Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи курса деловой риторики





Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-разному. У одних оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским мастерством, у других «ритори-ка», «оратор», «ораторское мастерство», «красноречие» — это слова одного си-нонимического ряда, у третьих слово «риторика» выступает как синоним красно-байства, пустословия, что характеризует способности с помощью речевых средств увести от истины, заговорить, закамуфлировать свои истинные намере-ния и цели. (Действительно, если говорящий блестящий оратор, то он своими ри-торическими способностями может воспользоваться и во благо и во вред.)

Обратимся к научному толкованию понятия «риторика». Даже в отечествен-ной литературе встречается довольно значительный разброс мнений в определе-нии того, что такое риторика. Наиболее характерным является взгляд на риторику как на науку об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудито-рию. «Определим риторику, — писал Аристотель, — как способность находить возможные способы убеждения относительно данного предмета»P1P. Вместе с тем в той же книге Аристотеля «Риторика» читаем: «Риторика — искусство, соответст-вующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с ко-торыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки»P2P.

В одном из классических определении предмета риторики в учебнике по теории словесности (он включал в себя как часть и курс риторики, который велся в российских гимназиях в конце прошлою века), дается следующее определение: «Предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное, прозаическое или стихотворное выражение наших мыслей. Риторика показывает те условия и правила, которые приличны всем родам устной и письменной речи»P3P.

Современная трактовка понятия «риторика», на наш взгляд, получила наи-более верное отражение в работах В. И. Аннушкина, А. К. Авеличева и С. И. Гин-дина. Так, В. И. Аннушкин пишет, что «риторика — это наука об убедительной и оптимальной речи»P4P. А. К. Авеличев во вступительной статье в книге «Общая ри-торика» дает такое определение: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественного языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта»P5P.

Вместе с тем, как замечает С. И. Гиндин, «учитывая практику риторических исследований последних десятилетий, целесообразно, по-видимому, закрепить за термином «риторика» два смысла — узкий и широкий. С одной стороны, у нас по-прежнему нет другого термина для названия комплексной науки, изучающей ора-торское искусство. Оно — предмет «риторики» в узком понимании. С другой сто-роны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуника-ции, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираем ого воздействия на получателя сообщения. Ина-че говоря, риторика есть наука об условиях в формах эффективной коммуника-

ции»P6P.

Действительно, в литературе по проблемам риторики существуют разные точки зрения на понятие «риторика» и понятие «красноречие», через которые очень часто определялась специфика риторики. (Заметим, что учебник по ритори-

4


ке, написанный М. В. Ломоносовым, назывался «Краткое руководство к красноре-чию».) Согласно одной точке зрения, красноречивость — это природный дар. Так, О. А. Сычев в весьма прогрессивно написанной брошюре «Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США» отразил традиционно негативную точ-ку зрения на возможности развития красноречия путем целенаправленного обуче-ния: «Если обратиться к тому значению понятия «красноречие», — пишет он, — которое заложено в самой его словесной форме («красная речь»), то легко заме-тить, что красноречивость — это природный дар, которым наделен в разной сте-пени каждый человек. Такой дар можно определить как врожденную способность к созданию более или менее «заразительной» для слушателя речи»P7P.

Не умаляя роли и значения природного дара говорить убежденно и красно-речиво, можно констатировать, что, как и любая человеческая способность, «красноречивость» развивается и совершенствуется, о чем свидетельствует опыт обучения риторике во многих странах мира.

На многовековом историческом пути к разработке курсов риторики просле-живаются и интегрируются два подхода. В рамках одного подхода риторика раз-рабатывалась как наука. В этой связи в теории риторики отрабатывались нормы, принципы, приемы, правила ораторской речи. В рамках другого направления ри-торика разрабатывалась как искусство, где ставки делалась на импровизацию, творчество, непрерывное саморазвитие ораторского мастерства, на искусство красноречия. Наряду с интеграцией в настоящее время достаточно четко просле-живается и дифференциация научного знания в области риторики. Так, например, в книге «Общая риторика» встречаются такие понятия, как «традиционная ритори-ка», «литературная риторика», «классическая риторика», «логика риторики», «эв-ристическая риторика»P8P.


В связи с дифференциацией, а также и интеграцией научного знания, с ре-альными потребностями практики нам представляется правомерным выделить в относительно самостоятельную область науки и практики — деловую риторику. С учетом анализа самых различных трактовок понятая «риторика» применительно к «деловой риторике», мы считаем, что наиболее правильным будет следующее определение. Деловая риторика — это область человеческой культуры, вклю-чающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения.

Деловая риторика включает в себя различные виды (жанры) делового об-щения:

деловые беседы,

ведение заседаний,

публичные выступления,

ведение дискуссий, споров,

ведение переговоров,

телефонные переговоры,

деловую переписку,

разрешение конфликтов.

Понятие «жанр» речевого общения мы заимствовали у М. М. Бахтина, кото-рый, характеризуя это понятие, пишет: «Каждое отдельное высказывание, конеч-но, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем ре-чевыми жанрами»P9P.

Таким образом объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения.

Предметом исследования деловой риторики как учебного предмета являет-ся система закономерностей, принципов, правил, условий эффективного обучения

5


с ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой культурой делового общения.

Основные задачи деловой риторики как учебного предмета:

1. Изучение истории развития риторики (включая основы классической ри-торики).

2. Обучение различным видам и жанрам делового общения с ориентацией на творческое саморазвитие личности учащегося (студента).

Нельзя не отметить, что деловая риторика не отделена «китайской стеной» от других наук и учебных предметов, особенно гуманитарного, культурологическо-го цикла. Более того, в настоящее время достаточно отчетливо осознается, что риторика как область человеческой культуры вбирает в себя и синтезирует знания очень многих наук: философия (особенно ее раздел «диалектика»), этику, эстети-ку, логику, лингвистику, психологию, педагогику, историю и др.

В 50-60-х годах в нашей стране был период, когда распространенным явля-лось представление о риторике как о науке, которая должна ориентировать лишь на обучение приемам красноречия. В практике публичных выступлений тех лет было немало общих и громких фраз, которые имели порой красивую форму, но были малосодержательными, даже лживыми. А о преподавании курса «Деловая риторика»в средних и высших учебных заведениях в те годы приходилось лишь мечтать.


В настоящее время ситуация резко изменилась. И педагогами, и учащими-ся, и студентами в лицеях, в колледжах, в вузах проявляется повышенный инте-рес к изучению практически ориентированного курса «Деловая риторика». Дейст-вительно, в условиях рыночной экономики роль и значение деловой риторики в жизнедеятельности начинающего бизнесмена трудно переоценить. Овладение ею и ее эффективное применение может сыграть немаловажное, а порой и решаю-щее значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого по-тенциала любого бизнесмена. Это знание можно сравнить лишь с профессио-нальными знаниями и умениями. Риторические умения и способности порой ста-новятся решающими в ситуациях спора, ведения переговоров, разрешения произ-водственных конфликтов.

Не следует забывать, что начиная с Аристотеля синтезировано немало приемов и правил, порой изощренного речевого воздействия на аудиторию, кото-рые делают классическую риторику базисной наукой многих современных направ-лений в развитии красноречия, в том числе и деловой риторики.

Именно это обстоятельство побудило автора целую главу посвятить, исто-рии развития риторики, которая представляет собой как бы эталон, классический образец ораторской речи и красноречия.

Возвращение риторики на авансцену в качестве современной учебной дис-циплины в средних специальных заведениях, в высшей школе породило немало проблем. Во-первых, что изучать? Классическую риторику? Но ее основы изложе-ны в учебниках риторики», которые изрядно устарели. К тому же классическая ри-торика далека от повседневной практики, особенно делового общения, где рече-вая коммуникация идет по своим специфическим принципам и правилам. Во-вторых, как изучать? Изучать риторику (которая одновременно является и наукой, и искусством в обычном классическом варианте, где главная цель — «знать») не-достаточно. Для современной деловой риторики главное — уметь и быть спо-собным всякий раз творчески применить тот или иной риторический прием, метод с учетом реальной практической ситуации. Тем самым акцент перемещается с обучения на творческое саморазвитие личность в процессе овладения речевой культурой делового общения.

6


В рамках учебного курса «Деловая риторика» мы постепенно будем вводить и систематически использовать ряд понятий, содержание которых попытаемся, насколько это возможно, раскрыть и определить.

Одним из основных понятий курса «Деловая риторика» является понятие «оратор». По мнению лингвистов, в русском языке слово «оратор» начало упот­ребляться с конца XVIII века. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля (1863-1866) «оратор — вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник». В словаре современного литературного языка слово «оратор» характеризуется так:


1) лицо, профессионально снимающееся искусством красноречия;

2) лицо, произносящее речь;

3) глашатай чего-либо;

4) человек, обладающий даром речи.

Нетрудно заметить, что главными признаками, которые характерны для слова «оратор», являются искусство красноречия, дар красноречия, высокое мас­терство речи, которые присущи лицу, произносящему речь.

В связи с этим в дальнейшем в понятие «оратор» мы будем вкладывать следующее содержание. Оратор — это личность, произносящая публично речь, владеющая искусством красноречия. В этом определении не раскрыва­ется, является ли искусство красноречия рожденным даром или это достигается целенаправленным обучением и саморазвитием мастерства речи. Возможно, и то и другое. Нелишне заметить, что в любом случае оратор — это личность, так как настоящий оратор — это индивидуальность. Например, читая речи П. А. Столы­пина, мы ощущаем личность большого масштаба, личность историческую. Оратор как личность с риторической точки зрения всегда характеризуется высоким уров­нем мастерства красноречия. Вот почему часто используют эти понятия вместе: ораторское мастерство.

1.2. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕ­ТА

Для эффективного овладения практическим курсом «Деловая риторика» требуются новые подходы, новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, ву­зовского преподавателя и студента. А для этого, очевидно, нужны и новые прин­ципы построения самого содержания курса «Деловая риторика», которые в даль­нейшем стали бы принципами и правилами учебного предмета, процесса.

На каких же новых принципах и правилах мы строим предлагаемый читате­лю практически ориентированный курс «Деловая риторика»?

Одним из ключевых был избран принцип творческого саморазвития лично­сти в процессе овладения речевой культурой делового общения. С позиций этого принципа особый акцент делается на самообучении, на творческий подход учени­ка (студента) к непрерывному саморазвитию своих способностей в различных ви­дах и жанрах делового общения.

Принцип творческого саморазвития личности в овладении речевой культурой делового общения реализуется на основе следующих правил:

1. Проявляйте инициативу.

2. Все, что делаете, делайте творчески.

3. Развивайте свою индивидуальность, свой стиль делового общения.

4. Учитесь на лучших образцах.

5. Сочетайте (гармонизируйте) логическое и эвристическое, рациональное и эмоциональное.

6. Стремитесь к гармонии, простоте, красоте.

7


7. Осуществляйте саморазвитие через непрерывное самоусовершенство-вание.

Поясним некоторые из сформулированных правил. Что значит проявлять инициативу? Это значит, что если вы что-то не поняли, если возник вопрос и са-мостоятельно ответить на него не можете, то попытайтесь найти ответ у своих товарищей, учителей.

Развивать свою индивидуальность, свой стиль делового общения — это значит опираться на наиболее удачно применяемые способы, приемы делового общения, которые у вас срабатывают наилучшим образом. Например, среди ора-торских приемов вам.лучше всего удается использовать приемы сопоставлений, обобщенных выводов, логических доказательств. Помните об этом и опирайтесь на эти приемы и способы.

Учиться на лучших образцах — это значит изучать особенности делового общения, ораторского и полемического мастерства тех, чьи способности, чей уро-вень речевой культуры для вас представляет особый интерес. Например, вам по-нравилось ораторское искусство какого-либо депутата, выступающего по телеви-дению. Вы должны постараться понять, за счет каких ораторских приемов он дос-тигает положительного эффекта в своих публичных выступлениях, спорах, дис-куссиях.

Сочетать логическое и эвристическое в процессе делового общения — зна-чит опираться не только на логику доказательств, но и на импровизацию, интуи-цию, фантазию, т.е. на все то, что составляет эвристические основы вашего ин-теллекта, ваших способностей.

Принцип самопознания — ориентация на рефлексивное мышление, осоз-нанию своих сильных и слабых качеств, речевых, коммуникативных, ораторских способностей на базе применения тестов и других методик.

Принцип самопознания базируется на следующих правилах:

1. Опирайтесь на свои сильные качества, постоянно работая над устране-нием недостатков.

2. В целях самопознания чаще используйте тесты, самоконтроль, самона-блюдение, самоанализ.

3. Систематически анализируйте причины как успехов, так и просчетов.

Принцип приоритета практики, с позиций которого мы стремились вво-дить в изучаемый спецкурс теории столько, сколько нужно, а практики столько, сколько возможно. При этом большое внимание уделяется тренинговым упражне-ниям, ролевым и эвристическим играм, тестам, творческим заданиям.

Принцип приоритета практики реализуется через совокупность правил:

1. Не пренебрегайте теорией, но помните, что критерием истины является практика.

2. Доводите, насколько это возможно, все свои идеи, замыслы до практиче-ской реализации.

Принцип сотворчества, суть его включается в том, что ученик и учитель, преподаватель и студент должны совместно и насколько это возможно творчески решать все возникающие передними задачи обучения.

Принцип сотворчества педагога и ученика (студента) реализуется на основе следующих правил:

1. Педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвити-
ем творческих способностей, речевой культуры.

2. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого
стиля общения.

8


3. Педагог должен совместно с учащимися (студентами) искать резервы ка-чества проведения занятий.

Принцип историзма, который хотя и не нов, но в рамках предлагаемого спецкурса особенностью его практической реализации будет показ читателю про-шлого опыта, часто забытых идей и приемов классической риторики с позиции современного их осмысления и, главное, возможностей практического примене-ния.

Принцип историзма реализуется через совокупность правил:

1. Изучайте историю, опыт прошлых поколений, чтобы не повторять их ошибок в будущем.

2. Не акцентируйте внимание только на негативных сторонах и ошибках прошлого, ищите рациональное.

3. Помните, что новое — это часто хорошо забытое старое.

В разработке предлагаемого курса были применены и другие принципы, но вышеперечисленные выполняют главную или, как принято сейчас говорить, сис-темообразующую функцию.

В каждом из нас, заложен «ген» риторических способностей. Но мы обвиня-ем школу и вуз, что этот «ген» так и не получил должного развития. Вместе с тем мы часто и не подозреваем, какие колоссальные, поистине неисчерпаемые воз-можности в совершенствовании творческих способностей заложены в нас самих и как эффективно они могут проявиться при овладении ораторским мастерством, приемами и правилами делового общения.

9








Date: 2015-10-18; view: 566; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию