Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое задание. 1. Изучите понятия таких сложных государств, как «сообщество», «содружество», «союз», «уния», «протекторат»





1. Изучите понятия таких сложных государств, как «сообщество», «содружество», «союз», «уния», «протекторат», «инкорпорация», «фузия».

2. Обратившись к тексту Конституции Российской Федерации (главы 1 – 3) и дополнительной литературе, дайте описание формы современного Российского государства. Будьте готовы пояснить сделанные выводы.

Проблемные вопросы и материалы для размышлений

1. Знаменитый римский мыслитель Цицерон писал о «res publica», понимая под данным термином государство вообще (Цицерон. Диалоги. М., 1994).
В Средние века в Западной Европе этим же словом обозначались самые разные общности и организации, в том числе христианский мир в целом (Respublica Christiana), отдельные муниципии и корпорации (Иванов В. Теория государства. М., 2010; Шмитт К. Номос Земли. М., 2008). Таким образом, понятия монархии и республики не противопоставлялись.

Прокомментируйте указанные факты? Действительно ли республика и монархия являются двумя противоположными друг другу формами правления?

2. Есть ли однозначная зависимость между формой правления и характером политико-правового режима? Например, в аспекте соблюдения прав личности в том или ином государстве. А, может быть, политико-правовой режим в большей степени характеризует сущность государства, а не его форму? Как отнестись, например, к тому, что в некоторых государствах с монархической формой правления политические режимы более демократичны, чем в отдельных государствах-республиках?

Аргументируйте занятую Вами позицию.

К какому виду следует отнести форму правления, сложившуюся в Российской Федерации? Адекватна ли была реальным условиям России концепция «десоветизации» и ее радикальная реализация? Могла ли советская форма эволюционировать в направлении парламентской демократии? Были ли в истории советской государственности элементы разделения властей? Какие методы модернизации государственности более правильны в современную эпоху: эволюционные или революционные?

Можно ли «имплантировать» институты западной демократии, так сказать, в «чистом виде» в российскую государственность? Приемлемы ли они для российской социокультурной и политико-правовой среды, национально-исторических традиций и правового менталитета?

Материал 1-й. Из книги Р. Т. Жеругова « Теория государства и права: учебное пособие для вузов» (М. – Нальчик, 1995. – С. 42 – 43):

«Как известно, Советы в России возникли в результате революционного творчества народа. В. И. Ленин открыл республику Советов как новую историческую форму правления социалистического государства. В его известных «Апрельских тезисах» провозглашалось программное требование: «Не парламентарная республика… а республика Советов…» (Полн. собр. соч. Т. 31. – С. 115.)

Советы, характерной чертой которых было соединение законодательных, исполнительных и контрольных функций, а также демократический централизм как принцип их организации, таким образом, изначально противопоставлялись «буржуазному» парламентаризму с разделением властей (законодательных, исполнительных и судебных).

Следует, однако, подчеркнуть, что в последние годы существования СССР и далее в России произошли серьезные преобразования в системе представительной власти: внедрение элементов разделения властей, учреждение Конституционного контроля и т. д.

В результате трагических сентябрьско-октябрьских событий 1993 года эволюционный процесс «парламентаризации» советской представительной системы был прерван…

Еще в годы «перестройки» незабываемый экс-мэр Москвы Г. Попов в брошюре «Что делать?» обосновывал идеи «десоветизации, дефедерализации» и прочих «де…заций» России.

В 1993 г. в России Советы оказались в центре политического противостояния законодательной и исполнительной власти. На «Конституционном совещании» Президент РФ однозначно заявил: «Советы и демократия – несовместимы», после чего началась, так называемая, «артподготовка» к решительному наступлению на представительную власть».

2. Какой принцип должен лежать в основе государственного устройства Российской Федерации, чтобы свести к минимуму межнациональные конфликты?

3. Прокомментируйте точку зрения, согласно которой традиционная классификация форм государственного территориального устройства нуждается в корректировке.

Материал 2-й. Из книги В. Иванова «Теория государства» (М., 2010. – С. 156):

«Очевидно, что в довольно скорой перспективе теоретикам государства придется рационализировать классификацию форм государственного устройства и, в частности, вероятно, вообще отказаться от понятия федерации, поскольку граница между федеративными и децентрализованными унитарными государствами довольно размытая.


…Нужно разделить государства на унитарные (простые) и региональные (сложные, сложносоставные, сложноустроенные). Простые – это нынешние централизованные унитарные государства, состоящие целиком или в основном из административных образований. А региональные государства – состоящие целиком или в основном из автономных или государственных образований».

Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

1. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2001. – С. 68 – 87.

Основная:

2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 25 – 56.

3. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 75 – 95.

4. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. – М., 2014. – С. 118 – 157.

Дополнительная:

Учебная:

5. Иванов А. А. Теория государства и права.– М., 2009. – С. 52 – 67.

6. Кожевников С. Н. Теория государства: курс лекций. – Н. Новгород, 2010. – С. 102 – 114.

7. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 101 – 123.

8. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. – М., 2002. – С. 88 – 106.

9. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 91 – 108.

10. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 70 – 90.

11. Теория государства и права / под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 86 – 101.

12. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 102 – 119.

Научная:

13. Агеев В. В. Развитие европейского федерализма. – Калининград, 2001.

14. Александров И. А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. – М., 2000.

15. Бабурин С. Н. Мир империй: Территория государства и мировой порядок. – СПб., 2005. – С. 53 – 71, 94 – 125, 259 – 270, 275 – 310.

16. Брезгулевская Н. В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. – 2005. – № 3. – С. 150 – 162.

17. Горбачева С. В. Федерализм как форма государственного устройства: основные теоретические подходы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. – 2013. – № 35. – С. 76 – 85.

18. Громыко А. Н. Политические режимы. – М., 2000.

19. Иванов В. Теория государства. – М., 2010.

20. Киселева А. В., Нестеренко А. В. Теория федерализма. – М., 2002.

21. Кудрявцев Ю. А. Политические режимы: критерии классификации и основные виды // Правоведение. – 2002. – № 1 (240). – С. 195 – 205.

22. Кушхов И. Р. Процессы развития унитаризма при современной монархической форме правления // Ленинградский юридический журнал. – 2011. № 3. – С. 187 – 199.

23. Мамочкина Е. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы развития // Право. Законодательство. Личность. – 2013. – № 2 (17). – С. 29 – 32.

24. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб., 2002.

25. Тирских М. Г. Соотношение политического, государственного и государственно-правового режимов // Сибирский юридический вестник. – 2005. – № 1. – С. 8 – 3.

26. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. Б. Н. Топорнин. – М., 2001.

27. Федорец М. Н. Федерация или все-таки унитарное государство? // Государство и право. – 2011. – № 10. – С. 113 – 117.

28. Чиркин В. Е. Современное государство. – М., 2001. – С. 135 – 198.

29. Шанин А. А. Политический режим: сущность, содержание и типология. – Волгоград, 2002.

30. Ширко Е. Н. Модель кооперативного федерализма: возможности и границы использования: на примере США и России. – М., 2002.

 







Date: 2015-10-21; view: 784; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию