Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение родителей
Вторая функция работы классного руководителя с родителями — их психолого-педагогическое просвещение. * Подробно об этом см.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 136—141; Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985. 446 Глава VI Организация воспитательного процесса в школе помочь школьнику учиться», «Духовное развитие современного школьника», «Как помочь школьнику выбрать будущую профессию»^ «Школьник в рыночных отношениях современного общества», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др. >- Родительские лекторий по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов: для родителей школьников-туристов; для родителей школьников, избравших педагогическую профессию; для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и т.д. >• Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Разумеется, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня писхолого-педагогйческой, медицинской, юридической подготовленности классного руководителя. Поклассное просвещение родителей может проводиться и в различных формах: конференций (отцов, мам, бабушек и дедушек), проблемные конференции всех родителей; индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога, социального работника, приглашенных специалистов — врачей, психологов, работников культуры и т.д. Можно использовать и обмен специальной литературой. >• Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами в консультациях «Семья и брак», женских консультациях по месту жительства, в школе во время дня открытых дверей и т.д. >• Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...
Третья функция -- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность — все шире практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расшире-
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся ния воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. В практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность: О участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы и т.д.); О участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечеров встреч выпускников, школьного турслета, праздника Последнего звонка, выпускного вечера, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я — спортивная семья»); О участие родителей в создании и функционирований различных школьных.производственных кооперативов; О подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам России и мира; О участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, проф-консультаций, оборудование кабинетов профориентации; О ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности; О ведение микрокружков (5—6 человек) для учащихся класса; О участие в работе советов школы, советов -содействия семье и школе, школьных и классных родительских комитетов; О оказание материальной помощи в реализации различ-. ных. школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами и т.д. Так, в методических рекомендациях Министерства образования* рекомендованы для внедрения в практику Журнал «Народное образование», 200], № 4. С. 252—256. г 448_ _Глава VI. реализация воспитательного процесса в школе участия родителей в деятельности школы, класса такие формы. Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ школьников. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения». Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок. Выставки «Мир наших увлечений». Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей. Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей. Соревнования, конкурсы, КВНы, туристские походы, слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: «День мамы», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День моего ребенка», «День взаимного благодарения»; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями), совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.
Четвертая функция работы школы и классного руководителя с родителями -- это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект ее — оказание психолого-педагоги ческой помощи в организации семейного воспитания различных категорий, учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности).
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся Другое направление заботы классного руководителя -это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств), помощи в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семьях; однодетных и многодетных, неполных (когда одна мама, один отец или бабушка и дедушка), семьях со сводными детьми, с низким (или высоким) материальным обеспечением, семьях с жестким обращением с детьми и др. И еще это индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными; вовлекающим детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу школа и классный руководитель осуществляют совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями.
И последняя, пятая функция — это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Наш опыт показал, что в идеале активом могут быть все родители, если родительское самоуправление строить параллельно с детским; если дочка — культорг, то и мама с папой помогают в этом; если сын — «казначей», то и мама или папа — держатель классной кассы; родители туроргов или физоргов — турорги и физорги тоже. Правда, есть специфические должности (по выбору иди самовыдвижению) —* председатель родительского комитета и 2—3 человека для социально-бытовой комиссии, 15. Заказ №1233.
450 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
2 человека — в родительский комитет школы (или совет школы, если таковой функционирует). Возможно создание совместного с детьми совета класса. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей -- родительскими комитетами школы и класса, школьными советами, Советами по месту жительства и на предприятиях, женскими Советами воинских организаций, попечительских советов, Советов отцов и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В компетенцию их может входить: - оказание материальной помощи школе, отдельным се - коллегиальное решение отдельных вопросов жизни - связь с административными и правоохранительными - помощь школе и классам в проведении воспитатель - участие в работе с родителями учащихся (проведение - объединение родителей по семейным проблемам (шко - установление связи с учреждениями культуры и допол Так, например, в школе № 49 г. Твери создана общественная родительская организация «Семья и школа», при которой работают несколько комиссий, решающих насущные проблемы семейного воспитания: комиссия охраны прав детства и социальной.защиты; образовательная, культмассовая и финансовая комиссии. У каждой из
В практике школ используются такие организационные формы работы с родителями, в которых фактически реализуются сразу несколько или практически все функции. Назовем некоторые из них: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей в школе и в классе, переписка (позитивного характера) педагогов и родителей, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; различного рода состязания «Взрослые и дети» (интеллектуальные, спортивные, игровые). Творчески работающим учителем могут быть «изобретены» нестандартные формы общения и взаимодействия учителей, родителей и детей. Например, «педагогический ринг», «педагогический треугольник», «чаепитие по пятницам», открытые уроки для отцов и матерей, педагогические практикумы, диспуты (например, на тему «Любовь к детям, какая она?», «Что значит семейный уют?», «Хорошая семья -- какой ей быть?»), семейные праздники, вечера, клубы общения, миникружки под руководством родителей...
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями. В основу любого общения педагога с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка ученика) должны быть положены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к ученику (группе детей или классу в целом): «что хорошего я могу сказать...». И дальше перечень положительных черт характе- •
452 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе ра, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого... Даже если это встреча с родителями трудного ученика, недостойного поведения учащихся, печального или возмутительного события в классе... Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или классом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) — с одной стороны. И настрой на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей — с другой, ибо постепенно в сознании родителя утверждается мысль: «Он (она) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему (ей) можно доверить мои заботы и тревоги: вот кто мне может помочь». Это очень важно, так как предмет озабоченности и у школьного педагога, и у родителей один — проблемы ребенка. И здесь происходит, как говорят психологи, своеобразная «подстройка» чувственной родительской и общественной (школьного педагога) позиций родителей в отношении ребенка. Положительно и то, что при будущих встречах и родителей, и педагогов с ребенком, группой детей или с классом не будет нервозно-обвинительных сцен. 2. Следующий элемент может быть выражен в словах 3. Выявление и анализ причин, породивших данное
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся ет место дома и в школе, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания -процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды -- усиление позитивных факторов и устранение, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрезвычайно важны союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств методов и приемов воспитательного воздействия. 4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога 5. Выработка единого стиля и тона, педагогического Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, делают все более и более продуктивными, постепенно при- 454 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе водят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника.
Предмет особой заботы классного руководителя — возникновение конфликтов «родители & школа». Они могут быть разнообразны, как разнооб-• разны и причины, их породившие. К ним надо относиться серьезно, ибо они нарушают единство и системность воспитательного процесса. Надо тщательно изучить причины, расстановку позиций всех участников конфликта и в логике названных выше пяти элементов любого взаимодействия с родителями строить тактику воспитательного воздействия с целью преодоления конфликта*. Вопросы для самопроверки и размышления Философское, психологическое и педагогическое обосно- вание необходимости работы школы, классного руководителя с родителями учащихся. 2. Понятие «воспитание родителей»: в чем его смысл? Како 3. Основные функции работы школы, классного руководите 4. Этико-психологические основы и методические правила 5. Традиционные и творческие формы работы с родителями. Рекомендуемая литература Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? М., 1993. Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979. Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Семья — субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. М., 2000. Тема 9. Гаерилоеа Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1982. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. М., 1996. 6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1, 2. М., 2001, Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980. Капустин Н.П. Работа школы с родителями // Кн. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999- Гл. 5. Коляда М. Шпаргалка для родителей. Гл. 4, 5, 8. Донецк, 1998. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М,, 2000. Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996. Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992. Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 6. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993. Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. М., 1999. Гл.7. * См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 37—47. Вместо заключения
Date: 2015-10-22; view: 711; Нарушение авторских прав |