Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тайны организации





 

Организацию и поныне самого многочисленного ордена можно уподобить кольчуге, состоящей из крепких и гибких колец, она делает орден прочным и в то же время гибким. Воля, сила и совесть каждого члена ордена переданы в руки генерала, чья резиденция со времен Лойолы находится в Риме. По правилам ордена, каждый иезуит обязан видеть в генерале самого Христа, «должен предоставить Провидению в лице своих начальников так управлять собой, как если бы он был трупом». Как мы уже говорили, генерал избирается пожизненно генеральной конгрегацией ордена, в состав которой входят все (руководители провинций) провинциалы и по одному выборному депутату от каждой провинции. Генеральная конгрегация также избирает 5 ассистентов и одного наблюдателя, которые помогают генералу советом, но их заключения для генерала необязательны. Ассистенты и наблюдатель внимательно следят за политикой генерала, и если его действия грозят опасностью для интересов ордена, они могут созвать чрезвычайную генеральную конгрегацию, которая вправе низложить главу организации и даже приговорить его к суровому наказанию. Чрезвычайная генеральная конгрегация может быть также созвана конгрегацией прокураторов (депутатов от провинций), которая собирается каждые три года для доклада о положении дел и совещаний. Однако еще не было случая созыва генеральной конгрегации для суда над генералом, и ни один генерал не был низложен. Генерал также может созвать чрезвычайную генеральную конгрегацию, обыкновенные же конгрегации собираются лишь по смерти генерала.

Постановления общего характера могут исходить только от генеральных конгрегаций. В 1646 году папа Иннокентий X в целях ограничения власти генерала постановил, чтобы генеральные конгрегации собирались каждые 9 лет, но постановление это было вскоре отменено Бенедиктом XIV. Местным начальником ордена в пределах известной территории, образующей провинцию, является провинциал, назначаемый генералом, у которого тоже есть ассистенты и наблюдатели. Провинциал наблюдает за учителями и учениками высших школ и коллегий; деятельность престарелых членов ордена или иезуитов, неспособных к научным занятиям, он вправе ограничить исповедью. Провинциалу непосредственно подчинены начальники домов, в которых живут профессы. Ректоры коллегий, наблюдающие за ученой и учебной деятельностью ордена, также окружены советниками и наблюдателями. Наконец, начальниками низшего звена являются ректоры новициатов и резиденций (менее значительных орденских домов и миссионерских станций).

Контроль над личным составом ордена организован так, что в руках генерала сосредоточены полные сведения о каждом члене Общества: об уровне его образованности, занятиях, способностях и наклонностях. Все члены ордена делятся на четыре степени. Желающие быть допущенными в орден поступают в разряд выжидающих, и в течение 20 дней живут в домах испытания, где подвергаются наблюдениям и расспросам со стороны испытующего – экзаменатора. Те из них, которые физически здоровы и в достаточной степени умны, принимаются в разряд испытуемых (новициев) и в течение двух лет проходят суровую школу орденской дисциплины. Затем испытуемый дает обещание целомудрия и послушания и поступает в разряд схоластиков. Если до этого момента испытуемый свободно, без объяснения причин, мог выйти из ордена, то с переходом в разряд схоластиков он не может покинуть организацию без разрешения начальства. Орден же в отношении всех своих членов, к какой бы степени они не принадлежали, всегда сохраняет право исключать их из своего состава без объяснения причин.

Схоластики в течение 5 лет изучают в какой‑нибудь иезуитской коллегии общие науки и философию, затем в течение такого же периода состоят преподавателями этих наук, после чего посвящают 5 лет изучению богословия и по достижении 30‑летнего возраста могут быть посвящены в священнический сан. Но для лиц, получивших образование или поступивших в орден уже посвященными в духовный сан, период пребывания во второй степени может быть сокращен. После этого схоластики принимают обычные монашеские обеты и получают повышение до степени коадъюторов. Коадъюторы делятся на два разряда: духовных коадъюторов, то есть священников, занимающихся обучением юношества, миссионерством, исповедованием и проповедничеством, и светских коадъюторов. Все коадъюторы действуют в интересах ордена, но им еще не известны все тайные пружины механизма, частью которого они являются. Многие иезуиты всю жизнь остаются коадъюторами.

Высшую степень составляют профессы, то есть те из иезуитов, кто к обычным трем монашеским обетам, присоединили еще и четвертый – повиновения папе. От латинского названия этого обета (professi quatuor votorum) происходит и название этого разряда в иерархии «Общества Иисуса». Только профессы допускаются к высшим должностям в ордене, они избирают из своей среды генерала и являются в Рим в качестве членов генеральной конгрегации. Прежде дома профессов содержались исключительно за счет милостыни. Лишь немногие из профессов‑иезуитов были епископами, что легко объяснимо, ведь орден постоянно боролся с епископской властью, стремясь вознестись выше ее. Однако в коллегии кардиналов до 1740 года почти постоянно состоял хотя бы один член «Общества Иисуса», но при этом ни один из признанных иезуитов не был возведен на папский престол.

Тут‑то мы и сталкиваемся с одной из многих загадок ордена. Дело в том, что наравне с признанными профессами существовало и множество людей, занимавших в иерархии иезуитов высшую ступень. Но по тем или иным причинам эти «тайные профессы» свою принадлежность ордену не афишировали. И мы можем только догадываться и строить предположения о том, кто же еще в действительности был членом «Общества Иисуса». Возможно, именно этим членством могут объясняться те или иные мотивы, которыми руководствовались в своих действиях политические деятели и церковные иерархи, ведь дисциплина ордена всецело направлена на то, чтобы все индивидуальные стремления и силы его членов подчинить общим интересам организации. Доказательством этого служит клятва членов ордена Иисуса:

«Я… сейчас заявляю и клянусь в присутствии всемогущего Бога, Защитницы Девы Марии, благословенного архангела Михаила, святого Иоанна Крестителя, святых Петра и Павла и всех остальных святых, тебе, мой духовный отец, высший генерал общества Иисуса, основанного святым Игнациусом Лойолой в правление Папы Павла III и простирающегося до сего дня, возведенного через Деву‑Богородицу, жезлом Иисуса, в том что Его Святейшество Папа является наместником Иисуса и есть истинный и единственный Глава католической или всеобщей церкви на всей земле и что, имея ключ, чтобы связывать и отпускать, который дан Его Святейшеству моим Спасителем Иисусом Христом, он имеет власть отстранять от правления еретических королей, принцев, государства, республики, правительства, которые без Его святейшего подтверждения являются незаконными и должны с уверенностью быть уничтожены. Далее я заявляю, что буду помогать всем или кому‑либо из представителей твоего Святейшества в любом месте, где бы я ни находился, стоять на их стороне, советовать и делать все возможное, чтобы истреблять еретические протестантские или вольные учения законным или другим способом и разрушать всякую власть, на которую они претендуют.

Я обещаю и заявляю также, что никогда не откажусь от того, чтобы согласиться принять какую‑то еретическую религию, с целью распространять там интересы матери‑церкви и содержать в тайне и с доверием все планы ее представителей, и если они захотят время от времени давать мне инструкции, которые будут прямо или косвенно сообщаться устным, письменным или каким‑то другим путем, то все исполнять, что ты, мой духовный отец, мне предложишь, поручишь или откроешь… Далее я обещаю, что не хочу иметь никакого собственного мнения или собственного желания или какого‑то духовного сомнения, но готов подчиняться каждому отдельному приказу, который могу получить от моего высшего генерала армии, Папы и Иисуса Христа; что я безропотно пойду в любую часть земли и буду покорен во всем, что мне будет передано… Кроме того, я обещаю, при каждой удобной возможности, объявлять открыто или тайно безжалостную войну против всех еретиков, протестантов и либералов, как мне это приказано, с целью вырывать их с корнем и сметать с лица земли; и я не буду обращать внимание ни на возраст, ни на еще какие‑то другие обстоятельства. Я буду их вешать, жечь, опустошать, кипятить, обезглавливать, душить и закапывать этих еретиков живыми, распарывать животы женщинам и разбивать головы их детей о стену, чтобы только навсегда истребить их проклятую кровь. И если я не смогу убивать их открыто, то буду делать это отравленным кубком, удавкой, кинжалом или свинцовой пулей, не взирая на почтенность, положение, звание или авторитет этих людей. Я буду действовать всегда таким образом, как и когда мне будет приказано каким‑либо агентом Папы или Главой братства святой веры общества Иисуса».

Таким образом, мы видим, что выше всех добродетелей для членов ордена Иисуса поставлено отречение от своей воли, беспрекословное повиновение всякому велению начальства, суровая дисциплина и «обезличивание». Для того чтобы неофит поборол все личное, отрекся от себя и собственных желаний, на него возлагают отталкивающие, унизительные поручения до тех пор, пока первоначальное отвращение к ним не преодолевается. Так для составления каждого письма необходимо просить разрешение начальства; ни одно сочинение не может быть выпущено иезуитом в свет без одобрения орденской цензуры; все помыслы и искушения должны быть раскрыты перед духовником; о всем подмеченном у собрата по ордену немедленно должно быть доложено начальству. Дважды в день иезуит должен испытывать свою совесть. Не имея привязанности к родителям и родственникам, от которых он должен отречься еще при поступлении в разряд испытуемых, лишенный патриотизма и политических пристрастий иезуит должен быть сильным и гибким. Походка, жестикуляция, голос, осанка – все регламентировано уставом. И поныне последователи Лойолы в торжественных случаях одеваются в длинное черное одеяние с четырехугольной черной шапочкой времен Возрождения.

Член братства не должен иметь никакой собственности, довольствуясь самым малым и, в случае нужды или повеления, должен питаться милостыней. Принимать вознаграждение за исполнение духовных треб, проповедей и обучение строго воспрещено. Так гласят правила ордена, но частными постановлениями пап они были настолько изменены, что не помешали ордену сосредоточить в своих руках громадные богатства и даже основать во всех странах банкирские конторы и торговые дома. Таким образом, не имея личной собственности, иезуиты приобретали собственность во славу своего ордена.

Как мы уже говорили, основными сферами деятельности ордена являются богослужение, исповедь, воспитание юношества и миссионерство. Однако богослужение иезуитов несколько отличается от канонического богослужения католиков. «Сотоварищи Иисуса», стремясь сильнее воздействовать на чувства молящихся, пускают в ход символические изображения, используют всевозможные народные суеверия и с особым рвением культивируют культ Мадонны, возможно в память о первом обете Лойолы – быть «рыцарем Девы Марии». Так в проповедях иезуиты утверждают, что трудно спастись через Христа и легко – через Марию.

Легкие пути – не для членов ордена. Еще в домах испытания, на самой первой степени посвящения все его члены обязаны пройти курс «Духовных упражнений», разработанный Лойолой и ставший одним из канонических текстов для католиков уже в 1548 году. Основателю «Общества Иисуса» принадлежит великое открытие: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его воображения. Он не останавливался на пожеланиях и проповедях – он требовал действия: выбора цели жизни. Для достижения этого необходим умело разработанный комплекс упражнений, причем таких, которые лучше всего соответствовали бы поставленной цели. Работая над «Духовными упражнениями», Лойола хотел подчинить задачам своей организации способность ее членов к самостоятельному мышлению, привить иезуиту фанатичную веру. Как пишут историки, «он никогда не имел в виду полного и разностороннего развития личности, как о том мечтал Леонардо да Винчи, он никогда не предоставлял доброй воле индивидуума заботы об определении размеров и характера своего умственного развития».

Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течение 40 дней дважды в своей жизни – при вступлении в «Общество Иисуса»» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты ежегодно в течении 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры – уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока упражнений в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами.

Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, главная особенность «Духовных упражнений» в том, что их «нужно не прочитать, а пережить». «Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь перевертывается вверх дном; он отвергает теперь то, что раньше почитал», – отмечает А. Тонди, пробывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы.

Какими же правилами руководствуются иезуиты? Книга открывается введением «Начало и основания», дающим «понимание жизни», которое должен усвоить иезуит. Далее следуют упражнения, расписанные по дням и часам на четыре недели. Вкратце рассмотрим логику построения курса и содержание упражнений.

Предмет для размышлений на первой неделе – фундаментальные положения: «Грех», «Божий суд» и тому подобное. Целью упражнений является пересмотр своей жизни. На второй неделе обучающийся должен научиться созерцать «Царство Христово» и далее размышлять о смирении, любви к Христу. Эти упражнения имеют целью наставить в следовании, послушании и служении Христу. Упражнения третьей недели призваны усилить в иезуите любовь к Христу и церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе – размышления и созерцания на тему «Жизнь Иисуса». Следующий цикл упражнений должен повысить остроту разума, вызвать эйфорию и целенаправленность воли при размышлении над событиями жизни Христа от Рождества и до Вознесения. Осознавая путь Иисуса, испытуемый становится как бы ближе к нему, погружаясь в веру и раскрывая свою душу навстречу Богу.

Цикл упражнений построен таким образом, чтобы психика человека перенастроилась на новый лад. Упражняющийся как бы находился внутри ядра, которым выстрелили из пушки – путь назад отрезан. Между прочим, современные психологи выяснили, что практически необратимая перестройка психики происходит как раз за 40 дней. И именно 40 дней продолжается воздействие на испытуемого иезуита, который по истечении этого срока становился «другим человекам» в буквальном смысле этого слова, ведь ему открылся новый мир.

Рассмотрим подробнее методику проведения упражнений. Во‑первых, существуют предварительные упражнения, то есть осуществляется «подводка» обучающегося. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, иезуит должен самостоятельно продумать то, что он будет созерцать на следующее утро. Утром, во время одевания и в течение получаса, предшествующего «созерцанию», иезуиту рекомендуется мысленно повторить то, чем ему вскоре предстоит заняться.

Во‑вторых, обучающийся должен представить конечный результат конкретного упражнения: он просит у Бога того, чего он хочет достичь в качестве практического результата «созерцания», по возможности чего‑нибудь реального, полезного для его собственных «духовных нужд».

В‑третьих, прежде чем приступить к выполнению упражнения, приближаясь к месту, на котором он будет произносить молитву, обучающийся должен остановиться от него в двух‑трех шагах и внушить себе, что Бог смотрит на него. Далее следует подготовительная молитва. Следующий шаг тоже еще не само упражнение, а «подготовка почвы». Следует представить себе объект, который ему предстоит «созерцать». Основная часть «созерцания» разделена на пункты и параграфы, то есть упражнение разбито на небольшие и сравнительно легкие «шаги». Первые объекты созерцания легки для воображения: эпизоды из жизни Иисуса, Марии и т. д. Последующие более сложны и абстрактны: тайны загробного мира, чистилище, ад, милосердие, грех. В любом случае предмет упражнения должен быть таким, чтобы занять не менее часа.

Практически каждое упражнение основано в той или иной степени на самовнушении. Например, «следует повторять самому себе, что ад существует, представлять себя, насколько это возможно, навеки пребывающим во всепожирающем огне, в абсолютном мраке, безо всякой надежды, и повторять это сто раз в течение часа».

Есть в арсенале иезуитов и другие упражнения. Так, обучающийся должен представить армию сатаны на равнинах Вавилона и самого сатану, обращающегося к своим демонам с речью. Затем необходимо сменить картину и «увидеть» иерусалимскую равнину и Христа среди своих учеников. Смену картин предписано повторять несколько раз. Благодаря полярному противопоставлению двух сцен, это упражнение является непосредственной подготовкой к основному акту – выбору жизненного пути.

«Духовные упражнения» направлены на тренировку трех основных способностей человека: памяти, воли и интеллекта. Помимо этого используется упражнение на «применение чувств». Оно состоит в созерцании предмета с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Например, таков способ созерцания ада: «Представь себе ад, в длину, ширину и высоту объятый пламенем; услышь жалобные вопли и стоны, пронзительные крики, проклятья, смешанные с ропотом бушующего пламени; почувствуй запах дыма, серы, смолы и всякой гнили, наполняющий страшную пропасть; ощути горчайший вкус слез, проливаемых грешниками; прочувствуй жар всепожирающего пламени…» Эти впечатления, ко всему прочему, усиливались предписанными самоистязаниями, «бичеванием тела до крови, впрочем, чтобы язвы не доходили до костей».

Тонкий знаток человеческой психики и весьма изобретательный автор «Упражнений» в течение первой недели погружает обучающегося в царство ужаса. Дни и ночи проходят в невыразимом смятении. Для введения иезуита в такое состояние служат, например, упражнения следующего типа. Новопосвященному предлагается присутствовать даже… при собственной кончине. «Он видит своих родных, рыдающих вокруг его кровати, слышит погребальный звон колоколов, видит себя в гробу, зарытым в землю, и, наконец, присутствует при разложении собственного тела». В конце недели обучающийся сдается, уступает внушению, исповедуется и успокаивается. Переход из отрицательного к контролируемому положительному эмоциональному состоянию является своеобразным педагогическим приемом. Кроме того, автором «Упражнений» используются специальные методы молитвы, а также надзор за исполнением упражнений.

Оценки современных исследователей «Духовных упражнений» различны и часто противоречивы. Однако следует прислушаться к оценке А. Тонди, как человека, испытавшего на себе силу «Упражнений»: «До создания ордена у церкви не было ничего подобного и, кроме ордена иезуитов, нет и теперь». Действительно, почти 500‑летняя деятельность организации свидетельствует об эффективности «Упражнений».

Одним из важнейших источников могущества для иезуитов послужила исповедь. Ведь в качестве духовников члены ордена овладевали совестью не только масс, но и правителей, высокопоставленных лиц и политических деятелей. Члены ордена содействовали и своеобразной «реформе» исповеди. Так под влиянием иезуитов становилось все более привычным исповедоваться как можно чаще, причем не только каяться в совершенных уже грехах, но и спрашивать на исповеди совета. Конечно, духовники помогали исповедовавшимся найти «путь истинный». Таким образом члены ордена становились негласными советниками королей и аристократов. Все большее значение стали придавать самому факту исповеди, ее подробности и частому повторению, а не действительному раскаянию.

Однако наиболее мощным орудием подчинения умов послужило для ордена его активное участие в воспитании юношества. Причем содействовать делу образования Лойола предполагал фактически с момента основания ордена. Первый иезуитский коллегиум для учеников‑мирян был открыт в Мессине на Сицилии в 1548 году. Вскоре, в 1551 году, была открыта Римская коллегия, у входа в которую красовалась табличка с надписью: «Бесплатная школа грамматики, гуманитарных наук и христианской доктрины». Через 4 года, в 1555 году, эта коллегия была признана университетом, который и поныне существует – это знаменитый Григорианский университет. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов.

Иезуиты основали множество школ, стараясь при этом сделать образование максимально дешевым, а в идеале – бесплатным. Эти идеи несколько позже были развиты философами Просвещения, которые, как и иезуиты, уделяли много внимания распространению образования, хотя и с другими целями. Иезуитские школы предназначались для детей всех сословий, но главным образом в них учили сыновей знати и особенно одаренных детей. Конечно, можно обвинять орден в том, что его образовательная политика была направлена прежде всего на распространение идей общества. Но если задуматься, можем ли мы вообще представить себе школу, в которой бы не внушали ту или иную идеологию? Вольно или невольно школьные учителя открывают перед нами мир таким, каким его видят сами, и это касается не только иезуитов.

Итак, сконцентрировав свое внимание на образовании, иезуиты приобрели глубокое влияние на умы молодежи. Образование, которое они давали, было наилучшим из всего, что тогда существовало. И это подтверждается историческими примерами: так, иезуиты обучили Декарта математике лучше, чем он мог бы научиться ей где‑либо еще. Хотя, конечно, конечной целью всех учебных заведений ордена была подготовка духовенства, воспитание мирян в духе благоговения перед авторитетом духовного сана. Орден учреждал в основном средние и высшие школы. В этих школах гуманизм был обращен на службу средневековой римской церковности. Учебные программы, составленные в 1584 году при генерале Аквавиве, своим гуманизмом очень напоминали планы евангелических школ, и потому подверглись порицанию со стороны испанской инквизиции и были отвергнуты папой Сикстом V. Иезуиты их переработали, и эти учебные планы все же были введены в действие, и, несмотря на определенные дополнения и изменения, можно сказать, что по этим планам учатся и в наше время.

Как и жизнь в ордене, школьная жизнь и преподавание также были регламентированы до мельчайших деталей. Даже в отношении вопросов, не относящимся к области веры и благочестия, учитель должен был отказаться от собственного мнения и следовать воззрениям признанных авторитетов. В высших классах иезуитских коллегий изучали философию и богословие, причем занятия велись на латыни. Подобно средневековым университетам, в качестве единственного руководителя в области философии иезуитами был принят Аристотель, в области экзегетики (учения о толковании Священного писания) – блаженный Иероним, а в области догматики – Фома Аквинский. Особое внимание в воспитании молодежи было обращено на развитие ораторских и диалектических способностей, ведь впоследствии, служа ордену, иезуиты должны убеждать, оспаривать, доказывать. Как тут обойтись без ораторского искусства!

Для развития талантов служили так называемые академические собрания, на которых воспитанники читали рефераты, произносили речи, защищали и оспаривали тезисы. Методы обучения, разработанные иезуитами, во многом применяются и в современной педагогике. Например, «академические собрания» позже превратились в практические занятия и семинары, защита и оспаривание тезисов легли в основу одной из самых распространенных «университетских игр», победители которой смело могут рассчитывать на успех в политической деятельности – речь идет об игре «Дебаты», получившей распространения во всем мире.

Как и само «Общество Иисуса», так и иезуитские школы были организованы по принципу строгой иерархии. В школе ученики высших классов служили учителями для низших классов. В отношениях учеников поддерживалась атмосфера соревнования. Каждый ученик имел своего соперника и в его же лице наблюдателя и доносчика. Так что устройство школ во многом повторяло устройство ордена. Строгий формализм, механическая дрессировка, предупреждение всякой самодеятельности и самостоятельности мысли – таковы основы иезуитской педагогики. При всем этом иезуитские школы в течение двух столетий пользовались доверием общества; даже протестанты отдавали туда своих детей, и такие люди, как Гуго Гроций и Декарт, считали их образцовыми. Из других орденов только ораторианцы во Франции, пиаристы в Италии и Польше могли соперничать с иезуитами на педагогическом поприще. Надо отметить, что и до сих пор «Общество Иисуса» имеет средние и высшие школы в Бельгии, католические университеты в Англии, Австрии и Северной Америке.

Источником могущества ордена являлось и миссионерство. Распространение христианства среди язычников было названо Лойолой одной из основных задач ордена, и в лице его соратника Франциска Ксаверия христианство приобрело одного из ревностнейших и неутомимейших своих миссионеров. Ксаверий стал первым иезуитским миссионером в нехристианском мире. Иезуиты достигли значительных успехов в распространении христианства в восточных странах благодаря тому, что считались с местными обычаями. В Китае астрономы‑иезуиты М. Риччи, И.А. Шалль фон Белль и Ф. Вербист были приняты при императорском дворе. В Индии Р. де Нобили следовал образу жизни брахманов. Иезуитские миссионеры играли также важную роль в освоении Нового Света. Благодаря их усилиям в испанской и португальской Америке более миллиона индейцев‑кочевников было собрано в оседлые общины, именуемые редукциями. Захватывающая история иезуитских миссий в Канаде отражена в многотомной хронике – «Донесения иезуитов». В той же

Северной Америке в 1637 году иезуит Ж. Маркетт сопровождал торговца мехами Л. Жолие, исследовавшего Миссисипи, а в конце XVII века другой иезуит, Э. Кино, составил карту юго‑западной части Северной Америки.

Успехи иезуитских миссионеров, к сожалению для ордена, оказались недолговечными. В Китае, Японии, Индии, Африке они старались совместить христианские обряды и догматы с языческими обычаями и суевериями: они предлагали средства спастись, не перерождаясь внутренне, и сделаться христианином, не переставая быть язычником. Разрешая мнимообращенным в христианство разные виды идолослужения при условии оговаривания про себя, что поклонение относится к истинному Богу, иезуитские миссионеры сами становились похожи на жрецов, перенимали их обычаи, выдавая себя за христианских брахманов, бонз и мандаринов. В Ост‑Индии они то подлаживались к знати, то выступали перед порабощенной чернью в качестве апостолов свободы. В Японии они приобрели приверженцев среди дворянства, враждовавшего с жреческой кастой; в Китае возбуждали к себе уважение в качестве землемеров и звездочетов, в испанских колониях Южной Америки они выступили в защиту униженных индейцев и в своем социально‑теократическом государстве в Парагвае явились провозвестниками христианского завета любви к ближнему. Католический мир не мог относиться равнодушно к сомнительным и авантюрным приемам миссионерской пропаганды иезуитов, которые, к тому же, всячески вредили миссионерам из других орденов. В XVII и XVIII веках миссионеры августинского, доминиканского, капуцинского и других орденов, прелаты и папские легаты, прибывавшие «на место» для расследования иезуитских злоупотреблений, уличали иезуитов перед папским престолом в отступничестве от Христовой веры. Но осуждение папы не было опасным для «сотоварищей Иисуса» в столь отдаленных странах, а в крайних случаях они даже прибегали к заступничеству языческих властей. Например, в 1700 году они обратились с жалобой на папу к китайскому богдыхану, который решил спор в их пользу. В колониях, куда иезуиты являлись в качестве миссионеров, они вели также и торговые операции, дававшие большие богатства ордену.

Однако какова же была численность членов столь могучего ордена? Лойола изначально предполагал, что число членов ордена не должно превышать 60 человек, однако уже в 1543 году это ограничение было снято. И неудивительно. Создание ордена совпало со вступлением в 1534 году на папский престол Александра Фарнезе, принявшего имя Павла III. Новый папа взял курс на обновление монашеских орденов и поощрение появления в них новых инициатив, прежде всего в плане борьбы с Реформацией.

Упоминаемая нами в начале очерка крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера и начатый Мартином Лютером процесс Реформации нанесли серьезный удар по позициям католицизма. В 1534 году от католического мира отпала Англия, где монарх был провозглашен и главой церкви.

В 1542 году Павел III создал в Риме Высший апостольский трибунал, названный Священной канцелярией, препоручив ему вести процессы против еретиков во всем мире. Священная канцелярия имела право приговаривать к смертной казни, тюремному заключению и конфискации имущества. Возлагая большие надежды на Священную канцелярию, папа решил также поддержать и иезуитов в их пламенной борьбе за католическую веру, поэтому вскоре они стали одним из наиболее действенных орудий против еретиков.

Первой «пробой сил» ордена в масштабе всей католической церкви стал собор, продолжавшийся с 1545 по 1563 год в Триденте (сейчас этот город называется Тренто). Собор был созван для обсуждения положения католической церкви в связи с реформационным движением. В общем, всех на этом соборе занимал один главный вопрос: «Что делать?» Интриги французского королевского двора мешали торжеству ортодоксального католицизма, и папская власть неоднократно прерывала заседания, но в 1562 году с помощью иезуитов в ходе заседания собора произошел перелом. Павел III добился своего: все сочинения протестантов и их учения были преданы анафеме, при этом иезуиты яростно отстаивали верховенство папы над епископами, церковными соборами и светскими властями. Они даже попытались утвердить положение о непогрешимости папы, когда он с кафедры дает толкования по вопросам веры. Однако такая инициатива не нашла одобрения даже у католических государей и в окончательные решения собора включена не была. Догмат о непогрешимости папы был официально утвержден лишь триста лет спустя на Ватиканском соборе 1869–1870 годов, разумеется, не без помощи преемников Лойолы. Но вернемся к первым шагам иисусовых братьев.

Члены общества лихо включились в движение Контрреформации. Лайнес и Сальмерон участвовали как богословы в подготовке и проведении Тридентского собора, ученые‑богословы Петер Канизий и Роберто Беллармино написали множество полемических сочинений, в которых опровергались «еретические» учения той эпохи. Надо отметить, что в создании полемических произведений не было авторов, равных иезуитам по силе слова и чувства, продуманности и яркости образов. Священники‑иезуиты были бесстрашны и готовы к подвигам во имя веры. Они отваживались отправляться в области, где восторжествовал протестантизм, в том числе в Германию и Англию, поддерживая оказавшиеся во враждебном окружении католические общины.

Однако орден зачастую сталкивался со множеством препятствий – со стороны различных сословий, населения разных областей, политических группировок и других монашеских орденов, которые видели в иезуитах прежде всего своих недругов или соперников. Пытаясь обосноваться в Испании, иезуиты сразу же испытали неприязнь со стороны правящего монарха Карла V, который наотрез отказался взять себе в духовники члена «Общества Иисуса», и долгое время им не удавалось утвердиться на родине создателя ордена.

Выпускники Сорбонны, члены ордена Иисуса встретили сопротивление и со стороны свободолюбивых французов. Парижский университет и французский парламент объявили орден «бесполезным». Тем не менее иезуитам в 1562 году удалось основать коллегию в Клермоне, но при этом они фактически должны были отказаться от многих своих привилегий. Да, с большим трудом «Обществу Иисуса» удалось проникнуть во Францию. Ведь там в первой половине XVI века получил широкое распространение галликанизм – идейное течение, последователи которого ратовали за создание национальной, независимой от Рима, церкви. Парижский парламент, Сорбонна, кальвинисты и даже часть католиков – все они объединились против ордена иезуитов. Но, покровительницей иезуитов стала жена Генриха II, знаменитая итальянка, французская королева Екатерина Медичи. Благодаря ее стараниям иезуиты хлынули во Францию и пользовались здесь большим политическим влиянием.

В Португалии, напротив, члены ордена сразу встретили восторженное отношение со стороны властей. Сам король Жуан III, боровшийся с реформаторским движением и ересями, попросил у иезуитов помощи в столь нелегком деле. Об авторитете ордена в этой стране свидетельствует и тот факт, что уже после 1543 года у большинства аристократов Португалии духовниками были иезуиты. И, конечно же, они утвердились в португальских колониях, прежде всего в Бразилии.

Самая напряженная борьба ожидала сторонников Лойолы в Нидерландах и Германии, где иезуитам противостояло мощное народное реформационное движение. Но иезуиты недаром славились хитростью и терпением. В Нидерландах и Бельгии они начали проповедовать свои идеи с большой осторожностью и только в больших городах. Постепенно число их сторонников возросло, и они основали коллегии в Антверпене, Маастрихте, Брюсселе, Генте, а позже и в других городах.

Еще более сложной была обстановка на родине Реформации – в Германии, где религиозный вопрос имел первостепенную политическую важность. Здесь нельзя было рассчитывать на мирные средства и снова началась религиозная война… В тех немецких землях, где властвовали князья‑католики, иезуиты основывали свои коллегии, подчиняли своему влиянию университеты и смотрели сквозь пальцы на нарушения прав протестантов. Потом начались гонения: закрытие протестантских церквей, изгнание и убийства пасторов, насильное обращение населения в католицизм. В Баварии, Австрии, Тироле, Чехии, Швабии и других землях католическая церковь, в которой видную роль играли иезуиты, перешла в наступление. Постепенно протестанты, которых в то время было в три раза больше, чем католиков, уступали свои позиции…

Видя беспрецедентные «подвиги» во славу Иисуса, численность последователей Лойолы постоянно увеличивалась. В 1534 году их было шестеро. На момент смерти основателя – в 1556 году – орден насчитывал свыше 1000 членов (в том числе 35 профессов), 100 домов и 14 провинций. Иезуиты, благодаря щедрым покровителям, основывали школы и коллегии, которые были главным орудием их влияния. Так император Карл V помог открыть коллегию в Палермо, его брат, король Фердинанд – коллегии в Праге, Вене и Инсбруке. В Испании коллегия, основанная в Сарагосе в 1542 году, поспособствовала созданию еще 25 других подобных заведений. В Португалии, где орден в лице Жуана III нашел первого покровителя, а в лице его внука, короля Себастьяна – покорного ученика, возникли коллегии в Лиссабоне, Эворе, Опорто, Браге и Коимбре. Они служили основой по‑истине теократического могущества: не только верой и науками, но и жизнью и нравами португальского народа руководили иезуиты. Они также были главными виновниками присоединения Португалии, после смерти Себастьяна, к испанской короне. Членство в ордене иезуитов оказалось настолько престижным, что в него вступали могущественные политики. Так герцог Борджиа стал третьим генералом ордена. Он основал в Риме коллегию, которая послужила первым шагом к открытию еще 120 учебных заведений на территории Италии. В Риме же были учреждены так называемые национальные коллегии, которые служили и служат воспитанию новых поколений иезуитов. Впервые такая коллегия была учреждена Лойолой в 1552 году для Германии. Позже она служила образцом при учреждении других коллегий – Английской, Греческой, Маронитской, Иллирийской, Шотландской, Ирландской и Венгерской. В 1616 году орден уже насчитывал 39 провинций, 1593 члена, 803 дома, 467 коллегий, 63 миссии, 165 резиденций и 136 семинарий.

Таинственные иезуиты, действительно ли они скрывали «страшные тайны» или же их могущество весьма преувеличено? Некоторые исследователи утверждают, что орден и сейчас является весьма влиятельным и оказывает постоянное давление на политиков во всем мире. Генерала ордена иногда называют «черным папой», который стремится распространить свое влияние на весь мир. Но, быть может, не стоит впадать в панику и не следует преувеличивать возможности «всемогущих» членов «Общества Иисуса»?

 

Date: 2015-10-22; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию