Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура





В XII—XIII вв. произошли важнейшие изменения I! языке, письменности и духовной культуре. Процесс образования скандинавских народностей, усилился. Общий древнескандинавский язык разделился на западную и восточную ветви: западноскандинавские языкидревнеисланд- ский и древненорвежский — еще были почти тождественны и даже и XIV в. носили одно названиесеверный язык (норрёна). От них, а отчасти и друг от друга уже значительно отличались древнешвед- екий и древнедатский — восточноскандинавские языки. В те же сто­летия общим языком образованных скандинавов становилась ла­тынь, пришедшая с католицизмом. Из Англии пришла на Север письменность, уже близкая к современной. Для записей на родном языке ею стали пользоваться: норвежцы — в XI, исландцы в XII, л датчане и шведы — в XIII в. Древнейшие сохранившиеся руко­писи восходят к XII (норвежские и исландские) и первой половине XIII в. (датские и шведские). Как правило, это записи обычного права. Наряду с латинским алфавитом еще делались надписи ру­нами, и не только памятные. Сотни бытовых рунических грамот на дереве от XII—XIII вв. были обнаружены при раскопках в старой части Бергена (Норвегия).

Прекращение разбойничьих походов викингов, утверждение ильной центральной власти и сословной иерархии, наконец, пере­мена верований и нравов, связанная с христианизацией,— все это п.шачало глубокий идеологический сдвиг. Он отразился в духовной культуре северного средневековья. При этом культурное развитие исландцев и отчасти норвежцев пошло иначе, чем датчан и шведов. В И сландии сложилась в XI—XIII вв. самобытная духовная куль­тура, воплощенная главным образом в богатейшей литературе на родном языке. В Дании же и Швеции XI—XIII вв. не было ни такой самобытности, ни соответствующей литературы. Норвегия заняла между этими крайностями среднее место.

Прочность и крайне медленное изменение патриархально-кре- стьянского уклада с его демократическими учреждениями и тради­циями обусловили высокое самосознание даже рядовых исландцев, сравнительную идейную близость «верхов» и «низов», творческую активность широких слоев бондов, будь то в качестве сказителей или слушателей.

исландско-норвежской литературой. Памятники ее представ­ляют величайшую ценность для выяснения общечеловеческого культурного развития, для истории литературы в целом. Мало в какой другой из западноевропейских стран устное творчество, как оно до нас дошло, отличалось таким разнообразием и богатством содержания. Мифы -песни о богах, эпические песни о героях, а также поэзия скальдов уже рассматривались нами в рамках эпохи викингов, когда большинство из этих произведений было, по-видимому, со­здано. Подчеркнем, однако, что записаны и сохранены они были исландцами XIII в. От этого века идет и само название «Эдда», будь то «Старшая Эдда» — сборник песен или «Младшая Эдда» — учебник поэтического искусства с образцами скальдической поэзии. Записью наследия предков прославил себя замечательный исланд­ский историк и политик Снорри Стурлусон (1178—1241).Наиболее самобытный жанр древнеислаедской литературы — родовые саги. Прозаические произведения — «саги об исландцах», связанные с устной народной традицией, имеют не меньшее значе­ние, чем поэтический эпос. Сага —это «наиболее исландский» по своему содержанию жанр в древнеисландской литературе. Писать саги стали со второй половины XII и особенно в XIII в. Наиболее популярны среди саг «Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага о Гуннлауге». Сочинители родовых саг неизвестны.

С проникновением в Исландию XIII в. западноевропейской фео­дальной культуры историческая основа в сагах постепенно уступа­ет место фантастике. Как новый жанр развиваются саги рыцар­ские, или «лживые саги приближаются к обычному средневековому роману. В отличие от родовых и рыцарских саг королевские сагиэто своды норвежской истории в форме королевских жизнеописаний. Авторы их применяли стиль и манеру родовой саги, но были не столько романистами, сколько историографами. Наиболее замеча­тельным автором королевских саг был вышеназванный Снорри Стурлусон. Он продиктовал своим писцам книгу размером свыше 1000 страниц. среднего современного формата. Эта книга охваты­вает историю Норвегии с древнейших времен по 1177 г., в центре ее — жизнеописание знакомого нам норвежского короля XI в. Ола- фа Святого. Ее позднейшее название — «Хеймскрингла», что значит «Круг земной» (по начальным словам). Это едва ли не наиболее монументальное историческое сочинение средневековья, написанное на родном языке.

В Дании и Швеции, где католическое духовенство особенно ус­пешно подавило местные языческие традиции, литература раннего средневековья отличалась наименьшей свежестью, оригинально­стью. Художественных памятников на древнедатском языке нет до XIV в. Вся литература здесь создавалась на латыни. Это глав­ным образом произведения монашеской учености: жития святых (в частности, канонизированных скандинавских королей), гимны, молитвы, псалмы, единичные богословские трактаты. Особое место занимают памятники датской средневековой историографии. Пер­вые датские хроники создавались в монастырях в XII в. благодаря, в частности, усилиям известного государственного деятеля архиепи­скопа Абсалона. Лучшей из этих хроник, вершиной датской средне­вековой литературы была «История датчан» («Gesta Danorum») Сакса Грамматика (умер ок. 1220 г.). устное народное творчествопесни-баллады самого раз­ного содержания. Записаны все они не раньше XVI—XVII вв. Шведская литература памятников на древнешведском языке старше XIV в. также не сохранилось.

Образование в Скандинавии было сосредоточено в руках церк- |!и. более низким уровнем, чем в других западноевропейских стра­нах. Эти школы в основном лишь знакомили с началами латыни и христианского вероучения. Наиболее распространенным видом изобразительного творчест­ва скандинавов в раннее средневековье оставалось прикладное искусство, особенно резьба по дереву с замечательным раститель­ным, звериным и геометрическим (в качестве орнамента применя­лись также руны) орнаментом. пора рас­цвета народного деревянного зодчества — церквей с вертикальной обшивкой стен («став-чирке»). Их сооружение было особенно рас­пространено в Норвегии XII в.

Каменная архитектура развивается в Скандинавии со значи­тельным опозданием по сравнению с Западной Европой да и с Восточной. Первые соборы в романском стиле появились только в XII в., главным образом в Дании (в городах Лунд, Виборг, Рибе). Это соборы из тесаного камня. В основном с XIII в. распространя­ется готический стиль, сначала в Дании (собор в Роскилле), затем в Норвегии (Тронхейм) и Швеции (Упсала). В Норвегии и Швеции, однако, по-прежнему преобладали деревянные постройки и только в бедной лесом Дании широко применялся кирпич. С XII в. <в Нор­вегии и Дании.

Культура скандинавских стран в XIV—XVI вв. Готика, ранний гуманизм и северное Возрождение. Скандинавская духовная куль­тура так называемого позднекатолического периода XIV—XV вв. мяло оригинальна и близка к современной ей немецкой культуре. Литература скандинавских стран в XIV—XV вв. все еще имела преимущественно, но уже не исключительно религиозное содержа­ние. Однако наиболее значительное литературное произведение средневековой Швеции — единственное, получившее известность за рубежом — дошло до нас на латыни. Это «Откровения св. Биргитты», записанные со слов неграмотной настоятельницы монастыря в Вадстене Биргитты (1302/03—1373), одаренной поборницы интересов церкви и знати. Устное народное творчество повсеместно иссякло. Наступило время переводных или подражательных рыцарских романов в про­зе и стихах (так называемые «Евфимиевы песни» начала XIV в. на шведском языке). Оригинальные произведения XIV—XV вв. были созданы шведами в жанре рифмованных хроникхроника Эрика» и др.), а датчанами и меньше норвежцами — преимущест­венно в жанре народных баллад. Норвежская литература пережи­вала пору упадка вместе со всей страной.

Позднее средневековье принесло с собой и новые черты в язы­ковом развитии. Углубились различия между датским и шведским языками. Началось пополнение всех скандинавских языков, кроме исландского, иностранными заимствованиями — латинскими, древ­негреческими, нижненемецкими. Древненорвежский язык стал от­даляться от исландского и приближаться к восточноскандинавским языкам. Важным фактором культурного развития стали первые сканди­навские университеты — шведский в Упсале (1477) и датский в Ко­пенгагене (1479). В архитектуре скандинавских стран до половины XVI в. гос­подствовала готика. Микаэль Агрйкола (1510—1557) составил финский букварь. новые жанрысатиру, памфлет, религиозные песно­пения и проповеди на родном языке, драму на библейские темы, на­конец, светскую драму и комедию. Таковы «Шведская хроника» реформатора Ол. Петри (1493—1552), ультрапатриотическая «История всех ко­ролей готов и свеев» его противника, католического епископа Юхан- неса Магнуса (1488—1544), и особенно знаменитая «История се­верных народов» брата последнего, тоже епископа-католика Олау- са Магнуса (1490—1557),— кладезь географических и этнографи­ческих сведений.

 

Date: 2015-10-22; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию