Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление. Мышление можно определить как один из познавательных психических процессов человека, цель которого состоит в том





 

Мышление можно определить как один из познавательных психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, не доступное непосредственному восприятию, с помощью естественных, данных человеку от природы органов чувств.

Мышление – это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Путем преобразования исходных условий по определенным правилам, например по законам логики, нужные знания можно получить. Примером получения неизвестного через известное с помощью мышления являются математические задачи. Всякий раз, когда мы вначале имеем дело с чем-то известным, заданным, а затем, преобразуя его, получаем то, что не известно (не задано), мы имеем дело с мышлением.

Мышление – это процесс опосредствованного познания человеком действительности.

Можно выделить следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное), логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логи-ческое. Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных видов.

Теоретическим называется мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или к практическим действиям с реальными материальными предметами. Целью такого мышления может стать выведение одних знаний из других (например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений, заданных условий задачи), определение понятий, формулирование и обоснование теорий, законов, правил, объясняющих какие-либо явления действительности.

Чаще всего теоретическим мышлением занимаются ученые, но иногда к нему обращаются и другие люди.

Практическим обычно называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими. Практическим мышлением каждодневно занимаются все без исключения люди. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Например, думая над тем, каким образом лучше всего организовать свой рабочий день, человек занимается именно практическим мышлением.

Психологи давно обратили внимание на то, что в результате мышления у одних людей рождается нечто новое – такое, о чем раньше люди вообще не знали, не имели представления. Результатом мышления других людей являются решения таких задач, которые известны и имеют уже найденные кем-то решения.

В связи с этим возникло деление видов мышления на продуктивное (творческое) и на репродуктивное (нетворческое). Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт.

Репродуктивное – мышление, связанное с такими задачами, решение которых кем-то когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию. Решение учебных задач также представляет собой репродуктивное мышление.

Интуитивное мышление характерно для людей, обладающих особой интеллектуальной способностью – чувством интуиции. Интуиция – это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения.

Логическим называют такое мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, его выводы могут быть доказаны и проверены с использованием известных правил логики.

Есть особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению. Он получил название «аутистическое мышление» (от слова «аутизм» – «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности»). Речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных обстоятельств.

В отличие от аутистического реалистическое мышление учитывает реальную действительность. Реалистически мыслящий человек ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности. Такие решения, как правило, являются верными. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих – прагматиками, реалистами.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с наглядно воспринимаемыми материальными предметами. Теоретические умозаключения при этом сводятся к минимуму. Задача в основном решается за счет практических манипуляций, перемежающихся восприятием и оценками того, что в результате этого получается.

Наглядно-действенное мышление характерно для детей раннего возраста, начиная с шестого – восьмого месяца жизни.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий с использованием образов этих предметов. Например, вместо того чтобы осуществить перестановку мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат.

Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3–4 лет.

Словесно-логическим называют высший уровень развития мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни. Данный вид мышления характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, словесно-логическое мышление связано с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, требуется отвлечение от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам, правильным решениям. В качестве таких законов выступают известные правила логики мышления.

Логические операции мышления – это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания. К основным логическим операциям мышления относятся: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.

Сравнение – это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них. Выделение общего и различного является итогом сравнения. К примеру, перед ребенком можно поставить задачу на нахождение общего и различного во внешнем виде двух животных. Решать эту задачу ребенок будет в наглядно-образном плане, применяя логическую операцию сравнения.

Анализ – это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит. Иногда также выясняются связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое. Как и в случае анализа, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит.

Абстрагированием (иногда для обозначения этой операции применяется термин «абстракция») называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности отдельно от других не существует.

Обобщение – это логическая операция, в результате которой частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер.

Конкретизация – это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект. Зная, к примеру, что все растения впитывают воду, мы, обнаружив новое растение, можем предполагать, что и оно впитывает воду.

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели такого преобразования информации, благодаря которому удается быстро найти искомое решение. Все процессы мышления и все включенные в него логические операции имеют внешнюю организацию, которую обычно называют формами мышления, или умозаключениями.

Умозаключения, или формы мышления – это системы рассуждений, в результате которых из одних знаний с помощью логических операций мышления выводятся другие знания или на основе заданных условий задач находят их решения. Известны и чаще всего используются две основные формы мышления, или умозаключения: индукция и дедукция.

Индукция – это форма мышления, при которой из частных знаний выводится некоторое общее знание, или на основе сравнения, анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и абстрагирования на базе системы частных фактов делается относящееся к ним общее умозаключение. Схема индукции как формы мышления, или умозаключения, выглядит следующим образом:

 
 

 


Рис. 2. Логическая схема индукции

 

Индуктивный вывод может непосредственно следовать из фактов, а может быть получен и путем нескольких последовательных умозаключений, каждое из которых представляет собой индукцию определенного уровня. В таком случае схема индуктивного вывода будет выглядеть несколько по-другому:

 
 

 


Рис. 3. Логическая схема двухступенчатого индуктивного умозаключения

Дедукцией называется умозаключение (или форма мышления), противоположное по исходным, конечным позициям и по своей направленности индукции. При дедукции в качестве исходной посылки выступает некоторое общее утверждение, истинность которого уже доказана. Из него следует ряд частных утверждений путем прямого вывода или вывода через несколько последовательных шагов. Две схемы умозаключения типа дедукции, аналогичные схемам индукции, представлены на рис. 4 и 5.

 
 

 

 


Рис. 4. Логическая схема одноступенчатого дедуктивного умозаключения

 


Рис. 5. Логическая схема двухступенчатого дедуктивного умозаключения

Date: 2015-10-22; view: 561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию