Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод ассоциации запоминания цифр





 

В повседневной жизни часто приходится вспоминать разные числа, они просто оккупировали современную цивилизацию.

Никому не известно, откуда к нам пришли цифры. Наверное, нашим предкам нужно было знать, сколько желудей у них осталось и на скольких соплеменников их нужно разделить.

 

Ученые‑историки считают, что древние люди начали считать, используя свои пальцы.

 

Если количество соплеменников соответствовало числу пальцев на руке, тот, кто отвечает за обед, мог избежать конфликтов: избытка или недостатка пищи не будет.

Прогрессом стали отметки на земле, скалах, на деревьях, которые помогали определить необходимое количество продуктов. Теперь можно было выполнять и простые арифметические действия: сложение и вычитание, дорисовав или, наоборот, убрав лишние. Наличие значка – это единица, его отсутствие – ноль. Это прообраз современной бинарной системы.

Пришло время, и черточек стало слишком много. Настала необходимость найти символы для обозначения определенного множества значков.

Человечество столетиями разрабатывало разнообразные системы счисления. Мы ближе всего знакомы с арабской, которая пришла в Европу из цивилизованных арабских стран, а те позаимствовали ее у древних цивилизаций Индии. Арабская система состоит из знакомых каждому цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Причем ноль значительно упростил математику.

Приплыв в Америку, европейцы были разочарованы: племена майя их опередили – они давно уже использовали ноль.

Кошмаром для математики была римская система. Вспомним римские числа: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X. И далее: L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000. Очень неудобная система. Если не верите, попробуйте умножить MCDXXXIII на CXIX или разделить DCCIX на XXV. Римляне нашли выход из положения: придумали подобие абака.

А в Вавилоне всем числам предпочитали 60, мы до сих пор пользуемся 60‑минутным часом и 60‑секундной минутой. Математики работают с окружностью в 360°, это же число делится на многие числа нацело, т. е. без остатка.

И все же, хотя считать можно по‑разному мы пользуемся привычным для нас способом.

Чисел вокруг нас такое огромное количество, что не каждый сможет их запомнить, даже если очень сильно захочет. При рождении человеку дают номер для социального страхования. Затем появляются номера кредитных карт, номер домашнего и сотового телефонов, номера телефонов офиса, клиентов, друзей, даты дней рождений.

Если вы отправляетесь в дорогу, вы просто обязаны запомнить номер рейса, поезда, своего места, наконец. Перечислять можно и дальше.

Нам часто бывает досадно, что мы не можем вспомнить какое‑то число, например номер квартиры друга, номер машины, телефон родственников. Даже если вы не питаете особой любви к числам, вы можете найти себе удобную систему их запоминания.

 

Очевидно, чтобы пользоваться любой системой запоминания, необходима некоторая тренировка.

 

Тесты показали, что в среднем человек может запомнить числа, которые состоят из цифр в количестве от 5 до 12 знаков.

Любой сможет удержать это число на несколько минут в кратковременной памяти – этого будет достаточно, чтобы сделать звонок. Но для того, чтобы это число сохранилось в долговременной памяти, потребуется больше усилий.

Мнемонические приемы издавна служат «подпорками» памяти, однако знакомы с ними немногие. Так, например, число? с точностью до пяти цифр 3,1416 можно запомнить как фразу «что я знаю о кругах», где число букв в каждом слове равно соответствующей цифре.

Наиболее распространена система запоминания, основанная на разбиении множества элементов на части. Так, «по складам», обычно читают и пишут длинные номера, например номера телефонов, банковских счетов, кредитных карточек. Легче запоминаются малые элементы информации, которые объединяются в целое.

Цифры и числа можно трансформировать в конкретные символы, которые удобно объединять путем ассоциаций.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из предметов, мы можем вспомнить и другой, связанный с ним. Запомнить что‑то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем‑то уже известным, образовать ассоциацию.

 

Ассоциация – одна из разновидностей психического процесса.

 

В ходе данного процесса одни образы или суждения инициируют возникновение в уме прочих. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на разные стимулы. Ассоциации играют важную роль в любом процессе обучения. Ассоциации помогают различным образом упорядочивать элементы поступающей информации. Далее извлечение их из памяти облегчается или затрудняется в зависимости от того, как первоначально формировались ассоциации. Психологи М. Н. Янг и У. Б. Гибсон подчеркнули, что искусственно созданные ассоциации могут служить эффективным средством поддержки памяти. Это служит основой мнемонических приемов, помогающих облегчить быстрое извлечение информации из памяти.

Образование ассоциаций подчиняется нескольким правилам.

1. Зрительные образы, которые вы представляете, должны быть четкими, простыми и конкретными.

2. Лучше, если образы будут крупными, но дающими возможность их увеличивать и уменьшать.

3. Образ сотрется из памяти, если вы ассоциативно поместите рядом другой.

4. В ассоциации образы должны касаться друг друга.

5. Воображение позволяет соединить разнообразные образы.

6. При образовании ассоциаций недопустимо закрывать один образ другим.

7. Пока ассоциация создается, образы могут быть подвижными. По окончании работы запомните картинку, которая у вас получилась.

Не составит никакого труда найти в памяти ту информацию, которая занесена четко и ясно. Запись получится хорошей, если выполнить определенные условия:

1) сосредоточиться;

2) образовать образ;

3) сформировать ассоциации.

Какое же значение здесь придается ассоциациям? Когда в определенный момент вам удалось вспомнить то, что не смогли припомнить ранее, это означает, что определенное обстоятельство извне, а может, и ваша личная мысль, активизировали у вас ассоциации с забытой информацией.

Когда человек что‑нибудь видит, слышит, дотрагивается до чего‑нибудь, чувствует определенные вкусовые характеристики или запах и в то же время вспоминает о каком‑то другом предмете (участке, людях), это значит, что происходит реакция на какой‑то стимул. Притом воспоминания являются сами собой, самостоятельно, и по принципу «цепной реакции» одно активизирует второе. Человек способен в определенной степени контролировать схему вызова воспоминаний из арсеналов памяти. Для этого нужно всего лишь успешно найти стимулы, которые помогут образовать ассоциации. Так, если вы частенько оставляете дома зонтик, испытайте предоставленный ниже прием.

При выходе из квартиры или дома вы непременно наступаете на коврик у порога, входа в дом. А теперь попробуйте вместо коврика представить раскрытый зонтик. Несколько секунд удерживайте в памяти полученное сочетание образов. В другой раз при виде входной двери в вашей памяти появится образ зонта. Аналогичным образом можно поступить и с очками, которые люди, обычно пожилого возраста, часто оставляют дома. Если представить их раздавленными на том же коврике или просто привязанными к дверной ручке, успех запоминания гарантирован.

При подборе ассоциаций к определенному образу постарайтесь отыскать такой стимулирующий фактор, с каким вы в определенный момент обязательно повстречаетесь. Он и будет являться включателем мысленного образа предмета, который нужно обязательно вспомнить. Тайна успеха заключается в 10 с. Именно в этот период человек представляет себе оба объекта, совмещенные в единый образ.

 

Исследования показали, что за неполадки в работе человеческой памяти отвечает система допуска к ней, а не скверное сохранение информации.

 

Создание мысленных образов и ассоциаций к ним делает процесс запоминания легким, потому что (а это немаловажно) гарантирует надежность запечатлевания информации в резерве долговременной памяти. Кроме того, каждому следу информации присваивается определенный «адрес», по которому его можно отыскать в памяти. С возрастом разыскать в памяти необходимые на данный момент сведения удается с трудом.

Самопроизвольное вспоминание приносит удовлетворительные результаты. Намного действеннее четко отлаженный механизм, который отвечает за розыск необходимых следов в памяти.

А теперь ответьте на несколько вопросов.

1. Сможете ли вы обрисовать то место, где расположен ваш дом, не представляя себе его мысленно?

2. Сумеете ли вы сразу, не рисуя мысленно, сказать, какие книги стоят на второй полке снизу вашего книжного шкафа?

3. Перечислите пять своих любимых вещей. Когда вы перечисляете вещи, появляются ли в вашем воображении соответствующие им визуальные образы?

Итак, вы оценили свои допустимые возможности, которые необходимы для формирования внутренних образов. Теперь вы имеете возможность сделать эффективным не только процесс записи информации в памяти, но и процесс ее извлечения. Образы, которые раскрывают соображения и суждения напрямую, появляются в воображении самостоятельно, без всякого напряжения. К примеру, если вспомнить о море, образ моря предстанет перед глазами в тот же миг. Он является составной частью понятия «море». Напротив, образы, которые раскрывают понятия косвенно, появляются исключительно после того, как вы переведете абстрактную мысль в конкретную. Слово «пираты» зрительно выражается в виде флага с черепом, «мир» возникает перед глазами как голубь и т. д.

Многие мнемонические приемы образованы на создании ассоциаций с визуальными образами. Например, облегчить запоминание цифр поможет метод, основанный на реорганизации отвлеченных символов в конкретные образы и дальнейшем определении соответствующих ассоциаций для этих образов. На протяжении столетий ученые обсуждали конкретную проблему: можно ли одновременно размышлять о предмете и представлять его себе; что же сначала появляется в воображении – логическое понятие «дом» или принадлежащий этому предмету визуальный образ. В этом никто до конца не уверен. Но ясно одно: тяжело образовать или придумать что‑либо, отталкиваясь только лишь от отвлеченного понятия. Инженеры и изобретатели хотя бы приблизительно, но все‑таки мысленно представляют себе то, что намереваются создать. Почти всегда конфигурация предмета имеет полную зависимость от конструктивного предназначения: дом должен быть пригоден для жилья, отвечать всем требованиям клиента‑заказчика. При этом творческие мысли базируются на визуальном (зрительном) воображении. Они‑то и предоставляют человеку одну в своем роде возможность идти в обход логических методов, которые «замораживают» мышление человека. В свое время Альберт Эйнштейн утверждал, что сенсационная концепция теории относительности появилась в его разуме из круговерти доступных глазу образов в то время, когда он очень долго находился не у дел. Аналогично воображение создает благоприятную среду для возникновения воспоминаний.

 

Процесс извлечения из памяти обстоятельств прошлого требует определенного творческого подхода.

 

Необходимо тщательно просмотреть и проработать реальность, провести из нее отбор необходимых событий, придать им колористический образ, который соответствует своей личности, и опять вместить в тот контекст, который наиболее приемлем в данной ситуации.

Чаще привлекая к работе свое воображение, человек тем самым создает благоприятную обстановку для формирования способностей точного воспроизведения образов. Когда ученые занимались исследованием психических процессов людей с исключительной памятью, они выяснили, что большинство таких людей являются еще и владельцами прекрасной зрительной памяти. Зрительная память этих людей может воспринимать неподдельные клише абсолютно всех стимулов, которые могут быть восприняты мозгом. У каждого человека в детском возрасте эта способность имела место. Именно в раннем возрасте ребенок исследует окружающий мир тактильно, опираясь на чувства. В дальнейшем, становясь взрослее и входя в мир взрослых людей, он меняет манеру восприятия окружающего мира. Молодые люди в большинстве своем берут за основу логическое мышление и умственные способности.

Люди, обладающие феноменальной памятью, сохраняют способность воспринимать окружающий мир посредством чувств и эмоций в течение всей своей жизни. Необходимо стараться строить процесс воспитания ребенка так, чтобы он не утратил этого феномена. Взрослые люди в свою очередь могут тренироваться, выполняя упражнения, которые помогут эту способность возродить заново.

 

Воображение выполняет огромную работу при создании зрительных образов.

 

Человеку следует использовать его возможности без каких бы то ни было ограничений.

Способность человека мысленно представлять различные объекты или смысл определенных суждений выражается в воссоздании различных образов. Кстати, англичане показывают это с помощью глагола visualize, а французы – visualizer или visionner.

Любому человеку доступно подсознательное восстановление в памяти различных картин былых времен. Чтобы этот процесс дал максимальные результаты, необходимо подвергнуть его тщательному анализу. Визуальное воссоздание в памяти объекта или идеи – это воскрешение в памяти образа предмета, который видели раньше, или той информации о нем, которая отложилась в памяти, т. е. вы должны были в течение определенного времени очень внимательно рассмотреть объект или выслушать его описание, потому что были нацелены на его запоминание.

Разные системы запоминания подчинены общим принципам, таким как:

1) замена абстрактного понятия конкретным образом;

2) создание ассоциаций между образами;

3) создание истории, связанной с данной ассоциацией. Для запоминания чисел используется ограниченный набор символов (10). Их объединяют какой‑то историей. В зависимости от того, какая преобладает память – зрительная или вербальная (словесная), выбирается код. Можно комбинировать коды обоих типов.

Мы сами вольны решать, что пригодится в будущем, а что – нет, что нужно выучить, а в чем нет необходимости. У нас есть возможность произвольно управлять своей памятью, но в то же время мы можем и не заметить, как какая‑либо информация запомнилась.

 

Date: 2015-10-18; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию