Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. В. Ломоносов





Среди русских ученых, внесших рачительный вклад в развитие «Риторики», особое место по праву принадлежит М. В. Ломоносову. Ученый-энциклопедист совмещал в себе редкий дар теоретика, экспериментатора, педагога, оратора. Постоянно заботясь о могуществе Российского государства, М. В. Ломоносов уде­лял особое внимание проблемам образования и подготовки молодой научной смены.

В его оригинальных учебниках по естественным и математическим дисцип­линам, русскому языку и риторике сложены теоретические и методические основы русской речевой культуры, ораторского искусства, что в немалой степени способ­ствовало развитию у юношества красноречия, которое требует пяти следующих «средствий»: «первое — природных дарований, второе — науки, третье — подра­жание авторов, четвертое — упражнения в сочинении, пятое — знания других на-ук»27.

Непременным источником самосовершенствования человека М. В. Ломоно­сов считал природные дарования, а одним из важнейших принципов в системе обучения выдвигал принцип природосообразности. Он считал, что педагог в своей практической деятельности должен опираться на естественные, природные даро­вания своих воспитанников. В «Кратком руководстве к красноречию» М. В. Ломо­носов писал, что «чаще природное дарование без «науки, нежели наука без при­родного дарования к похвале и добродетели способствовали»28.

М. В. Ломоносов вместе с тем не умалял роли и значения воспитания и вос­питателя в развитии личности, так как «молодых людей нежны нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их воску подобные мысли добрым воспитанием

управляются».

17


Идеалом личности он видел человека-патриота, человека высокой нравст­венности и общей культуры. Высоко оценивая в человеке общечеловеческие ка­чества, М. В. Ломоносов особое внимание уделял развитию у юношества нравст­венных начал, или, как он их часто называл, — «добродетели», к которым он от­носил мудрость, благочестие, воздержание, чистоту, милость, благодарность, ве­ликодушие, терпение, праводушие, незлобие, простосердечие, постоянство, тру­долюбие, дружелюбие, послушание, уклонность, скромность.

Для нас и сегодня исключительный интерес представляют наставления юношеству по красноречию, которые изложены в его руководстве по ораторскому искусству («Риторика»). Новаторство М. В. Ломоносова в разработке «Риторики» заключалось в том, что она была написана не на латинском (как это было принято в то время), а на русском языке, а также в сочетании правил из античной риторики с использованием книжной речевой культуры и живого, разговорного русского языка.

Так, структурно «Риторика» М. В. Ломоносова была построена по принципу античных риторик: I часть — «Изобретение», II часть — «Об украшении», III часть — «Расположение», IV часть — «О произношении».

О речевой культуре и емкости сказанных мыслей самого М. В. Ломоносова можно судить, например, по «Краткому руководству к красноречию» 1748 года.

Date: 2015-10-18; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию