Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный образ





Формой, в которой искусство отражает действительность, является художественный образ. Образ этот идеален и возникает только в сознании воспринимающего и возникает он только благодаря произведению искусства. Представляет этот образ единство объективного и субъективного. Искусство реалистично, когда оно глубоко проникает в действительность и отображает ее в единстве объективного и субъективного, т.е. в нем полностью субъективное должно быть одновременно полностью объективным. Лишь в этом случае субъективное может быть эстетически передано и воспринято, ибо объективное здесь и есть одновременно полностью субъективным. Художественный образ возникает тогда, когда зритель, читатель воссоздает для себя картину аналогичную той, которая заключена в произведении искусства. Возникающая картина как бы создана самим читателем, является его достижением. Из этого следует, что жизнь художественного образа в реалистическом искусстве обусловлена диалектикой субъективного и объективного как в структуре художественного произведения, так и в сознании воспринимающего. Однако этого не достаточно для подлинного художественного образа, в природе которого обязательно заключена и эстетически-эмоциональная определенность.

Эмоциональное есть везде, так как человек осваивает действительность через ощущения, которые вызывают эмоциональную реакцию. Однако эмоциональный момент в различных видах человеческой деятельности проявляется по-разному. Так, например, в деятельности ученого он не лежит в самой природе логических выводов. Положительные переживания, волнения, возникающие в процессе работы и в результате научного успеха есть только важные психологические стимулы в деятельности ученого. В то время как художник, выражая в произведениях свои симпатии и антипатии, свои эмоциональные переживания, стремится как можно полнее передать их публике. Научное открытие призвано воздействовать в основном на ум, а не на чувства, оно не преследует цель представить эмоциональное отношение автора к объекту исследования. В искусстве же эмоции являются необходимой составной частью содержания, окрашивающим его и выражающим заключенную в нем мысль. Эмоциональностью отличаются образы всех искусств. Музыка без эмоциональной насыщенности превращается в чередование созвучий, а театр становится хорошо налаженным механизмом, если в спектакле нет высокого эмоционального напряжения.

Важнейшей особенностью художественного образа является также его индивидуальная определенность, но определенность, которая не тождественна отдельному индивиду. Художественный образ в индивидуальной форме несет обобщения жизненных явлений, фиксирует, благодаря творческой силе художественную неповторимость мысли, чувств, поступков многих людей. В индивидуальной судьбе заключены те мысли и чувства, которые характеризуют эпоху, класс, народ и т.д. Иначе говоря, художественный образ раскрывает общее в единичном. Если отражение действительности ограничивается воспроизведением единичного и не содержит никакого обобщения, оно может иметь документальную ценность, но не обладает ценностью художественной. Если же отражение действительности отвлечено от живой конкретности явления и передает только общее, закономерное, мы будем иметь дело с чертежом, а не с рисунком, со схемой, а не с картиной.

 

Содержание и форма в искусстве

Художественная ценность и сила воздействия произведения искусства зависят от выразительности художественной формы, ее соответствия содержанию произведения. Искусство понимается как отражение реальной действительности в единстве содержания и формы. При этом содержание является не только изображением внешних по отношению к художнику явлений, но и выражением его мировоззрения. Таким образом, содержание всегда включает в себе что-то от объекта и что-то от субъекта. А это значит, что в нем есть объективная действительность, существующая независимо от искусства, и действительность идейно-эстетически осмысленная и раскрытая художником.

Рассматривая содержание художественного произведения, в нем можно выделить следующие элементы: тему произведения, вытекающую из него идею и эмоционально-эстетическую оценку изображаемых явлений. Круг изображаемых явлений действительности принято называть темой произведения. Глубина, социальная значимость темы обусловлены её актуальностью с точки зрения задач общественной практики определенной страны и эпохи. Вместе с тем, следует отметить, что художественная ценность произведений далеко не всегда зависит непосредственно от характера темы. Она обусловлена не только характером темы, но и профессиональным мастерством её раскрытия.


Художник в изображаемых им явлениях действительности, подводит людей, воспринимающих искусство, к определенным выводам, т.е. помогает раскрытию самой сущности идеи произведения. Идея входит вместе с темой в содержание произведения и неотделима от неё. Идея в искусстве носит характер эстетический. Искусство выражает и раскрывает идею в естественном развитии жизни образа, т.е. художественно. Любовь, ненависть, восторг, восхищение – это и есть та оценка, которую автор заставляет сделать на основе описанных, изображаемых им явлений. В этом состоит сама идея художественного произведения. И чем глубже и истенней художественная идея тем ценнее и значительней художественное произведение. Ложная идея снижает художественную ценность произведения. Из темы и идеи вытекает оценка произведения. Идейно-эстетически осмысливая тему, художник дает изображаемым явлениям оценку, которая носит в искусстве эмоциональный характер, так как выражается в симпатии и антипатии.

Единство темы, идеи и оценки и образуют то, что принято называть содержанием произведения. А что же такое форма? Форма сама по себе не является отражением действительности. В любом виде искусства художественная форма выступает как средство доведения до людей отраженной в содержании произведения объективной реальности. Иначе говоря, форма выступает как закрепление, способ существования содержания в художественном произведении, и в этом плане понимается как отражение жизни.

Для того чтобы выявить особенности художественной формы, необходимо рассмотреть вопрос о характере изобразительно-выразительных средств искусства. Художник всегда творит в материале, который образует специфический «язык» искусства. Этот материал в различных видах искусства различен. Однако материал – это еще не изобразительно-выразительные средства. Дело в том, что материал, как естественное природное вещество или как вещество, создаваемое человеком, нейтрально по отношению к искусству. В изобразительно-выразительные средства он превращается только в том случае, когда обработан, «очеловечен», закреплен в человеческой художественной практике. Способ сочетания изобразительно-выразительных средств искусства, направленный на раскрытие содержания, дает нам художественную форму. Форма художественного произведения складывается из специфических элементов, свойственных каждому отдельному искусству, и общих особенностей, характерных для всех видов искусства. Так, например, специфическими элементами формы живописи являются рисунок, колорит, в графике – рисунок, в музыке – мелодия, в скульптуре – соотношение объемов. Всеобщим элементом всякой художественной формы есть композиция произведения, представляющая собой структуру произведения, соотношение его частей, соподчинение элементов целому. Работа над композицией – это творческий поиск решений и приемов, подчиненных идейно-эстетической задаче. Художественное содержание произведения зависит от четкости композиционного решения.

При анализе форм наряду с композицией обычно называют сюжет, однако безоговорочно отнести его к форме нельзя. Сюжет как тема в развитии, как движение изображаемых событий есть сторона содержания. Но сюжет как определенная последовательность этих событий, как их система, структура и организация – уже сторона формы. Следует отметить, что некоторые виды и жанры искусства вообще не знают сюжетов. Например, архитектура, отдельные жанры музыки, хореографии и другие. Сюжетный характер имеют только такие виды и жанры искусства, в которых могут быть раскрыты жизненные коллизии, человеческие характеры в их столкновении. Особенно большое значение сюжету придается в драматическом искусстве.

Сюжет и композиция в произведении искусства неразделимы. Нечеткая композиция всегда разрушает сюжет, а нечеткость сюжета ведет к нечеткости композиционного решения.

 








Date: 2015-10-22; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию