Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткое описание техники контрпримера





 

Техника контрпримера работает удивительно легко и быстро, и на то, чтобы описать его, нужно потратить больше времени и сил, чем на то, чтобы его провести. В нем девять простых шагов. Вот они:

1. Калибровка.

2. Объясните ошибку иммунной системы.

3. Проверка экологии/вторичной выгоды.

4. Найдите соответствующий ресурс контрпримера и заякорить его.

5. Создайте диссоциацию. Пусть человек представит себе, что находится за толстым стеклянным экраном, от стены до стены, от пола до потолка. Как только это сделано, используйте якорь контрпримера и попросите человека наблюдать за собой, находящимся в ситуации, где есть контрпример, и реагирующим так, как он хочет реагировать.

6 Введите вещество, вызывавшее реакцию в прошлом, и пусть человек продолжает наблюдать за собой, реагирующим так, как он хочет реагировать (как в ситуации с контрпримером).

1. Удерживая якорь, переведите человека в ассоциированное состояние. Попросите его представить себе, что находится рядом с аллергеном, но продолжает оставаться в том же ресурсном состоянии, что и в ситуации с контрпримером.

2. Удерживая якорь, присоединитесь к будущему: попросите человека представить себе ситуацию в будущем, когда он будет находиться рядом с аллергеном.

3. Проверка. (Если это была серьезная аллергия, попросите человека сходить к врачу и сделать анализы).

Подсказки для каждого шага процесса

1. Калибровка. Сначала мы идентифицируем текущее состояние. «Что происходит, когда вы находитесь рядом с аллергеном?» Наблюдайте за невербальными реакциями, глазными ключами доступа, дыханием, изменениями цвета кожи, мышечным напряжением и так далее. Это поможет вам идентифицировать состояние. Вам нужно добиться того, чтобы это состояние изменилось (и стало более ресурсным) в конце процесса, на стадии проверки. Этот первый вопрос: «Что с вами происходит?» – также помогает установить контакт с той частью иммунной системы, которая сделала ошибку, и вовлечь ее в процесс «переобучения».

2. Объясните ошибку иммунной системы. Объясните человеку, что его иммунная система сделала ошибку и сочла что‑то опасным, хотя это не так. Иммунная система маркировала что‑то как вредное, хотя само по себе это не опасно. Скажите человеку, что ее можно быстро «переобучить».

3. Проверка экологии/вторичной выгоды. Спросите: «Есть ли какието веские причины, по которым возникла эта реакция? Какой была бы ваша жизнь без нее? Будут ли какие‑то негативные последствия, если этой реакции больше не будет?» Если возникают какие‑то проблемы экологии, используйте другие методы НЛП, чтобы сначала разобраться с этими проблемами.

Вот пример «проблемы экологии». В ходе работы одна женщина стала проявлять признаки сопротивления. Сьюзи спросила: «Что происходит?» Женщина бессознательно пыталась вызвать у себя астматическую реакцию. Она не была уверена, что хочет избавиться от астмы. Ее дедушка изобрел ингалятор для астматиков. Этот ингалятор принес ее семье финансовое благосостояние. Кроме того, дедушка изобрел его специально для нее, и поэтому астма была для нее символом его любви и заботы.

Вы видите здесь проблемы экологии? Что это будет означать, что ей больше не нужен ингалятор?

Мы провели небольшой рефрейминг. Мы спросили, чего на самом деле хотел бы ее дедушка: чтобы у нее больше не было астматических реакций или чтобы ей нужно было использовать ингалятор? Она задумалась и сказала: «Он желал мне добра». Она поняла, что даже если процесс сработает и ей больше не понадобится изобретение ее дедушки, оно принесет пользу многим другим людям.

4. Найдите соответствующий ресурсный контрпример. Есть два типа контрпримеров, которые можно использовать в качестве ресурса:

(a) время, когда человек был рядом с аллергеном, и ресурсную реакцию или (б) что‑то похожее на аллерген, на что у человека нет никаких аллергических реакций. Создайте для этого контрпримера сильный ассоциированный якорь.

1. Диссоциация. Пятый шаг – попросить человека увидеть себя со стороны в ситуации с контрпримером, за экраном. Удерживая якорь, который вы установили для контрпримера, попросите человека увидеть самого себя таким, каким он хочет быть, независимо от того, где он находится и что делает. В этом пункте попросите человека отметить, где находится образ, который он видит.

2. Введите аллерген. Попросите человека отпустить образ, который он только что видел. На месте этого образа возникнет новый. Пока человек наблюдает за собой по ту сторону экрана, попросите его увидеть самого себя в присутствии аллергена – вещества, раньше вызывавшего проблему/аллергическую реакцию. В этой точке подождите до тех пор, пока у человека не проявятся изменения в физиологии. Иногда сначала вы увидите замешательство, а потом – как будто иммунная система говорит: «Хорошо, я поняла… я научилась реагировать по‑новому».

3. Ассоциация. Уберите экран и верните человека в его тело. Попросите его представить себе, что рядом находится аллерген, прямо сейчас. Продолжайте удерживать ресурсный якорь. Пусть он полностью войдет в ассоциированное состояние, рядом с аллергеном. Скажите, что теперь он может реагировать более адекватно.

4. Присоединение к будущему. Попросите человека представить ситуацию в будущем, когда рядом будет находиться то, на что раньше у него возникала аллергическая реакция. Все время удерживайте якорь – именно поэтому процесс работает. Нужно, чтобы во время присоединения к будущему человек все время находился в стабильном состоянии. Это дает иммунной системе время, чтобы научиться использовать новый ресурс.

5. Проверка. Если можно безопасно провести проверку сразу же, сделайте это. Если это невозможно, проведите калибровку, чтобы увидеть, изменились ли паттерны глазных ключей доступа, положение тела, мышечный тонус, дыхание и цвет кожи. Физиология должна стать более ресурсной – как при воздействии контрпримера. Если у человека была серьезная аллергия, попросите его сходить к врачу и сделать анализы.

Демонстрация техники контрпримера (1)

 

Тим (к Сэнди): Хорошо, на что у вас еще аллергия, кроме лилий?

Сэнди: Трава, деревья, почва, все на свете, но лилии хуже всего.

Тим: Хорошо, так что, начнем с лилий?

Сэнди: Да.

Тим: Представьте себе, что здесь есть лилии. Что происходит?

Сэнди: Глаза начинают чесаться, течет из носа, я начинаю чихать, нёбо чешется, мне

трудно дышать. Это происходит мгновенно.

Тим: Вы только что описали нам ваши текущие реакции на лилии. Есть ли какие‑то растения, которые не вызывают у вас реакции?

Сэнди: Розы.

Тим: Итак, вам нравятся розы?

Сэнди: Да.

Тим: Вам нравится, как они пахнут?

Сэнди: Да.

Тим: Вы когда‑нибудь нагибались, чтобы понюхать розу?

Сэнди: Много раз.

Тим: И вам это нравится?

Сэнди: Да.

Тим: Сейчас мы это заякорим. Представьте себе, что вы нюхаете розу. Вы знаете, на что это похоже. И когда вы нюхаете розу, ваше тело точно знает, как эффективно иметь с этим дело, не так ли?

Сэнди: Да.

Тим (якорит состояние, когда Сэнди нюхает розу): Отлично. Теперь отпустите это.

(Обращаясь к группе) Я заякорил ее контрпример. И я хочу проверить якорь. (Тим отпускает якорь, затем снова его применяет.) Вот оно. Всем видно? Мы проверяем, чтобы убедиться, что поставили хороший якорь.

(К Сэнди) Сейчас я хотел бы, чтобы вы представили себе большой, прочный, от пола до потолка, стеклянный экран, как в аквариуме с акулами. И мы можем смотреть сквозь него, вот туда (показывает), где вы можете видеть Сэнди и розу, она нюхает ее и наслаждается запахом, и ее иммунная система функционирует адекватно. Можете это увидеть?

И ее иммунная система знает, как быть с этой розой. Можно ею наслаждаться. Наслаждаться прекрасным творением природы, да?

(Обращаясь к группе) Выглядит хорошо, не так ли?

(К Сэнди) Отпустите это, но продолжайте смотреть туда, за экран. Пусть этот образ уйдет, и в том же месте представьте себе Сэнди, которая нюхает лилии, точно так же, как только что она нюхала розу. Продолжайте это делать. Смотрите на саму себя, вон там, пусть образ полностью развернется перед вами.

(Обращаясь к группе) Как она выглядит?

(К Сэнди) Сейчас она выглядит по‑другому, правда? А теперь почувствуйте, как вы возвращаетесь в свое тело. Экран исчезает.

Сэнди: Хорошо.

Тим: Теперь представьте себе, что я держу в руке лилию и вы чувствуете ее запах. Что происходит?

(Обращаясь к группе) Это действительно выглядит по‑другому.

(К Сэнди) Хорошо. Итак, когда в следующий раз вы можете оказаться рядом с лилиями, – как вы себя чувствуете? Представьте себе, что берете это чувство с собой. Представьте себе, что у меня в руке лилия, вдохните ее запах. Для вас безопасно провести небольшой тест?

Сэнди: Да. Чувствую ли я запах лилии? Мне нужно сначала почувствовать запах розы?

Тим: Хорошо. Не переусердствуйте. Сначала нужно провести очень осторожную проверку.

Сэнди: Мне нужно почувствовать запах розы тоже?

Тим: Да.

Сэнди: О, хорошо.

Тим: Что происходит? (Обращаясь к группе) Она собирается понюхать лилии.

Сэнди: Ну, я дышу свободно. Я могу глубоко дышать.

Тим: Раньше вы сказали, что реакция у вас возникала мгновенно, правильно?

Сэнди: Да.

Тим: Ну, поблагодарите свою иммунную систему. Обратитесь внутрь и попросите

свою иммунную систему обобщить эту реакцию на любую пыльцу и траву, потому что это тоже была ошибка. И поблагодарите себя, потому что ваша иммунная система – прекрасная вещь. Каждый крошечный макрофаг может сказать: «Я понял. Это просто трава». Хорошо, прекрасно. Очень хорошо.

Сэнди: Спасибо.

Демонстрация техники контрпримера (2)

 

Тим: Итак, у Чарльза есть аллергия. Не совсем понятно, на что; на что‑то в воздухе, да?

Чарльз: Я знаю, что ее вызывает пыль. Я не знаю, что еще ее вызывает.

Тим: Хорошо, давайте начнем с пыли. Пыль есть везде. И обычно это не только пыль. В пыли живут крошечные микроскопические клещи. Итак, у вас аллергия на пыль. Что будет, если здесь в воздухе будет много пыли? Я хочу это откалибровать.

Чарльз: Самая сильная реакция возникает, когда я пылесошу, потому что фильтр не очень хороший, – пропускает пыль, и мне приходится ее вдыхать.

Тим: Представьте себе, что здесь в воздухе много пыли, потому что вы пылесосили.

Чарльз: Да, тогда мне приходится все время вытирать нос.

Тим: Представьте себе, как вы это делаете. Пусть возникнут чувства. Мы хотим это откалибровать. Хорошо?

(Обращаясь к группе) Мы видим напряжение, вот здесь. (Показывает на лицо Чарльза.) Цвет лица меняется. Изменения происходят, даже когда он просто это себе представляет.

(Чарльзу) Отпустите это.

(Обращаясь к группе) Кстати, обычно это хороший признак, он указывает, что процесс сработает. Итак, мы идентифицировали текущее состояние. Мы его откалибровали. Эта реакция будет для нас завершающей проверкой того, сработал ли процесс. Поэтому важно вначале провести калибровку. Мы это делаем всегда.

(Чарльзу) Есть ли какие‑то серьезные причины для этой аллергии на пыль?

Чарльз: Я так не думаю.

Тим: Она позволяет вам избежать работы по дому?

Чарльз: Нет, не позволяет. Мне все равно приходится этим заниматься.

Тим: Так что вам приходится страдать в любом случае, да?

Чарльз: Я страдаю в любом случае.

Тим: Тогда обратитесь внутрь и проведите проверку. Есть ли какая‑то «часть», у которой есть серьезные причины для аллергии?

Чарльз: Я так не думаю.

Тим (обращаясь к группе): Если у нас есть какая‑то проблема экологии, позже она все равно всплывет, но часто полезно просто спросить. Иногда человек вдруг понимает: «Ой, из‑за аллергии мне не приходится делать это или это». Один парень, у которого была аллергия на пыль, был профессором в Стэнфорде. Он часто читал лекции для влиятельных и богатых людей. И иногда у него начиналась эта аллергия. Тогда он мог использовать ее как оправдание того, что его лекция была не настолько блестящей, как он хотел. Он мог сказать: «Ну, у меня была аллергия. Если бы не она, моя лекция была бы блестящей». Так что нам пришлось найти другой способ справиться с тем, как он думал о себе.

(Чарльзу) Итак, каков контрпример? Есть что‑то похожее на пыль, как вы думаете? Что‑то, что не вызывает у вас реакции? Вы можете вспомнить время, когда у вас не было этой аллергии? Или какое‑то похожее вещество?

Чарльз: Я не думаю, что было время, когда у меня не было реакции на пыль, но я не реагирую на пыльцу.

Тим: Пыльца.

Чарльз: Обычно я нюхаю цветы спокойно, без последствий.

Тим: Хорошо, так что если бы кто‑то дал вам розу, вы могли бы нюхать ее целый день, и с вами все было бы в порядке, да?

Чарльз: У меня никогда не было аллергии на запах цветов.

Тим: Хорошо. И конечно, пыльца состоит из небольших частиц, таких же, как пыль, правильно? Возможно, в ней есть какие‑то крохотные организмы. Вы не поверите, если я вам скажу, сколько миколюлв сейчас летает вокруг вас. И везде есть эти микроскопические организмы.

Чарльз: Они должны здесь быть Они отгоняют другие организмы.

Тим: Итак, пусть будет пыльца. Согласно вашей модели мира, пыль и пыльца очень похожи. Другая возможность – дорожная пыль, которая тоже похожа на домашнюю пыль. Вы когда‑нибудь ходили в горы?

Чарльз: На это у меня тоже аллергия.

Тим: На это тоже? Потому что иногда люди могут вдыхать пыль на дороге. А как насчет муки? Возможно, вы когда‑нибудь просеивали муку, чтобы испечь хлеб?

Чарльз: На это у меня нет аллергии.

Тим: Кто‑то мог печь хлеб или что‑то подобное, и вы могли вдохнуть муку.

(Обращаясь к группе) Это будет еще один пример. Если бы он не смог придумать контрпример, я мог бы подумать о том, что это могло бы быть. Что еще похоже на пыль?

(Чарльзу) Я думаю, что пыльца – хороший пример. И вы сказали, что розы у вас не вызывают реакции. Представьте себе, что здесь находится роза. И вы чувствуете ее запах. И ваше тело знает, что с этим делать, не так ли? С вами все хорошо. Вы можете просто наслаждаться запахом розы, наслаждаться жизнью.

Еще раз представьте себе, что чувствуете запах розы; запомните эту реакцию. И я прошу ваше бессознательное тоже это сделать. Представьте себе, что здесь находится стеклянный экран, от пола до потолка, очень толстый экран. Посмотрите за него. Найдите там определенную точку, немного выше. Посмотрите туда. Вы видите Чарльза, который чувствует запах розы, там, за экраном, и он такой же, как вы, – такой «вы», каким вы хотите быть, – у вас все хорошо. Как это выглядит?

Отпустите этот образ, и точно в том же месте представьте себе другой образ: вы и пыль, возможно, вы пылесосите свою гостиную. Но обратите внимание: у вас есть эта способность быть таким, каким вы хотите быть, несмотря на пыль. Хорошо.

(Обращаясь к группе) Выглядит хорошо, правда? Все заметили изменения? Небольшое расслабление?

(Чарльзу) Теперь уберите стеклянный экран. Представьте себе, что вы находитесь в своей гостиной и пылесосите и в воздухе есть пыль. Подумайте об этом. Видите эти маленькие частицы в воздухе, в солнечном свете?

Чарльз: Нет, я не их вижу. Они микроскопические.

Тим: Ну ладно. Моя пыль побольше.

Чарльз: У моего пылесоса такой фильтр, который всасывает крупные частицы.

Тим: Просто представьте себе, как пылесос всасывает большие частицы, но у вас

есть эта способность.

(Обращаясь к группе) Когда я говорю «эта способность», я немного дольше удерживаю якорь контрпримера. (Чарльзу) Отпустите образ пылесоса, но представьте себе эти большие частицы в воздухе. Что с вами происходит?

Чарльз: Все хорошо.

Тим: Выглядит хорошо, правда? Это действительно выглядит по‑другому. Сможете

ли вы проверить это в ближайшие несколько дней?

Чарльз: Вероятно, в следующие выходные.

Тим: Представьте себе, что наступила суббота. Вы пылесосите свой дом.

Чарльз: В воскресенье.

Тим: Хорошо, воскресенье, и вы пылесосите. Там есть эти частицы. Что происходит?

И вам придется пообещать, что вы пропылесосите свой дом в воскресенье.

Чарльз: Я это и так должен сделать.

Тим: Давайте себе представим, что прошел год и вы целый год спокойно пылесосили. Эти частицы – уже не проблема. И вы можете оглянуться назад, на то время, когда отпустили эту старую реакцию ответа. И мы хотим услышать отчет, когда увидим вас в следующий раз.

Вопросы

 

Джек: Работает ли это с аутоиммунными заболеваниями?

Тим: Аутоиммунные заболевания – обычно это конфликты. Одна наша «часть» борется с другой «частью». Так что здесь я начал бы с интеграции конфликта.

Арнольд: Сработает ли этот процесс, если моя проблема связана со стрессом?

Тим: Скорее всего, да.

Джек: Сработает ли это с пищевыми аллергиями?

Тим: Да. Это также работает с пчелиными укусами. Это работает с лекарствами. Это работает почти с чем угодно. Мы работаем с процессом/мышлением и с тем, как вы реагируете, а не с каким‑то определенным содержанием.

Мэри: Работает ли это с экземой?

Тим: Возможно. Как правило, достаточно только знать, на что у вас аллергия. Однажды я работал с маленьким мальчиком, ему было 7 лет, и у него была экзема. Я просто предложил ему отправиться внутрь себя, как будто он спускается на лифте. Потом я попросил его спросить себя, почему у него началась экзема. Он предложил две вещи: соленая вода и апельсиновый сок. Его мать поила его апельсиновым соком почти каждый день, практически с самого рождения. Мы поработали с этим аллергеном, и его экзема ушла.

Я всю жизнь ем блюда мексиканской кухни, без всяких негативных последствий, но однажды я поужинал в мексиканском ресторане в Колорадо. У меня запершило в горле, и почувствовал, что оно начало опухать. Я понятия не имел, что было в еде, но знал, что зуд вызвала именно еда (возможно, специи). Я сразу же провел этот процесс с самим собой, используя в качестве контрпримера время, когда я ел мексиканские блюда в Мексике без всякой аллергии.

Зуд тут же прошел, и опухоль стала спадать.

Вот похожий пример. Сьюзи с другом пошла в поход по горам штата Юты. Спустя какое‑то время она стала чихать и кашлять, а потом у нее начался насморк. Сьюзи знала, что реакция вызвана чем‑то в воздухе. Она провела этот процесс, представляя себе, как она много раз ходила в горные походы в Айдахо без всякой аллергии. Симптомы тут же прекратились.

Джек: Думаю, этот процесс может хорошо работать с пищевыми и другими зависимостями.

Тим: У меня была клиентка, с которой я работал по другому поводу. Но однажды она сказала, что босс подарил ей большую коробку конфет и она их все сразу же съела. Я слышал, что пищевые и другие зависимости похожи на аллергические реакции, и сказал ей об этом.

Мы провели этот процесс, и у нее исчезла навязчивая тяга к шоколаду. С тех пор я много раз использовал его в работе с зависимостями – с хорошими результатами.

Фред: Если у человека зависимость от шоколада, каким может быть подходящий контрпример?

Ответ: Интуитивно некоторые выбирают в качестве контрпримера, скажем, продукт питания, который им не нравится. Вместо этого лучше выбрать что‑то, что не вызывает навязчивой тяги и похоже на шоколад. Некоторые не могут жить без шоколада, но совершенно спокойно относятся к шоколадным батончикам. Или поедают карамельки, но не шоколадные конфеты. Если у вас нет аллергии на арахис, то текстура арахисового масла похожа на шоколад.

Брэдли: Каким может бы хороший контрпример для сигаретного дыма?

Тим: Дым от камина, дым походного костра, ладан, иногда сигары. У некоторых аллергия на сигареты, но не на сигары.

Вопрос: Каким может быть хороший контрпример для молока и молочных продуктов?

Ответ: Рисовое молоко, соевое молоко, козье молоко. Сьюзи однажды работала с человеком, который использовал в качестве ресурса кокосовое молоко. Контрпример должен быть подходящим для клиента – даже если он не имеет смысла для вас. Ведь это его иммунной системе нужно «переучиться».

Вопрос: Можно сделать это самому или нужна чья‑то помощь?

Ответ: Если вы хотите поработать с самим собой, используйте пространственный якорь. Положите на пол лист бумаги, который будет вашим ресурсом. Выбрав соответствующий контрпример, встаньте на этот лист и представьте себе, что находитесь рядом с контрпримером. Затем отойдите в сторону, проведите проверку и убедитесь, что у вас есть положительный пример. Снова встаньте на якорь, посмотрите сквозь стеклянный экран и продолжайте процесс, по шагам. Можно также установить кинестетический якорь самому себе, который будет представлять контрпример. Но, как правило, лучше работать с другим человеком, если это возможно.

Вопрос: Работает ли этот процесс с чем‑то еще кроме аллергий?

Ответ: Да. Никаких ограничений здесь нет. Он должен работать со всем, что для нас нересурсно, где можно найти контрпример. Однажды мы работали с социальным работником, который вел группы с клиентами. Он сказал, что всегда очень нервничает в первый день работы с новой группой. Он сказал, что полностью расслабляется примерно на четвертой встрече группы, и в качестве контрпримера мы использовали «четвертую встречу».

Передний план / задний план

 

Следующий паттерн, который мы хотим обсудить, называется «Фигура / Фон» или «Передний план / задний план».

Процедура. Роберт разработал этот метод, прочитав о некоторых экспериментов Павлова с собаками4.

Я уверен, вы помните русского ученого Павлова, который одним из первых начал проводить исследования феномена под названием «стимул– реакция». В одном из опытов он обучил собаку: у нее начиналось слюноотделение, когда она слышала звонок, гудок и голос одновременно. Павлов обнаружил, что каждый из этих звуков вызывал у собаки слюноотеделение, но в разной степени. Звонок провоцировал выделение десяти капель слюны, гудок – пяти, а голос – двух. Другими словами, звонок был на «переднем плане» всех звуков, которые слышала собака (то есть собака обращала больше внимания на звонок, чем на гудок или голос). Голос вызывал самое слабое слюноотделение и был фоном.

Павлов обнаружил, что если он подавлял реакцию на голос так, что в ответ на него у собаки вообще не возникало слюноотделения, когда она слышала этот звук (то есть у него была нулевая ценность), а потом снова вводил голос вместе со звонком и гудком, ценность всей комбинации звуков падала до нуля. Три звука вместе больше не служили стимулом для слюноотделения.

Тот же принцип можно применить к аллергиям, а также к другим проблемам, связанным с феноменом «стимул – реакция». Технику «Передний план / задний план» можно использовать, когда у вас есть определенный стимул в определенном контексте. Ее можно использовать в работе с фобиями, с неприятными реакциями на звук бормашины, с негативными реакциями на неприятный тон голоса и так далее.

Демонстрация техники «Передний план/ задний план»

 

Тим: У кого‑нибудь здесь еще есть аллергия?

Гэри: У меня аллергия на тополиный пух. Он вызывает у меня насморк. Что интересно, когда я обращаю внимание на свои симптомы, они усиливаются. Если же я на что‑то отвлекаюсь, они становятся легче.

Сьюзи: Хорошо. Возможно, мы можем помочь вам замечать другие вещи.

Тим: Что происходит, когда рядом с вами есть тополиный пух?

Гэри (у него возникает напряжение вокруг глаз, цвет кожи становится неровным): Глаза начинают чесаться, и появляется насморк.

Тим: Если бы здесь был тополиный пух, это вас беспокоило бы?

Гэри: О да.

Тим: Вам нравятся сосны? У вас нет аллергии в сосновом лесу? (Ставит кинестетический якорь на руке Гэри, когда тот начинает думать о соснах.)

Тим (резким тоном, все еще удерживая якорь, связанный с соснами): Как вы ощущаете эти теннисные туфли у себя на ногах? (Создает ассоциацию между любыми ощущениями в ногах Гэри и тем, что происходит, когда Гэри находится рядом с соснами.)

Тим (отпуская якорь): А как начет тополей? Если вы гуляете среди тополей… что происходит?

Гэри (замешательство, несколько раз моргает, проявляет физиологию, связанную с соснами). Погодите…

Сьюзи: Это называется «короткое замыкание».

Гэри: Это похоже на шок. (Несколько мгновений сидит молча.)

Тим: Что происходит сейчас, когда вы думаете о тополях? Можете ли вы вернуть старую реакцию?

Гэри (пауза): Нет.

Сьюзи: Хорошо, тогда представьте себе, что в этой комнате полно этого пушистого белого пуха.

Гэри (пауза): Я очень стараюсь. (У него не возникает ни одной из физиологических реакций, возникавших раньше, когда он думал о тополях.) Я мысленно возвращаюсь к прошлому, когда у меня была реакция… мне кажется, что ее никогда не было. Это очень странно.

Тим (обращаясь к группе): Этот процесс легко сделать скрыто, потому что он очень быстрый. Очевидно, что его можно использовать в семейной терапии, в бизнесе, в работе с парами, так как он работает с визуальными или аудиальными реакциями‑якорями.

Сьюзи (обращаясь к группе): Позвольте мне объяснить, что Тим сделал с Гэри. Сначала тополь был «передним планом» в восприятии Гэри. Его ноги, которые всегда с ним, были «фоном».

Тим: Мы создали стойкую ассоциацию между его ногами и контрпримером (сосны), на который у него нет никакой иммунной реакции. Если контрпример с соснами достаточно близок к тополям, для Гэри эта техника сработает.

Участник: Как это можно сделать скрыто?

Тим: Этот процесс и был скрытым для тех, кто не знает, что такое якоря. Вот другой пример. На днях я разговаривал с человеком, одетым в пальто и галстук. Он рассказывал мне, что у него проблемы с женой и что она «ноет», когда он звонит ей с работы. Я предположил, что у него есть негативный якорь с тоном ее голоса в контексте нытья. Позже я сказал ему, что я очень рад, что мне не нужно носить галстук, и спросил, нравится ли ему носить галстук. Пока он думал, нравится ему это или нет, я заякорил его реакцию визуально, завязав воображаемый узел галстука у себя на воротнике. Потом я спросил его, как он разговаривает с женой, когда его интересует то, что она говорит, удерживая при этом свой визуальный якорь – завязывая у себя на воротнике воображаемый узел галстука.

Потом я спросил его, как «ноет» его жена, и у него была совсем другая реакция, чем в первый раз. Он сказал, что это вообще‑то все не так уж плохо. Он совершенно не осознавал, что произошло, но я уверен, что его бессознательное одобрило новую реакцию – как одобрит ее и его жена, когда он начнет внимательнее ее слушать.

Важно найти в мышлении человека достаточно «близкий» контрпример. Лучший контрпример – когда у человека должна была бы возникнуть реакция, которая ему не нравится, но ее нет. Например, я мог спросить Гэри, были ли в его жизни случаи, когда, находясь в непосредственной близости от тополей, он не испытывал аллергической реакции. Следующий тип контрпримера – что‑то, что человек относит к той же категории объектов (деревья в случае Гэри) или паттернов поведения (разговор в примере с воображаемым галстуком).

Сьюзи: Когда мы впервые увидели, как с этой техникой работает Роберт, он работал с женщиной, которая начинала беспокоиться, когда слышала звук бормашины. Роберт попросил ее предложить контрпример – что‑то похожее на звук бормашины, но не вызывающее у нее никакой реакции. Она сказала, что это электрический миксер. С этим контрпримером техника не сработала. Оказалось, дело в том, что миксером управляет она сама, а бормашиной – стоматолог. Хорошим контрпримером для нее стали ножницы парикмахера. Звук был похож, – и ножницами управляет парикмахер.

Тим: Еще лучше, если контрпример – что‑то, что человеку нравится. Эта женщина сказала, что любит ходить в парикмахерскую, потому что после нее чувствует себя более привлекательной. Некоторые из этих приятных чувств были перенесены в контекст визита к стоматологу.

Для элемента, который играет роль «заднего фона», можно выбрать что‑то, что есть всегда: температуру воздуха, ощущения в руках или ногах и так далее. Выбирайте осторожно и сначала проверьте пример вместе с человеком. Мы работали с одним клиентом, у которого была аллергия на сигаретный дым. Его жена курила, так что у него была большая проблема. В качестве «заднего фона» мы использовали его ноги, как в работе с Гэри, и у него вдруг возникла неприятная реакция. Оказалось, что он сам раньше курил, но бросил, когда его врач сказал, что у него начались проблемы кровообращения в ногах!

Описание процесса «Передний план / задний план»

 

1. Идентифицируйте ограничивающую реакцию, возникающую в определенном контексте (аллергия, звук стоматологической бормашины, раздражающий тон голоса).

a) Калибровка физиологии, связанной с этим.

б) Каков передний план? Что человек лучше всего осознает?

2. Найдите соответствующий ресурсный контрпример. Или время, когда у человека должна была возникнуть реакция, но не возникла, или контекст, который похож на ограничивающий.

a) Каков передний план? Чем человек лучше всего осознает?

3. Идентифицируйте что‑то, что должно происходить и в ограничивающем контексте, и в контрпримере, чего человек не осознает. Каков задний фон в обоих случаях (например, он чувствует подошвы ног, вес своей одежды)? Заякорите эти качества.

4. Удерживая якорь, попросите человека сосредоточиться на том, что он лучше всего осознает в ситуации контрпримера. Цель состоит в том, чтобы создать прочную ассоциацию между тем, что находится в сознании (передний план), и тем, чего он не осознает (задний план).

5. Отпустите якорь и сразу же попросите человека вспомнить ограничивающую ситуацию и ассоциироваться с ней.

6. Калибруйте физиологические реакции.

a) Если ограничивающая реакция все еще возникает, вернитесь на шаг 3, найдите другой контрпример и усильте ассоциацию между передним планом и задним фоном.

7. Присоединитесь к будущему, удерживая якорь заднего фона, пока человек думает о будущих контекстах.

Date: 2015-10-22; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию