Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитательная работа с родителями учащихся
В воспитании органически сливается общественное и интимное. В этом слиянии, на мой взгляд, и заключается гармония человеческого счастья... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. В.А. Сухомлинский
Всем, имеющим отношение к методике воспитания известно: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей 440 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности. В современной школе меняется многое: структура ее и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и ко внешкольной воспитательной работе. Управление школой становится демократичным, а значит, более демократичные отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель — ученик — родители. Ушли в прошлое командно-административные способы регулирования этих взаимоотношений. Престали быть эффективными некоторые формы работы школы с родителями: традиционные родительские собрания -- монологи классного руководителя, педагогические лектории и университеты, вызовы родителей в школу, сообщения по месту работы о хорошем (либо плохом) их отношении к воспитанию собственных детей, посещение семей учащихся... Порой ведутся разговоры (в том числе и в управленческих кругах) о том, что школа вообще не должна работать с родителями, ибо воспитание детей — дело семьи. Но педагоги-практики знают, что это не так. Да, многое, действительно, ушло. Но... Остались родители и дети — с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога... Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с ро-' дителями: опытный учитель с его проблемами пересмотра логики и содержания этого сотрудничества и молодой, нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контакты с более опытными людьми в лице родителей своих воспитанников. С момента поступления ребенка в школу возникает и существует, диалектически развиваясь, так называемый «педагогический треугольник» с его трудностями и противоречиями, требующими своего разрешения. Вроде бы 6.8, Воспитательная работа с родителями учащихся. 441 у тех и других цели, стремления, надежды, действия одни и те же и направлены на благо ребенка. Но тогда почему отношения в этом «треугольнике» столь противоречивы и драматичны? Почему чаще всего сообщение ребенка (даже благополучного ученика!) о предстоящем родительском собрании не вызывает у родителей восторга? Почему столь обычны длинные поучительные монологи классного руководителя и почтительное молчание родителей на этих собраниях: неужели так уж согласны со всем эти умудренные жизненным опытом и знаниями в различных областях люди? И даже если не согласны — тоже молчат. Почему так сопротивляются классные руководители настоятельному требованию администрации школы посещать семьи учащихся? Почему дети так боятся «приглашения» в школу мамы и папы? Почему иногда просьбы педагога «принять меры» или просьбы родителей помочь в воспитании сына или дочери так непродуктивны? И почему при общих целях в воспитании ребенка, при видимой общей заинтересованности сторон возникают бесконечное количество взаимных претензий, невосприимчивость критических замечаний, невыполнимость просьб, неумение или даже нежелание войти в положение друг друга, молчаливое или открытое сопротивление, неодобрение друг друга? Видимо, корень проблем и противоречий -- в нарушенных взаимоотношениях, в позиции каждой из сторон. Мудрое решение предложил еще Гиппократ. Входя к больному, он обычно говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу тебя вылечить. Если же объединимся мы с тобой, то вместе победим болезнь». Так и в «педагогическом треугольнике» проблемы ребенка (подростка): «надо хорошо учиться», «хочу дружить с.,.», «никак не могу преодолеть лень», «сам не понимаю, почему у меня не получается...», «почему со мной никто не водится?», «мне нравится Катя, а я ей нет», «я хотел, как лучше, а-получилось хуже» и многие-многие другие -это и проблемы родителей, и проблемы педагогов (воспитателей). Значит, необходимо четко и ясно определить позиции сторон в этом взаимодействии.
442 Глава VI. Организация воспитательного_процесса в школе
Тогда нетрудно ответить на вопрос: зачем школе, классному руководителю работа с родителями. >• Для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка (подростка) с целью создания в школе и дома оптимальных условий для развития и самоактуализации личности ребенка, выработки единых принципов воспитания. >- Для правильного определения (с учетом конкретной социально-педагоги ческой и психологической ситуации развития ребенка) цели и задач воспитания. Возможностей их реализации. >* Для наиболее эффективной и рациональной расстановки сил по разностороннему, гармоничному развитию ребенка (подростка), для организации педагогической поддержки ему (что может школа и внешкольные учреждения дополнительного образования, а что — родители и их окружение). >- Для наилучшего изучения ребенка (подростка) с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного -- со стороны родителей, и общественно-гражданского, трудового, интеллектуально-познавательного, нравственного... — со стороны школьных педагогов, чтобы рационально организовать учебно-воспитательный процесс и в школе, и дома. >• Для выработки общей методики и техники, стиля и тона необходимых воспитательных воздействий на ребенка (подростка), для координации и корректировки этих воздействий в различных жизненных ситуациях. >* Для установления эмоционально-положительных взаимоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект). Ведь хорошо известно, что воспитательный процесс протекает успешно в доброжелательной, радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности к взаимолриятным контактам — формальным и неформальным. Отсюда понятны роль и назначение работы школы, классного руководителя, заключающиеся в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школь-
В последнее время в теории воспитания, а потом и в воспитательной практике школ возник, став международным, термин «воспитание родителей», под которым понимается «помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций... Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию, родители сами должны осознавать возможность и необходимость своего внутреннего роста — с чего и начинается воспитание родителей... Оно не означает унижения или подчинения, а только способствует росту личности»*. Ученые считают, что функция школы по воспитанию родителей является условием решения многих социальных проблем. Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что «родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям, ибо растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования»**. При этом считается, что воспитание родителей имеет две задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей»***.
Эти задачи вполне решаемы, если организовать единый процесс взаимодействия воспитателей, детей и родителей в школьной' жизнедеятельности. В нашей практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с родителями учащихся. Они определяют и содержание этой работы. * Хямялайнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993. С. 5—6. ** Там же. С. 8. ***Там же. С. 10. 444 Глава VI. Организация воспитательного процесса^ в школе Первая функция -- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы. Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней (гимназия, лицей, колледж, класс с углубленным изучением какого-либо предмета), со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении. На такое собрание могут быть приглашены учителя специальных предметов, представители администрации школы. В начале учебного года классный руководитель знакомит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года. Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспитательным потенциалом, классный руководитель (либо учитель) также знакомит с содержанием и методикой этих предметов: «Основы этики», «Мировая художественная культура», «Человековедение», «Здоровье человека», «Культура речи», «Психология общения», «Основы этикета», «Этика и психология семейной жизни»,- «История религии» и др. Необходимо это для создания единой воспитывающей среды семьи и школы, частично для просвещения родителей в области вводимого предмета и оснащения их методикой внеурочной деятельности в условиях домашнего воспитания. 6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся__________ 445 Правильно заметил Д. Гранин в повести «Обратный билет»: «Никто не учит родителей, как «работать» родителями. Самая ответственная из всех работ, а делают ее кто как сможет, руководствуясь лишь опасными советами любви». Вот почему классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого-педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берет на себя миссию психолого-педагогического просвещения родителей. Связанные с этой проблемой противоречия современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе и у самих родителей. Нашей школой накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Назовем здесь некоторые, оправдавшие себя на практике формы психолого-педагогического просвещения родителей*. 5^ Народные университеты (педагогические факультеты или отделения) при Дворцах культуры, кинотеатрах, высших учебных заведениях, многопрофильных общественных организациях по месту жительства и т.д. 5* Школьный лекторий для родителей проводится, как правило, перед началом родительских собраний в классах по специально разработанной педагогическим коллективом программе. Для чтения лекций и проведения консультаций привлекаются специалисты и наиболее • подготовленные педагоги школы. >• Школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвященные отдельным воспитательским проблемам. Например, «Как
Date: 2015-10-22; view: 473; Нарушение авторских прав |