Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы 4 page
Целая героическая эпопея разыгралась на Черном море вокруг парохода и его доблестного экипажа. Одно смелое нападение следовало за другим. Минные катера появлялись то у берегов Кавказа, то на Дунае, то под Таманью, то у турецкого побережья. Мастерски использовал С. О. Макаров все преимущества ночной минной атаки для нанесения удара по противнику. С исключительным мастерством он маневрировал на виду у турецких броненосцев. С. О. Макаров до тонкостей знал все особенности своего корабля, точно знал его максимальный ход. Искусно пользовался он защитой сумерек и туманов. В результате Черное море было очищено от неприятельского флота, который при объявлении войны считал себя его полным хозяином и ежедневно грозил нашему побережью. По окончании войны С. О. Макаров с новой энергией принимается за исследовательскую работу. Он изучает течения в проливе Босфор. Знание скоростей, с которыми движутся водные массы в проливе между Черным и Мраморным морями, может пригодиться в любую минуту для того же минного дела. В 1882 году Степан Осипович в качестве командира парохода «Тамань» стоит в проливе под самыми стенами Константинополя и проводит там гидрологические работы при помощи им же придуманных методов. Он обнаруживает в Босфоре два явно выраженных противоположно направленных течения: поверхностные воды следуют из Черного моря в Мраморное, а глубинные — из Мраморного в Черное. Как у всякого крупного исследователя природы, эти, казалось бы эпизодические, работы по гидрологии Босфора оставили яркий след в научной жизни С. О. Макарова и послужили толчком к началу целой серии исследований на просторах Атлантического, Индийского и особенно Тихого океанов. В 1885 году он был назначен командиром только что построенного корвета «Витязь». Корвет направлялся в тихоокеанские воды для укрепления русского военного флота. С. О. Макаров, заботясь о полном вооружении корабля, о подборе команды, помнит и о первоклассном его научном снаряжении. Он неутомимо вычерчивал эскизы новых приспособлений, заказывал их в отечественных мастерских и за границей. В результате «Витязь» оснащен всем современным океанографическим оборудованием, причем некоторые аппараты и приборы применялись в море, по почину С. О. Макарова, впервые.
Путешествие корвета «Витязь» длилось 993 дня, за это время он совершил кругосветное плавание. «Я полагаю, — пишет С. О. Макаров в 1893 году, — что отклоняющее действие вращения земли на все морские потоки играет первенствующую роль». Через двенадцать лет, когда по инициативе Нансена молодой шведский инженер Вальфрид Экман разработает подробную физико — математическую теорию морских течений, эта мысль С. О. Макарова находит всеобщее признание. Но С. О. Макаров — родоначальник новых, оригинальных путей в морской науке — не был избалован признанием. Нельзя без боли читать его слова в протоколе прений после его лекций по морской тактике: «Я был очень тронут тем, что высказали в конце настоящей беседы лейтенант Беклемишев и полковник Пароменский, тронут вследствие малой привычки слышать доброе слово…» Лейтенант Беклемишев заявил в своем выступлении, что, следя внимательно за морской литературой, он может утвердительно сказать, что многие высказанные адмиралом идеи начинают, спустя несколько лет, предлагаться и пропагандироваться за границей выдающимися иностранными моряками и возвращаться иногда к нам с присвоенным этим идеям иностранным именем. В 1891 году С. О. Макаров назначается главным инспектором морской артиллерии. Вникнув в работу морского артиллерий — ского оружия, он создает совершенно новый тип бронебойного снаряда. Он снабжает снаряд наконечником из мягкой стали, который позволяет пробивать броню и получать взрыв внутри корабля, где последствия взрыва наиболее эффективны. Несмотря на тяжелую болезнь, Степан Осипович с увлечением работает над двумя большими исследованиями — «Разбор элементов, составляющих боевую силу судов» и «Рассуждения по морской тактике». Исследования эти легли в основу совершенно новой науки — морской тактики, впоследствии развитой военно — морскими специалистами всего мира. С. О. Макаров подходит к кораблю, как к дому моряка и как к плавучей крепости. Он предлагает простые и остроумные средства для повышения непотопляемости и живучести корабля. Термин «живучесть» — способность корабля продолжать бой, невзирая на полученные повреждения, впервые вводится им в обиход. Тактика морская отлична от тактики сухопутной. Но, учась тактике морской, необходимо впитать и усвоить весь исторический опыт великих полководцев, и С. О. Макаров учится у Суворова его науке побеждать. Он пропагандирует исторические высказывания Суворова и ценные суждения армейских специалистов — современников: Драгомирова, Скобелева. Громадный опыт командования кораблями и непрерывные учебные операции, которые всегда и всюду проводил на своих кораблях С. О. Макаров, позволяют ему совершенно точно и четко формулировать основные положения о маневрировании во время боя, об использовании минного оружия, артиллерии, тарана, применявшегося в XIX столетии достаточно широко. Практическая деятельность С. О. Макарова как командира корабля и флотоводца часто заставляла его размышлять о больших тактических затруднениях, вносимых льдами. Он не раз возвращался к мысли об активных методах борьбы со льдом посредством специального корабля — мощного ледокола. «Простой взгляд на карту России показывает, — писал он, — что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан… Мощный ледокол откроет дверь в этом главном фасаде, он снимет ледяные ставни с окна, которое Петр I прорубил в Европу…» Мысль о том, что при помощи ледокола можно прокладывать зимой пути к нашим замерзающим портам для торговых и военных кораблей, казалась С. О. Макарову столь простой, что он полагал достаточным одного ее высказывания, чтобы все к ней тотчас же присоединились. Но современники не присоединились к этой мысли даже тогда, когда первый в мире мощный ледокол «Ермак» был наконец построен в Ньюкасле в 1898 году под непрерывным наблюдением и по непосредственным указаниям С. О. Макарова. Прибытие «Ермака» под командой С. О. Макарова в Кронштадт сквозь льды Финского залива вызвало бурную радость в народе. В газетах появились восторженные статьи и приветственные стихотворения. Но морское ведомство, которое должно было первым приветствовать победу С. О. Макарова, хранило молчание, которое перешло затем в открытое обвинение вице-адмирала в том, что он напрасно построил корабль, «не способный… пробиться к полюсу собственным ходом». В Финском заливе «Ермак» спас от гибели броненосец «Генерал — адмирал Апраксин», севший на мель близ острова Гогланд и скованный льдами. Во время спасательных работ на «Ермаке» впервые применялся радиотелеграф, изобретенный А. С. Поповым. Дважды ходил С. О. Макаров на «Ермаке» в большие плавания по Северному Ледовитому океану. Здесь, на ледоколе, так же как и в свое время на «Витязе», все было тщательно приспособлено для большой исследовательской работы. Этот корабль, построенный по указаниям С. О. Макарова, воплотил в себе макаровский стиль и, в частности, ту простоту и целесообразность всех деталей, на которой категорически настаивал Степан Осипович в своих работах. На «Ермаке» на каждом шагу видны новые приспособления, тщательно продуманные и испытанные С. О. Макаровым. Применены тут и цистерны, успокаивающие боковую качку, и вспомогательные паровые машинки, и специальная аппаратура для океанографических работ, например самопишущий термометр, приспособленный для непрерывной регистрации температуры поверхностной морской воды; этот прибор был сконструирован С. О. Макаровым еще на «Витязе» и затем построен по его указаниям известным французским конструктором Ришаром. К привычным исследованиям, которые проводил С. О. Макаров на «Витязе», на «Ермаке», добавились исследования льдов. Производя непрерывную кинематографическую съемку перемещений «Ермака», атакующего ледяное препятствие, С. О. Макаров получил массу остро необходимой научной информации. Впоследствии кадры этой съемки были подвергнуть тщательным промерам, и на основе этих промеров А. Н. Крылов, по просьбе С. О. Макарова, определил силу, с которой лед сопротивлялся продвижению «Ермака». Оказалось, что горизонтальная сила воздействия льда на ледокол достигала примерно 800 тонн.
«Ермак» во льдах» — последняя книга С. О. Макарова, которую ему удалось увидеть вышедшей в свет. Тем временем ситуация на наших дальневосточных границах ухудшалась. Неизбежность войны с Японией стала очевидной. Гневно сетует Степан Осипович на полную беспечность, которую проявляет командование Тихоокеанского флота по отношению к кораблям, оставляя их стоять на внешнем рейде. Но он — главный командир Кронштадтского военного порта, и в Морском министерстве лишь пожимают плечами, недоумевая, зачем он вмешивается в дела, выходящие за пределы его обязанностей. «Если мы не поставим теперь же во внутренний бассейн флот, то мы принуждены будем это сделать после первой ночной атаки, заплатив дорого за ошибку», — так пишет С. О. Макаров управляющему Морским министерством 26 января 1904 года, а в ночь с 26–го на 27 января его предсказания сбываются: миноносцы противника нападают на наши корабли до объявления войны. Геройски гибнут крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»; несколько кораблей повреждено. Совершенно неожиданно для себя адмирал С. О. Макаров назначается на пост командующего Тихоокеанским флотом. Все силы, вся кипучая энергия, весь опыт моряка и воина отданы новому делу. Через неделю сибирский экспресс уносит его на восток. С дороги одна за другой летят телеграммы, в которых адмирал просит ускорить предложенные им меры для укрепления и оживления Тихоокеанского флота. Он просит спешно прислать на корабли побольше бронебойных снарядов со стальными наконечниками, перевести в его распоряжение испытанных старых товарищей; доставить по железной дороге, в разобранном виде, миноносцы и ускорить выход на восток вспомогательной эскадры контр — адмирала Вирениуса. Просит он также срочно переиздать его книгу «Рассуждения по морской тактике» и немедленно прислать тираж на корабли… Все эти просьбы остаются неудовлетворенными. За тридцать шесть дней пребывания на Тихоокеанском флоте он успевает сделать больше для обеспечения боевой деятельности кораблей, чем сделано было до него. Он лично проверяет подготовку эскадры, сам переходит с корабля на корабль, всюду внося жизнь и волю к победе. Враг знает, что адмирал С. О. Макаров — сильнейший противник, и активизирует свои нападения на наши базы. С большим искусством отбивает адмирал эти нападения и, со своей стороны. громит вражеские корабли перекидным огнем через мыс Ляотешань… Русский флот не забудет ночь с 12–го на 13 апреля 1904 года. Не забудет он, как в последний раз вышел в море адмирал С. О. Макаров на броненосце «Петропавловск», как отдавал он последние слова команды, стремясь защитить наши корабли от превосходящих сил противника… Взрыв мины под килем «Петропавловска» оборвал жизнь С. О. Макарова. Вместе со Степаном Осиповичем погиб на «Петропавловске» его старый друг и художник Верещагин.
Основные события жизни
1849 г. — В семье морского офицера родился С. О. Макаров. 1865 г. — С. О. Макарова производят в гардемарины. 1882 г. — С. О. Макаров в качестве командира парохода «Тамань» проводит в Босфоре гидрологические работы. 1885 г. — С. О. Макаров назначен командиром только что построенного корвета «Витязь». 1891 г. — С. О. Макаров назначается главным инспектором морской артиллерии. 1898 г. — Под непрерывным наблюдением и по непосредственным указаниям С. О. Макарова строится первый ледокол «Ермак». 1904 г. — С. О. Макаров назначается на пост командующего Тихоокеанским флотом. 1904 г. — Взрыв мины под килем броненосца «Петропавловск» оборвал жизнь С. О. Макарова.
Сергей Иванович Мосин (1849–1902)
В 1891 году на вооружение русской армии была принята трехлинейная винтовка. Этой винтовкой русская армия была вооружена во время Русско — японской войны, с этой винтовкой воевала русская пехота во время Первой мировой войны 1914–1918 годов, эта винтовка использовалась во время Гражданской войны 1918–1920 годов; безотказно служила эта винтовка Советской Армии в Великую Отечественную войну. В течение более полувека русская винтовка «трехлинейка» с честью оправдывала свое назначение. За этот долгий период своей службы трехлинейная винтовка подверглась лишь незначительной модернизации, что свидетельствовало о ее высоких качествах, созданных выдающимся конструктором. Творцом русской трехлинейной винтовки образца 1891 года был конструктор С. И. Мосин. С. И. Мосин родился 5 мая 1849 года в местечке Рамонь Воронежской губернии. Он учился сначала в Воронежском кадетском корпусе, затем в Михайловском артиллерийском училище и после недолгой службы в строевых частях артиллерии поступил в Михайловскую артиллерийскую академию, где и получил высшее военно — техническое образование. По окончании академии в 1875 году он был назначен начальни — ком инструментальной мастерской Тульского оружейного завода. С. И. Мосин — талантливый изобретатель, человек большого ума и широких творческих замыслов — был энтузиастом оружейного дела. Один из известных работников оружейной промышленности И. А. Пастухов в своих воспоминаниях о Мосине писал: «Я поступил в 1889 г. на завод чертежником и сразу же столкнулся с капитаном Мосиным… В то время изобретатель, после целого ряда исканий, остановился на идее магазинной малокалиберной винтовки, применив в своей конструкции последние достижения русских и иностранных оружейников… На первых порах мы встречали со стороны капитана типичное для офицера — начальника сдержанное отношение… Но по мере того, как Мосин с головой уходил в конструкторскую работу и все чаще встречался с непосредственными исполнителями своего изобретения — чертежниками и слесарями, отчуждение постепенно сменилось искренними, теплыми отношениями. Он хорошо понимал значение дружной, согласованной работы и первый подавал нам пример упорства, усидчивости и настойчивости в достижении намеченной цели». Заслуги С. И. Мосина в деле создания оружия особенно заметны, если вспомнить, какие задачи стояли перед конструктором — оружейником в то время и какие трудности возникали в работе. В войнах второй половины XIX столетия все более и более отчетливо стало вырисовываться значение мощности стрелкового огня. Еще в 40–х годах XIX века появились на вооружении образцы оружия, заряжаемого с казны, что по сравнению с прежним способом заряжания с дула значительно сократило время, необходимое для производства выстрела: резко увеличилась скорострельность ружей. Увеличившаяся скорострельность заставляла бойцов на поле сражений прижиматься к земле, стремиться быть незаметными. Стал меняться и сам пехотный бой. Правильная оценка значения скорострельности привела к изысканию средств дальнейшего ее повышения — совершенствованию патрона (патроны с металлической гильзой) и к конструированию так называемых магазинных винтовок, т. е. винтовок, снабженных приспособлениями, в которых было собрано несколько патронов в целях ускорения перезаряжания оружия. Однако стремление укрыться от огня, прижаться к земле вызвало уменьшение размеров целей, с которыми приходилось иметь дело стрелкам. Поэтому потребовалось улучшить меткость боя оружия. К этой цели направлены были дальнейшие работы оружейников. Улучшение меткости в первую очередь было связано с необходимостью увеличения начальной скорости пули, что одновременно увеличивало и дальнобойность. Но увеличение скорости полета пули неизбежно приводило к необходимости увеличения давления пороховых газов в канале ствола оружия, а вместе с тем требовало повышения прочности оружия при выстреле и его утяжеления. Возникшая проблема была решена изобретением бездымного пороха. Бездымный порох, по сравнению с прежними дымными, позволял увеличить начальную скорость пули. Бездымный порох облегчал обращение с оружием, его чистку и позволил перейти к уменьшению калибра винтовки, что улучшало ее баллистические качества. Вес патрона уменьшался, а следовательно, увеличивалось количество патронов, носимое одним стрелком, что еще более усиливало мощь огня пехоты. Появление первой винтовки с патроном, снаряженным бездымным порохом, уменьшенного калибра (французская винтовка Лебеля 1886 г.), вследствие ее явных преимуществ, заставило армии всех стран спешно разрабатывать и вводить на вооружение подобное же оружие. К этому периоду и относится творческая работа С. И. Мосина. Первой задачей, которую он ставил перед собой, было увеличение скорострельности винтовки путем переделки однозарядной винтовки в магазинную. Эту задачу он решил, сконструировав оригинальный магазин, расположенный в прикладе (1882). В 1883 году была создана специальная комиссия для испытания новых образцов многозарядных ружей, деятельное участие в работах которой принял С. И. Мосин как член этой комиссии и как неутомимый изобретатель. Винтовка, предложенная С. И. Мосиным, неоднократно испытывалась комиссией наряду с многочисленными образцами, предлагавшимися иностранными фирмами, и рядом образцов отечественного происхождения (Квашневского, Игнатовича, Вельтищева, Лутковского и других). В 1885 году комиссия признала винтовку С. И. Мосина заслуживающей предпочтительного внимания, указав на необходимость доработки некоторых деталей, и дала заказ на изготовление 1000 винтовок системы Мосина Тульскому оружейному заводу для проведения широких испытаний. Работы С. И. Мосина привлекли к себе внимание иностранных оружейных фирм. О том интересе, который представляла конструкция магазинной винтовки Мосина, свидетельствует, между прочим, тот факт, что французская фирма «Ricter» в 1895 году пыталась приобрести право эксплуатации изобретенного им устройства магазина, предлагая 600 000 франков изобретателю. С. И. Мосин ответил категорическим отказом. В 1886 году во Франции было принято решение о перевооружении армии новой винтовкой системы Лебеля восьмимиллиметрового калибра с применением нового вида патронов с зарядом бездымного пороха. С этого времени во всех странах начинаются спешные работы по перевооружению новыми образцами винтовок, обладающими более совершенными баллистическими качествами. Винтовка нового типа была принята на вооружение в 1888 году в Германии и Японии, в 1889 году — в Англии, Австро — Венгрии, Швейцарии, Дании и т. д. В России вопрос об уменьшении калибра был поставлен еще в 1883 году. В 1885 году была спроектирована полковником Роговцевым первая русская малокалиберная винтовка, но особенно интенсивная работа в этом направлении началась с 1887 года, когда сделались подробно известными несомненные преимущества новой французской винтовки. В России Военное министерство долго не могло остановить выбора на определенном образце, хотя и производило многочисленные испытания. Эта медлительность, однако, имела и положительную сторону, так как представилась возможность ознакомиться с новым оружием, введенным за границей, и учесть более полно его достоинства и недостатки. Такую возможность имел и С. И. Мосин, воспользовавшийся этим при разработке своей конструкции. В частности, в России испытывалась еще в 1886–1887 годах винтовка швейцарского конструктора полковника Шмидта. Однако швейцарское правительство, принявшее на вооружение эту винтовку, в 1889 году запретило Шмидту передавать свою работу за границу. Одной из причин медлительности в перевооружении было большое недоверие высших военных кругов по отношению к магазин ной винтовке. Военный министр того времени генерал Банковский считал ненужным введение магазинной винтовки, рассуждая, что «Запад нам не указ; мы и с однозарядными сильнее. Солдат мы учим; стреляй редко, да метко». В своих рассуждениях Ванновский исходил из того, что магазинные винтовки того времени давали сравнительно небольшое повышение скорострельности, а усложнение механизма винтовки снижало ее надежность: главное же — он боялся излишнего расхода боеприпасов. Поэтому вплоть до 1890 года Военное министерство требовало работы над однозарядной винтовкой, откладывая переход армии на магазинную винтовку. По этой причине С. И. Мосин до 1890 года работает над однозарядной винтовкой уменьшенного калибра. Окончательно образец новой (однозарядной) винтовки был отработан к январю 1890 года. Однако перевооружение иностранных армий магазинными винтовками не могло не иметь влияния на перевооружение русской армии, и Военное министерство вынуждено было добиваться окончательного решения вопроса об отработке магазинной винтовки, рассматривая однозарядную винтовку как временный образец. В октябре 1889 года был доставлен для испытаний образец винтовки бельгийского оружейника Л. Нагана — калибра 8 мм. Поскольку к этому времени был разработан новый патрон, Л. Нагану было предложено переконструировать свою винтовку под этот патрон, а параллельно с этим было разрешено отработать образцы винтовок капитану С. И. Мосину и капитану Захарову. С энтузиазмом вернулся С. И. Мосин к работе над магазинной винтовкой, поглощавшей все его мысли. Он получил освобождение от остальных служебных обязанностей и целиком отдал себя любимому делу. Сроки для работы были даны короткие: с перевооружением нужно было спешить. В распоряжении С. И. Мосина была мастерская с несовершенным, кустарным оборудованием. Несмотря на это, он справился со своей задачей, и уже в феврале 1890 года представил в комиссию образен своей винтовки, почти одновременно с Наганом, переработавшим свой образец. Несовершенство технического оборудования мастерской сказалось на качестве изготовленного образца, что привело к обнаружению ряда дефектов при испытаниях. Тем не менее С. И. Мосин продолжает совершенствовать свою винтовку, и на всех испытаниях в 1890 и 1891 годах его винтовка успешно конкурирует с образцами Нагана. На окончательных сравнительных испытаниях винтовки Мосина и винтовки Нагана в марте 1891 г. было выявлено, что обе винтовки приблизительно равноценны по меткости боя и скорострельности, но при стрельбе из винтовки Нагана был получен несколько меньший процент случаев неисправностей механизмов винтовки. Поэтому при голосовании в комиссии, испытывавшей винтовки, за принятие винтовки Нагана высказалось 14 человек, а за винтовку Мосина было подано 10 голосов. Между тем обнаруженные неисправности в работе винтовки объяснялись не сущностью ее конструкции, а спешкой и низким качеством ее изготовления. Наоборот, внимательный анализ выявлял конструктивные преимущества винтовки Мосина и возможность легкого устранения причин замеченных неисправностей путем не принципиального изменения конструкции, а путем незначительного упрочения второстепенных деталей, не изменявшего конструкции. В конструкции С. И. Мосина особенно следовало отметить технически остроумное решение задачи о подаче патронов из магазина путем введения особой детали механизма — отсечки — отражателя. К удачному решению этого вопроса Нагану удалось прийти только в последних образцах винтовок, тогда как С. И. Мосиным он был решен сразу. Поэтому совершенно прав оказался инспектор оружейных и патронных заводов генерал Бестужев — Рюмин, который указывал на большую простоту винтовки С. И. Мосина для освоения ее отечественной промышленностью и обратил внимание на то, что винтовка С. И. Мосина будет обходиться дешевле, чем винтовка Нагана, а армия может быть ею вооружена раньше. Отечественная оружейная промышленность получила заказ на изготовление этих винтовок для русской армии. 16 апреля 1891 года был утвержден образец винтовки, принятый на вооружение. Образец этот в основе имел винтовку С. И. Мосина, но с изменениями, указанными комиссией. Так как было найдено, что в некоторых деталях устройства винтов — ки были отражены предложения Нагана, а также введены были изменения, высказанные членами комиссии, то было принято решение винтовку не называть именем С. И. Мосина, а дать ей наименование «русской трехлинейной винтовки образца 1891 года». Таким образом была нарушена традиция присваивать наименование образцу оружия по имени его конструктора. С. И. Мосин, видимо, чувствовал себя глубоко обиженным таким решением, ибо в своих записках с полным основанием писал, что все главные части и механизмы винтовки разработаны бесспорно им, а эти части определяют и систему в целом. С. И. Мосину было разрешено получить патент на ряд деталей винтовки, однако он отказался (Наган взял патент на те детали, которые были признаны заимствованными из его конструкций, и получил за право их использования от русского правительства 200 000 рублей). За свою работу С. И. Мосин получил чин полковника. В 1894 году С. И. Мосин был назначен на должность начальника Сестрорецкого оружейного завода. Под его руководством завод был технически переоборудован и расширен. В 1902 году, когда закончено было перевооружение армии и заводу грозило сокращение программы, С. И. Мосин добился расширения инструментального отдела, и с тех пор завод сделался главным центром, снабжавшим артиллерийское ведомство рабочим и контрольным инструментом. 8 февраля 1902 года С. И. Мосин, уже в чине генерал — майора, умер, еще будучи в полном расцвете сил и творческих способностей.
Основные события жизни
1875 г. — С. И. Мосин по окончании Михайловской артиллерийской академии назначен начальником инструментальной мастерской Тульского оружейного завода. 1882 г. — С. И. Мосин сконструировал оригинальный магазин, расположенный в прикладе. 1883 г. — С. И. Мосин вошел в специальную комиссию для испытания новых образцов многозарядных ружей. 1885 г. — Комиссия признала винтовку С. И. Мосина заслуживающей предпочтительного внимания. 1890 г. — С. И. Мосин создал образец новой (однозарядной) винтовки. 1890 г. — С. И. Мосин представил в комиссию образец своей магазинной винтовки. 1891 г. — Образец винтовки С. И. Мосина утвержден и принят на вооружение. 1894 г. — С. И. Мосин назначен на должность начальника Сестрорецкого оружейного завода.
Владимир Григорьевич Шухов (1853–1939)
Знаменитый инженер В. Г. Шухов работал во многих областях строительной механики, техники паровых котлов и насосов и в обширной области техники нефтяного дела. Но главным делом его жизни было изобретение крекинг — процесса нефти. Это изобретение составило эпоху в деле переработки нефти, так как только оно позволило получить бензин — высокосортное горючее для автомобильных и авиационных моторов. В. Г. Шухов родился 26 августа 1853 года в городе Грайвороне Курской губернии и провел свое детство в деревне. Среднее образование он получил в одной из петербургских гимназий, по окончании которой был принят студентом инженерно — механического отделения Московского высшего технического училища. Время учения В. Г. Шухова совпало с моментом преобразования Московского ремесленного училища в высшее учебное заведение, вскоре завоевавшее мировую известность. По словам Н. Е. Жуковского, студент В. Г. Шухов обнаружил блестящие дарования, и его успехи в области математики и теоретической механики не уступали его успехам в области техники. Теоретическую механику преподавал там Н. Е. Жуковский, тогда начинающий профессор, впоследствии прославивший русскую науку созданием новой дисциплины — аэродинамики. На лекциях Н. Е. Жуковского и Ф. Е. Орлова постигал молодой студент научные основы техники, чтобы вскоре самому подняться на вершину технической науки. В 1876 году В. Г. Шухов с отличием окончил училище и был удостоен звания инженера — механика. Он был отправлен за границу для подготовки к профессорскому званию и с целью практического усовершенствования направился в США. Там он провел более года, изучая американскую технику, для чего посетил главные промышленные центры этой страны. Профессорская деятельность была не по натуре В. Г. Шухова. Возвратившись из‑за границы, он, вопреки советам Н. Е. Жуковского, отказывается от ученой карьеры и идет работать инженером. Он поступает начальником чертежного бюро Варшавской железной дороги. В 1880 году В. Г. Шухов переехал в Москву и занял должность главного инженера технической строительной конторы А. В. Бари. Тогда это было скромное предприятие, которое под руководством В. Г. Шухова приобрело всероссийскую известность и выполнило много полезных сооружений. По состоянию своего здоровья В. Г. Шухов должен был отправиться на юг и поселился в городе Баку, в котором тогда быстро развивалась нефтяная промышленность. Здесь В. Г. Шухов быстро присмотрелся к нефтяному делу, с которым он не был ранее знаком, и приступил к решению ряда важных технических задач, касающихся хранения, транспорта, перегонки и сжигания нефти. В начале 80–х годов XIX века из нефти добывался только керосин, который применялся лишь для освещения. Началось производство нефтяных смазочных масел, к которым потребители относились с недоверием. Потребовался технический гений и недюжинная энергия замечательного русского инженера того времени профессора Н. П. Петрова, чтобы теоретическими и практическими работами обеспечить применение нефтяных смазочных масел на железнодорожном транспорте. В то время бензин был ненужным и Даже вредным продуктом, неизбежным при перегонке нефти, так как еще не было автомобильного транспорта, а об авиации еще только мечтали лучшие умы человечества. Огромное количество мазута, неизбежно получавшегося при переработке нефти, не находило себе применения. Мысль о применении мазута как топлива зародилась одновременно у нас и в США. Однако его не умели сжигать. Не менее трудным был вопрос о хранении нефти на промыслах и о доставке ее оттуда на нефтеперегонные заводы, так как в то время не было промысловых железных дорог, вследствие чего нефть перевозилась гужевым транспортом. Все эти задачи для инженеров того времени были новыми, и для решения их надо было обладать незаурядным техническим талантом. Им‑то и был от природы щедро наделен молодой инженер В. Г. Шухов, начавший делать то, чему его не учили в школе, о чем еще не было написано в книгах, но что было выдвинуто потребностями жизни. Date: 2015-10-18; view: 260; Нарушение авторских прав |