Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Факторы формирования имидж государства





 

Имидж государства подвержен самым различным воздействиям. Перечень их весьма обширен и не поддается строгой градации. Выделим ряд признаков, по которым можно произвести их предварительную классификацию.

Так, все влияющие на имидж государства факторы можно разнести по времени на:

 

– оставшиеся в прошлом либо никогда не изменяющиеся («условно-статичные»);

– влияющие в настоящее время («условно-динамичные»);

– ожидаемые в будущем (ожидания).

 

Расшифровываются группировки следующим образом:

 

1. «Условно статичные» факторы:

– природно-ресурсный потенциал;

– национальное и культурное наследие;

– нерегулируемые (постоянные) геополитические факторы - географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и т. д.;

– исторические события, повлиявшие на развитие государственности (завоевания, великие научные и географические открытия и т. п.), а также вклад выдающихся сограждан в развитие цивилизованного человечества;

– базовая форма государственного устройства и структура управления.

 

2. «Корректируемые условно динамичные» социологические факторы:

– социально-психологические настроения в обществе;

– формы общественно-политической интеграции граждан,

структура, характер и принципы деятельности общественно-

политических объединений страны;

– морально-нравственные аспекты развития общества.

 

3. «Корректируемые условно динамичные» институциональные факторы:

– устойчивость экономики, оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровнем доходов на душу населения, объемом привлекаемых инвестиций, финансовой обеспеченностью бюджетов всех уровней, гарантией прав и свобод хозяйствующих на рынке субъектов реального сектора экономики и др;

– правовое пространство и соответствие правовых норм международным требованиям;

– функции, полномочия и механизмы государственного регулирования (эффективность властной конструкции).

 

В каждой из приведенных групп имеет место как позитив, так и негатив. Необычайно трудно сформулировать критерии оценки национальной модели развития, учитывающие пространственные, временные и иные параметры. В истории человечества немало случаев, когда тенденции, которые в конкретное время в конкретной стране оценивались как благоприятные для ее перспективного развития, в другой стране и в другое время могли восприниматься как негативные. Нет ни одной страны, которая не имела бы подобных проблем.

И всё же попытаемся кратко охарактеризовать выделенные нами блоки.

 

§ 1. «Условно-статичные» факторы

«Условно-статичные» факторы представляют собой неизменную (постоянную) совокупность движущих сил, влияющих на характер восприятия имиджа страны. Они определяются потенциалом природных ресурсов, культурно-историческим наследием, геополитическим положением и базовой формой государственного устройства.

Не последнюю роль в имидже государства играет национальная идея. По мнению российского ученого В. А. Шведковского[18], национальная идея складывается в ходе исторического процесса, формируется как результат взаимодействия множества факторов и закрепляется в генотипе и менталитете нации в виде ее цивилизационно-культурного кода. Ее формирование осуществляется в соответствии с двумя базовыми и диалектически взаимодействующими цивилизационными параметрами:

– постоянным цивилизационным фоном существования науки;

– системой ценностных выборов нации, которая на протяжении ее истории определяла основные долговременные направления развития.

К постоянному цивилизационному фону существования нации относятся:

– менталитет народа;

– география ареала расселения, открытость границ, неосвоенность пространств, суровость условий жизни, природные богатства;

– выраженность национальной самоидентификации;

– этническая картина;

– традиции жизни.

Менталитет (от анг. mentaliti) – обобщающее понятие, отчасти образно-метафорическое, политико-публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Понятие «менталитет» используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума, иногда для отражения способности мышления и уровня интеллекта.

В нашем изложении термин «менталитет» употребляется для описания в обобщенном виде свойств и особенностей организации социальной и политической психологии народа, в частности, политического сознания и самосознания, позволяющих единообразно воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными установившимися в обществе нормами и образами поведения. В этом смысле менталитет сам по себе является организационным фактором, образующим особую политическую и психологическую конструкцию общества. Менталитет народа способствует поддержанию преемственности своего существования и устойчивости поведения в кризисных ситуациях.

Одна из тревожных тенденций современности, связанная с глобализацией мира, – постепенное размывание ментальности народов. Последняя ведёт к дестабилизации, расслоению и разрушению политико-психологической общности людей. Изменение менталитета носит длительный и болезненный характер, что связано:

– с трудностями отказа от прежних психологических установок и значительной сопротивляемостью прежнего менталитета;

– с опасностью деструктивных последствий в результате быстрого разрушения ментального поля;

– со сложностью утверждения нового менталитета в процессе, по сути, принудительной адаптации к нему людей.

Указанные трудности ведут к тому, что назревшие общественные преобразования оказываются лишенными поддержки со стороны массового сознания, т. е. в определенной мере общество вынуждено преодолевать дополнительное психологическое сопротивление граждан. Отсюда и вседозволенность, и правовой нигилизм, и скептицизм по отношению к государственным планам и действиям. Именно поэтому сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость создания государственных служб ПР, способных учесть специфику восприятия окружающего мира национальной ментальностью.

Обширность территорий государства и масштабность его исторических цивилизационных задач формируют геополитический фактор, влияющий на имидж страны.

Геополитические образы (ГПО) – общественно наиболее значимые, предельно анаморфированные с точки зрения традиционного географического пространства и в то же время самые масштабные (т. е. охватывающие очень значительные по площади территории и регионы Земли) географические представления.

В силу особой динамичности, повышенной изменчивости и даже известной неустойчивости они являются естественным испытательным «полигоном», на котором возможны эффективные научные исследования общих закономерностей динамики и трансформаций образно-географических систем. Развернуто ГПО можно определить как имеющие целевую нагруженность и четко структурированные представления о географическом пространстве, включающие максимально яркие и запоминающиеся символы, знаки и характеристики конкретных территорий, стран, регионов, маркирующие их с политической точки зрения.

 

По сути дела, речь идет о сгущении самого политико-географического пространства с помощью различных пространственных знаков и символов, преображающих или трансформирующих его.

 

Современным странам чаще всего присущ смешанный ГПО, напоминающий качающийся маятник. Потому-то не редкость случаи неточной политической и (или) политико-географической самоидентификации государств или политических союзов. Главная сложность здесьопределение образной дистанции, позволяющей сформировать и использовать ГПО.

Ключевые ГПОэто образы, оказывающие решающее и долговременное влияние на структурирование остальных ГПО, а также формирующие и во многом скрепляющие общее образно-геополитическое пространство.

Для поиска оптимального ГПО необходимо моделирование нескольких наиболее явных и действенных ГПО страны в единой «связке», «оконтуривание» целостной образно-геополитической системы и дальнейшая проработка ее возможных конфигураций и структур. Надежная и динамичная образно-геополитическая система должна включать ГПО отдельных регионов и иметь возможность активно манипулировать ими[19].

Целенаправленная геополитикаесть сбалансированность внешних и внутренних ГПО, рассматриваемых в едином образно-географическом поле.

По сути дела, образно-геополитическая система страны – это арена столкновения, борьбы и взаимодействия порой довольно разнородных ГПО, иногда имеющих под собой и разные геокультурные фундаменты.

Геополитические и геокультурные образы страны могут вступать в известное противоречие[20], но именно эта разветвленная «цепочка» и позволяет осознать соответствующие системы как динамичные геоисторические протяженности, «длительности», естественно «переваривающие» противоречивость и неоднозначность ГПО[21].

 

Следующий безусловно важный «условно-статичный» фактор формирования образа страны – базовая форма государственного устройства и структура управления.

Опыт истории показывает, что авторитарное и олигархическое государство не может быть сильным, так как защищает интересы незначительной части граждан и олигархической группировки, тогда как огромное большинство населения чувствует себя абсолютно бесправным. Только демократическое государство, олицетворяющее гражданское согласие по основным направлениям внутренней и внешней политики, способно в своей повседневной практике служить человеку и обеспечивать его интересы. И лишь в таком государстве единственным источником власти становится народ, который через своих представителей участвует в принятии решений, регламентирующих деятельность властных структур. Иными словами, именно в этом случае воплощается принцип «государство для человека».

При отсутствии ответственной государственной власти не может быть и речи о защите прав и свобод человека, об обязательных для всех законах, следовательно, не может существовать ни единое экономическое пространство, ни правовое государство.

Укрепление демократического государства и его институтов есть не что иное, как постоянная борьба граждан за свои права и за партнерскую, честную, ответственную и эффективную государственную власть. Отвечая «критикам демократии», К. Поппер писал: «Демократические институты не могут улучшаться сами – их улучшение зависит от нас. Проблема улучшения демократических институтов – это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами » [22].

Слабая демократия свидетельствует о неразвитости чувств гражданского и личного достоинства, о нехватке умения отстаивать свои права цивилизованным образом. Тогда остаётся лишь терпеть и надеяться на мудрость властей предержащих. Низкий общий уровень правовой культуры неизбежно ведёт к процветанию «телефонного права», «политической целесообразности» и т. д., при которых, естественно, государственные служащие и должностные лица не привлекаются к ответственности за нарушения прав и свобод граждан и их объединений.

Именно стремление к лучшему государственному устройству, а не приукрашивание существующих изъянов базовых форм управления является основой создания положительного имиджа страны. Государственная власть только делом доказывает приоритетность прав своих граждан. В этом, думается, и состоит главная идея современной демократии. Для ее реализации необходимо, чтобы все субъекты политики руководствовались следующими основополагающими принципами:

 

– верховенство закона;

– разделение властей;

– равноправие граждан;

– участие граждан в управлении государством;

– свобода совести;

– свобода слова, собраний, ассоциаций;

– гарантии государственной защиты прав граждан.

Их соблюдение с необходимостью влечёт за собой укрепление государственного федерализма. Впрочем, последний тоже не есть панацея от всех бед. Хотя бы уже потому, что к определению сути федерализма имеются разные подходы.

Первый тип федерализма характеризуется как бюрократический или патерналистский. Он предполагает построение федеральной структуры сверху и выступает в роли блага, дарованного обществу властью. С этой точки зрения федерализм – элемент государственной политики, обеспечивающий прежде всего устойчивость существующей власти, договорившейся о разделении собственности, финансовых и материальных ресурсов, недр, политических полномочий. В рамках такой трактовки федерализм можно рассматривать как элемент некоего торга между политическими элитами федерального центра и субъектов, который обеспечивает возможность эффективной самоорганизации власти. Страна тогда представляет собой сложное и противоречивое образование, с одной стороны, с конфедеративными, а с другой – с централизованными чертами. В этом случае федерализм сводится к этническому содержанию или межбюджетным отношениям центра и субъектов.

Другой подход выводит природу «федерализма» из системы общественных и гражданских ценностей, положенных в основу государственного устройства. Согласно такой точке зрения, между обществом и властью должны устанавливаться партнерские отношения, которые наилучшим образом обеспечивают интересы и граждан, и государства. Иначе говоря, федерализм становится способом самоорганизации общества, а не власти.

Структурно принцип федерализма реализуется гражданским обществом как определенная организация его гражданских и государственных институтов, характеризующаяся четким распределением управленческих функций. Применительно к организации государственной власти и управления федерализм предполагает закрепленное в конституционных и законодательных актах разделение власти разных уровней, предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности, отнесенных к компетенции ее органов. При этом каждый уровень власти наделяется собственной компетенцией, в пределах которой обладает правом принимать самостоятельные решения.

Необходимо отметить, что федеративные структуры оказываются жизнеспособными только при согласованных действиях федерального центра и субъектов Федерации. Вместе с тем существует норма управляемости, согласно которой эффективное управление можно организовать лишь в случае, если у субъекта в подчинении не более пятнадцати структур (или других субъектов). При построении властной вертикали об этом забывать нельзя.

Ещё один момент. В современных демократических государствах (таких, например, как США, Германия), наряду с федеративным устройством осуществляется деление государственной власти любого уровня на «три подуровня». Это тоже способ децентрализации и разделения властных полномочий, предупреждающий их концентрацию.

 

Итак, первичный анализ выявленных «условно-статичных» факторов обнаруживает следующее:

 

1. Для любой страны необходим четко выраженный государственный ценностный выбор, определяемый особенностями национального характера и спецификой национальной ментальности.

2. При определении политики государства во главу угла должно ставить национальные интересы.

3. Геополитическое пространство воспринимается массовым сознанием через цивилизационную парадигму государства, которую следует тщательно выстраивать.

4. Народная поддержка власти и проводимой ею политики возможна только на основе справедливых взаимоотношений между общественными группировками.

5. Государственное устройство должно обеспечивать возможность участия каждого гражданина в процессе принятия решений по наиболее острым проблемам развития страны. Требуется постоянная и вдумчивая работа над совершенствованием федеративных оснований демократического государства.

§2. «Корректируемые условно-динамичные» социологические факторы

Социально-нравственные аспекты формирования «корректируемых условно-динамичных» социологических факторов отражаются в результатах различных социологических опросов настроений широких масс общества и обобщениях их. Такого рода опросы являются важнейшим индикатором правильности действия власти и государства по реализации национальных интересов. Учет и использование социологических факторов в управлении имиджем государства есть мощный инструмент формирования привлекательного образа государства.

Фактор общенациональной интеграции – как политической или экономической, так и моральной сплоченности – важный для существования любого государства, становится абсолютно доминирующим в ситуациях кризиса. Здесь наиболее наглядно проявляется степень зрелости общества. В частности, принципиальная слабость всех форм и направлений протестных акций характеризует слабую структурированность общественной системы в целом.

Как показывают исследования и наблюдения, подобное поле общественных проявлений многомерно: в нем одновременно существуют различные критерии, точки зрения, точки отсчета, системы нормативных координат – допустимого, полезного, правильного и т. д. Это не жестко определенные императивы, а, скорее, рамки допустимого («можно терпеть», «не самое худшее зло» и т. п.)

Такой характер нормативного поля человеческого существования формирует лукавые типы поведения и характерные черты их носителя – «человека лукавого»[23]. Он приспосабливается к социальной действительности, ищет лазейки в ее нормативной системе, т. е. способы использовать в собственных интересах существующие правила игры, и в то же время, что не менее важно, постоянно пытается в какой-то мере обойти эти правила. Это вынуждает его постоянно оправдывать собственное поведение то ссылками на необходимость самосохранения или на пример «других», то требованиями введения нормативных систем иного ранга («высшие интересы»).

Изменчивость общественных настроений в «эпохи перемен» причудливо сочетает увлечения и разочарования, конкретно проявляющиеся во взлетах и падениях всевозможных рейтингов. Отсюда – стойкое впечатление заведомой легковесности каждого выбора, заложенной в нем доли самообмана – зачастую весьма приличной. Возникает ситуация, когда человек – на всех уровнях, во всех ипостасях – не только терпит обман, но и постоянно нуждается в самообмане. В условиях всеобщего лукавства исполнение нормативных императивов превращается в двусмысленную сделку (типа «делаем вид, что работаем, – делаем вид, что платим»). При этом сосуществование и взаимодействие различных нормативных полей со своими критериями дозволенного-недозволенного, одобряемого-неодобряемого присущи разным общественным системам, в которых имеется разграничение будничного и праздничного, своего и чужого, приватного и официального.

Подобный тип сознания легко переходит условные барьеры, находит многочисленные лазейки в предписаниях. Как показывают исследования, в общественном мнении при этом отсутствуют жесткие разделительные линии, разграничивающие сферы одобряемого и неодобряемого поведения.

В условиях социальной разобщенности, слабости традиционных и групповых межличностных структур гражданин со своими заботами и опасениями постоянно оказывается одиноким перед властью, перед социальными институтами, перед могущественным давлением масс-медиа и общественного мнения. Вынужденный вести себя «как все» и демонстрировать это публично, он снимает с себя ответственность за якобы разделяемые позиции. Это ведет к гипертрофии социальной версии «астенического синдрома», к неспособности и нежеланию воспринимать «чужие» беды и страдания, более того, к настойчивому стремлению отгородиться от них («Мы живем, под собою не чуя страны…» – так отразил подобную ситуацию известный наш поэт)[24].

Социально-психологические настроения в любом обществе наиболее ярко выражает его самая мобильная и активная молодежная часть. Поэтому отдельную строку в социологических исследованиях занимают вопросы социально-психологических настроений молодежи. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляется модернизациястихийная или сознательная трансформация экономики и других сфер бытия на основе проводимых реформ. Успехи радикального изменения общества, как показывают эмпирические научные исследования, напрямую зависят от желания или нежелания молодежи поддержать модернизационные процессы.

Какова бы ни была направленность государственных мер, без зрелой политической системы демократического общества эффективное решение социальных проблем невозможно. Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития. Благодаря тем же механизмам общество в целом или правящая элита оказывают сопротивление деструктивным социальным силам, отражают посягательства на принципы и устои общественной системы. Социально деятельный человек должен знать, что представляет собой и как функционирует политическая система общества, каковы ее внешние атрибуты и скрытые механизмы, каковы те реальные факторы, которые оказывают влияние на динамику ее состояний.

Значительную роль в жизни современного общества играют политические партии. Это неотъемлемый атрибут любой развитой политической системы. Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление к интеграции различных социальных сил вокруг своих идеалов и программ, идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.

Вне сомнения, главная задача любой политической партии – завоевание власти (прежде всего государственной), овладение аппаратом, с тем чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы. Политическая партия, особенно если она становится правящей, участвует в разработке политического курса государства и в его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии также – основные поставщики кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.

Социально дифференцированному обществу, очевидно, наиболее адекватна многопартийность. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что на формирование многопартийной системы оказывает воздействие целый ряд факторов конкретно-исторического свойства – расстановка и соотношение социальных сил, удовлетворенность или неудовлетворенность общественности деятельностью партии (партий), степень готовности различных общественных групп создавать политические движения, достигнутый обществом уровень политической свободы, доминирующая в обществе политическая культура, наличие или отсутствие демократических традиций и т. п.

Процесс формирования многопартийности, особенно в обществе, не имеющем достаточного опыта демократического развития, демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. В этой связи следует обратить внимание на два важных обстоятельства.

Во-первых, невозможно внедрить в общество многопартийность мгновенно, за один день. Неизбежен переходный период, в ходе которого идея многопартийности утверждается в массовом общественном сознании, завершается формирование в обществе демократической атмосферы, у граждан вырабатывается привычка соблюдать элементарные демократические нормы и процедуры.

Во-вторых, нормальное функционирование многопартийной системы возможно лишь при условии укоренения базовых ценностей общества, решительной поддержки их общественным мнением и признания этих ценностей основными политическими силами общества. Трудно представить себе чередование у руля государства партий, выступающих с противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия, признающая исключительно господство частной собственности на средства производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, а завтра вдруг её сменяет партия, признающая господство государственной собственности – тоже со всеми вытекающими отсюда последствиями. Подобная чехарда – абсолютный нонсенс!

 

Кроме политических организаций в состав политической системы общества входят политические отношения. Они представляют собой разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществления политической власти либо по поводу ее. В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы.

Первая группаотношения между классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций.

Вторую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так называемые «вертикальные отношения» складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, общественно-политические и нравственно-культурные процессы. Они также имеют важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической системы, методов осуществления политической власти.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями. Иногда именно их, наряду с политическими организациями, и имеют в виду, говоря о политической системе общества.

Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем.

Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь, при помощи принципов и норм властные политические структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обосновывают принимаемые политические решения, определяют модель поведения, которой должны руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в принципах и нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, доминирующие в данной политической системе силы оказывают регулирующее воздействие на политические отношения, а через них и на другие виды общественных
отношений.
Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов политической деятельности, выработка у них установок, соответствующих целям и принципам политической системы. Соблюдение «правил игры» и определяющих эти правила принципов и норм особенно важно в условиях демократического общества, политическая жизнь которого полна дискуссий.

 

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Формируясь под влиянием конкретной социальной и политической практики, отражая её, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на всю политическую динамику.

Крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом. Провалы в политике, несбывшиеся ожидания влекут за собой разочарование широких слоев общества, недоверие к политико-управленческим структурам и политическим лидерам, порождают у значительного числа граждан усталость, которая проявляется, в частности, в снижении интереса к политическим событиям.

 

Игнорирование политической психологии масс чревато негативными последствиями для жизнеспособности и стабильности политической системы. В то же время опасна и другая крайность – преувеличенная оценка значения политико-психологического фактора, слепое следование за сиюминутными чувствами и настроениями масс. Это способно привести к подмене действительной демократии властью толпы.

 

Огромное значение для общества имеет политическая идеология, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии и в политической системе общества. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и общественно-политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей, идеология выполняет в политической системе либо консолидирующую, стабилизирующую роль, либо дестабилизирующую, деструктивную.

Состояние общественного, в том числе политического, сознания, его направленность, степень зрелости и динамика выражаются в общественном мнении. Его взаимодействие с социальными и политическими институтами имеет двоякий характер.

Во-первых, никакая политика и никакое властно-управленческое решение не могут рассчитывать на серьезный успех, если при этом не учитывается мнение общественности. Исторический опыт показывает, что конкретное решение или определённую политику можно и навязать, не считаясь с общественным настроением. Но тогда для их осуществления потребуется принуждение, использование карательных мер и репрессивного аппарата, тотальный контроль, формирование соответствующей командно-административной системы (пример – режимы Сталина, Гитлера, Муссолини и др.). Такой способ, несомненно, имеет тяжкие последствия для общества – порабощение личности, отчуждение народа от власти и др.

В условиях демократизации и гласности, чтобы политика приносила ожидаемые результаты, все предпринимаемые сверху шаги должны учитывать состояние и направленность общественного мнения. Учет общественного мнения важен как для того, чтобы принимаемое решение соответствовало ожиданиям общественности, воспринималось ею как насущное, своевременное и обеспечивалось ее поддержкой, так и для того, чтобы предвидеть реакцию населения на неоднозначно оцениваемое решение, чтобы предусмотреть организационные, политические и разъяснительные меры, обеспечивающие подготовку обоснованного решения и его последующую реализацию.

Итак, для нормального функционирования политической системы требуется обязательный учёт общественного мнения. Это достаточно апробированный канал обратной связи между органами государственного управления и обществом.

Во-вторых, при самой высокой оценке общественного мнения, его значимости в политической жизни следует помнить о том, что оно может отставать от динамики событий, запаздывать с выявлением и оценкой определенных процессов и необходимых решений – особенно в связи с
отсутствием или недостатком информации
. Таким образом, необходимо не только глубокое изучение мнений общественных групп, но и активное, целенаправленное формирование у населения определённых взглядов. То есть, социальные и политические институты не могут и не должны слепо следовать в фарватере общественного мнения.

 

Итак, «корректируемые условно-динамичные» социологические факторы позволяют государственным структурам изменять имидж государства, формируя его позитивный образ в сознании массовой общественности по следующим направлениям:

 

– информирование общественности о социально значимых и позитивных результатах деятельности правительства по укреплению государственной власти и обеспечению социального равенства всех членов общества перед законом;

– обеспечение одинаковых условий реализации индивидуальных способностей каждому члену общества;

– предоставление каждому возможности участия в делах, касающихся его лично;

– формирование широкого поля общественно-политических объединений и союзов;

– пропаганда честного и нравственно чистого образа представителя власти;

– широкое и регулярное оповещение общественности о справедливом наказании государственных чиновников, виновных в нарушении законов и в коррупции.

 

В период интенсивного становления информационного общества многократно повышается ответственность печатных и электронных средств массовой информации за осуществление информационной политики и участие в решении актуальных социальных задач, существенно возрастает их роль в социализации прежде всего молодёжи.

Как показывает опыт, бесконтрольная деятельность СМИ крайне негативно влияет на моральный, нравственный и интеллектуальный потенциал населения. Она способна привести к существенной криминализации сознания граждан, к росту агрессивных проявлений, в то время как патриотизм, долг, самопожертвование, честный труд перестают восприниматься большинством людей в качестве основы мировоззрения. Публичная либерализация норм сексуального поведения в средствах массовой информации, апологетика псевдосвободы в сфере интимных отношений фактически выливаются в отрицание норм морали и нравственности. Безнравственность становится не только легитимной, но и модной. Экспансия зарубежной, прежде всего американской, массовой культуры самым неблагоприятным образом влияет на увеличение масштабов заболеваемости, на развитие раннего алкоголизма, токсикомании, наркомании, на формирование искаженного представления о культурных и социальных приоритетах.

Эскалация указанного негатива – прямой путь к духовному и экономическому обнищанию народа, к его нравственной и физической деградации. Тем самым создаётся реальная угроза национальной безопасности страны. Противостоять ей возможно только через мобилизацию всех сил и резервов органов государственной власти, общественных организаций и объединений, всего гражданского общества для совместной работы по разрешению назревших проблем. Но без зрелой политической системы демократического типа эффективная защита общественного организма представляется делом совершенно безнадёжным.

 

 

§3. «Корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы

Институциональные факторы, безусловно, оказывают решающее воздействие на формирование положительного имиджа любой страны. Сюда включаются экономические, правовые и властные аспекты, влияющие на общественное мнение и формирующие образ государства. Их интегральное выражение проявляется в устойчивости развития государства.

Устойчивое развитие – проблема глобального масштаба, не решаемая в рамках какой-то одной страны. Вместе с тем для каждого государства существует комплекс задач сугубо национального уровня. То есть проблема устойчивого развития проявляется как бы в двух ипостасях: как проблема новых вызовов глобального масштаба и – одновременно – как проблема стабильности общества в обычном смысле [25].

Решающую роль в характере социально-экономических условий государства традиционно играют природно-климатический, географический и социокультурный векторы. Ими опосредуется механизм экономического развития страны. Преобладание экстенсивных форм хозяйствования обусловливает слабость товарно-денежных отношений. Интенсивные – предполагают предприимчивость и эффективность использования накоплений.

Экономическое пространство современной страны условно можно разделить на два сектора:

1. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, на валютном рынке, а также в торговле) – характеризуется высокими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения финансовых потоков.

2. Производственная сфера (реальный сектор экономики, охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие области, связанные с производством материальных и духовных благ) – отличается более низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, значительными рисками.

Чтобы эти сектора нормально взаимодействовали, необходимо, по крайней мере, наличие следующих элементов:

достаточные человеческие и материальные ресурсы (для обеспечения социально-экономического развития и удовлетворения основных потребностей населения);

разветвлённая промышленная инфраструктура, потенциал которой способен служить базой эффективных социально-экономических модернизаций;

общегосударственные системы образования, науки и здравоохранения, обеспечивающие устойчивое качество жизни;

развитая система общественных и государственных демократических институтов, гарантирующая поступательность и целеустремлённость исполнения задуманных преобразований.

 

При всех нюансах в подходах к разработке концепции устойчивого развития государства вырисовывается ряд принципиальных позиций, которые имеют решающее значение с точки зрения понимания императивов и принципов стратегии совершенствования общественно-экономической системы.

 

1. Становление и укрепление гражданского общества.

Для этого требуются соответствующие правовые и институциональные рамки, стимулирующие законную деятельность общественных организаций и объединений, средств массовой информации, местного самоуправления, гражданскую инициативу, эффективность демократических процедур и демократического контроля.

 

2. Формирование и укрепление правовой базы рыночной экономики.

Законы, необходимые для нормальной реализации эффективной экономической политики, условно можно разделить на три группы[26]:

· законы, регулирующие права собственности и управления ею, включая вопросы приватизации, прав собственности на государственном, региональном и муниципальном уровнях, банкротства предприятий, функционирования рынка недвижимости, а также регулирующие отношения в сфере землепользования;

· законы, определяющие формирование рынка капитала, т. е. аккумулирование финансовых ресурсов государства, организаций и частных лиц;

· законы, регламентирующие функционирование реального сектора экономики, т. е. определяющие вопросы налогообложения, текущие проблемы рынка труда, ценообразования и регулирования товарных рынков, внешнеэкономической деятельности.

 

3. Введение рыночной системы в границы, диктуемые императивами устойчивого развития.

Общество вправе устанавливать границы для экспансии рыночной системы, не допуская, чтобы они определялись самим рынком, который, как известно, не имеет иммунитета от монополизма. Регулирование рынка предполагает включение мер, направленных на то, чтобы экологические и социальные издержки производства учитывались в ценах товаров и услуг, придавая соответствующую направленность рыночному хозяйству.

4. Общественная (государственная) поддержка систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и науки.

Коллективные потребности общества в этих сферах, имеющие ключевое значение с точки зрения устойчивого развития, не должны отдаваться на откуп рынку, поскольку известно, что последний не является донором социально значимых проектов. Частная инициатива необходима и здесь, но в качестве дополнительного фактора.

 

5. Признание природных богатств общенациональным достоянием и установление справедливой природной ренты в интересах всего общества.

Государство должно обеспечить управление недропользованием с учетом долгосрочных целей развития (через платность, квотирование, налоговую политику); стимулировать конкуренцию частных недропользователей за ресурсосбережение и ресурсоэффективность.

 

6. Защита аграрного сектора от монополизма промышленных производителей.

Обеспечиваемая государством, такая защита должна сочетаться с поощрением свободной конкуренции между самими сельхозпроизводителями. Это способствует повышению эффективности сельского хозяйства и гарантирует продовольственную безопасность страны.

 

7. Сохранение окружающей среды, повышение роли, ответственности и укрепление правовой базы природоохранных органов.

Соблюдение требований экологического законодательства должно на деле стать постоянной заботой государства, общественных организаций, средств массовой информации, всех граждан.

Перечисленное определяет приоритетность целей и задач, которые формируют национальную стратегию устойчивого развития. Первостепенное значение при таком подходе имеет политическая устойчивость общества. Слагаемых её много, но наиболее важны, думается, следующие:

– эффективная государственность;

– демократический правопорядок;

– целостность страны, в основе которой – реальный федерализм.

 

Рыночная экономика усиливает тенденции неравномерности развития регионов, поэтому необходима региональная политика, которая бы противодействовала этому. Среди её неотложных задач – стабилизация финансово-экономического положения, обеспечение конкурентоспособности страны, создание эффективных управляющих органов государства. Серьезные резервы экономического роста – использование имеющегося научно-технического потенциала и стимулирование инновационных технологий, прежде всего – наукоемких (энергоресурсосберегающих, безотходных, экологически безопасных).

Очевидна и приоритетность социальных параметров устойчивости. Государство не может бесконечно урезать расходы социального плана: рано или поздно это приводит к разрушению целостности общества. Стимулировать инвестиции в производство и сдерживать рост социального неравенства должна продуманная налоговая политика. На её основе возможно создание эффективной и гибкой системы социальной защиты, смягчающей положение наиболее нуждающихся групп населения при одновременном вовлечении граждан в производственную деятельность с утверждением частного семейного и среднего бизнеса.

Важная составляющая институциональных факторов – правовое пространство, в пределах которого действует государство. Если его деятельность осуществляется в рамках поля, отвечающего международным правовым стандартам, то государство признается правовым, в противном случае – тоталитарным, криминальным, олигархическим и т. д.

Представления о государстве как организации, в основе деятельности которой лежит закон, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечили бы гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен и для граждан, и для самого государства.

Иначе говоря, уже в древности велись поиски принципов, форм и конструкций согласования взаимодействия права и власти.

 

При смене одного общественно-политического устройства другим решающее значение приобретают проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделения властных полномочий, соответствующей новому соотношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение победившего класса требует утверждения иных представлений о свободе человека и в частных, и в публично-политических отношениях.

 

Рост производительных сил, изменение социально-культурных и общественно-политических отношений порождают новые подходы к государству и к пониманию его роли.

Центральное место здесь занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Идея права воплощается в государстве, где, во-первых, верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые права и свободы индивида, и, во-вторых, осуществлено разделение властей.

Теоретическая концепция правового государства сложилась в политико-правовой доктрине XVIII–XX веков. Она предполагает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом верховенство закона, взаимная ответственность личности и государства, установление реальных гарантий прав и свобод личности позволяют утвердить доминанту правового принципа регулирования, в соответствии с которым «дозволено все, что не запрещено законом».

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Д. И. Писарев, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Радищев и др., беспощадной критике подвергших беззакония феодализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода (П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин, Н. А. Бердяев и др.) в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства.

Обобщая результаты исследований по этой теме, можно отметить следующие пути формирования правового государства и основные его параметры:

1. Для устранения произвола власти необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают как интересы индивида, так и государственной организации. Отсюда – идея господства права в управлении.

2. Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

3. Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти и допустить к соучастию в законотворчестве выборные общественные элементы.

4. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство – прежде всего социальное государство.

5. Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.

 

Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека. «Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию», – отмечается в работе Т. Гуменюка [27].

«Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете»[28]. – пишет далее тот же автор.

Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, кооперативной, частной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ, а индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство всех участников производственных отношений перед законом, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. В основе правовой экономики лежит принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду ». Это – социально-правовой масштаб
меры регулирования труда и потребления.

Правовые принципы экономики демократической страны достаточно просты:

 

существование всех видов собственности;

– договорная и равноправная основа взаимодействия сторон;

– доминирование принципа «разрешено все, что не запрещено»;

– эквивалентный характер обмена;

– равноправие и добросовестность в выборе партнера;

– не ограничиваемые искусственно инициатива и предприимчивость.

 

Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, правовое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве используется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках, и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет или затрагиваются интересы граждан. Свобода любого человека может быть ограничена, если поведение его угрожает другим людям.

Иначе говоря, правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики. Его назначение – обеспечить свободу и благосостояние своих граждан. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения.

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). В его основе – высокий уровень правовой и политической культуры развитого гражданского общества. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит
выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

Современная наука выделяет следующие признаки правового государства:

 

верховенство закона во всех сферах жизни общества;

– взаимная ответственность личности и государства;

– реальность прав и свобод граждан, их правовая и социальная защищенность;

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, и в наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов;

– стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно к вышеперечисленному добавить [29]:

 

преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

– выработка высокой политико-правовой грамотности;

– проявление действенной способности противостоять произволу;

– разграничение партийных и государственных функций;

– установление парламентской системы управления государством;

– торжество политико-правового плюрализма;

– выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

 

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры – своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия – реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия – демагогически-популистские силы).

 

В чем же заключается отличие правового государства от государства, как такового?

Государство, как таковое, характеризуется всевластием, несвязанностью правом, свободой от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

Правовое государство всегда связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами и обеспечивает их социальную и правовую защиту.

Правовое государство, как и всякое государство, обладает характерными особенностями [30]:

государственная власть – средство проведения внутренней и внешней политики;

– политическая организация общества, основанная на соответствующем социально-экономическом базисе;

– специальный государственный механизм;

– административно-территориальная организация;

– налоги и сборы;

– государственный суверенитет.

Вместе с тем механизм правового государства имеет и специфические свойства:

1. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.

2. Наделенные властными полномочиями структурные части и элементы правового государства в своей деятельности реализуют волю общества.

3. Структурные части и элементы правового государства в работе строго сообразуются с действующим законодательством.

4. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами.

5. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства.

 

Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого этапы его развития в целом совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.

Первый этап развития правового гражданского общества – это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы, средств массовой информации, социальной защищенности граждан.

Второй этап – утверждение рыночной экономики, различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Правовое государство, в отличие от деспотического или полицейского, само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время гарантируется независимость одной власти от другой в соответствии с делегированными им полномочиями.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в сферу компетенции другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью несвойственных ей полномочий. Принцип разделения властей становится ещё более жизнеспособным, если ему сопутствует система «сдержек и противовесов». Последняя устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей, законодательная и исполнительная ветви – две силы, обладающие собственными сферами задач и возможностей. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой.

Так, американский президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта за него отдадут голоса две трети депутатов каждой из палат Конгресса.

Сенат – утверждает членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые главой государства. В случае совершения президентом преступления Сенат обращается в суд для решения вопроса о возбуждении процедуры импичмента (т. е. об отстранении от должности). Инициирует же импичмент палата представителей.

Могущество Сената ослабляется тем, что его председателем является вице-президент. Последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделились поровну.

Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.

 

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

Исполнительная власть, в лице своих органов, занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если является подзаконной властью, действует в рамках правового поля. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает в роли буфера, предупреждающего нарушение правовых установлений, прежде всего конституционных, со стороны как законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной структуры правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Здесь снова приходится возвращаться к теории разделения властей. Согласно ей, смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, при котором невозможна свобода личности. Чтобы предотвратить авторитарную абсолютизацию власти, все вышеперечисленные ветви её и должны быть разграничены, разделены, обособлены.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объе

Date: 2015-10-22; view: 970; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию