Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы 3 page
Незадолго до этого созданный Политехнический музей был местом, где собирались московские пионеры электротехники. Здесь же для Яблочкова открылась возможность заняться опытами. В конце 1873 года ему удалось встретиться с выдающимся русским электротехником В. Н. Чиколевым. От него Павел Николаевич узнал об удачных работах А. Н. Лодыгина по конструированию и применению ламп накаливания. Эти встречи оказали громадное влияние на П. Н. Яблочкова. Он решил посвятить свои эксперименты применению электрического тока для освещения и к концу 1874 года оставляет службу и полностью отдается своим научным занятиям и опытам. Он оборудует в Москве мастерскую физических приборов. Здесь ему удалось построить электромагнит оригинальной конструкции — его первое изобретение, здесь же он начал и другие свои работы. Мастерская поглотила значительные личные средства П. Н. Яблочкова, и он был вынужден прервать на некоторое время свои опыты и заняться выполнением некоторых заказов, как, например, устройством электрического освещения железнодорожного полотна для обеспечения безопасного следования царской семьи в Крым. Эта работа была успешно проведена П. Н. Яблочковым и была первым в мировой практике случаем электрического освещения на железных дорогах. Однако финансовые дела П. Н. Яблочкова окончательно расстроились. Собственная мастерская пришла в упадок, так как Павел Николаевич мало ею занимался, а все время тратил на свои эксперименты. Он решается поехать в Америку на открывавшуюся Филадельфийскую выставку, на которой надеялся ознакомиться с электрическими новинками и одновременно экспонировать свой электромагнит. Осенью 1875 года П. Н. Яблочков уезжает, но из‑за отсутствия средств на продолжение путешествия остался в Париже, где тогда велось много разнообразных и интересных работ по применению электричества. Здесь он встретился с известным механиком — конструктором академиком Бреге. Бреге сразу определил в П. Н. Яблочкове наличие выдающихся конструкторских способностей и пригласил его на работу в свои мастерские, в которых в это время велось главным образом конструирование телеграфных аппаратов и электрических машин. Приступив в октябре 1875 года к работе в мастерских Бреге, П. Н. Яблочков не прекращал своей основной работы — усовершенствования регулятора для дуговой лампы, и уже в конце этого года вполне оформил ту конструкцию дуговой лампы, которая, найдя широкое применение под именем «электрической свечи», или «свечи Яблочкова», произвела полный переворот в технике электрического освещения. 23 марта 1876 года стало датой рождения свечи Яблочкова: в этот день ему был выдан первый патент во Франции.
Свеча Яблочкова отличалась исключительной простотой. Два параллельно поставленных угольных стержня имели между собой прокладку. Каждый из углей зажимался своим нижним концом в отдельную клемму светильника; эти клеммы присоединялись к сети. Между верхними концами угольных стержней укреплялась пластинка («запал»), соединявшая между собой оба угля. При прохождении тока запал сгорал, а между концами угольных электродов появлялась дуга, пламя которой создавало освещение. Успех свечи Яблочкова превзошел самые смелые ожидания. В апреле 1876 года на выставке физических приборов в Лондоне свеча Яблочкова была «гвоздем» выставки. Но для практического использования свечи нужно было разрешить еще много вопросов. Нужно было создать возможность длительного и непрерывного освещения свечами (каждая свеча сгорала в течение полутора часов). Великой заслугой П. Н. Яблочкова является то, что он сам решил все чрезвычайно важные технические вопросы. В конце 1876 года П. Н. Яблочков сделал попытку применить свои изобретения на родине, он отправляется в Россию. Это было накануне турецкой войны, и у правительства были Другие заботы. Встречен П. Н. Яблочков был совершенно равнодушно, и ему, по существу, ничего не удалось сделать в России. Он, правда, получил разрешение на устройство опытного электрического освещения железнодорожной станции Бирзула. Но и эти опыты не привлекли внимания, и П. Н. Яблочков вынужден был вновь уехать в Париж, тяжело потрясенный таким отношением к его изобретениям. С 1878 года за границей началось широкое применение свечей Яблочкова. Был создан синдикат, который в январе 1878 года превратился в Общество по эксплуатации патентов Яблочкова. В течение двух лет изобретения П. Н. Яблочкова обошли весь свет. После установок первых свечей 1876 года в Париже (универсальный магазин Лувр, театр Шатле, площадь Оперы и др.) устройства освещения свечами Яблочкова появились буквально во всех странах мира. Павел Николаевич писал одному из своих друзей в то время: «Из Парижа электрическое освещение распространилось по всему миру, дойдя до дворцов шаха персидского и короля Камбоджи». Трудно передать тот восторг, с которым было встречено во всем мире освещение электрическими свечами. Павел Николаевич стал одним из самых популярных лиц промышленной Франции и всего света. Новый способ освещения называли «русским светом», «северным светом». Общество по эксплуатации патентов Яблочкова получало колоссальные прибыли и не справлялось с нахлынувшей массой заказов. Годы блестящих успехов свечи окончательно закрепили победу электрического освещения над газовым. Поэтому конструкторская мысль продолжала непрерывно работать над усовершенствованием электрического освещения. Сам П. Н. Яблочков построил электрическую лампочку другого типа, так называемую «каолиновую», свечение которой происходило от огнеупорных тел, накаляемых электрическим током. Этот принцип для своего времени был новым и многообещающим; однако П. Н. Яблочков не углубился в работу над каолиновой лампой. В это же время Лодыгину в России, а несколько позже Лейн- Фоксу и Свану в Англии, Максиму и Эдисону в Америке удалось завершить разработку ламп накаливания, которые стали не только серьезным конкурентом свечи, но и вытеснили ее за довольно короткий срок. В 1878 году П. Н. Яблочков решается еще раз поехать на родину для внедрения своего изобретения. Возвращение на родину было для изобретателя связано с большими жертвами: он должен был выкупить у французского общества так называемую «русскую привилегию» и за это должен был уплатить около миллиона франков. Он на это решился и приехал в Россию без средств, но полный энергии и надежд. В России Павел Николаевич столкнулся с большим интересом к своим работам со стороны разных кругов. Нашлись средства для финансирования предприятия. Ему пришлось заново создавать мастерские, вести многочисленные финансовые и коммерческие дела. С 1879 года в столице появилось много установок со свечами Яблочкова, из которых первая осветила Литейный мост. Отдавая дань времени, П. Н. Яблочков в своих мастерских начал также небольшое производство ламп накаливания. Коммерческое направление, которое по преимуществу получили на сей раз работы П. Н. Яблочкова в Петербурге, ему удовлетворения не приносило. Не облегчало его тяжелого настроения и то, что успешно подвигалась его работа по конструированию электрической машины и его деятельность по организации электротехнического отдела при Русском техническом обществе, вице — председателем которого Павел Николаевич был избран. Его вновь потянуло в Париж, где еще так недавно счастье ему улыбнулось. Вернувшись в Париж в 1880 году, П. Н. Яблочков вновь поступил на службу в Общество по эксплуатации его изобретений, продал обществу свой патент на динамомашину и стал готовиться к участию в первой Всемирной электротехнической выставке, намеченной к открытию в Париже в 1881 году. В начале 1881 года П. Н. Яблочков оставляет службу в Обществе и полностью посвящает себя конструкторской работе. На электротехнической выставке 1881 года изобретения П. Н. Яблочкова получили высшую награду: они были признаны вне конкурса. Научные, технические, официальные сферы высоко ставили его авторитет, и Павел Николаевич был назначен членом международного жюри по рассмотрению экспонатов и присуждению наград. Сама же выставка 1881 года была триумфом лампы накаливания. С этого времени П. Н. Яблочков посвятил себя работам над генераторами электрического тока — динамо — машинами и гальваническими элементами; к источникам света он больше никогда не возвращался. П. Н. Яблочков получил в последующие годы ряд патентов на электрические машины. В непрерывном труде, в тяжелых материальных условиях вел П. Н. Яблочков свои опыты в 1881–1893 годы. Он жил в Париже как частное лицо, полностью отдавшись научным проблемам, искусно экспериментируя и внося в работу много оригинальных идей, направляясь смелыми и неожиданными путями, опережая современное ему состояние науки, техники и промышленности. Взрыв, происшедший в его лаборатории во время опытов, едва не стоил ему жизни. Непрерывное ухудшение материального положения, прогрессировавшая тяжелая сердечная болезнь — все это подтачивало силы П. Н. Яблочкова. Он решился вновь поехать на родину после 13–летнего отсутствия. В июле 1893 года он выехал в Россию, но сразу же по приезде сильно заболел. В имении он застал настолько запущенное хозяйство, что никаких надежд на улучшение материальных условий у него не осталось. Павел Николаевич с женой и сыном поселился в Саратове в гостинице. Больной, прикованный к дивану тяжелой водянкой, лишенный почти всяких средств к существованию, он продолжал вести опыты. 31 марта 1894 года перестало биться сердце талантливого русского ученого и конструктора, одного из блестящих пионеров электротехники, работами и идеями которого гордится Россия.
Основные события жизни
1859 г. — П. Н. Яблочков в 12–летнем возрасте придумал угломерный инструмент для землемерных работ. 1863 г. — П. Н. Яблочков поступил в Военно — инженерное училище. 1866 г. — П. Н. Яблочков выпущен подпоручиком в 5–й саперный батальон инженерной команды Киевской крепости. 1867 г. — П. Н. Яблочков по болезни уволен в отставку. 1875 г. — П. Н. Яблочков уезжает в Париж. 1876 г. — П. Н. Яблочкову за изобретение «свечи» выдан патент во Франции. 1876 г. — На выставке физических приборов в Лондоне свеча П. Н. Яблочкова была «гвоздем» выставки. 1878 г. — П. Н. Яблочков приехал в Россию. 1880 г. — П. Н. Яблочков вновь на службе в Обществе по эксплуатации своих изобретений. 1881 г. — П. Н. Яблочков оставляет службу в обществе и полностью отдается конструкторской работе. 1881 г. — На электротехнической выставке изобретения П. Н. Яблочкова получили высшую награду.
Александр Николаевич Лодыгин (1847–1923)
Имя Александра Николаевича Лодыгина связано главным образом с построением электрической лампы накаливания. Как известно, приоритет изобретения лампы накаливания оспаривался очень многими изобретателями, и по поводу него возникло много споров. Построив более совершенную лампу, чем другие изобретатели, А. Н. Лодыгин впервые превратил ее из физического прибора в практическое средство освещения. А. Н. Лодыгин показал преимущества применения вольфрамовой проволоки и, таким образом, положил начало производству гораздо более экономичных ламп накаливания, чем угольные лампы раннего периода. А. Н. Лодыгин подготовил почву для успехов П. Н. Яблочкова и, несомненно, оказал сильное влияние на Т. А. Эдисона и Д. Свана, которые, пользуясь принципом действия лампы накаливания, утвержденным трудами А. Н. Лодыгина, превратили этот прибор в предмет широкого потребления. Посвятив много лет построению и усовершенствованию лампы накаливания, А. Н. Лодыгин не нашел признания в современной ему России. Продолжая свою работу в Америке, А. Н. Лодыгин надеялся, что ему удастся возвратиться в Россию. Русские ученые не порывали связи со своим выдающимся соратником. Он избирается почетным членом Общества русских электротехников, а в 1923 году Русское техническое общество торжественно отпраздновало 50 лет со дня первых опытов А. Н. Лодыгина по освещению лампами накаливания. А. Н. Лодыгин родился 18 октября 1847 года в имении родителей в Тамбовской губернии. По семейной традиции ему готовилась военная карьера. Для получения среднего образования он был отдан в Воронежский кадетский корпус, в котором обучался до 1865 года. По окончании Кадетского корпуса д. Н. Лодыгин прошел курс обучения в Московском юнкерском училище и был произведен в подпоручики, после чего началась его армейская служба. Наличие несомненных инженерных способностей отвлекло А. Н. Лодыгина от военной карьеры. Прослужив обязательный срок, он вышел в отставку и никогда более не возвращался в армию. Начав после выхода в отставку работу на заводах, А. Н. Лодыгин занимался построением летательных аппаратов. В 1870 году им была разработана конструкция летательного аппарата тяжелее воздуха, и он предложил ее Комитету национальной обороны в Париже для использования в условиях происходившей в это время франко — прусской войны. Его предложение было принято: он был вызван в Париж для построения и испытания его аппарата. Но как только Франция потерпела поражение в войне, от этой затеи отказались, и А. Н. Лодыгин вернулся в Россию после безуспешного пребывания за границей. В России А. Н. Лодыгин очутился в тяжелом материальном положении и был вынужден принять первую попавшуюся работу в Обществе нефтяного газа «Сириус». Он начал там работать техником, занимаясь в свободное время разработкой ламп накаливания. Этой технической проблемой он увлекся в связи с работой над построением летательного аппарата, для освещения которого такой источник света был более пригоден, чем какой‑либо другой. После возвращения из Парижа он начинает слушать лекции в Петербургском университете, стараясь ближе ознакомиться с новейшими течениями научной мысли в области учения об электричестве. К концу 1872 года А. Н. Лодыгин располагал несколькими экземплярами ламп накаливания, которые можно было публично Демонстрировать. Ему удалось найти прекрасных механиков в лице братьев Дидрихсон, из которых один — Василий Федорович Дидрихсон — собственноручно изготовил все конструкции ламп накаливания, разрабатывавшиеся А. Н. Лодыгиным, внося при этом уже во время изготовления ламп существенные технологические усовершенствования.
А. Н. Лодыгин в первых своих опытах производил накаливание током железной проволоки, затем большого числа мелких стерженьков из кокса, зажатых в металлических держателях. Опыты с железной проволокой были им оставлены как неудачные, а накаливание угольных стерженьков показало, что таким методом можно не только получить более или менее значительный свет, но и разрешить одновременно другую очень важную техническую проблему, носившую в то время название «дробления света», т. е. включения большого числа источников света в цепь одного генератора электрического тока. Последовательное включение стерженьков было очень простым и удобным. Но накаливание угля на открытом воздухе приводило к быстрому их перегоранию. А. Н. Лодыгин построил в 1872 году лампу накаливания в стеклянном баллоне с угольным стерженьком. Его первые лампы имели по одному угольному стержню в баллоне, причем из баллона воздух не удалялся: кислород выгорал при первом накаливании угля, а дальнейшее накаливание происходило в атмосфере остаточных разреженных газов. Уголек имел продолжительность горения приблизительно 30 минут, воздух проникал внутрь колбы и ускорял перегорание угля. Лампа этой конструкции была негодной для практического применения. В 1873 году была построена лампа, более усовершенствованная с точки зрения продолжительности службы. Она содержала два угольных стерженька, из которых один горел в течение 30 минут и выжигал кислород, после чего второй стерженек горел в течение 2 часов. Эта лампа демонстрировалась А. Н. Лодыгиным в 1873 и 1874 годах. В Технологическом институте и других учреждениях А. Н. Лодыгин прочел много лекций об освещении лампами накаливания. Эти лекции привлекали большое число слушателей. Но историческое значение имела установка электрического освещения лампами накаливания, устроенная А. Н. Лодыгиным осенью 1873 года на Одесской улице в Петербурге. Вот как описывает это устройство инженер Н. В. Попов, лично присутствовавший на этих демонстрациях: «На двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Масса народа любовалась этим освещением, этим огнем с неба. Многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно было читать при керосиновом освещении и при электрическом. На панели между фонарями лежали провода с резиновой изоляцией, толщиной в палец…»
Эти опыты стали первым случаем публичного применения лампы накаливания. В 1875 году была построена более совершенная конструкция ламп накаливания. «К гордости русского народа должен быть на скрижалях истории культуры отмечен тот факт, что инициатива применения электрического освещения как вольтовой дугой, так и калильными лампами принадлежит русским изобретателям Яблочкову и Лодыгину; поэтому малейшие подробности всей эпопеи зарождения электрического освещения должны быть дороги, интересны и отрадны каждому русскому сердцу, и наш долг перед теми, кто положил начало столь распространенному теперь электрическому освещению, показать их работы и выяснить их право на это великое открытие», — так писал «Почтово — телеграфный журнал» в 1900 г. еще при жизни знаменитого изобретателя А. Н. Лодыгина. Демонстрирование освещения с помощью ламп Лодыгина в Адмиралтейских доках в 1874 году показало, что морское ведомство может получить большую пользу от применения освещения лампами накаливания во флоте. Среди научных и промышленных кругов интерес к работам А. Н. Лодыгина после этого сильно возрос. Академия наук присудила ему Ломоносовскую премию, подчеркнув этим научную ценность его трудов. Блестящие успехи А. Н. Лодыгина привели к тому, что вокруг него стали группироваться предприниматели, заботившиеся не столько об усовершенствовании лампы, сколько о возможных прибылях. Это и погубило все дело. «Изобретение Лодыгина вызвало большие надежды и восторги в 1872–1873 гг. Компания, составившаяся для эксплуатации этого совершенно невыработанного и неготового способа, вместо энергичных работ по его усовершенствованию, на что надеялся изобретатель, предпочла заняться спекуляциями и торговлей паями в расчете на будущие громадные доходы предприятия. Понятно, что это был самый надежный, совершенный способ погубить дело, — способ, который не замедлил увенчаться полным успехом. В 1874–1875 гг. об освещении Лодыгина не было более разговоров», — писал современник. А. Н. Лодыгин, попав в состав такого наспех организованного предприятия, потерял по существу самостоятельность. Это видно хотя бы из того, что все последующие конструктивные варианты лампы накаливания даже не носили имени Лодыгина, а назывались то лампами Козлова, то лампами Конна. Козлов и Конн — владельцы акций так называемого «Товарищества электрического освещения А.Н. Лодыгин и К°», — никогда не занимавшиеся конструкторской работой и, конечно, никаких ламп не построившие. Последняя по времени выпуска конструкция лампы имела 4–5 отдельных стержней, в которой каждый уголь автоматически включался после выгорания предыдущего угля. Эта лампа также носила название «лампы Конна». Изобретением А. Н. Лодыгина в 1877 году воспользовался Эдисон, знавший о его опытах и ознакомившийся с образцами его ламп накаливания, привезенными в Америку морским офицером А. М. Хотинским, и начал работать над усовершенствованием ламп накаливания. Со стороны официальных учреждений А. Н. Лодыгину также не удалось встретить благожелательного отношения. Подав, например, 14 октября 1872 года заявку в Департамент торговли и мануфактур на «Способ и аппараты дешевого электрического освещения», А. Н. Лодыгин получил патент только 23 июля 1874 года, т. е. его заявка почти два года странствовала по канцеляриям.
Ликвидация дел «Товарищества» поставила А. Н. Лодыгина в очень тяжелое финансовое положение. Он направляет в Америку патентную заявку на угольную лампу накаливания; уплатить, однако, установленных патентных сборов он не мог и не получил американского патента. В середине 1875 года А. Н. Лодыгин начал работать в качестве слесаря — инструментальщика в Петербургском арсенале, в 1876–1878 годах он работал на металлургическом заводе принца Ольденбургского в Петербурге. Здесь ему пришлось столкнуться с совершенно новыми вопросами, относившимися к металлургии; под их влиянием и в результате знакомства с электротехникой, приобретенного за время работ над электрическим освещением, у него появился интерес к вопросам электроплавки, и он начал работать над построением электрической печи. В 1878–1879 годах в Петербурге находился П. Н. Яблочков, и А. Н. Лодыгин начал работать у него в мастерских, организованных для производства электрических свечей. Работая там до 1884 года, он вновь сделал попытку производства ламп накаливания, но она ограничилась лишь небольшими по объему опытными работами. В 1884 году А. Н. Лодыгин окончательно решил уехать за границу. Несколько лет он проработал в Париже, а в 1888 г. приехал в Америку. Здесь работал сначала в области ламп накаливания над изысканием лучшего материала, чем уголь, для тела накала. Несомненно выдающимися и основоположными в этом направлении были те его работы, которые связаны с изготовлением тела накала из тугоплавких металлов. В Америке ему были выданы патенты в 1893 и 1894 годах на калильное тело для ламп накаливания из платиновых нитей, покрытых родием, иридием, рутением, осмием, хромом, вольфрамом и молибденом. Эти патенты сыграли заметную роль в развитии работ над построением ламп накаливания с металлической нитью; в 1906 году они были приобретены концерном «Дженерал электрик». А. Н. Лодыгину принадлежит та заслуга, что он указал на особо важное значение вольфрама для построения ламп накаливания. Это его мнение не привело немедленно к соответствующим результатам, но 20 лет спустя электроламповая промышленность всего мира полностью перешла на производство вольфрамовых ламп накаливания. В 1894 году А. Н. Лодыгин поехал из Америки в Париж, где организовал электроламповый завод и одновременно принимал участие в делах автомобильного завода «Колумбия», но в 1900 году он снова возвращается в Америку, участвует в работах по постройке нью — йоркского метрополитена, работает на крупном аккумуляторном заводе в Буффало и на кабельных заводах. Исход Русско — японской войны очень огорчил А. Н. Лодыгина. И хотя в это время его материальное положение в Америке было прочным, как специалист он пользовался большим авторитетом, его творческие силы были в полном расцвете, — он пожелал вернуться в Россию, чтобы на Родине применить свои обширные и разносторонние знания инженера. Он вернулся в Россию в конце 1905 года. Но здесь была послевоенная экономическая депрессия. Методы американской промышленности и новости заокеанской техники в это время никого в России не интересовали. И сам А. Н. Лодыгин оказался лишним. Для А. Н. Лодыгина нашлось лишь место заведующего подстанциями городского трамвая в Петербурге. Эта работа не могла его удовлетворить, и он покинул Россию. Последние годы в Америке после возвращения из России А. Н. Лодыгин занимался исключительно конструированием электрических печей. Он построил крупнейшие электропечные установки для плавки металлов, мелинита, руд, для добычи фосфора и кремния. Им были построены печи для закалки и отжига металлов, для нагрева бандажей и других процессов. Большое число усовершенствований и технических нововведений было им запатентовано в Америке и в других странах. 16 марта 1923 года в возрасте 76 лет А. Н. Лодыгин скончался в США.
Основные события жизни
1865 г. — А. Н. Лодыгин по окончании Кадетского корпуса прошел курс обучения в Московском юнкерском училище и был произведен в подпоручики. 1870 г. — А. Н. Лодыгин разработал конструкцию летательного аппарата тяжелее воздуха. 1872 г. — А. Н. Лодыгин публично демонстрирует свое новое изобретение — лампу накаливания. 1874 г. — А. Н. Лодыгин получил патент на свое изобретение. 1878–1879 гг. — А. Н. Лодыгин начал работать в мастерских П. Н. Яблочкова. 1888 г. — А. Н. Лодыгин переехал в Америку. 1894 г. — А. Н. Лодыгин поехал из Америки в Париж, где организовал электроламповый завод. 1906 г. — Патенты А. Н. Лодыгина приобретены концерном «Дженерал электрик». 1900 г. — А. Н. Лодыгин снова возвращается в Америку, участвует в работах по постройке нью — йоркского метрополитена.
Степан Осипович Макаров (1849–1904)
Об адмирале С. О. Макарове осталась в сердцах потомков славная память. Полный героизма и мудрости, величавой простоты и обаяния встает из прошлого его богатырский облик. С. О. Макаров родился 8 января 1849 года в городе Николаеве, в семье морского офицера, вышедшего из нижних чинов. Еще в отрочестве почувствовал морской кадет Степан Макаров привязанность к науке, к самостоятельной работе над книгой. Находясь в плавании на крейсере «Богатырь», он научился английскому языку и самостоятельно перевел книгу с английского на русский. Недюжинные дарования пятнадцатилетнего кадета были замечены, и по возвращении из плавания ему был официально поручен ответственный перевод с английского языка лоции Охотского моря. Рано проявились и инженерные способности молодого моряка: тотчас после производства в гардемарины, в 1865 году, он стал свидетелем посадки на мель парохода «Америка» и составил тогда обстоятельное техническое описание всех работ по снятию парохода с мели. Прекрасной школой для С. О. Макарова послужили постоянные плавания, предшествовавшие его производству в офицеры: до получения первого офицерского чина — мичмана — он успел проплавать на 11 судах без малого две тысячи дней. Когда с броненосной лодкой «Русалка», на которой плавал молодой офицер, случилась авария, Степан Осипович, изучив причины происшествия, разработал основы новой отрасли морской техники — основы учения о непотопляемости корабля. Много лет спустя, в 1903 году, признанный во всем мире авторитет по теории корабля Алексей Николаевич Крылов, читая в Кронштадтском морском собрании лекцию «О непотопляемости судов и ее обеспечении», закончил ее следующими словами: «Все, что я вам здесь изложил, принадлежит не мне, а целиком взято из ряда статей «Морского сборника», охватывающих тридцать лет; эти статьи подписаны так: мичман Степан Макаров, лейтенант Степан Макаров, флигель-адъютант Степан Макаров, контр — адмирал Макаров и, наконец, недавно вышедшая статья имеет подпись вице — адмирал Макаров… Вот кто истинный основатель учения о непотопляемости судов». Два девиза пронизывают и объединяют деятельность и жизнь С. О. Макарова: «В море — значит дома». Это — девиз человека, для которого нормальная, желанная жизнь начинается только с того момента, когда отданы швартовы и подняты якоря, когда началось биение привычного мерного пульса судовой машины. «Помни войну». Это — девиз человека, для которого война — время напряжения всех сил, отдачи всех возможностей служению Родине, а мир — время вооружения Родины для защиты от нападения, тренировки во всех операциях, во всех искусствах и науках, которые служат или могут послужить тай же цели. Адмирал С. О. Макаров обобщил многолетние свои исследования о непотопляемости корабля в позднейших статьях, посвященных разбору элементов, от которых зависит боевая сила судов. Подробно и тщательно разработал он способы заделки пробоин, способы подведения пластыря для перекрытия пробоины со шлюпки и с рей корабля. Он первый по — настоящему занялся важнейшим вопросом о водоотливных средствах корабля. На одном из кораблей обыкновенную циркуляционную помпу он приспособил для использования ее в двух случаях: для питания забортной водой холодильника при охлаждении пара (в нормальном случае) и для откачивания воды из трюма (в случае аварии). Не будучи по образованию корабельным инженером, С. О. Макаров делает дальновидные указания корабельным инженерам о роли поперечных и продольных непроницаемых переборок в борьбе за непотопляемость. Очень многие предложения С. О. Макарова в той или иной форме осуществляются при постройке современных кораблей. Значительно раньше своих собратьев по оружию задумывается он над вопросом превращения мины из средства пассивной обороны в средство активной борьбы с противником. Для этого С. О. Макаров коренным образом меняет тактику минной атаки. Он получает разрешение на полное переоборудование большого черноморского парохода «Великий князь Константин», которым в то время командовал. Скромный пароход, по внешнему виду похожий на пассажирский, под руководством С. О. Макарова и при помощи его учеников превращается в совершенно новый, не виданный до того военный корабль, обладающий достаточной силой. Отныне на его верхнюю палубу могут подниматься большие паровые катера с командой, которые готовы идти в атаку. Сам Степан Осипович, конечно, и не думал, что его детище станет прообразом будущих грозных кораблей — авианосцев. Холодно встретили современники новый тип военного корабля, предложенный С. О. Макаровым. Этого отношения не изменила даже война, вспыхнувшая между Россией и Турцией в 1877 году. Турецкий флот безнаказанно обстреливал порты и мирные селения на Кавказском и даже Крымском побережье. С. О. Макаров еще накануне объявления войны составил проект приказа по кораблю о немедленном выходе к турецким берегам для минной атаки броненосцев врага. Но распоряжения начать эту операцию не было, и неизвестно, дождался бы он его, если бы предоставил событиям развертываться самостоятельно. Только благодаря настойчивым, категорическим требованиям Макарову было разрешено выступить. Date: 2015-10-18; view: 237; Нарушение авторских прав |