Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теперь об остальных точках зрения





Третье лицо всеведущее (точка зрения всезнающего автора) разделяется на две категории:

- всезнающий автор объективный (или «рассказчик, заслуживающий доверия»)

- всезнающий автор субъективный (или «рассказчик, не заслуживающий доверия»).

Всезнающий автор объективный — это то, как в принципе написана вся классическая литература. Рассказчик, заслуживающий доверия (например, Диккенс или Достоевский), ЧЕСТНО сообщает читателю обо всех происходящих событиях. Он ничего не утаивает и не привирает. Такой автор прямым текстом дает свою оценку происходящему: что, по его мнению, хорошо и что плохо.

Эта позиция придает произведению оттенок публицистики.

Именно в этом сильная сторона позиции всезнающего объективного автора: читатель верит всему сказанному писателем, расслабляется и поддается его внушению.

Эту точку зрения вездесущего автора использует Толстой - когда писатель знает все, что творится в головах персонажей, и дает комментарии их мыслям и поступкам. Потому что по ходу дела он должен постоянно делать лирические или философские отступления.

А читатель превращается не в свидетеля или соучастника событий, а в слушателя.

 

Слабая сторона точки зрения всезнающего объективного автора заключается в том, что именно в этой позиции читатель не настроен думать самостоятельно и самостоятельно сопереживать героям.

Он наблюдает за происходящим, как телезритель, и ждет, чтобы автор объяснил ему на пальцах: вот этот — хороший, а этот — негодяй.

Считается, что написать удачное произведение в технике объективного всезнающего автора очень трудно, это задача для гениев.

Однако есть жанры, где традиционно используется имена эта точка зоения - точка зрения объективного всеведущего автора.

Это женский роман о любви и детская литература.

В обоих случаях это поправка на уровень аудитории:

- Читательницы женских романов о любви ищут предсказуемого, комфортабельного чтения, где добрый автор все объяснит и подскажет.

- Дети, в силу нехватки жизненного опыта, пока еще не способны делать адекватные выводы самостоятельно.

Еще одна разновидность — это всезнающий автор субъективный, он же рассказчик, не заслуживающий доверия.

С этой позиции пишутся басни и сатирические произведения. Автор, вроде бы предоставляя доверчивому читателю всю информацию о событиях, многое утаивает или искажает в расчете на то, что умный, самостоятельно мыслящий читатель выловит в тексте подтекст - все ключи, намеки, бросающиеся в глаза ошибки - и сам всё додумает.

Россия, где владение эзоповым языком было необходимым элементом писательского мастерства, дала миру самое большое количество произведений, написанных с этой позиции.

* * *

Есть еще одна разновидность повествования — повествование от второго лица. Редко, но, если сделать с умом, очень красиво. «Вы входите в трамвай… навстречу вам поднимается красивая девушка...» Часто применяется в туристической литературе.

 

И еще одна разновидность- третье лицо внешнее (Успенский называет это «внешняя точка зрения»). Также я слышала удобный обиходный термин «видеокамера».

Здесь автор описывает только внешние признаки поведения героев. Все мысли и чувства остаются за кадром, неупомянутые. Читателю показывают картинку и предоставляют самому делать выводы: кто что почувствовал или подумал. Он улыбнулся, она опустилась на стул… своего рода кинофильм. Если применять с умом, дает сильный эффект.

* * *

Что можно посмотреть по теме:

Успенский. Поэтика композиции

http://philologos.narod.ru/ling/uspen-poetcomp.htm

 

http://rina-grant.livejournal.com

 

http://bw.keytown.com/mnauka.htm (часть о "Мастере и Маргарите" — отличный пример манипуляции точками зрения)

 

http://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/conf1995/anciferova35.htm

 

http://infolio.asf.ru/philos/postmod/fokalizatsia.html (В других терминах о том же.)

 

http://rinasolo.narod.ru/pushkin.html (Пушкин одним из первых в мировой литературе применил ограниченную точку зрения.)

 

http://www.iek.edu.ru/publish/pult6.htm

Для закрепления темы можно перечитать "Раковый корпус" Солженицына и понаблюдать, как именно он применяет множественные фокальные точки зрения и работает с несколькими фокальными персонажами.

Date: 2015-10-22; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию