Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М. В. Ломоносов
Среди русских ученых, внесших рачительный вклад в развитие «Риторики», особое место по праву принадлежит М. В. Ломоносову. Ученый-энциклопедист совмещал в себе редкий дар теоретика, экспериментатора, педагога, оратора. Постоянно заботясь о могуществе Российского государства, М. В. Ломоносов уделял особое внимание проблемам образования и подготовки молодой научной смены. В его оригинальных учебниках по естественным и математическим дисциплинам, русскому языку и риторике сложены теоретические и методические основы русской речевой культуры, ораторского искусства, что в немалой степени способствовало развитию у юношества красноречия, которое требует пяти следующих «средствий»: «первое — природных дарований, второе — науки, третье — подражание авторов, четвертое — упражнения в сочинении, пятое — знания других на-ук»27. Непременным источником самосовершенствования человека М. В. Ломоносов считал природные дарования, а одним из важнейших принципов в системе обучения выдвигал принцип природосообразности. Он считал, что педагог в своей практической деятельности должен опираться на естественные, природные дарования своих воспитанников. В «Кратком руководстве к красноречию» М. В. Ломоносов писал, что «чаще природное дарование без «науки, нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали»28. М. В. Ломоносов вместе с тем не умалял роли и значения воспитания и воспитателя в развитии личности, так как «молодых людей нежны нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». 17 Идеалом личности он видел человека-патриота, человека высокой нравственности и общей культуры. Высоко оценивая в человеке общечеловеческие качества, М. В. Ломоносов особое внимание уделял развитию у юношества нравственных начал, или, как он их часто называл, — «добродетели», к которым он относил мудрость, благочестие, воздержание, чистоту, милость, благодарность, великодушие, терпение, праводушие, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, уклонность, скромность. Для нас и сегодня исключительный интерес представляют наставления юношеству по красноречию, которые изложены в его руководстве по ораторскому искусству («Риторика»). Новаторство М. В. Ломоносова в разработке «Риторики» заключалось в том, что она была написана не на латинском (как это было принято в то время), а на русском языке, а также в сочетании правил из античной риторики с использованием книжной речевой культуры и живого, разговорного русского языка. Так, структурно «Риторика» М. В. Ломоносова была построена по принципу античных риторик: I часть — «Изобретение», II часть — «Об украшении», III часть — «Расположение», IV часть — «О произношении». О речевой культуре и емкости сказанных мыслей самого М. В. Ломоносова можно судить, например, по «Краткому руководству к красноречию» 1748 года. Date: 2015-10-18; view: 404; Нарушение авторских прав |