирамидальный парашют и многое другое. Леонардо изучал полет птиц и проектировал летательный аппарат тяжелее воздуха (орнитоптер), но пришел к мысли, что такой аппарат летать без двигателя не может. Леонардо изобрел современный пропеллер и придумал вертолет, появившийся только в XX веке, а также ракету с реактивным двигателем. Многие изобретения Леонарда имели целью облегчить труд человека защитить его от разрушительных стихийных бедствий и губительных эпидемий. Однако среди изобретений Леонардо было и мощное, фантастическое для его времени военное оружие. Из скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного. Его смелые архитекторские проекты не были осуществлены. Большинство научных записей утрачено, в том числе почти все 120 книг по анатомии и обширная энциклопедия по механике. Прекрасные композиции, исполняемые на лютне и лире, песни, сочиненные Леонардо, больше никто и никогда не услышит. Остаток своих дней Леонардо провел при дворе короля Франции Франциска I, который встретил мастера восторженно. Все ожидали новых шедевров. Но преждевременно состарившийся, тяжело больной (у него отнимались руки), физически и внутренне опустошенный, художник не смог найти в себе сил для творческой работы и умер 2 мая 1519 года. Светлым гением Высокого Возрождения называют Рафаэля Санти (1483-1520). Он родился в городке Урбино, столице небольшого герцогства в семье придворного художника. В восемь лет Рафаэль потерял мать, в одиннадцати – отца. Значительный период творчества Рафаэля неразрывно связан с Римом, который в начале XVI в. стал важнейшим центром искусства Италии. Приглашенный в Рим для росписи комнат Ватикана, Рафаэль создал целый ряд монументальных композиций. На одной из них величественно шествуют Платон и Аристотель, а вокруг расположились Гераклит, Диоген, Сократ, Птолемей, Архимед и многие другие знаменитые философы и ученые древности. Забавно, что Рафаэль не удержался и у самого края правой группы философов изобразил самого себя. Вершиной его творчества считается «Сикстинская мадонна», исполненная Рафаэлем около 1513 г. Долгое время она служила алтарным образом в церкви св. Сикста (отсюда и название картины). Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт – ярко и остро выразил идеалы силы, присущие эпохе Высокого Возрождения, а также трагические ощущения кризиса в период Позднего Возрождения. Он называл себя скульптором, но реализовал также грандиозные живописные и архитектурные проекты. Именно на рубеже XV и XVI веков были найдены знаменитые античные статуи “Аполлон Бельведерский“, “Лаокоон“, “Афродита Ватиканская“ и др. Микеланджело сделал единственным предметом своего изображения человека. Первые скульптурные произведения Микеланджело — рельефы. Один из них — «Битва кентавров» — предвестник будущего творчества Микеланджело. В нем нашла свое выражение ведущая тема его искусства — героической борьбы на пределе человеческих сил и возможностей, определился тип и облик его героев. Гигантская мраморная скульптура “Давид“ (5,3 м высоты). Масштабные (более 600 м2) росписи потолка Сикстинской капеллы в Риме (1508-1512 гг.) Микеланджело насытил сочными образами титанически мощных людей (свыше 300 фигур). Скульптуры “Скованный раб“ и “Умирающий Раб“, а также персонажи росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Риме “Страшный суд“. Как и Микеланджело, Тициан (Тициано Вечеллио) (1476-1576) творил в период Высокого Возрождения и продолжал работать в разгар Позднего Возрождения, отражая безысходный надлом эпохи. Тициан был главой венецианской школы живописцев. “Кающаяся Магдалина“, “Оплакивание Христа“. Великим архитектором Высокого Возрождения считается Донато д'Анджело Браманте (1444-1514), спроектировавший величайшее архитектурное сооружение Собор Святого Петра в Риме. В отличие от других видов искусства музыка античности не поддавалась возрождению, поскольку нотные записи Древней Греции и Древнего Рима не были расшифрованы. Ранее Возрождение отличалось от средневековья только широтой распространения народных песнопений. Высокое же Возрождение принесло подлинные новации: изобретение мажорного лада и появление нового жанра – романса, распространение светской музыки, пения под аккомпанемент лютни и инструментальной музыки. Именно в этот период появилось понятие “композитор“ и было изобретено нотопечатанье. Франция по праву считается лидером в развитии музыки эпохи Возрождения. Здесь трудились Гийом Дюфе, Жиль Беншуа, Жан Окегем. Якоб Обрехт, Жоскен де Пре. Хотя величайшим композитором эпохи считается римлянин Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594). Культура Высокого Возрождения распространялась по всей Западной и Центральной Европе, благодаря таким выдающимся мыслителям этого периода, как польский ученый Николай Коперник, голландский мыслитель Эразм Роттердамский и его ученик англичанин Томас Мор, немецкий писатель Ульрих фон Гуттен. Николай Коперник (1473-1543) на основании глубоких астрономических исследований и четких математических расчетов доказал, что Земля не является центром Вселенной, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Свое учение он изложил в научном трактате “Об обращении небесных сфер“ (1543). Эразм Роттердамский (1469-1536). В 1511 году вышло его собственное произведение “Похвала глупости“, которое принесло Эразму всемирную славу. В этой книге автор откровенно высмеивает всех своих современников, за присущую им глупость. Томас Мор (1478-1535) ‑ выдающий английский политик и мыслитель. Начав свою карьеру помощником судьи, он стал лорд-канцлером Великобритании (1529-1532 гг.), вторым человеком после короля. При этом оставался честным и принципиальным человеком. Его отличали высокая нравственность и глубокая ученость. Оставаясь искренним католиком, Томас Мор был гуманистом в лучшем смысле этого слова. Его знаменитое произведение “Утопия“ положило начало и дало название проектам идеального устройства общества. К этому же периоду относится монументальное творение "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях" (1494), которое написал францисканский монах Лука Пачоли (1445 - 1517). Это было систематическое и полное изложение математических достижений эпохи Возрождения. Входившие в собрание “Трактат о счетах и записях“ и “Трактат по искусству и знанию финансовой практики“ стали основой современного бухгалтерского учета. Самой яркой звездой немецкого искусства Высокого Возрождения и одним из самых трудолюбивых художников в мировой истории был Альбрех Дюрер (1471-1528). До нас дошло более 900 рисунков Дюрера (всего их было около 1500), которые относят к гуманистической классике. Более того, рисуя себя в образе Христа “Автопортрет“(1500); “Апокалипсис“ (1498) предвещают наступление грандиозных перемен, каковыми стала Реформация. Именно в период Высокого Возрождения формировались взгляды отца Реформации Мартина Лютера (1483-1546). Это, как в песне, “часто падением становится взлет“. Даже героические усилия величайших героев Возрождения не смогли спасти великую культуру от натиска завоевателей и мракобесия наступающей реакции. Люди слишком изнежились в наслаждениях, которые им подарило Возрождения. Поэтому стремительный взлет очень быстро сменился еще более стремительным падением. Наступил последний этап, названный Поздним Возрождением. Date: 2015-10-18; view: 322; Нарушение авторских прав |