Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая структура личности
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, содержащем 51 333 слова, около 1 500 слов означают свойства личности. В грузинском языке их около 4 000. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур. Сколько людей на земле, столько и различных личностей, с присущей каждой из них психологической структурой. Есть люди очень похожие, но нет двух тождественных личностей. Наиболее общая для всех людей структура личности определяется ее четырьмя сторонами. Первая сторона личности – ее социально обусловленные свойства: потребности, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют и формируют качества личности. Эту сторону называют направленностью личности. Она формируется путем воспитания и самовоспитания. Вторая сторона личности – запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений и привычек. Она определяет подготовленность личности к деятельности, уровень ее развития, ее опыт. Эта сторона формируется путем обучения и научения (самостоятельный процесс формирования знаний, умений и навыков). Третью сторону личности составляют свойственные данному человеку и типичные для него устойчивые особенности отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли. Эта сторона формируется путем упражнений. Четвертая сторона личности – ее биологически обусловленные особенности, задатки, особенности высшей нервной деятельности, проявляющиеся в темпераменте, возрастных и половых свойствах. Психологическую структуру личности по К. Платонову можно представить схематически (рис. 7). Как отмечал К. К. Платонов, чтобы узнать человека, важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего: что, по его мнению, он не успел еще достичь и каким образом намерен добиться поставленной перед собой жизненной цели. Все это определяет направленность личности (первая сторона в психологической структуре), ее мотивацию. В основе направленности лежат потребности в предметах внешнего мира, в определенных материальных условиях, в общении и т. д. Потребность является особой формой отражения объективной действительности в мозгу человека. Обычно удовлетворенная потребность субъективно переживается человеком как эмоция удовольствия. Таким образом, каждая потребность носит субъективно-объективный характер. Человеческие потребности не имеют предела в возникновении и развитии. Опыт личности представляет собой совокупность приобретенных ею знаний, навыков, умений и привычек. В общем плане опыт определяет культуру человека, а в профессиональном – его подготовленность к деятельности.
Рис. 7. Психологическая структура личности
Знания человека о мире возникают в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, созданные человеком в воображении и мышлении, высшая и конечная их цель – организация и регулирование практической деятельности. Знания характеризуются объемом и системой. Постоянно включаясь в действия, знания поднимают их на более высокий уровень. Деятельность без знаний невозможна. Умением называют элементарный уровень выполнения действия и проявляемое при этом мастерство. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства. Элементарные умения – действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания. Умение-мастерство появляется в ходе выполнения действий на основе уже отработанных навыков и знаний. Навык – это действие, доведенное до высокой степени совершенства. Его значение проявляется в следующем: 1. В результате выработки навыка резко сокращается время выполнения действия. 2. Исчезают лишние движения: сила движения соответствует задаче деятельности. 3. Отдельные самостоятельные движения объединяются в единое действие. Различают три вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные. Двигательные навыки можно наблюдать в различных видах деятельности. В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и уменьшается утомление человека. Навыки мыслительной деятельности входят как обязательные компоненты в стиль умственной работы. Выработка сенсорных навыков приводит к развитию чувствительности, образованию новых систем сенсорных связей внутри анализатора. Иногда навыки классифицируют по тем видам деятельности, в которые они включены (игровые, учебные, трудовые и навыки поведения). Навык формируется в упражнении. Упражнение – это целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершенствования. Привычка – это действие, выполнение которого стало потребностью. Привычными могут быть отдельные слова и движения, манеры поведения: мыть руки перед едой, содержать в порядке рабочее место и т. д. Привычки бывают полезными и вредными. Существуют общие трудовые привычки. Например, не мешать чужой работе, составлять перед началом работы организационный план, помогать другим, быть аккуратным и др. Опыт личности определяет успех в деятельности, а деятельность определяет жизненный путь личности. С одной стороны, опыт, психика формируются и проявляются в деятельности, а с другой – психика регулирует деятельность. Date: 2015-10-22; view: 539; Нарушение авторских прав |