Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теперь об остальных точках зрения ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Третье лицо всеведущее (точка зрения всезнающего автора) разделяется на две категории: - всезнающий автор объективный (или «рассказчик, заслуживающий доверия») - всезнающий автор субъективный (или «рассказчик, не заслуживающий доверия»). Всезнающий автор объективный — это то, как в принципе написана вся классическая литература. Рассказчик, заслуживающий доверия (например, Диккенс или Достоевский), ЧЕСТНО сообщает читателю обо всех происходящих событиях. Он ничего не утаивает и не привирает. Такой автор прямым текстом дает свою оценку происходящему: что, по его мнению, хорошо и что плохо. Эта позиция придает произведению оттенок публицистики. Именно в этом сильная сторона позиции всезнающего объективного автора: читатель верит всему сказанному писателем, расслабляется и поддается его внушению. Эту точку зрения вездесущего автора использует Толстой - когда писатель знает все, что творится в головах персонажей, и дает комментарии их мыслям и поступкам. Потому что по ходу дела он должен постоянно делать лирические или философские отступления. А читатель превращается не в свидетеля или соучастника событий, а в слушателя.
Слабая сторона точки зрения всезнающего объективного автора заключается в том, что именно в этой позиции читатель не настроен думать самостоятельно и самостоятельно сопереживать героям. Он наблюдает за происходящим, как телезритель, и ждет, чтобы автор объяснил ему на пальцах: вот этот — хороший, а этот — негодяй. Считается, что написать удачное произведение в технике объективного всезнающего автора очень трудно, это задача для гениев. Однако есть жанры, где традиционно используется имена эта точка зоения - точка зрения объективного всеведущего автора. Это женский роман о любви и детская литература. В обоих случаях это поправка на уровень аудитории: - Читательницы женских романов о любви ищут предсказуемого, комфортабельного чтения, где добрый автор все объяснит и подскажет. - Дети, в силу нехватки жизненного опыта, пока еще не способны делать адекватные выводы самостоятельно. Еще одна разновидность — это всезнающий автор субъективный, он же рассказчик, не заслуживающий доверия. С этой позиции пишутся басни и сатирические произведения. Автор, вроде бы предоставляя доверчивому читателю всю информацию о событиях, многое утаивает или искажает в расчете на то, что умный, самостоятельно мыслящий читатель выловит в тексте подтекст - все ключи, намеки, бросающиеся в глаза ошибки - и сам всё додумает. Россия, где владение эзоповым языком было необходимым элементом писательского мастерства, дала миру самое большое количество произведений, написанных с этой позиции. * * * Есть еще одна разновидность повествования — повествование от второго лица. Редко, но, если сделать с умом, очень красиво. «Вы входите в трамвай… навстречу вам поднимается красивая девушка...» Часто применяется в туристической литературе.
И еще одна разновидность- третье лицо внешнее (Успенский называет это «внешняя точка зрения»). Также я слышала удобный обиходный термин «видеокамера». Здесь автор описывает только внешние признаки поведения героев. Все мысли и чувства остаются за кадром, неупомянутые. Читателю показывают картинку и предоставляют самому делать выводы: кто что почувствовал или подумал. Он улыбнулся, она опустилась на стул… своего рода кинофильм. Если применять с умом, дает сильный эффект. * * * Что можно посмотреть по теме: Успенский. Поэтика композиции http://philologos.narod.ru/ling/uspen-poetcomp.htm
http://rina-grant.livejournal.com
http://bw.keytown.com/mnauka.htm (часть о "Мастере и Маргарите" — отличный пример манипуляции точками зрения)
http://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/conf1995/anciferova35.htm
http://infolio.asf.ru/philos/postmod/fokalizatsia.html (В других терминах о том же.)
http://rinasolo.narod.ru/pushkin.html (Пушкин одним из первых в мировой литературе применил ограниченную точку зрения.)
http://www.iek.edu.ru/publish/pult6.htm Для закрепления темы можно перечитать "Раковый корпус" Солженицына и понаблюдать, как именно он применяет множественные фокальные точки зрения и работает с несколькими фокальными персонажами.
|