Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему философы различают чувственное и рациональное?





Познавательные способности человека.

 

Уже в античной философии наметилось разделение позна­вательных способностей человека на три группы: чувства, рассудок и разум. Чувства, точнее, органы чувств, служат источни­ком ощущений. Рассудок и разум представляют собой способ­ность оперировать понятиями. При этом рассудок строит суждения о конечных вещах, а разум мыслит абсолютное и бесконечное.

В соответствии с этим под чувственным знанием понима­лись ощущения, полученные посредством органов чувств, а ра­циональным считалось знание понятийное, производимое рас­судком и разумом. Традиция деления познавательных способ­ностей на три группы получила дальнейшее развитие у многих философов, в особенности у И. Канта. Вместе с тем чаще встречается более простое подразделение познавательных спо­собностей на чувство и разум. В соответствии с этим выделя­ются два способа познания: чувственный и рациональный.

В рамках ставшего традиционным сопоставления чувствен­ного и рационального познания, как правило, исследуются их формы (ступени). Чувственное познание протекает в формах ощущения, восприятия и представления. В качестве ступеней рационального познания называют понятие, суждение, умозак­лючение. Оценивая эту традицию, необходимо обратить вни­мание на современные представления о том, что, по меньшей мере, часть ощущений формируется под влиянием лингво-понятийной структуры сознания. В этих условиях противопостав­ление чувственного и рационального познания, а также описа­ние процесса познания как перехода от живого созерцания (чувственного познания) к абстрактному мышлению (рацио­нальному познанию) выглядит чрезмерным упрощением карти­ны познавательного процесса. Представляется более коррект­ным рассматривать чувственное и рациональное как познава­тельные способности человека, а не как самостоятельные способы познания.

Традиция противопоставления чувственного и рационально­го познания базируется на принципиальной разнице между ощу­щением и понятием, которую обнаружили уже античные философы. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они измен­чивы и преходящи. В то же время понятия являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предме­тов, в силу чего они более устойчивы и даже кажутся неизмен­ными, поскольку заметить изменения понятий можно, лишь применяя принцип историзма и рассматривая большие проме­жутки времени. Резкое противопоставление чувственного и ра­ционального привело к вопросу о том, какой из двух видов по­знания является достоверным. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противо­стоянии сенсуализма и рационализма Нового времени. Сенсуа­листы считали, что все знание производится на основе ощуще­ний, поэтому чувственное познание является достоверным. Ра­ционалисты не отрицали роль ощущений в познании, но вместе с тем полагали, что именно разум придает знанию характер все­общности и необходимости. Поскольку разум производит зна­ние; а не мнение, рациональное, а не чувственное познание яв­ляется достоверным. Сенсуализм, признающий ощущения единственным источником знания, близок, но не совпадает с эмпиризмом, который в качестве источника позна­ния рассматривает опыт.

Основываясь на сенсуалистическом представлении о том, что все знание происходит из ощущений, скептики делают вывод о непознаваемости мира. Относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту свидетельствует, с точ­ки зрения скептицизма, о недостоверности любого познания, об отсутствии или недоступности истины как таковой.

Одной из основных проблем, возникших в философии в связи с исследованием чувственной способности познания, является вопрос о соответствии ощущений источникам, их вы­зывающим. Материалистический сенсуализм, представленный такими философами, как, например, Ж. Ламетри, К. Гельве­ции, П. Гольбах, рассматривает ощущения как отражения свойств предметов. Идеалистический сенсуализм, разрабаты­вавшийся, в частности, Д. Беркли и Д. Юмом, считает, что во­прос о соответствии ощущений внешнему миру остается от­крытым, невозможно доказать, что ощущения достоверно от­ражают свойства предметов. Развивая идею о несоизмеримости ощущений и предметов, Г. Гельмгольц предложил трактовать ощущения как знаки предметов, значениями которых являются сами предметы. С этой точки зрения, как и любой знак, ощу­щения не отображают, а лишь обозначают предмет.

Современные разработки проблемы чувственного и рацио­нального рассматривают органы чувств человека как результат биологической и социальной эволюции и опираются на кон­кретно-научные результаты исследования сознания.

 







Date: 2015-10-21; view: 1304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию