Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория Г.А. Шичко
Г.А. Шичко, кандидат биологических наук, автор гортоновического (словесного) метода избавления от алкогольной и табачной зависимостей. К своему методу Шичко шел сложным и уникальным путем. Участвуя в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в качестве командира и политработника, он убедился в значении проникновенного слова старшего участника боя для создания необходимых для участника боя установок личности. Правильно сказанные слова снимали страх, вселяли уверенность в победе, веру в правоту своей миссии и в свои силы. Здесь же он впервые столкнулся с проблемой «наркомовских ста граммов». Воспеваемые в песнях и стихах военного времени, водка и спирт провоцировали неуправляемое поведение и вели к неоправданным человеческим потерям. После войны Г.А. Шичко работает в институте экспериментальной медицины в Ленинграде, богатом традициями школы физиологов академика И.П. Павлова. От других учеников второго поколения Павловской школы он отличается глубоким пониманием психологии за счет университетского образования и военного опыта работы с людьми. В 1969 году выходит его фундаментальная монография «Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы». Изучая свойства головного мозга, Шичко обратил внимание на возможность использования результатов своих исследований для избавления от алкогольной и табачной зависимостей. Вчерашнему фронтовику, ему было больно видеть, как после победы над страшным и грозным врагом - фашизмом наш народ стал погибать от пьянства и курения. Монография заканчивается провидением, что «слово может быть использовано и для выработки у человека, особенно у ребенка, психологического иммунитета, т.е. отрицательной настройки по отношению к раздражителям, применение которых приводит к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), а также по отношению к аморальным поступкам, к вере в сверхъестественное и т.п. Вопрос о возможностях и приемах использования в интересах практики целенаправленных воздействий на вторую сигнальную систему … находится на стыке многих наук: физиологии, педагогики и некоторых других…Эта наука уже стоит у двери жизни и, можно думать, в ближайшее время… активно включится в борьбу за человека, за его физическое и нравственное здоровье» (23). В дальнейшем, изучая природу алкоголизма, Г.А. Шичко сделал открытие, что универсальная причина употребления алкоголя – это искажение сознания ложными представлениями, которые он назвал психологической питейно-проалкогольной запрограммированностью. Психологическая запрограммированность, по Шичко, это «комплекс временных связей, отобразивших определенную социально-психологическую программу и принуждающий человека выполнять ее», а питейная запрограммированность – это «комплекс временных связей, искаженно отобразивших алкогольную проблему и принуждающий человека употреблять спиртные «напитки» (24). Позже Шичко, с учетом того, что алкоголь – яд и не может быть «напитком», заменит термин «алкогольные напитки» на «алкогольные изделия». Программирование, по Шичко, бывает стихийным, сознательным и комбинированным. Примером стихийного программирования он считал «наркоманное» программирование, когда никто специально пронаркотических сведений не распространяет, и лишь «некоторые люди получают их из случайных и редких источников. Шичко не дожил до наших дней, когда порой открыто наркотики пропагандируются под видом лекарственных средств даже на телевидении. Известные артисты, музыканты, не стесняясь, публично признаются, что «злоупотребляли наркотиками» («и, несмотря на это, - делает выводы молодежь, - он жив, богат и знаменит»). А некоторые антинаркотические программы, особенно заимствованные у Запада, фактически приглашают попробовать наркотик и потом «сделать правильный выбор». Примером сознательного программирования Шичко считал обучение людей религии, что обычно делается с раннего детства. Ярким примером комбинированного программирования Шичко считал питейное программирование. У нас признается нормальным, оправданным «умеренное» или «культурное» алкоголепотребление, поэтому оно прямо или косвенно пропагандируется во всех средствах массовой информации, в кино, театрах, художественной литературе и т.п. (25) Психологическое программирование – это наиболее тонкая и очень эффективная форма принуждения людей. Оно осуществляется под влиянием социальной среды, ее программ. Социальная психологическая программа – есть «совокупность однородных психофизиологических раздражителей социальной среды, производящих программирование человека». Важным программирующим раздражителем является общественное мнение. Для запрограммированности характерно периодическое вынужденное повторение действий. Материальным носителем психологической запрограммированности является комплекс временных связей. Система значимых временных связей образует субъективную программу, которая хранится в мозгу. Она обусловливает совершение действий, соответствующих ее содержанию. У многих школьников и даже детей в детском саду уже проявляется запрограммированность на употребление спиртного, которую пока они не могут реализовать (боязнь наказания, отсутствие денег на приобретение и т.д.). Психологическая запрограммированность включает в себя настроенность или установку на совершение каких-то действий и соответствующее убеждение. В 1981 году в своем реферате «Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования» Г.А. Шичко писал: «Установка – это решение периодически совершать определенные действия и программа их реализации (что делать и как, в какой ситуации)». «Убеждение – это уверенность в том, что эти действия правомерны, оправданы и даже необходимы. Решающее значение принадлежит не установке, а убеждению. Они отличаются большей устойчивостью, люди обычно поступают в соответствии с ними». Для запрограммированных людей характерны: а) бездумность, автоматизм при реализации программы; б) слепая вера; в) нетерпимость к инакомыслящим; г) добровольная и подчас настойчивая пропаганда своего убеждения; д) сниженные восприимчивость и понимание того, что противоречит убеждению; ж) стремление любой ценой, даже посредством фальсификации и измышлений, оправдать свою запрограммированность. Пьющих и курящих Шичко называл верующими, только верят они не в сверхъестественные силы, а в фантастические свойства алкоголя и табака. Концепция психологической запрограммированности, по мнению Шичко, открывает научный подход к таким важным социальным проблемам, как азартные игры, хулиганство, преступность, алкоголизм, курение, наркомания и т.д. Концепция питейной запрограммированности Г.А. Шичко является составной частью представлений о психологической запрограммированности. Она, как и всякая другая психологическая запрограммированность, включает в себя установку на употребление спиртного и питейное убеждение. «Алкогольная установка – это программа отношения человека к алкогольным изделиям (что пить, сколько, в какой обстановке). Содержание установки может с течением времени меняться, но суть ее – решение употреблять спиртное». «Питейное убеждение - это уверенность в том, что алкоголепитие представляет собой нормальное, естественное и даже необходимое в нашей жизни занятие. Суть его в оправдании этого занятия. Именно оно принуждает человека самому употреблять алкоголь и угощать других, добровольно заниматься алкогольной агитацией и пропагандой» (26). В 1985 году Г.А Шичко указывал, что «питейную или проалкогольную запрограммированность образуют: настроенность или установка на употребление спиртного, программа отношения к нему (что пить, сколько, где и т.п.) и проалкогольное убеждение» (27), т.е. Шичко в структуре питейной запрограммированности выделил уже не 2 компонента (установка, убеждение), а 3 (установка, программа, убеждение). Шичко развел понятия «установка» и «программа» и стал рассматривать их по отдельности. Установку только как психологическую настроенность, а программу, как нечто конкретное. Каждый пьющий фактически играет роль питейного программиста и агитатора. Например, воспевание вина есть не что иное, как программирование на его употребление. Вино Шичко называет не даром природы, а вреднейшим «искусственным веществом». Даром природы является виноград, из которого его делают. Принято считать, что развитие алкоголизма начинается с перехода от «умеренного» пития к пьянству. По мнению Шичко, это ненаучное понимание вопроса. Алкоголизм начинается с момента появления в голове человека проалкогольной мысли или с момента попадания в организм первой порции алкоголя. Скорость продвижения человека на пути к алкоголизму зависит от алкоголизмийности (степени подверженности человека алкоголизму), которая складывается из следующих компонентов: восприимчивости к питейному программированию, вырабатываемости привычки к спиртному и потребности в нем. Восприимчивость зависит от вникаемости и убеждаемости. Дети из-за недостаточного развития сознания обладают высокой убеждаемостью, поэтому они легче программируются. Скорость выработки привычки и потребности зависит от возраста, пола, состояния здоровья, заболеваний. Например, люди, перенесшие сотрясение мозга, приобретают потребность в алкоголе во много раз быстрее. В отличие от официальной наркологии, которая рассматривает зависимость как состояние, которое наступает в результате «злоупотребления» веществом, Шичко указывает на то, что психологическая питейная запрограммированность может формироваться задолго до первого приема спиртного, а психическая и физическая зависимости появляются только в процессе их употребления. Иными словами – психологическая зависимость существует до первого приема алкоголя, а психическая и физическая зависимости – это симптомы алкоголизма (28). Привычка понимается Шичко по И.П. Павлову, который писал, что это «постоянно повторяющиеся и в определенном следовании… внешние явления», которые «создают в полушариях определенную, так сказать, стереотипную деятельность» (29). Потребность – основной специфический признак алкоголика, резко отличающий его от других пьющих. Изучение алкоголиков убедило Шичко в том, что у них вырабатываются условные рефлексы на ситуацию и время. Вопреки тенденции рассматривать потребность в алкоголе как свойство организма, частично или полностью врожденное, Шичко приводит многочисленные примеры, когда опыты на животных показывают, что если есть выбор между водой и алкогольным раствором, животные, если, конечно, их специально к этому не приучили, всегда предпочитают воду (30). В «Маленьком словаре трезвенника» Г.А. Шичко дает следующие определения привычки и потребности в употреблении спиртного: «Привычка к употреблению спиртного – устойчивая автоматизированная тенденция по случаю определенных событий, через какие-то периоды или в каких-то ситуациях. Если человек пьет только по праздникам, или только в выходные дни, или при встрече с друзьями, у него вырабатывается привычка. Воздержание от реализации привычки вызывает психологическую неудовлетворенность. Привычка к употреблению спиртного сама собой угасает в случае отказа от регулярных выпивок. Ее можно подавить грамотной лекцией, умелой беседой, или серий специальных психологических сеансов». «Потребность в этаноле – очень сильная, иногда непреодолимая нужда в спиртном, появляющаяся у алкоголиков после приема первых порций его и при некоторых обстоятельствах. Воздержание от удовлетворения потребности вызывает все усиливающееся болезненное состояние – абстинентные страдания. Это состояние иногда бывает настолько мучительным, что человек готов пойти на все ради снятия или смягчения страдания. При тяжелой абстиненции горемыки пьют суррогаты алкоголя и ядовитые вещества, ничего общего не имеющие со спиртным, совершают преступления или самоубийство. Однако достаточно перемучиться некоторое время, чтобы потребность стала слабеть, а затем угасла» (31). Придавая большое значение наличию потребности в спиртном, Шичко вначале возлагал большие надежды на гипноз и пользовался им для выработки у алкоголиков отвращения к спиртному. Однако горький практический опыт показал, что проблему алкоголизма нельзя свести к потребности в спиртном. Ее может уже и не быть, а алкоголизм остается. Поэтому-то и не удается «вылечить» алкоголизм с помощью таблеток. Шичко понял, что главную роль играет сознание, «питейное убеждение», т.е. уверенность в том, что употребление спиртного – самое нормальное и естественное в жизни занятие, которое не одолеть ни приказами, ни наказаниями, ни требованиями. Поэтому в структуру зависимости наряду с установкой он включил и питейное убеждение. Питейное убеждение – это «уверенность в том, что «умеренное употребление спиртного» дозволенное, нормальное, оправданное и неизбежное в наше время занятие. Человек поступает в соответствии со своим убеждением, отстаивает его и пропагандирует…Выпивающие – это как бы заблудившиеся люди, частично потерявшие хорошую, разумную ориентировку в жизни из-за недостатка достоверных сведений по алкогольной проблеме и из-за тенденциозного отношения к ней. Принципиальный трезвенник в отличие от алкоголепийцы обладает не верой в спиртное, а научным противоалкогольным убеждением» (32). Шичко различал алкоголизмию и алкоголизм. Алкоголизмия начинается с момента появления в голове человека проалкогольной мысли или со времени попадания в организм первой порции алкоголя. Каждая новая проалкогольная мысль и каждая новая порция спиртного все дальше ведут его к финишу – алкоголизму. Проалкогольные мысли, сведения, взгляды производят питейное программирование, а употребление спиртного формирует сначала привычку к алкоголю, а затем потребность в нем. С появлением потребности, алкоголизмия заканчивается, и пьющий становится алкоголиком. Шичко не считает научными определения, в которых к признакам алкоголизма относят патологические изменения во внутренних органах. Патологию внутренних органов он рассматривает как осложнение пьянства, но не обязательный признак алкоголизма. Не считает Шичко алкоголизм и болезнью. Он разделяет взгляды Н.Н. Тимофеева о том, что «алкоголизм – это форма аномального, деформированного, часто асоциального поведения», точка зрения, обусловленная учением А.А. Ухтомского о доминантах (33). Шичко резонно заявляет, что если алкоголизм – это болезнь, то алкоголику надо предоставить все права и привилегии больного: освобождать от работы во время запоев, прогулов и т.д. По мнению Шичко, алкоголизм – это пограничное состояние, располагающееся на стыке нескольких наук, в том числе наркологии, физиологии и экологии, и в «Маленьком словаре трезвенника» дает свои определения понятиям «алкоголизм» и «алкоголик». Алкоголизм – «психологическое расстройство, основными признаками которого являются: питейная запрограммированность, привычка к употреблению спиртного, потребность в нем, поглощение его». Алкоголик – «проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, привыкший к спиртному, испытывающий потребность в нем и поглощающий его» (34). (Собриологи назвали эти определения «четыре пэ» по начальным буквам перечисленных признаков алкогольной зависимости). Концепция питейной запрограммированности позволила Шичко предложить и новую классификацию людей в зависимости от их отношения к алкоголю. Приводим ту ее часть, которая имеет значение для данной части исследования, допустив лишь одну поправку: мы заменили слово «напитки» на «изделия», как позже это стал делать сам Г.А. Шичко
Date: 2015-10-18; view: 349; Нарушение авторских прав |