Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Становление и развитие научного знания как специфической формы деятельностиСтр 1 из 10Следующая ⇒
Тема 1. Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации Теоретические вопросы 1. Наука в техногенном мире. 2. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса. 3. Специфика научного познания. Аналитические вопросы 1. Какое место занимает наука в техногенном мире? Обоснуйте свою позицию. 2. Укажите факторы становления техногенной цивилизации. 3. Какие глобальные проблемы породила техногенная цивилизация? Чему угрожает неразрешенность этих проблем? 4. Объясните смысл терминов «сциентизм» и «антисциентизм». 3. Хрестоматия: Фридрих Рапп - современный немецкий философ. Философия техники: обзор Всего несколько десятилетий назад вклад техники в цивилизацию обычно лишь приветствовался, и потому попросту не видели никакой необходимости в исследовании философских проблем техники. Были, разумеется, исключения, но они не привлекали особого внимания. До второй мировой войны вопросами судьбы современной техники проникались в своем интуитивном восприятии больше художники и поэты, чем философы своим методом рационального осмысления. Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, казалось, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой и оптимизм века Просвещения. Биологические социальные теории эволюцииXIX века укрепили надежду на безграничный экономический рост, а так же, как следствие этого, на обеспечение общественного, культурного и даже морального прогресса человечества с помощью науки, техники и промышленности. Сегодня такой убежденности брошен серьезный вызов. На его основе возникло фундаментальное противоречие между осознанием “пределов роста” и традиционной идеей бесконечного прогресса. Такие проблемы, как дефицит ресурсов, экология и гонка вооружений, вызывают растущее беспокойство и приводят к резким нападкам на современную технику. Даже базирующаяся на науке техника, которую до недавнего времени считали спасительницей, теперь часто считается повинной во всех делах нашего времени … (Фридрих Рапп. Философия техники: обзор // Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. С. 24 – 25.) Задание: прочитать текст и ответить на следующие вопросы: 1. Как изменилось отношение к технике в техногенной цивилизации и почему? Тест 1. Предметом философии науки являются….. А)общие законы познания мира; Б)общие закономерности и тенденции научного познания; В)современные тенденции познавательных процессов; Г)становление и развитие науки. 2. Философия науки не ставит вопрос о …. А)критериях научности и отличии научного и ненаучного знания; Б)логике научного исследования; В)взаимоотношениях института науки с социальной структурой общества; Г) моделях развития науки; 3. Теория научного познания это….. А)гносеология; Б)эпистемология; В)онтология; Г)дедукция. 4. Наука как форма духовной деятельности людей направлена на производство знаний о….. А)природе; Б)обществе; В)познании; Г)все перечисленное. 5. Сторонами бытия науки не является….. А)процесс преобразования мира; Б)процесс получения нового специфического знания; В)объединение знаний в целостную органическую систему; 6. Научное познание не ставит задачу….. А)описание феноменов, объяснение которых не отвечает критериям научности; Б)описания, объяснения и предсказания процессов и феноменов действительности; В) получения объективного, истинного знания, отражающего реальные закономерности; Г)приращение нового знания об явлениях действительности. 7. Характерной чертой научного познания является….. А)объективность; Б)доказательность; В)все перечисленное; Г)системность. 5. Словарь. Выпишите и запомните определения следующих понятий: наука, научная проблематика, функции науки, сциентизм, антисцеинтизм, техногенная цивилизация, объект познания, предмет познания.
Тема 2. Становление и развитие научного знания как специфической формы деятельности Теоретические вопросы 1.Преднаучный период. Научные идеи античных философов. Появление элементов технических знаний. Научные знания в эпоху Средневековья. Возрождения. 2.Классический период в развитии науки. Первая научная революция XVII в. Классический тип научной рациональности. Основные принципы. 3. Неклассический период развития науки. Теория относительности и релятивистская картина мира. Неклассический тип научной рациональности. 4. Постнеклассический этап развития науки. Аналитические вопросы 1. Почему зарождение теоретического знания связывают с античностью? 2. Охарактеризуйте систему знаний Средневековой Европы. Вспомните определение следующих понятий: патристика, схоластика, номинализм, универсалии. Назовите основных представителей средневековой науки. 3. Выделите предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения. 4. Соотнесите следующие явления с периодами развития науки: 1.Классический, 2.Неклассический, 3.Постнеклассический Механистическая картина мира; парадигма относительности знания; принцип жесткого детерминизма; парадигма становления и самоорганизации; теория вероятности; принцип дополнительности; абсолютизация объективизма; квантовая механика; синергетика. 5. Определите преимущества целостного и субстанционального подходов в познании природы. 6. Дайте определение техническим наукам. Укажите социокультурные предпосылки их возникновения. В чем специфика объекта познания технических наук. 7. Приведите периодизацию технического знания, дайте характеристику периодам становления технических наук: 1.Донаучный. 2. Зарождения технических наук. 3. Классический. 4. Неклассический. 3. Хрестоматия: Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский художник, мыслитель эпохи Возрождения – Избранные произведения. Мн.-М., 2000.
…Истинная наука – та, которую опыт заставил пройти сквозь чувства и наложил молчание на языки спорщиков и которая не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и ведомых начал продвигается постепенно и при помощи истинных заключений к цели, как явствует это из основных математических наук, т.е. числа и меры, называемых арифметикой и геометрией, которые с вышей достоверностью трактуют о величинах прерывных и непрерывных. …Не доверяйте же, исследователи, тем авторам, которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте тем лишь, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытов приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы, ибо опыты, казавшиеся часто тождественными, часто весьма оказывались различными, как здесь это и доказывается. …Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти. Несправедливо жалуются люди на опыт, с величайшими упреками виня в обманчивости. Оставьте опыт в покое и обратите жалобы свои на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешными и, ожидая от него в суетных и вздорных желаниях вещей, которые не в его власти, говорить, что он обманчив. Несправедливо жалуются люди на неповинный опыт, часто виня его в обманчивых и лживых показаниях. …Наукой называется такое разумное рассуждение, которое берет исток у своих последних начал, помимо коих в природе не может найтись ничего другого, что [также] было частью этой науки. …Увлекающиеся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, коей вождь и врата –перспектива, и без нее ничего хорошего не делается ни в одном роде живописи. Наука – капитан, и практика – солдаты. (Избранные произведения. Мн.-М., 2000. С.30–33). Задание: прочитать текст и ответить на следующие вопросы: 1.Какова основная идея Леонардо да Винчи, изложенная в тексте? 2. Каково, по его мнению, должно быть соотношение теории и практики? Тест 1. Основным фактором генезиса науки стало… А) утверждение капитализма и потребность в росте его производительных сил; Б) все перечисленное; В) подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления; Г) определенный уровень развития знания. 2. Для классической науки характерны… А) стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом; Б)осмысление связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта; В)включенность субъективной деятельности в «тело знания»; Г)соотнесение знаний об объекте с ценностно-целевыми установками субъекта. 3. Для неклассической науки характерны… А) объективный стиль мышления, стремление познать предметы сами по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом; Б)осмысление связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта; В)включенность субъективной деятельности в «тело знания»; Г)соотнесение знаний об объекте с ценностно-целевыми установками субъекта. 4. Для постнеклассической науки характерны… А) стремление познать предметы сами по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом; Б)осмысление связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта; В) объективный стиль мышления; Г)соотнесение знаний об объекте с ценностно-целевыми установками субъекта. 5. Словарь. Выпишите и запомните определения следующих понятий: научные знания, технические знания, рациональность, тип рациональности, научная революция, парадигма, детерминизм.
Date: 2015-10-22; view: 563; Нарушение авторских прав |