Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной вопрос философии и типы философских направлений
За двадцать шесть веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся мыслителей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в историю философского знания. Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ 19 века Георг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой немецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулировал её онтологический срез следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?». В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос философии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской мысли. Те, кто считали, что первична материя, природное начало, составили лагерь материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистический материализм античности (Фалес, Анаксимен, Гераклит); метафизический материализм средневековья (Роджер Бэкон), механистический материализм Нового времени (Гоббс, Гольбах), вульгарный материализм или физикализм 19 века (Фохт) и диалектический материализм 19 – 20 веков (Маркс, Энгельс). По имени крупнейшего материалиста Древней Греции материализм называют линией Демокрита в философии. Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его формах, как объективный идеализм (Спиноза, Гегель), утверждавший существование духовной сущности вне человека и логически до природы в виде бога, мирового разума, или абсолютной идеи; и субъективный идеализм (Юм, Кант), полагавший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеализм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм связывают с именем его первого представителя – английского философа 17 века Джорджа Беркли. Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть сведены друг к другу. Каждая из них независима, вечна, и в действительности они занимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма (Рене Декарт, древняя религиозно-философская доктрина зороастризма с идеей вечного противостояния добра и зла, а также древняя китайская философия с концепцией двух начал действительности – инь и янь) и встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеализм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризованы как монизм (Спиноза, Гегель, Маркс), монистическая философия от лат. mono – один. Возможен также и такой (хотя и довольно редкий в истории философии) вариант ответа на основной вопрос философии, в котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма (Лейбниц) от латинского pluralis – множественный. Другой срез основного вопроса философии носит гносеологический характер, а именно: “ познаваем ли мир? способен ли человек правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность окружающей его действительности?” - эта проблема получила в упомянутой работе Энгельса наименование второй стороны основного вопроса философии, поскольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеологическим оптимизмом (Платон, Аристотель, Гегель); и “мир непознаваем” – гносеологический пессимизм или агностицизм (Юм, Кант). Date: 2015-10-21; view: 591; Нарушение авторских прав |