Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проявления пьянства, алкоголизма и наркомании





Спиртные напитки употребляются людьми с разной степенью частоты. Наиболее существенные различия в частоте употребления зафиксированы между мужчинами и женщинами. По данным социологических исследований, проведенных на предприятиях, мужчины употребляют спиртные напитки в среднем 1 раз в неделю, женщины – 1 раз в месяц. Однако внутри групп есть существенные расхождения. Например, молодые женщины-рабочие употребляют спиртное в среднем 1 раз в две-три недели, в то время как молодые женщины-служащие – 1 раз в 5 недель. В дни праздников и знаменательных дат спиртные напитки употребляются повсеместно, а в выходные дни и в дни зарплаты их употребляют 20% рабочих. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в среде молодых рабочих-мужчин; менее всего подвержены воздействию алкоголя женщины-служащие.

Употребление спиртных напитков обычно носит характер традиции и часто не связано с внутренним желанием человека (табл. 15.3).

 

Таблица 15.3 – Наличие внутреннего желания употреблять спиртные напитки

в различных социально-демографических группах

 

Степень желания употреблять спиртные напитки Женщины Мужчины
служащие рабочие служащие рабочие
Испытывали большое желание Испытывали желание Было все равно Не хотелось Очень не хотелось Не дали определенного ответа – 22,2 50,0 16,6 8,3 2,9 – 15,9 31,8 34,0 6,8 11,5 4,8 43,8 26,8 19,5 4,8 0,3 – 45,8 45,8 8,3 – 0,1

 

Для большинства людей главным побудителем употребить спиртные напитки является желание поднять настроение и наладить контакт с окружающими (чаще всего этими «окружающими» называются лица противоположного пола). Мужчины-рабочие чаще налаживают контакт с друзьями и родственниками с помощью алкоголя. Это указывает на довольно низкий уровень культуры общения в этой группе: они менее, чем другие люди, используют такие формы проведения досуга, которые предполагают неформальное общение: прием гостей, хождение в гости, в учреждения культуры. Мужчины представляют специфическую группу еще и в том отношении, что употребление алкоголя связывается ими со снятием напряжения и усталости после трудового дня. Состояние алкогольного опьянения несет отвлечение от своих неприятностей и срочных дел.

Систематическое употребление спиртных напитков может привести к такому явлению, как алкоголизм.

Алкоголизм – это заболевание, в основе которого лежит сформировавшаяся зависимость человека от алкоголя. Согласно международной классификации болезней, алкоголизм – физическое и психическое состояние, которое характеризуется поведенческими проявлениями, которые всегда включают стремление к потреблению алкоголя, постоянно или периодически, с целью ощущения его опьяняющего эффекта и преодоления дискомфорта, связанного с его отсутствием. Для алкоголика спиртные напитки становятся столь же необходимым компонентом жизнедеятельности, как вода или пища. Отсюда готовность больного алкоголизмом к преодолению любых препятствий при добывании алкоголя, несмотря на все возможные отрицательные последствия потребления для себя и окружающих.

Можно выделить три основных класса проблем, связанных с потреблением алкоголя.

1. Проблемы для пьющего как последствия неумеренного употребления алкоголя (функциональные расстройства и утрата самоконтроля, потеря трудоспособности, брак в работе, прогулы, а также агрессивность, несчастные случаи, отравление алкоголем и т.п.).

2. Проблемы ближайшего окружения, прежде всего, проблемы его семьи (конфликты, невыполнение отцовских и материнских обязанностей, потеря уважения, материальные трудности, неправильное воспитание детей, преступность и т.п.) и трудового коллектива, в который он включен (снижение производительности труда, прогулы, брак в работе, потеря уважения в коллективе и т.п.).

3. Проблемы общества (нарушения общественного порядка, дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи, экономический ущерб, связанный с расходами на лечение, пособиями по нетрудоспособности, охраной правопорядка, преступностью, связанной с алкогольным опьянением и т.п.).

По приблизительным подсчетам суммарный ущерб, который человечество несет от неумеренного употребления алкоголя, в среднем за год составляет более 500 млрд. долл.; в среднем 60% распадающихся в мире браков связаны с пьянством одного из супругов. Однако, несмотря на столь очевидную связь алкоголизма и острых социальных проблем, за последние 20 лет употребление алкоголя в мире удвоилось, причем более 80% этого объема приходится на наиболее развитые в промышленном отношении страны с населением, составляющим не более 20% мирового населения. В основном это страны Западной Европы, США, а также России.


История алкоголизма – это история попыток человечества ограничить разрушительное действие потребления алкоголя. Они шли в основном в двух направлениях: «сверху» – в форме ограничений, вводимых государством, несмотря на огромные доходы от монополии на продажу спиртных напитков (ограничение времени, мест продажи, высокие акцизы, возрастной ценз и т.п.), и «снизу» – в виде массовых трезвеннических движений, образуемых обычно социальными группами, озабоченными распространением алкоголизма и его последствиями в обществе.

Исторически, вплоть до начала 19 века, алкоголизм рассматривался как следствие дурного воспитания, моральной распущенности или слабоволия. Различные трезвеннические движения 19 века, в том числе и в России, выступали именно с этих позиций, ориентированных в основном на запретительные, репрессивные меры. Однако систематический провал попыток ввести «сухой закон» и другие ограничения, появление данных о сложной природе алкоголизма, особенно механизме формирования биологической зависимости, привели к изменению модели алкоголизма, которая с середины 20 века стала трактоваться как болезнь. К этому времени были проведены обширные эпидемиологические исследования, выявлена роль социально-демографических, экономических факторов. Стали применять лечение алкоголизма методами физиологической коррекции, электрошока, особенно групповой психотерапии, а также различных форм групповой психологической поддержки (клубы и общества трезвости, группы самопомощи типа сообщества «анонимные алкоголики и т.п.).

В настоящее время подход к алкоголизму осуществляется с позиции социокультурной модели, в соответствии с которой алкоголь трактуется как элемент культуры в современном обществе. На многих уровнях он выполняет ряд социальных функций: обеспечивает эмоциональный фон в социальных ритуалах, временно снимает стресс, позволяет в иллюзорной форме разрешить внутри- и межличностные конфликты и т.п. Этот элемент нельзя произвольно изъять из социальной системы, не предложив иных средств решения прежних проблем.

Отсюда второй важный вывод современной науки: отказ от алкоголя должен быть выгоден потребителю, который может самостоятельно сделать выбор в пользу отказа или в пользу более умеренного потребления. Желание избавиться от зависимости наполовину обеспечивает эффективность любых терапевтических и консультационных методов.

Таким образом, алкоголизм является следствием многочисленных средовых, психологических и социальных факторов. Лишь около 4% людей генетически предрасположены к алкоголю.

 







Date: 2015-10-22; view: 233; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию