Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем здесь ошибка?Начало хорошее, нейтральное: «Кэт сидела на диване и горько плакала». Читатель еще не знает, в какой точке зрения пойдет повествование, и готов настроиться на любую. И вот она: «Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет…» Всё ясно! — мы смотрим на всё глазами Кэт! Это ее чувства, ее мысли. Но вдруг — бэмс: «Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана». Кэт что, знает, что у нее глаза красные? И платье, она же его в данный момент не воспринимает как «розовое в горошек», она ревет и страдает, когда ей о платье думать? Это автор-всезнайка высунул голову и зачем-то описал глаза и платье героини — хотя его никто об этом не просил, читатели бы сами всё в уме дорисовали. А получился — прокол точки зрения. Приведу реальный пример из старых домашек:
Колеса натужно скрипели, перекатываясь по булыжникам мостовой. «Еще немного и я дома. Только передохну, а потом - через дорогу» - Александр поправил очки, заслонявшие его выцветшие глаза от солнца, стряхнул пыль с перчаток и снова взялся за колеса. «Хрр-хрр, хрр-хрр»,- запели оси. Светофор прощально мигнул зеленым и остановил поток, летящих в неизвестность машин. Водители нетерпеливо ждали, когда пешеходы покинут проезжую часть. На светофоре зажглось солнышко и Саше показалось, что оно улыбнулос именно ему, не успевшему закончить свой маневр. Руки заработали энергичнее и колесница понеслась к подворотне через дорогу с такой мощью, на которую только способен был человек в инвалидной коляске. Домчавшись до тротуара Александр махнул водителю, подгоняющему пешеходов на зебре нервным нажатием педали газа, и направился в арку.
Разбор этого абзаца. «Только передохну, а потом - через дорогу» - Александр поправил очки, заслонявшие его ВЫЦВЕТШИЕ глаза от солнца. (…) Водители НЕТЕРПЕЛИВО ждали, когда пешеходы покинут проезжую часть». Здесь перепутаны повествовательные позиции автора и ГГ. ГГ сам не может видеть, что его глаза выцвели, это видит автор. Но поскольку повествование идет от лица героя, это воспринимается как ошибка. Во втором предложении («Нетерпеливо…») то же самое: откуда герою известно, что водители нервничают? Это может быть видно только автору. Итак, автор-всезнайка высунул голову где не надо, и что-то прокомментировал почем зря. Это очень распространенная ошибка начинающих писателей. Когда могут возникнуть подобные проколы? — всегда, когда фокальный персонаж говорит, знает или ощущает то, чего НЕ МОЖЕТ ни знать, ни говорить. И отсюда еще одно правило: 7. При письме в ограниченной точке зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п. Потому что читатель и так «сидит» в голове этого перса. Читателю и так понятно, что это именно он увидел или подумал ту или иную вещь. Употребление этих глаголов отстраняет читателя, напоминает, что между ним и персонажем стоит автор и встревает со своими комментами. Поэтому такая точка зрения называется «фильтрованной» (пропущенной через голову автора). Сравните, какой из двух абзацев живее и естественнее: 1) С глаголами чувственного восприятия: «Такой клинок королю под стать, подумал Зигфрид. Он протянул руку и погладил сталь. Она была на ощупь скользкая, лезвие неощутимое. Зигфрид почувствовал, как под кожей у него забегали мурашки». Сравните с так называемой глубокой позицией, где автор молчит в тряпочку со своими ремарками, только передавая нам состояние персонажа: «Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у него забегали мурашки». Вот еще пример: Фильтрованная позиция: Виктор выглянул в окно и увидел, как в песочнице копошится девочка. Глубокая позиция: Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка.
Фильтрованная позиция: В воцарившейся тишине Таня услышала, как вдалеке о чем-то пел соловей. Глубокая позиция: Воцарилась тишина — только вдалеке о чем-то пел соловей.
Глубокая позиция гораздо живее фильтрованной и как бы переносит читателя в произведение, заставляет его сопереживать. То есть все «подумал, увидел, ощутил» лучше опускать.
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ обычным повествованием от первого лица и рассказом от лица фокального персонажа?
В случае повествования от 1 лица автор описывает события так, как будто они случились с ним самим. Эмпатия будет та же, что и при рассказе от имени фокального персонажа. Но! ЕСТЬ ОТЛИЧИЕ: мы не можем «залезть в головы» к другим героям и посмотреть на ситуацию с АЛЬТЕРНАТИВНОЙ точки зрения.
|