![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Композиционный центрКомпозиционный центр – это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементыкомпозиции; - это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции; - это условный центр тяжести композиции; - это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку. При отсутствии в изображении композиционного центра визуальный ряд теряет конкретность. Зритель не может адекватно прочитать сообщение автора, так как приходит в состояние растерянности перед выбором означающих. Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров: - геометрический, - оптический, - сюжетный (семантический), - композиционный, который мы можем обозначить как логический.
Геометрический центр — это точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. Любая композиция обладает геометрическим центром не в силу своей художественной специфики, а потому, что представляет собой некий пространственный объект, плоскую фигуру или объёмное тело. Геометрический центр не является результатом композиционного построения, но оказывает влияние на структуру композиции. Если «центр тяжести» объекта совпадает с геометрическим центром изображения, то композиция в целом воспринимается как стабильная, статичная, неизменная. Центром тяжести может являться не только композиционный центр, но и ось симметрии, относительно которой располагаются объекты.
Оптический центр – это точка, расположенная немного выше пересечения диагоналей формата; место, куда, в силу особенностей восприятия, зритель направляет взгляд в первую очередь. Данный центр также не является результатом построения. Если структурный элемент композиции помещается в оптический центр, он будет прочитан в первую очередь. Если, наоборот, необходимо создать смысловую паузу, задержать скорость восприятия определённого элемента, - объект удаляется из оптического центра. Таким образом, соотнесение расположения элементов композиции с оптическим центром является фактором, влияющим на линейность или нелинейность (одномоментность) восприятия композиции.
Сюжетный (семантический) центр — содержит главный или важный сюжетный элемент (или группу элементов). Сюжетным (семантическим) центром обладают только композиции, предполагающие наличие определённого смыслового содержания. Поэтому в формальной композиции семантического центра быть не может, присутствует только логический центр. Сюжетных центров может быть несколько. Отказавшись от явного семантического центра, автор дает зрителю самому определиться с сюжетом. Логический центр, который и принято считать композиционным центром – это элемент, выделяющийся благодаря самой логике построения композиции. Композиционный центр создается формальными элементами изображения: точками, штрихами, пятнами, цветом, фактурами, указателями, линиями и т. п. Композиционный центр — это не всегда точка, он может быть представлен некоторой протяжённой областью. Логический центр присутствует в любой композиции, так как любую композицию можно прочитать с точки зрения формального построения.
Таким образом, структура любой композиции включает: - вне зависимости от построения – геометрический и оптический центр; - согласно логике построения – композиционный центр; - при наличии смыслового наполнения – сюжетный центр.
Отдельно стоит коснуться темы отсутствующего центра. Человеческое сознание, веками формировавшееся как логоцентрическое, в эпоху постмодерна начинает приобретать черты ризоматичности. Разорванность, ризоматичность, отсутствие фиксированного центра – признаки постмодернистского искусства и дизайна. Именно в настоящее время дизайнеры всё чаще предлагают решения, заведомо лишённые центра, или обладающие несколькими равноправными центрами. Однако, несмотря на это, трудно преодолеть мифологически закрепившиеся стереотипы восприятия - даже самые хаотические композиции стремятся к некоторому подобию центра, формируются вокруг логической оси. Таким образом, отсутствие композиционного центра в настоящее время является тенденцией, однако, говорить об отсутствии центра как об окончательно сформировавшемся явлении пока рано.
|