Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КультураВ XII—XIII вв. произошли важнейшие изменения I! языке, письменности и духовной культуре. Процесс образования скандинавских народностей, усилился. Общий древнескандинавский язык разделился на западную и восточную ветви: западноскандинавские языки — древнеисланд- ский и древненорвежский — еще были почти тождественны и даже и XIV в. носили одно название — северный язык (норрёна). От них, а отчасти и друг от друга уже значительно отличались древнешвед- екий и древнедатский — восточноскандинавские языки. В те же столетия общим языком образованных скандинавов становилась латынь, пришедшая с католицизмом. Из Англии пришла на Север письменность, уже близкая к современной. Для записей на родном языке ею стали пользоваться: норвежцы — в XI, исландцы в XII, л датчане и шведы — в XIII в. Древнейшие сохранившиеся рукописи восходят к XII (норвежские и исландские) и первой половине XIII в. (датские и шведские). Как правило, это записи обычного права. Наряду с латинским алфавитом еще делались надписи рунами, и не только памятные. Сотни бытовых рунических грамот на дереве от XII—XIII вв. были обнаружены при раскопках в старой части Бергена (Норвегия). Прекращение разбойничьих походов викингов, утверждение ильной центральной власти и сословной иерархии, наконец, перемена верований и нравов, связанная с христианизацией,— все это п.шачало глубокий идеологический сдвиг. Он отразился в духовной культуре северного средневековья. При этом культурное развитие исландцев и отчасти норвежцев пошло иначе, чем датчан и шведов. В И сландии сложилась в XI—XIII вв. самобытная духовная культура, воплощенная главным образом в богатейшей литературе на родном языке. В Дании же и Швеции XI—XIII вв. не было ни такой самобытности, ни соответствующей литературы. Норвегия заняла между этими крайностями среднее место. Прочность и крайне медленное изменение патриархально-кре- стьянского уклада с его демократическими учреждениями и традициями обусловили высокое самосознание даже рядовых исландцев, сравнительную идейную близость «верхов» и «низов», творческую активность широких слоев бондов, будь то в качестве сказителей или слушателей. исландско-норвежской литературой. Памятники ее представляют величайшую ценность для выяснения общечеловеческого культурного развития, для истории литературы в целом. Мало в какой другой из западноевропейских стран устное творчество, как оно до нас дошло, отличалось таким разнообразием и богатством содержания. Мифы -песни о богах, эпические песни о героях, а также поэзия скальдов уже рассматривались нами в рамках эпохи викингов, когда большинство из этих произведений было, по-видимому, создано. Подчеркнем, однако, что записаны и сохранены они были исландцами XIII в. От этого века идет и само название «Эдда», будь то «Старшая Эдда» — сборник песен или «Младшая Эдда» — учебник поэтического искусства с образцами скальдической поэзии. Записью наследия предков прославил себя замечательный исландский историк и политик Снорри Стурлусон (1178—1241).Наиболее самобытный жанр древнеислаедской литературы — родовые саги. Прозаические произведения — «саги об исландцах», связанные с устной народной традицией, имеют не меньшее значение, чем поэтический эпос. Сага —это «наиболее исландский» по своему содержанию жанр в древнеисландской литературе. Писать саги стали со второй половины XII и особенно в XIII в. Наиболее популярны среди саг «Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага о Гуннлауге». Сочинители родовых саг неизвестны. С проникновением в Исландию XIII в. западноевропейской феодальной культуры историческая основа в сагах постепенно уступает место фантастике. Как новый жанр развиваются саги рыцарские, или «лживые саги приближаются к обычному средневековому роману. В отличие от родовых и рыцарских саг королевские саги — это своды норвежской истории в форме королевских жизнеописаний. Авторы их применяли стиль и манеру родовой саги, но были не столько романистами, сколько историографами. Наиболее замечательным автором королевских саг был вышеназванный Снорри Стурлусон. Он продиктовал своим писцам книгу размером свыше 1000 страниц. среднего современного формата. Эта книга охватывает историю Норвегии с древнейших времен по 1177 г., в центре ее — жизнеописание знакомого нам норвежского короля XI в. Ола- фа Святого. Ее позднейшее название — «Хеймскрингла», что значит «Круг земной» (по начальным словам). Это едва ли не наиболее монументальное историческое сочинение средневековья, написанное на родном языке. В Дании и Швеции, где католическое духовенство особенно успешно подавило местные языческие традиции, литература раннего средневековья отличалась наименьшей свежестью, оригинальностью. Художественных памятников на древнедатском языке нет до XIV в. Вся литература здесь создавалась на латыни. Это главным образом произведения монашеской учености: жития святых (в частности, канонизированных скандинавских королей), гимны, молитвы, псалмы, единичные богословские трактаты. Особое место занимают памятники датской средневековой историографии. Первые датские хроники создавались в монастырях в XII в. благодаря, в частности, усилиям известного государственного деятеля архиепископа Абсалона. Лучшей из этих хроник, вершиной датской средневековой литературы была «История датчан» («Gesta Danorum») Сакса Грамматика (умер ок. 1220 г.). устное народное творчество — песни-баллады самого разного содержания. Записаны все они не раньше XVI—XVII вв. Шведская литература памятников на древнешведском языке старше XIV в. также не сохранилось. Образование в Скандинавии было сосредоточено в руках церк- |!и. более низким уровнем, чем в других западноевропейских странах. Эти школы в основном лишь знакомили с началами латыни и христианского вероучения. Наиболее распространенным видом изобразительного творчества скандинавов в раннее средневековье оставалось прикладное искусство, особенно резьба по дереву с замечательным растительным, звериным и геометрическим (в качестве орнамента применялись также руны) орнаментом. пора расцвета народного деревянного зодчества — церквей с вертикальной обшивкой стен («став-чирке»). Их сооружение было особенно распространено в Норвегии XII в. Каменная архитектура развивается в Скандинавии со значительным опозданием по сравнению с Западной Европой да и с Восточной. Первые соборы в романском стиле появились только в XII в., главным образом в Дании (в городах Лунд, Виборг, Рибе). Это соборы из тесаного камня. В основном с XIII в. распространяется готический стиль, сначала в Дании (собор в Роскилле), затем в Норвегии (Тронхейм) и Швеции (Упсала). В Норвегии и Швеции, однако, по-прежнему преобладали деревянные постройки и только в бедной лесом Дании широко применялся кирпич. С XII в. <в Норвегии и Дании. Культура скандинавских стран в XIV—XVI вв. Готика, ранний гуманизм и северное Возрождение. Скандинавская духовная культура так называемого позднекатолического периода XIV—XV вв. мяло оригинальна и близка к современной ей немецкой культуре. Литература скандинавских стран в XIV—XV вв. все еще имела преимущественно, но уже не исключительно религиозное содержание. Однако наиболее значительное литературное произведение средневековой Швеции — единственное, получившее известность за рубежом — дошло до нас на латыни. Это «Откровения св. Биргитты», записанные со слов неграмотной настоятельницы монастыря в Вадстене Биргитты (1302/03—1373), одаренной поборницы интересов церкви и знати. Устное народное творчество повсеместно иссякло. Наступило время переводных или подражательных рыцарских романов в прозе и стихах (так называемые «Евфимиевы песни» начала XIV в. на шведском языке). Оригинальные произведения XIV—XV вв. были созданы шведами в жанре рифмованных хроник («хроника Эрика» и др.), а датчанами и меньше норвежцами — преимущественно в жанре народных баллад. Норвежская литература переживала пору упадка вместе со всей страной. Позднее средневековье принесло с собой и новые черты в языковом развитии. Углубились различия между датским и шведским языками. Началось пополнение всех скандинавских языков, кроме исландского, иностранными заимствованиями — латинскими, древнегреческими, нижненемецкими. Древненорвежский язык стал отдаляться от исландского и приближаться к восточноскандинавским языкам. Важным фактором культурного развития стали первые скандинавские университеты — шведский в Упсале (1477) и датский в Копенгагене (1479). В архитектуре скандинавских стран до половины XVI в. господствовала готика. Микаэль Агрйкола (1510—1557) составил финский букварь. новые жанры — сатиру, памфлет, религиозные песнопения и проповеди на родном языке, драму на библейские темы, наконец, светскую драму и комедию. Таковы «Шведская хроника» реформатора Ол. Петри (1493—1552), ультрапатриотическая «История всех королей готов и свеев» его противника, католического епископа Юхан- неса Магнуса (1488—1544), и особенно знаменитая «История северных народов» брата последнего, тоже епископа-католика Олау- са Магнуса (1490—1557),— кладезь географических и этнографических сведений.
|