Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Современная западная политическая наука, являясь неотъемлемой частью всемирной истории Человечества





Современная западная политическая наука, являясь неотъемлемой частью всемирной истории Человечества, важнейшим элементом его духовной культуры, важнейшей составной частью современной мировой науки, мировой политической науки, представляет сложнейшее, многомерное и весьма противоречивое общественное явление. Современная политическая наука - это, прежде всего, система развивающихся знаний, социальный институт, форма деятельности, сфера деятельности.

Предметом исследования курсовой работы являлись научные позиции М. Дюверже в политической мысли. Формирование политической науки в качестве самостоятельной науки не было простым, хотя и опиралось на развитую западную культурную традицию. В целом оно соответствовало этапам осознания людьми политики как самостоятельной сферы человеческой деятельности.

Пройдя сравнительно небольшой путь развития, политическая наука подтверждает мысль о том, что история любой науки не представляет прямолинейный процесс неизменной аккумуляции знания. На этом пути бывают взлеты и падения, отступления и разрывы. Современная политическая наука представляет особую стадию в диалектическом движении от более или менее осмысленных политических знаний к их развитой системе и ее дальнейшей эволюции в процессе длительной и сложной исторической трансформации от античности к Новому и Новейшему времени.

Морис Дюверже известен трудами в области политической науки. Работы Дюверже характеризуют отход от юридического метода исследования политической организации общества, требование социологического подхода к политическим институтам и процессам. Основное внимание Дюверже уделяет социологии политических партий и политических режимов, общей теории политики, методам политической науки.

Современные партии, по Дюверже, — это те партии, которые складываются в эпоху становления всеобщего избирательного права как единственного способа легитимации власти и качественного расширения прав парламента; они возникли в неразрывной связи с крушением абсолютистских феодальных режимов, сословно- иерархической структуры средневекового общества, авторитарной политической власти и цензовых избирательных режимов. Сущность современных политических партий, по Дюверже, полнее и глубже всего раскрывается в их организации; партия есть общность на базе определенной организационной структуры; характер этих базовых структурных единиц и способ их интеграции в единое целое самым существенным образом влияет на ее социально-классовый состав и доктринальное единство; эффективность деятельности партии и даже сами принципы и методы этой деятельности непосредственнее всего определяются самой устойчивой характеристикой партии — ее базовой организационной структурой.

Исследуя связь между избирательными и партийными системами, М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» их взаимодействия.

Согласно этим законам, в любой избирательной системе, где каждый избиратель голосует за одного кандидата, и кандидат, набравший наибольшее число голосов побеждает, скорее всего, установится двухпартийная система. Остальные партии в результате окажутся за бортом. Конечно, этот закон не является абсолютным, но в большинстве случаев он доказывает свою состоятельность.

Дюверже предлагает несколько объяснений этого эффекта. Он утверждает, что более слабые партии вряд ли смогут объединиться, что приведет к их маргинализации. Избиратели зачастую волнуются, что их голоса не будут ничего значить, ведь в любом случае победят две сильнейшие партии, поэтому в основном голосуют именно за них, увеличивая свои шансы оказаться в большинстве. Таким образом, двухпартийная система набирает силу и, как многие полагают, может оказаться губительной для политического «здоровья» государства.

Сформулированные законы Дюверже свидетельствуют, что избирательная система влияет не только на количество партий в стране, но и на отношения между ними. Законы Дюверже были среди тех немногих обобщений в рамках сравнительной политологии, которые претендовали на статус социологически точных обобщений и которые могли бы быть эмпирически подтверждаемыми.

Работа, проведенная Морисом Дюверже стала результатом целого спектра глубоких характеристик-обобщений, вошедших в понятийный аппарат и язык современной политологии: кадровые и массовые партии; партии тоталитарные и специализированные; партия-общность, партия-общество и партия-орден (три последние понятия сегодня часто заменяются понятиями первичной и вторичной организации, думается, значительно обедняющими аналитический инструментарий политолога по сравнению с переосмысленной Дюверже применительно к партийным организмам дихотомией Ф. Тенниса). Все это не только своеобразные организационные структуры, но и определенный тип причастности к ним человека, и здесь необходим, по выражению Дюверже, настоящий «политический психоанализ».

Наряду с категориями важными инструментами познания политических явлений и процессов является методы политологических исследований. Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Каждая наука использует ту или иную совокупность методов и их конкретные разновидности в зависимости от объекта, предмета, характера (теоретического и эмпирического), цели исследования. Совокупность методов исследования, что их применяют в той или иной науке, называется методологией. Существует много различных классификаций методов познания. Выделяют, например, методы эксперимента, методы обработки эмпирических данных, методы построения научных теорий и их проверки и т.д. Методы делятся на философские и специально-научные методы. Философские методы являются наиболее общими. Основными из них материалистическая философия считает диалектику и материализм. Методологическая роль материализма заключается в том, что он отрицает непригодность в явлениях природы, общества и человеческого сознания и ориентирует науку на раскрытие природных, объективных связей. Диалектика является научным методом материалистической философии и всей науки в целом, поскольку она формулирует наиболее общие законы познания: перехода количественных изменений в качественные; единства и борьбы противоположностей; отрицание отрицания. В то же время отдельные науки используют специальные методы познания. Так, в социологии это такие методы сбора информации, как массовое анкетирование, интервью, экспертные опросы, обработка документов и т.д. Политология также пользуется определенными исследовательскими методами, выделение которых в значительной степени зависит от понимания предмета этой науки. Если под политологией понимать всю совокупность научных знаний о политике, то ее методами придется считать и те, которыми пользуются другие науки (философия, история, социология, психология, правоведение и др.) в исследовании политических явлений и процессов. Нередко в учебной и научной литературе так и случается: выделяются десятки различных методов, которые объединяются в группы. Однако если исходить из того, что политология является отдельной, самостоятельной наукой о политике с присущим только ей предметом, которым является политическая система общества или политическая власть, то круг основных методов политологических исследований можно очертить более-менее четко. Такие методы обусловлены, прежде всего, предметом политологии. К ним относятся, прежде всего, структурно-функциональный, сравнительный методы. Конечно, политология использует много других методов социологических, логических, эмпирических и т.п., однако перечисленные вытекают из содержания ее предмета, который имеет системный, структурный и функциональный аспекты. Под углом зрения системного метода или подхода (подход является обобщенной характеристикой метода) общество и его составляющие можно рассматривать как более или менее постоянные образования, функционирующих в пределах несколько более широкого среды. Такие образования характеризуются как целостные системы, состоящие из определенного комплекса взаимосвязанных элементов, которые можно выделить из системы и анализировать. Системы имеют более или менее четко очерченные пределы, которые выделяют их из окружающей среды. Согласно этому подходу политическая сфера общественной жизни изучается как комплекс элементов, образующих целостную систему в ее связи с другими сферами общественной жизни - экономической, социальной и духовной. Благодаря использованию в политологии системного метода стало возможным само понятие «политическая система общества». Системный метод ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и тех механизмов, которые ее обеспечивают, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую конструкцию. В то же время системный метод анализа политики, политической системы требует детального изучения ее составляющих, структуры и функционирования. Это достигается применением рядом с системным подходом структурно-функционального метода. Структурно-функциональный метод является одной из важнейших форм применения системного подхода в исследовании политических явлений и процессов. Его можно определить как исследовательский прием, который заключается в расчленении сложного объекта на составляющие, изучении связей между ними и определении места и роли всех составляющих в функционировании объекта как целого, при условии сохранения им своей целостности во взаимодействии с внешней средой. Применение структурно-функционального метода в исследовании политической системы общества предусматривает выделение элементов его структуры, основными из которых являются политические институты, выяснение особенностей их функционирования и связи между ними. Осложнения политических процессов, происходящих в современном мире, многообразие форм политической жизни на теоретическом уровне можно познать лишь при условии их сравнение и сопоставление, построения аналитических сравнительных моделей, которые бы группировали и классифицировали политические явления по определенным признакам. Это достигается использованием сравнительного метода. Сравнительный анализ ориентирует исследование на раскрытие общих и отличительных черт политических систем и их элементов в разных странах, народов и эпох. При этом акцент делается сначала на выяснении общего, поскольку различия между разнотипными политическими системами могут быть выяснены только в случае наличия у них определенных общих, системных признаков. Главная проблема использования сравнительного метода связана с необходимостью подбора сравниваемых явлений и процессов, поскольку сравнение возможно только в пределах однородной и сплоченной политической структуры. На использовании в первую очередь сравнительного метода основывается особая отрасль политологических знаний - сравнительная политология. Суть подхода к изучению общественных явлений и процессов заключается в исследовании поведения индивидов и социальных групп (отсюда и его название: англ. означает «поведение»). Сначала (со второй половины XIX ст.) этот подход использовался в психологии, а впоследствии (после второй мировой войны) утвердился в политологии (причем сначала в США, а затем и в европейских странах). Если раньше политологи акцентировали свое внимание на формально-правовом анализе политических институтов, формальной структуре политической организации общества, то объектом анализа метода в политологии стали различные аспекты поведения людей как субъектов политики. Использование метода в политологии предусматривает признание того, что политика как общественное явление, имеет,прежде всего, личностное измерение, а все групповые формы действий выводятся из анализа поведения индивидов, которые создают групповые связи. Доминирующими мотивами политического поведения индивидов есть психологические их ориентации, а политические явления так же, как и природные, могут и должны измеряться количественно. Основываясь на этих принципах, поведенческий подход предусматривает широкое использование в политологических исследованиях статистических данных, количественных методов, анкетных опросов, моделирование политических процессов и т.д. С помощью таких методов исследуются политические ориентации, позиции и поведение людей, например во время выборов, в конфликтных ситуациях и т.д. Поведенческий подход произвел настоящую революцию в политологии, потому что именно он и предполагаемые ним исследовательские методы дают возможность получать достоверные знания о политике, которые признаются истинными и в рамках позитивистской методологии. Добытые за методологии знания дают политологии основания претендовать на статус точной науки. Однако, делая акцент на изучении поведения индивидов в тех или иных ситуациях, бихевиоризм оставляет без внимания действия больших социальных групп, например общественных классов и наций, как субъектов политики. В этом проявляется ограниченность подхода.

 

 

Избирательная система играет чрезвычайно большую роль в политической жизни общества. Она оказывает значительное влияние на формирование партийной системы, парламента, правительства, его стабильность, политическую стабильность в обществе в целом. Существует определенная зависимость между типами имеющихся в стране избирательной и партийной систем. Обе системы находятся в тесной связи с принятой в стране формой государственного правления. Зависимость между типами имеющихся в стране избирательной и партийной систем впервые была выяснена М. Дюверже. Исследуя связь между избирательными и партийными системами, он сформулировал такие «три социологические законы» их взаимодействия: 1. Пропорциональная избирательная система ведет к формированию партийной системы многими партиями, которые имеют достаточно жесткую внутреннюю структуру и независимые друг от друга. 2. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (с голосованием в два тура) обусловливает появление партийной системы, которая состоит из нескольких партий, стремящихся к взаимных контактов и компромиссов и объединения в коалиции. 3. Мажоритарная избирательная система относительного большинства (с голосованием в один тур) способствует становлению двухпартийной системы. Сформулированные М. Дюверже законы свидетельствуют, что избирательная система влияет не только на количество партий в стране, но и на отношения между ними. Как показывает исторический опыт, двухпартийная система формируется в основном в странах с избирательной системой относительного большинства. Этому способствует, в частности, то, что избиратель предпочитает отдать свой голос в едином туре голосования за представителя той партии, которая имеет самые реальные шансы на успех, он теряет интерес к слабых партий. Голосование в два тура, то есть мажоритарная система абсолютного большинства, порождает политику электоральных союзов, которые затем находят свое продолжение в создании единой парламентской фракции, формировании парламентского большинства и образовании правительственной коалиции. Вертикально форматно раскроенный станок цена. Голосование в один тур, то есть мажоритарная система относительного большинства, не влечет за собой необходимости в электоральных союзах. Каждая партия стремится самостоятельно использовать свой шанс. В рамках мажоритарной системы относительного большинства не исключается присоединения слабой партии к сильной, что заставляет первую принимать правила игры последней. Пропорциональная система также не способствует образованию электоральных союзов; каждая партия стремится самостоятельно использовать свой шанс. Однако она неизбежно ставит партии перед необходимостью формирования правительственных коалиций, поскольку, как правило, ни одна из них не имеет возможности получить большинство парламентских мест и самостоятельно сформировать правительство. Поиск компромиссов в формировании правительства осложняется тем, что депутаты уже связаны предвыборными обещаниями, стремятся сохранить лицо партии, чтобы иметь поддержку своих избирателей и на следующих выборах. Трудности в формировании парламентских коалиций и нестабильность правительства являются характерными чертами политической жизни с пропорциональной избирательной системой и многопартийной системой. Обратный влияние партийной системы проявляется, в частности, в том, что та или иная конфигурация правящих партий принимает избирательное законодательство, пытаясь приспособить его для собственных нужд. Влияние избирательной системы на формирование партийной жесткое. Действие законов взаимодействия избирательных и партийных систем, как и любых других законов общественного развития, проявляется лишь как тенденция. Она видоизменяется рядом исторических, социальных, политических, культурных и других факторов, влияющих на формирование партийных систем. Одним из них является принятая в стране форма государственного правления. Особенность связи формы государственного правления с определенным типом избирательной системы заключается в том, что последний может ослаблять, или, наоборот, усиливать недостатки, потенциально присущие той или иной форме правления. В президентской республике мажоритарная избирательная система делает главу государства и правительство относительно независимыми от политических партий и парламента, дает президенту возможность проводить в значительной степени независимую политику. Пропорциональная избирательная система президентской формы правления, наоборот, ставит главу государства и правительство в зависимость от политических партий, способствует противостояние президента и парламента. Учитывая его важность, рассмотрим этот вопрос подробнее. Поскольку по президентской или президентской парламентарной форме государственного правления правительство формируется внепарламентским путем, то представленным в парламенте партиям нет необходимости объединяться с целью формирования парламентского большинства и правительственной коалиции. А при отсутствии парламентского большинства нет четкой структурированности парламента на большинство и оппозицию, осложняется принятия парламентом решений. За пропорционального представительства в парламенте и многопартийной системы партия, которую представляет президент, чаще всего получает относительно небольшое количество депутатских мандатов. А это означает, что президент может не иметь поддержки парламента. Итак, президент не может управлять без поддержки парламента, а последний не несет ответственности за деятельность правительства и поэтому не обязан его поддерживать. В этом заключается причина постоянного конфликта между президентом и парламентом, который становится особенно острым тогда, когда президент и парламентское большинство представляют не просто разные, а противоположные по своим позициям политические силы. Последний вариант существует в большинстве стран Западной Европы, кроме Великобритании и Франции. Сочетание президентской формы правления с пропорциональной избирательной системой является наименее удачным. В этом случае существует довольно значительная опасность политического тупика и паралича демократических институтов. В демократическом обществе единственным источником власти является народ, а выборы являются легитимным средством передачи власти от него к правящей элиты. Качественный состав правящей элиты, а значит качество самой политики, находится в прямой зависимости от совершенства выборов. В связи с этим чрезвычайно важно обеспечить совершенство и демократизм самих выборов. Это важно и учитывая то, что участие в выборах для абсолютного большинства граждан является не только основной, но и единственной формой участия в политике. Поэтому в демократических выборах уделяется очень большое внимание. В большинстве стран законодательными нормами детально регламентируются процесс и порядок проведения избирательных кампаний. В Японии, например, запрещается делать подарки избирателям, посещать их жилье с целью предвыборной агитации, привлекать избирателей на свою сторону обещаниями продвижение по службе и т.д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, в Великобритании - в день выборов. Подробно регламентируется использование в предвыборных целях средств массовой информации, особенно телевидения и радиовещания. В частности, законодательно устанавливается общий объем времени, который отводится для проведения избирательных кампаний; всем партиям и кандидатам предоставляется одинаковое время для предвыборной агитации. Однако выборы как средство власти и формирования правящей элиты не стоит идеализировать. Даже самое совершенное избирательное законодательство, оптимальная избирательная система не обеспечивают приход к власти наиболее пригодных для этого человек - человек профессионально подготовленных, с высокими моральными качествами. В политике часто бывает так, что на выборах побеждают не самые лучшие, не самые достойные, а самые богатые и влиятельные - те, кто пользуется поддержкой финансовых кругов, политических партий, общественных организаций, властных структур, средств массовой информации, кто имеет возможность использовать для победы на выборах свое служебное положение и тому подобное. Наверное, на сегодня это неизбежный недостаток демократии, потому что равноценной изменения выборам пока что н

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Белов Г.А. О системе политических наук и политологии // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования / Г.А. Белов. - 2001.-№1. - С.41-59.

2 Бутенко А.П. Политология как наука и как учебная дисциплина в современной России // Социально-политический журнал / А.П. Бутенко. 2003. - №9-10. -С. 19-28.

3 Вартанян A.A. Политические и этические проблемы нового мирового порядка в современной политической науке. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора политических наук / A.A. Вартанян. - М., 1998. –с.28.

4 Юридическая научная библиотека издательства «СПАРК» [Электронный ресурс ] Грацианский П.С. Политическая наука во Франции. Критические очерки / П.С. Грацианский. - М.: Наука, 1975.-с.174. Режим доступа www.lawlibrary.ry

5 Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. - М.: Академический Проект, 2000. –с. 538.

6 Юридическая научная библиотека издательства«СПАРК» [Электронный ресурс] Егоров С.А. Политическая система, политическое развитие, право / С.А.Егоров. - М.: Юридическая Литература, 1983. – с.223. Режим доступа www.lawlibrary.ry

7 История политических и правовых учений / Под общ. Ред. Нерсесянца В.С. - М., 2000. –с.162.

8 Научная библиотека «СГЮА» [Электронный ресурс] Ковлер А.Н. Концепция самоуправления в современной французской политической мысли // Политические науки и политическая практика / КовлерА.Н. - М.: Логос, 1984. -С.67-91.Режим доступа lib.sgap.ry

9 Костюк К.Н. Понятие политического в истории мысли и современной науке // Социально-гуманитарные знания. 1999. - №3. - С.60-63.

10 Наконечный И.Г. О предмете политологии и её теории: проблема соотношения и взаимосвязи // Юридический вестник. Ростов-на-Дону/ НаконечныйИ.Г. - 1997. -№2. - С. 100-109.

11 Пугачев В.П. Политология вместо идеологии (Необходимо ли политическое образование демократическому обществу?) // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования / ПугачевВ.П. - 1992. — №3. - С.3-10.

12 Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии / СоловьевА.И. - М.: Аспект Пресс, 2006. —с. 559.

13 Слобожникова B.C. Политическая мысль России 30-40-х годов XIX века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора политических наук. Саратов, 2001. –с. 42.

14 Яргомская Н. Б. Закон Дюверже и система относительного большинства на думских выборах «Политическая наука» / Яргомская Н. Б. 2003 № 1. С.103-126.

Date: 2015-10-18; view: 708; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию