Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физико — математические науки 3 page





Еще в 1895 году Н. Е. Жуковский ознакомился с формой крыла планера Лилиенталя и из опытов, проведенных Лилиенталем, узнал, что изогнутая пластинка дает большую подъемную силу, нежели плоская. Этот экспериментальный факт весьма заинтересовал Н. Е. Жуковского. В 1911 году появилась новая аэродинамическая работа Н. Е. Жуковского, в которой он установил и доказал, почему изогнутая форма профиля более целесообразна по сравнению с плоской пластинкой. Для крыльев были получены простые формулы, по которым можно подсчитать подъемную силу.

 

 

С 1912 года начинают появляться статьи Н. Е. Жуковского по вихревой теории гребного винта — пропеллера. Н. Е. Жуковский в своих работах выдвигает вихревую схему воздушного винта и вычисляет распределение скоростей воздушного потока перед винтом и за винтом. Подробный анализ вихревой схемы винта, проведенный в статьях Н. Е. Жуковского, позволил найти наивыгоднейшую форму лопасти винта.

Н. Е. Жуковский был основателем аэродинамики в России. В 1902 году при Московском университете была построена первая в России и вторая в мире аэродинамическая труба. Скорость ветра в трубе могла меняться в пределах от 1,5 до 11 метров в секунду. При применении специального приспособления скорость ветра можно было довести до 20 метров в секунду. В этой трубе проводились многочисленные испытания. По указаниям Н. Е. Жуковского был спроектирован и построен прибор для испытания пропеллеров. На этом приборе испытывались пропеллеры для самолетов и геликоптеров до 5 метров в диаметре.

В 1909 году в университете была построена новая аэродинамическая труба.

С 1904 по 1906 год Н. Е. Жуковский руководит организацией новой аэролаборатории в поселке Кучино под Москвой. В докладах и статьях Н. Е. Жуковского многократно подчеркивается важность эксперимента в аэромеханике. «Приближается то время, когда направляемая твердым опытом теоретическая мысль сделается хозяином в решении вопросов о сопротивлении жидкостей, когда аэропланы и дирижабли будут строиться с таким же верным расчетом, с каким теперь строятся пароходы и автомобили… Я думаю, что проблема авиации и сопротивления воздуха, несмотря на блестящие достигнутые успехи в ее разрешении, заключает в себе еще много неизведанного, и что счастлива та страна, которая имеет средства для открытия этого неизведанного».

15 декабря 1918 года был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), носящий теперь имя Н. Е. Жуковского. Первым председателем научной коллегии института был Н. Е. Жуковский.

Еще в 1913 году Николай Егорович читал лекции на курсах офицеров — летчиков. Позднее из этих курсов организовалась Военно — воздушная академия им. Жуковского.

В феврале 1920 года Н. Е. Жуковский начал тяжело болеть и 17 марта 1921 года скончался.

Тяжела была эта утрата для всей русской науки. Особенно остро она ощущалась его современниками, работавшими вместе с ним рука об руку. Мощная фигура Николая Егоровича, его необычное спокойствие, живой взгляд, интерес, который он неизменно проявлял ко всяким научным начинаниям, его поразительная скромность и вместе с тем уверенность в себе и чувство собственного достоинства создавали в их памяти образ ученого и мудреца.

В своей речи над могилой Николая Егоровича С. А. Чаплыгин, один из первых учеников Н. Е. Жуковского, очень ярко охарактеризовал облик своего учителя:

«Он своей светлой и могу чей личностью объединял в себе и высшие математические знания, и инженерные науки. Он был лучшим соединением науки и техники, он был почти университетом. Не отвлекаясь ничем преходящим, лишь в меру неизбежной необходимости отдавая дань потребностям жизни, он все свои гигантские силы посвятил научной работе… Эта огромная сила особенно пленяла своей скромностью… Бывало, что начинающий на ученом поприще ученик обращался за советом, предполагая посвятить некоторую долю своего внимания задаче, которая его очень интересовала. Иногда задача была слишком трудной и, может быть, даже недоступной. Николай Егорович никогда не позволял себе сказать, что задача неисполнима, он говорил: «Я пробовал заниматься этим вопросом, но у меня ничего не вышло; попробуйте вы, может быть, у вас выйдет». Он глубоко верил, что среди его учеников могут быть и такие, которые окажутся в силах решить вопросы, им не решенные. Эта вера в окружающих его учеников создала ему трогательный образ, который останется всегда незабываем…»

Вся научная деятельность Н. Е. Жуковского показывает, что он удивительно полно и отчетливо сознавал технические нужды развивающегося человеческого общества и был одарен такой, силой разума, что умел эти скрытые в буднях мелочей неотложные задачи не только формулировать, но и разрешать.

«Аэроплан не машина, — говорили на заре авиации многие изобретатели и инженеры, — его рассчитать нельзя». Как бы в ответ на это Н. Е. Жуковский дает авиационной технике теорему о подъемной силе, создает теорию воздушного винта, изобретает серии теоретических профилей, читает лекции по аэродинамическому расчету, и создание новых аэропланов и самолетов становится доступным строгому научному анализу и расчету.

 

Основные события жизни

 

1858 г. — Н. Е. Жуковский поступил в 4–ю Московскую гимназию.

1863 г. — Н. Е. Жуковский поступил на физико — математический факультет Московского университета.

1868 г. — Н. Е. Жуковский окончил университет.

1870 г. — Н. Е. Жуковский поступает преподавателем физики 2–й Московской женской гимназии.

1872 г. — Н. Е. Жуковский зачисляется преподавателем математики в Московское высшее техническое училище.

1874 г. — Н. Е. Жуковский утверждается доцентом кафедры аналитической механики в Московском высшем техническом училище.

1876 г. — Вышла в свет первая научная работа Н. Е. Жуковского.

1877 г. — Н. Е. Жуковскому присвоена степень магистра прикладной математики.

1882 г. — Н. Е. Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики.

1886 г. — Н. Е. Жуковский — профессор Московского университета по кафедре механики.

1897–1898 гг. — Н. Е. Жуковский привлечен к работам по постройке нового московского водопровода.

1902 г. — При механическом кабинете Московского университета была построена первая в России и вторая в мире аэродинамическая труба.

1905 г. — Н. Е. Жуковский избирается президентом Московского математического общества.

1904–1906 гг. — Н. Е. Жуковский руководит организацией аэролаборатории в поселке Кучино под Москвой.

1918 г. — Создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), носящий теперь имя Н. Е. Жуковского. Первым председателем научной коллегии института был Н. Е. Жуковский.

 

 

Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891)

 

В истории науки немного найдется женских имен, которые были бы известны всему миру, о которых знал, хотя бы понаслышке, каждый образованный человек. К числу таких имен, пользующихся мировой известностью, принадлежит имя Софьи Васильевны Ковалевской, замечательной русской женщины, своею деятельностью «немало содействовавшей прославлению русского имени», как сказал о ней Николай Егорович Жуковский, крупнейший русский ученый в области теории авиации.

Софья Васильевна Ковалевская родилась 15 января 1850 года в Москве. Отец ее, Василий Васильевич Корвин — Круковский, был генерал — лейтенантом артиллерии.

Детство Софья Васильевна провела в имении родителей в селе Палибино Витебской губернии. Она получила прекрасное по тому времени воспитание и образование. Целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели были характерной чертой С. В. Ковалевской. По ее собственному выражению, «интенсивность составляла самую сущность ее натуры». Преподавание по всем наукам вел домашний учитель Иосиф Игнатьевич Малевич. Это был образованный человек, с громадным опытом. Софья Васильевна впоследствии говорила, что обязана И. Малевичу той легкостью, с которой ей давалось дальнейшее изучение наук.

Родители Софьи Васильевны противились слишком свободному развитию ее ума, ей старались дать образование соответственно понятиям той среды, в которой жила ее семья, т. е. стремились сделать из нее светскую благовоспитанную барышню. Софье Васильевне пришлось бороться за свое образование.

В семье велись иногда беседы на математические темы. Очень сильно повлиял на Софью Васильевну ее дядя, П. В. Корвин — Круковский, математические рассуждения которого «действовали на фантазию девочки, внушая ей благоговение к математике как науке высшей и таинственной, открывающей перед посвященными в нее новый чудесный мир, недоступный простым смертным» (из «Воспоминаний детства»). Математические разговоры поддерживались также посещавшими Корвин — Круковских профессором математики Лавровым и профессором физики Тыртовым. Тыртов обратил внимание на математические способности четырнадцатилетней девочки, которая пыталась, не зная тригонометрии, самостоятельно разобраться в смысле тригонометрических формул, встретившихся ей в курсе физики. С этого момента отец Софьи Васильевны изменяет свои взгляды на ее образование. Он разрешил ей брать уроки высшей математики у преподавателя Морского училища А. Н. Страннолюбского. С пятнадцати лет Софья Васильевна, во время зимних приездов ее семьи в Петербург, систематически занималась изучением математики.

В то время среди женщин развивалось стремление к высшему образованию, получить которое они могли лишь в некоторых заграничных университетах, так как высших школ для женщин в России еще не существовало, а в мужские их не пускали. С целью освобождения от родительской опеки, мешавшей поступлению в заграничные университеты, некоторые девушки заключали фиктивные браки с людьми, сочувствовавшими женскому движению и предоставлявшими своим фиктивным женам полную свободу.

В восемнадцать лет Софья Васильевна фиктивно вышла замуж за Владимира Онуфриевича Ковалевского, одного из представителей интеллигенции, занимавшегося в то время издательской деятельностью. Впоследствии их брак стал настоящим. Интересны некоторые подробности этого брака: фиктивный брак был нужен для Анны, старшей сестры Софьи Васильевны, обладавшей литературным талантом. Но когда В. О. Ковалевского познакомили с обеими сестрами, то он решительно заявил, что женится только на младшей, которая его совершенно очаровала и женитьбой на которой он мог бы принести пользу науке.

«Несмотря на свои 18 лет, воробышек (так называли Софью Васильевну за ее моложавость и малый рост) образована великолепно, знает все языки, как свой собственный, и занимается до сих пор, главным образом, математикой. Работает, как муравей, с утра до ночи, и при всем том жива, мила и очень хороша собой» (из письма В. Ковалевского).

Под влиянием своего брата, известного эмбриолога А. О. Ковалевского, Владимир Онуфриевич стал заниматься естественными науками. Своими классическими работами, сделанными через несколько лет после знакомства с Софьей Васильевной, В. О. Ковалевский положил начало эволюционной палеонтологии.

После свадьбы, осенью 1868 года, супруги Ковалевские отправились в Петербург, где каждый из них усердно занимался наукой, а Софья Васильевна, кроме того, добилась разрешения слушать лекции в Медико — хирургической академии. Затем Ковалевские отправились за границу. Весной 1869 года С. В. Ковалевская поселилась в Гейдельберге вместе со своей подругой Ю. В. Лермонтовой, занимавшейся химией.

В Гейдельберге С. В. Ковалевская изучала математику посещала лекции крупных ученых: Кирхгофа, Дю — Буа — Реймона и Гельмгольца. В 1870 году С. В. Ковалевская переехала в Берлин, где хотела слушать лекции знаменитого математика К. Вейерштрасса. Однако ей это не удалось, так как в Берлинский университет женщин не допускали. Но Вейерштрасс согласился давать ей частные уроки. Это было блестящим успехом Софьи Васильевны. Привлечь к себе внимание такого крупного ученого, как К. Вейерштрасс, и сделаться его первой ученицей было очень трудно. Лично Вейерштрасс придерживался консервативных взглядов на женское образование и был противником допущения женщин в германские университеты. Кроме того, по свидетельству Феликса Клейна, быть учеником К. Вейерштрасса было нелегко, так как «его интеллектуальное превосходство скорее подавляло его слушателей, чем толкало их на путь самостоятельного творчества». Однако блестящие способности С. В. Ковалевской очень скоро заставили Вейерштрасса признать математическое дарование своей ученицы.

«Что касается математического образования Ковалевской, то могу заверить, что я имел очень немногих учеников, которые могли бы сравниться с нею по прилежанию, способностям, усердию и увлечению наукой» (из отзыва К. Вейерштрасса).

Через четыре года — в 1874 году — К. Вейерштрасс ходатайствовал перед Геттингенским университетом о присуждении С. В. Ковалевской степени доктора философии заочно и без экзаменов. В письмах профессорам Геттингенского университета Вейерштрасс дает характеристику трех работ, представленных Ковалевской, из которых каждая, по его мнению, была достаточна для получения этой степени. Первая из этих работ — «К теории дифференциальных уравнений в частных производных». Теорема, доказанная С. В. Ковалевской, относится к числу классических и излагается в настоящее время под названием теоремы Коши — Ковалевской в программе высшей школы.

Вторая работа, представленная С. В. Ковалевской, относится к интереснейшей космологической проблеме — вопросу о форме кольца Сатурна. Здесь С. В. Ковалевская развивает исследования Лапласа, считая кольцо жидким (в настоящее время, однако, более правдоподобной считается гипотеза, что Кольцо состоит из твердых частиц).

В третьей из представленных работ («О приведении некоторого класса абелевых интегралов к эллиптическим интегралам») С. В. Ковалевская разбирает теорию математического анализа.

С получением степени доктора философии был закончен пятилетний период скитальческой жизни Софьи Васильевны. За этот период она совершила несколько путешествий, была в Лондоне, а также в Париже.

В 1874 году С. В. Ковалевская вернулась с мужем в Россию и стала жить в Петербурге. На довольно продолжительное время Софья Васильевна отошла от занятий математикой.

В 1878 году С. В. Ковалевская переезжает с семьей в Москву. В 1879 году Она по предложению крупнейшего русского математика П. Л. Чебышева делает доклад на съезде естествоиспытателей о своих работах. Она хлопочет о разрешении сдать магистерские экзамены в Московском университете, но ей отказывают в этом, несмотря на поддержку профессоров. В 1881 году Софья Васильевна решила вернуться в Берлин к Вейерштрассу, взяв с собой свою дочь Софью, родившуюся в 1878 году. Основной работой, написанной С. В. Ковалевской с 1881 по 1883 год, была статья о преломлении света в кристаллических средах.

В 1883 году трагически погиб В. О. Ковалевский. Выдающийся ученый покончил с собой под давлением ряда обстоятельств, в том числе и материальных. Софья Васильевна очень тяжело перенесла известие о смерти мужа. Она приняла наконец предложение о переезде в Стокгольм от шведского математика Миттаг — Леффлера, который уже несколько раз пытался привлечь ее к работе в Стокгольмском университете. С этого времени начинается расцвет научной и литературной деятельности С. В. Ковалевской.

 

 

Склонность к литературе проявлялась у нее еще в петербургский и московский периоды жизни, когда она писала очерки и театральные рецензии в газеты. В Стокгольме эта склонность поддерживалась благодаря ее дружбе со шведской писательницей А. Ш. Эдгрен — Леффлер. сестрой Миттаг — Леффлера. Совместно с нею Софья Васильевна написала драму «Борьба за счастье», ставившуюся несколько раз в России. Кроме того, С. В. Ковалевская написала «Воспоминания детства», роман «Нигилистка», очерк «Три дня в крестьянском университете в Швеции», «Воспоминания о Джордже Эллисте» и другие очерки и статьи, печатавшиеся на шведском, русском и других языках. В литературных произведениях проявляются живой и глубокий ум Софьи Васильевны и широта ее интересов.

В Стокгольмском университете С. В. Ковалевская прочитала с большим успехом двенадцать курсов по различным отделам математики, «с глубиной и ясностью направляя умственную жизнь юношества».

В Стокгольме С. В. Ковалевская написала научную работу о вращении твердого тела, составившую, по словам Н. Е. Жуковского, главным образом, ее ученую славу. За эту работу 24 декабря 1888 года Парижская академия присудила С. В. Ковалевской премию Бордена, увеличив ее с 3000 до 5000 франков.

В 1889 году Российская академия наук избрала С. В. Ковалевскую своим членом — корреспондентом. В это время Софья Васильевна находилась в Стокгольме и узнала о своем избрании из телеграммы, присланной из Петербурга: «Наша Академия наук только что избрала вас членом — корреспондентом, допустив этим нововведение, которому не было до сих пор прецедента. Я очень счастлив видеть исполненным одно из моих самых пламенных и справедливых желаний. Чебышев».

С. В. Ковалевская скончалась 10 февраля 1891 года в Стокгольме от воспаления легких, которое она получила, возвращаясь после зимних каникул из Италии в Швецию. Ей был всего 41 год, она была в расцвете умственных сил и таланта.

С. В. Ковалевская была первой женщиной — ученой в области точных наук и вызывала к себе большой интерес своей много — сторонней живой натурой и художественным талантом. Имя Софьи Васильевны Ковалевской навсегда останется в истории науки увенчанным заслуженной славой.

 

Основные события жизни

 

1850 г. — Родилась С. В. Ковалевская.

1869 г. — С. В. Ковалевская поселилась в Гейдельберге, где упорно занималась науками.

1874 г. — Знаменитый математик К. Вейерштрасс возбудил перед Геттингенским университетом ходатайство о присуждении С. В. Ковалевской степени доктора философии заочно и без экзаменов.

1874 г. — С. В. Ковалевская вернулась с мужем в Россию и стала жить в Петербурге.

1878 г. — С. В. Ковалевская переезжает с семьей в Москву.

1879 г. — С. В. Ковалевская делает доклад на съезде естествоиспытателей о своих работах.

1881 г. — С. В. Ковалевская возвращается в Берлин.

1883 г. — Трагически погиб В. О. Ковалевский, и Софья Васильевна приняла предложение о переезде в Стокгольм от шведского математика Миттаг — Леффлера.

1888 г. — Парижская академия присудила С. В. Ковалевской премию Бордена.

1889 г. — Российская академия наук избрала С. В. Ковалевскую своим членом — корреспондентом.

 

 

Александр Степанович Попов (1859–1906)

 

В историю науки, техники и мировой культуры А. С. Попов вошел как изобретатель радиотелеграфа.

Он родился 16 марта 1859 года на Богословском заводе на Урале, где его отец был священником. Из шестерых детей, составлявших семью Поповых, Александр был третьим. Сыновей небогатого священника ожидала служба дьяконом или священником в одном из приходов своей епархии, часто в приходе отца. Но уже с самых малых лет у Александра стали проявляться совершенно иные склонности и интересы. Часами пропадая в небольшой мастерской, он с увлечением мастерил действующие модели водяных колес, мельничек, разного рода движущихся механизмов.

Тем не менее, когда наступило время, А. С. Попов из‑за отсутствия средств был отдан отцом в духовное училище, где обучение и содержание были бесплатными. По окончании училища он поступил в Пермскую духовную семинарию. И здесь Александр находил время для самостоятельных занятий точными науками, за что даже получил от товарищей прозвище Математик. После окончания семинарии А. С. Попов самостоятельно Подготовился к дополнительным экзаменам, успешно сдал их и в 1877 году поступил на физико — математический факультет Петербургского университета.

В университете А. С. Попов все свободное от занятий время проводил в физической лаборатории, занимаясь опытами по электричеству. В 1881 году в Петербурге открылась Электрическая выставка. А. С. Попов устроился туда сотрудником и изучив до мельчайших подробностей все экспонаты, давал посетителям обстоятельные и четкие объяснения.

По окончании курса А.С.Попов, благодаря выдающимся успехам и интересу к физике, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Ему, еще так недавно покинувшему студенческую скамью, предстояло в ближайшем будущем самому обучать молодых людей. Для этого необходимо было обладать достаточно глубокими и разносторонними знаниями, большой эрудицией. Экспериментальная сторона любимого предмета — физики — была А. С. Попову близка и понятна, но теоретическая физика в те времена в университете была поставлена крайне слабо, и молодой преподаватель остро чувствовал недостаточность знаний, приобретенных в университете. Этот пробел он старался восполнить самостоятельными занятиями. Однако материальная необеспеченность, необходимость одновременно добывать средства к жизни и помогать большой семье не позволяли отдавать учению столько времени, сколько хотелось и сколько было необходимо. Надо было найти выход из положения.

В 1883 году в Минном офицерском классе в Кронштадте открылась вакансия ассистента по одному из разделов электричества. Минный офицерский класс был в те годы единственным в России высшим учебным заведением, в котором электротехника занимала видное место и в котором велась большая научно — техническая работа по практическому применению электричества, в особенности в морском деле. Возможность работать по электротехнике, одновременно учась и обучая других, а также и приличные условия службы побудили А. С. Попова принять это место.

Ни одно явление природы, ни одно открытие или изобретение не проходили мимо А. С. Попова. Так, например, в связи с солнечным затмением 1887 года он вместе с университетскими товарищами с увлечением изучает все, что было к тому времени известно о Солнце. Он принимает участие в экспедиции для наблюдения затмения и отправляется с этой целью в Крас — ноярск. Несколько лет спустя, как только в России стало известно об открытии Рентгеном х — лучей, А. С. Попов собственноручно изготавливает рентгеновскую трубку, производит с ней ряд экспериментов и получает первые в России фотоснимки (рентгенограммы), которые по его инициативе используются для диагностических целей в Кронштадтском госпитале.

В этот период А. С. Попов читает курс высшей математики и практической физики в Морском техническом училище и в Минном офицерском классе. Ежегодно летом он уезжает в Нижний Новгород, где заведует электрическими установками на территории ярмарки. В течение девяти лет преподаватель математики и физики руководит крупным по тому времени энергетическим хозяйством. Будучи членом общества «Электротехник», А. С. Попов возглавляет постройку ряда электрических станций в Москве, Рязани и других городах. Работа в этой области создала ему имя одного из лучших русских специалистов по энергетике.

В 1893 году А. С. Попов получил командировку в Чикаго на выставку, где имел возможность близко познакомиться с последними достижениями электротехники и физики, в частности с опытами Герца. Конечно, опыты Герца не могли не привлечь его внимания. Склонный к аналогиям и обобщениям, он воспринял открытие новых «лучей электрической силы» как фактор величайшей важности. Привыкший подходить к физическим явлениям с практической стороны, он тотчас же стал искать возможных приложений этих лучей для передачи сигналов на расстояние.

За это время А. С. Попов приобрел в Морском ведомстве большой авторитет и славу выдающегося специалиста. В одном из документов, касающемся представления А. С. Попова к награждению орденом Станислава 2–й степени и датированном 1894 годом, было сказано: «Коллежский асессор А. С. Попов состоит в Минном офицерском классе преподавателем с 1883 года. За эти 11 лет он преподавал практическую физику, предмет, который должен был им быть самостоятельно разработан. Во время болезни преподавателя гальванизма в 1883 году он его заменил вполне, взяв на себя преподавание двух предметов почти в продолжение целой зимы. За это время А. С. Попов приобрел общее уважение и вполне заслуженную славу прекрасного профессора и серьезного ученого…»

Дата 7 мая 1895 года должна быть отмечена как имеющая особое значение в истории радиосвязи и современной культуры. В этот день Александр Степанович Попов продемонстрировал передачу знаков азбуки Морзе без помощи проводов.

Весной и осенью 1895 года он продолжал свои опыты в помещении Минного класса. Передача сигналов производилась уже на расстоянии нескольких десятков метров. Приемник был усовершенствован по сравнению с первоначальным образцом. Этот приемник в конце 1895 года был передан метеорологической станции Петербургского лесного института, где под названием «грозоотметчик» служил для регистрации грозовых разрядов на расстояниях до 30 километров.

24 марта 1896 года А. С. Попов выступил с докладом в Русском физико — химическом обществе, наглядно демонстрируя возможность телеграфирования без проводов. Приемный и передающий аппараты были расположены в разных помещениях на расстоянии 250 метров. А. С. Попов передал первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов — «Генрих Герц». Текст этой радиограммы очень показателен; он характеризует самого изобретателя радио. А. С. Попов ясно понимал, что его исследования вызовут переворот в области связи без проводов. Однако, поразительно скромный и преданный науке, он готов был прежде всего воздать должное своим предшественникам.

 

 

Все опыты с электромагнитными волнами А. С. Попов должен был производить, не имея на это никаких специальных ассигнований. Необходимые приборы изготавливались им собственноручно или его помощниками.

К этому времени итальянец Маркони, применив передаточное устройство и антенну Попова, осуществил связь на расстояние в несколько сотен метров, а затем и в несколько километров. Когда слухи об этом проникли в печать, Морское ведомство ассигновало на опыты А. С. Попова… триста рублей.

Ограниченность средств, возможность производить опыты только летом, так как остальное время было занято преподаванием, тормозило работу А. С. Попова.

Только через три года, в 1898 году, удалось построить две полные приемно — передающие станции, с которыми (между учебным судном «Европа» и крейсером «Африка») была установлена беспроволочная связь до 8 километров. Опыты этого года подтвердили возможность связи в любых метеорологических условиях, и в частности в тумане, когда обычная световая сигнализация не могла быть применена. В 1899 году инженер Дюкрете, владелец небольшого завода в России, получил заказ от Морского министерства на три станции, которые и были готовы к осени этого же года.

Морское ведомство уже достаточно хорошо поняло важность беспроволочной связи. Построенные станции были установлены на броненосцах черноморской эскадры «Георгий Победоносец» и «Три Святителя».

Однако, несмотря на то что А. С. Попов за свои работы получил в это время премию Русского технического общества, несмотря на все безусловные успехи беспроволочного телеграфу несмотря на энергию Дюкрете, масштабы работ А. С. По — пова, ограниченные Ничтожно малыми средствами, были очень незначительными.

Все же 1899 год отмечен дйумя достижениями А. С. Попова: во — первых, им был разработан приемник с телефоном (прообраз детекторного приемника), позволивший увеличить дальность работы; во — вторых, было установлено беспроводное сообщение между островом Гогланд и городом Котка, необходимость в котором появилась в связи с работами по снятию с камней потерпевшего аварию броненосца «Генерал — адмирал Апраксин». Дальность передачи в этом случае была более 40 километров. Тогда же радиотелеграф впервые послужил спасению человеческих жизней: с Гогланда было получено сообщение о бедственном положении группы рыбаков, унесенных на льдине. Ледокол «Ермак» по радио получил приказ отправиться в море, вскоре обнаружил и спас всех людей.

На Западе в это время организовалось несколько мощных промышленных предприятий, производивших радиоаппаратуру. Если еще в 1899 году вернувшийся из‑за границы и посетивший там ряд немецких и французских радиостанций Александр Степанович мог сказать, что «мы не очень отстали от других», то уже через пару лет всем было ясно, что отставание нарастало катастрофически. Несмотря на все усилия А. С. Попова, министерская рутина, казенное отношение к делу, боязнь ответственности, наконец, недружелюбное отношение к изобретениям и изобретателям не давали возможности ни развить работы в кронштадтских мастерских Морского министерства, ни увеличить заказы заводу Дюкрете.

В результате в 1905 году, когда в связи с начавшейся Русско- японской войной потребовалось большое количество радиостанций, оказалось, что единственный способ получить их быстро и в достаточном количестве — это… заказать их какой- либо иностранной фирме.

В начале 900–х годов в деятельности Александра Степановича происходит поворот. В 1900 году Петербургский электротехнический институт присуждает ему звание почетного инженера — электрика, в следующем году Русское техническое общество избирает его своим почетным членом.

В этом же году он принимает приглашение на кафедру физики в Электротехническом институте. Новому профессору физики предстояла большая работа по организации курса и лабораторий. Деятельность его как профессора Электротехнического института не позволила ему отдавать работе по практическому применению беспроволочного телеграфа столько времени, как раньше. Летний период 1902 года был последним, когда он имел возможность лично принимать участие в опытах на судах.

Date: 2015-10-18; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию