Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем здесь ошибка?





Начало хорошее, нейтральное:

«Кэт сидела на диване и горько плакала».

Читатель еще не знает, в какой точке зрения пойдет повествование, и готов настроиться на любую. И вот она:

«Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет…»

Всё ясно! — мы смотрим на всё глазами Кэт! Это ее чувства, ее мысли. Но вдруг — бэмс:

«Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».

Кэт что, знает, что у нее глаза красные?

И платье, она же его в данный момент не воспринимает как «розовое в горошек», она ревет и страдает, когда ей о платье думать?

Это автор-всезнайка высунул голову и зачем-то описал глаза и платье героини — хотя его никто об этом не просил, читатели бы сами всё в уме дорисовали. А получился — прокол точки зрения.

Приведу реальный пример из старых домашек:

 

Колеса натужно скрипели, перекатываясь по булыжникам мостовой. «Еще немного и я дома. Только передохну, а потом - через дорогу» - Александр поправил очки, заслонявшие его выцветшие глаза от солнца, стряхнул пыль с перчаток и снова взялся за колеса. «Хрр-хрр, хрр-хрр»,- запели оси. Светофор прощально мигнул зеленым и остановил поток, летящих в неизвестность машин. Водители нетерпеливо ждали, когда пешеходы покинут проезжую часть. На светофоре зажглось солнышко и Саше показалось, что оно улыбнулос именно ему, не успевшему закончить свой маневр. Руки заработали энергичнее и колесница понеслась к подворотне через дорогу с такой мощью, на которую только способен был человек в инвалидной коляске. Домчавшись до тротуара Александр махнул водителю, подгоняющему пешеходов на зебре нервным нажатием педали газа, и направился в арку.

 

Разбор этого абзаца.

«Только передохну, а потом - через дорогу» - Александр поправил очки, заслонявшие его ВЫЦВЕТШИЕ глаза от солнца. (…) Водители НЕТЕРПЕЛИВО ждали, когда пешеходы покинут проезжую часть».

Здесь перепутаны повествовательные позиции автора и ГГ. ГГ сам не может видеть, что его глаза выцвели, это видит автор. Но поскольку повествование идет от лица героя, это воспринимается как ошибка. Во втором предложении («Нетерпеливо…») то же самое: откуда герою известно, что водители нервничают? Это может быть видно только автору.

Итак, автор-всезнайка высунул голову где не надо, и что-то прокомментировал почем зря. Это очень распространенная ошибка начинающих писателей.

Когда могут возникнуть подобные проколы? — всегда, когда фокальный персонаж говорит, знает или ощущает то, чего НЕ МОЖЕТ ни знать, ни говорить.

И отсюда еще одно правило:

7. При письме в ограниченной точке зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п.

Потому что читатель и так «сидит» в голове этого перса.

Читателю и так понятно, что это именно он увидел или подумал ту или иную вещь.

Употребление этих глаголов отстраняет читателя, напоминает, что между ним и персонажем стоит автор и встревает со своими комментами.

Поэтому такая точка зрения называется «фильтрованной» (пропущенной через голову автора).

Сравните, какой из двух абзацев живее и естественнее:

1) С глаголами чувственного восприятия:

«Такой клинок королю под стать, подумал Зигфрид. Он протянул руку и погладил сталь. Она была на ощупь скользкая, лезвие неощутимое. Зигфрид почувствовал, как под кожей у него забегали мурашки».

Сравните с так называемой глубокой позицией, где автор молчит в тряпочку со своими ремарками, только передавая нам состояние персонажа:

«Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у него забегали мурашки».

Вот еще пример:

Фильтрованная позиция: Виктор выглянул в окно и увидел, как в песочнице копошится девочка.

Глубокая позиция: Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка.

 

Фильтрованная позиция: В воцарившейся тишине Таня услышала, как вдалеке о чем-то пел соловей.

Глубокая позиция: Воцарилась тишина — только вдалеке о чем-то пел соловей.

 

Глубокая позиция гораздо живее фильтрованной и как бы переносит читателя в произведение, заставляет его сопереживать. То есть все «подумал, увидел, ощутил» лучше опускать.

 

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ обычным повествованием от первого лица и рассказом от лица фокального персонажа?

 

В случае повествования от 1 лица автор описывает события так, как будто они случились с ним самим. Эмпатия будет та же, что и при рассказе от имени фокального персонажа. Но! ЕСТЬ ОТЛИЧИЕ: мы не можем «залезть в головы» к другим героям и посмотреть на ситуацию с АЛЬТЕРНАТИВНОЙ точки зрения.

 

Date: 2015-10-22; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию