Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выделение ключевых категорий анализа мотивации достижения
Вместе с уточнением характеристик ситуации достижения вычленялся когнитивный материал, соответствующий определенным личностным диспозициям, актуализируемым в данных ситуациях. Особенности мотивации определяются на основе анализа продуктов воображения, фантазии. Анализ вербальной продукции испытуемых привел к выделению представлений, понятий, образов деятельности, переживаний, наиболее характерных для ситуаций, связанных с тематикой достижения. Затем мотив достижения был уточнен и описан на уровне индивидуальных диспозиций. Мотив достижения связан со стремлением повысить свои деловые качества или по возможности сохранить их на высоком уровне. Реакции на успех и неудачу проходят с выраженными эмоциональными переживаниями (радость или огорчение). В русле мотивации достижения разработана схема анализа содержания рассказов, при помощи которой описывается поведение, направленное на достижение. Этот процесс начинается с актуализации потребности достижения и сопровождается ожиданием успеха или неудачи. Схема анализа содержит также описание инструментальной активности, направленной на достижение цели, которая может быть успешной или неудачной. Оказываемая извне поддержка может усиливать активность, а внешние препятствия или индивидуальные недостатки могут ее блокировать. При этом после успеха или неудачи возникают соответственно позитивные или негативные эмоциональные состояния (16). В самом начале схема анализа была составлена (14) для позитивного вектора мотивации достижения. Американская линия развития исследований негативных тенденций мотивации достижения осуществлялась через показатель тревожности (TAQ, реже ААТ). В 60-е годы Хекхаузен провел обширное исследование, в результате которого предложил новый вариант методики. Некоторые изменения были внесены в концептуальную основу. Суть нововведения Хекхаузена состояла среди прочего в дальнейшей конкретизации категории мотивации достижения. Для его предшественников не было секретом существование негативной мотивационной тенденции достижения, но именно Хекхаузен подробно разработал ключевые категории ее анализа (12). Тест Хекхаузена позволяет получить показатели обеих мотивационных тенденций. В исследованиях Х.Д. Шмальта достаточно убедительно показано, что тенденция избегания неуспеха также неоднородна. Факторный анализ проективного материала рассказов (детей 9—11 лет) убедительно показал существование трех независимых факторов в структуре мотивации достижения. Эта факторная структура оказалась очень стабильной в различных повторных выборках. По мнению Х.Д. Шмальта (16), компонент «избегание неудачи», или «боязнь неудачи», является комплексным. Он включает в себя представление о собственной неспособности, которую Шмальт обозначает как «боязнь неудачи 1» — БН1. Второй компонент негативной мотивационной тенденции представляет собой страх перед социальными последствиями неудачи (она соответственно обозначена как «боязнь неудачи 2» — БН2). Таким образом, в мотивации достижения можно выделить три тенденции — «стремление к успеху», или «надежда на успех» — НУ; «боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности» — БН1 (ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуаций достижения); «боязнь социальных последствий неудачи» — БН2 (ребенок мотивирован на негативную оценку взрослого). Преобладание одной из тенденций качественно меняет всю стратегию поведения личности. Мотивированные на успех сводят успех к способности (таланту) и большому старанию. Неудача списывается ими на недостаточность приложенных усилий, а у мотивированных на неудачу — на недостаток способностей. Это выглядит так, как будто мотивированные на успех оценивают вообще свои способности выше, чем мотивированные на неудачу. Понятия хорошей и недостаточной способности являются важными составными частями конструкта мотива достижения. В целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении с детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей возникало стремление избегать неуспеха, и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом. Полученные результаты стимулировали новые исследования, направленные на изменение взаимоотношений детей и взрослых. Date: 2015-10-21; view: 337; Нарушение авторских прав |