Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методический комплекс





А. В. Никитин

Р. З. Рувинский

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Нижний Новгород


ББК 67.0

Н 62

Рецензенты:   Биюшкина Н. И. – доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Нижегородской правовой академии Евдеева Н. В. – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского Лысова Е. В. – судья Нижегородского областного суда.  

 

Н 62 Никитин А. В., Рувинский Р. З. Теория государства и права: учебно-методический комплекс. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2015. – 134 с.  

 

 

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), программой курса «Теория государства и права» для студентов, получающих высшее юридическое образование по всем формам обучения на базе полного среднего образования, среднего юридического образования и высшего образования. Он ориентирован на современные подходы к изучению предмета и новую литературу, составлен с учетом внедрения в учебный процесс балльно-рейтинговой системы оценки и контроля качества успеваемости и знаний бакалавров.

 

 

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и истории государства и права 17 сентября 2014 г. Протокол № 2.

 

 

Печатается по решению методического совета ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия». Протокол № 3 от 18 ноября 2014 года.

 

ББК 67.0

© Никитин А. В., Рувинский Р. З., 2015

© Нижегородская правовая академия, 2015


Содержание

Введение ……………………………………………………………….….…..……4

 

1. Область применения и нормативные ссылки ……………………….…….7

 

2. Цели освоения дисциплины ………………………………………………… 7

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины ………………………………………….. 7

 

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы ……...... 8

 

5. Тематический план учебной дисциплины ………………………………… 9

 

6. Формы контроля знаний студентов ………………………..…………..…..14

 

7. Содержание дисциплины …………………………………………………... 17

 

8. Учебная литература по курсу …………………………..………...………...26

 

9. Семинарские и практические занятия …………………………..…..….....28

 

9.1. Общие методические указания …………………………………..…........28

 

9.2. Темы семинарских и практических занятий …………………………….31

 

10. Методика подготовки эссе ……………………………….…….…....…....111

 

11. Методика выполнения курсовых работ …………………………...……113

 

12. Методические советы по подготовке и сдаче экзамена ……..…….. 123

 

13. Методические рекомендации по самостоятельному

изучению курса ………………………………………………………....……... 128

 

Приложения …………………………………………………….…...……….… 129

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Теория государства и права – первая дисциплина, с которой начинают изучение правоведения в образовательных учреждениях высшего образования, готовящих специалистов в области юриспруденции. Все входящие в состав правоведения науки имеют общий объект изучения – правовую систему общества. В комплексе юридических наук и соответствующих им учебных дисциплин выделяют две основные группы: историко-теоретические науки и отраслевые юридические науки. Отраслевые юридические науки (такие, как конституционное, гражданское, семейное, административное, трудовое, уголовное право и др.) изучают отдельные стороны, группы общественных отношений, урегулированных правом или требующих такого регулирования.

В отличие от отраслевых юридических наук, теория государства и права изучает правовую систему общества в целом, ее содержание и свойства, закономерности ее развития и функционирования как относительно самостоятельного социального явления. Эти общие свойства и закономерности правовой системы общества и составляют специфический предмет науки теории государства и права.

Наука «Теория государства и права» включает в себя также методологическую часть, в которой исследуются методы (пути, способы, приемы) познания государственно-правовых явлений.

При усвоении данного учебного курса студент должен изучить и усвоить содержание понятий «право», «государство», «правовая система общества», установить их взаимосвязь; уяснить роль и место права в системе нормативного регулирования общественных отношений; осмыслить процесс воздействия права на общественные отношения через механизм правового регулирования, включающий такие составные элементы, как нормы права и их источники (формы), юридические факты и правоотношения, реализация права, юридическая ответственность за правонарушения и др. Эти вопросы рассматриваются на основе изучения современного состояния правовых систем, с учетом сформировавших их исторических процессов. Особое внимание студенту следует уделить овладению общетеоретическими категориями и понятиями.

Изучение курса «Теория государства и права» связано с определенными трудностями и требует большого времени для подготовки. Это связано с тем, что теория государства и права анализирует явления, которые, как правило, не даны непосредственно в эмпирическом материале или вообще не представлены в наглядной чувственной форме. Например, юридическую норму можно обнаружить лишь путем логического вычленения ее элементов из текста нормативного правового акта; правоотношение нельзя увидеть или услышать – оно реально существует только в виде осознаваемых субъектами взаимных прав и обязанностей. Общетеоретические понятия и категории в основном представляют абстракции высокого уровня обобщения, требующие для усвоения значительного напряжения мышления.

Следует иметь в виду, что государственно-правовые явления существуют в рамках единой системы. При этом каждое из них может быть понято в том случае, если студент осознает их соотношение друг с другом. Например, представление о реализации права основано на понимании соотношения и взаимосвязи таких юридических явлений, как факт и правоотношение; содержание юридической ответственности раскрывается в связи с элементами состава правонарушения и т. п.

Отмеченные трудности можно преодолеть, изучая курс теории государства и права в рекомендуемой последовательности – от простого к более сложному уровню.

Помощь окажет и усвоение правовых понятий на основе использования конкретной юридической практики. Так, анализируя механизм правового регулирования общественных отношений, следует посмотреть, каким образом он действует при заключении и реализации договоров купли-продажи, найма жилого помещения, приеме на работу. Вопросы теории правонарушения и юридической ответственности следует рассматривать на примерах конкретных правонарушений. Хороший результат дает повторение содержания уже пройденных понятий. Это помогает осмыслить закономерные связи, существующие между отдельными государственно-правовыми явлениями.

Затруднения в процессе обучения может вызвать и то, что теория государства и права, вырабатывая понятия, описывает их в специфических терминах, то есть имеет собственный научный язык. В большей части его содержание не отражено в массовом сознании. Так, для неспециалистов мало что значат такие термины, как «гипотеза», «диспозиция» и «санкция». В профессиональном же юридическом мышлении они фиксируют названия узловых понятий, позволяющих установить логическую структуру правовой нормы, необходимую для ее правильного понимания и применения. Или, например, закон в массовом сознании обычно ассоциируется со всеми актами центральных органов власти и управления, а для юриста – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый только верховными представительными органами государственной власти или референдумом. Исходя из этого, студенту необходимо выяснить содержание тех или иных юридических понятий, не доверяя обыденным представлениям о государственно-юридических явлениях.

Одной из особенностей юридической терминологии является то, что в ней до сих пор используются латинские слова и выражения. Например, casus (дело, юридически значимый факт), moratorium (срок, на который обязанная сторона имеет право отложить выполнение обязательства) и др. Это связано с тем, что многие классические юридические термины были разработаны еще в древнем римском праве. Правильно понять их значение в процессе обучения студенту помогут различного рода словари, энциклопедии, справочники.

Изучение теории государства и права на первоначальном этапе получения юридического образования преследует несколько целей:

– во-первых, приобретение целостного знания о правовой системе общества и приобщение к основам юридической культуры, без чего невозможна деятельность юриста в любой сфере общественной жизни и на любой должности;

– во-вторых, это формирование основ профессионального юридического мышления в виде системы узловых понятий и категорий, которые постоянно востребованы в процессе практической правовой деятельности;

– в-третьих, теория государства и права как учебная дисциплина является введением в изучение всех отраслевых юридических дисциплин, которые раскрывают частные правовые вопросы, опираясь на общетеоретические понятия.

Следует также иметь в виду, что теория государства и права, как правило, выносится в качестве отдельной дисциплины на итоговую государственную аттестацию. Поэтому уже на начальном этапе обучения необходимо заложить как можно более основательный фундамент для эффективного ее освоения.

Изучая курс «Теория государства и права», нужно постоянно учитывать его фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только с философскими, экономическими и политологическими учениями, но и с отраслевыми юридическими науками.

В ходе освоения учебной дисциплины необходимо «увязывать» ее содержание с нормами Конституции Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, других государственных органов.

Учебный материал курса состоит из четырех частей: введение в теорию государства и права, теории государства, теории права и личность, государство и право.

Во вводной части предусмотрено изучение предмета и методологии теории государства и права как науки и учебной дисциплины, а также наиболее общих закономерностей происхождения государства и права.

В разделе «Теория государства» изучаются наиболее универсальные признаки государства, его сущность и типы. Уделяется существенное внимание изучению формы, функций и механизма государства, его месту и роли в политической системе общества. Теоретические положения иллюстрируютсяпримерами из практики государственного управления Российской Федерации и зарубежных стран.

Раздел «Теория права» предполагает сформировать у студента четкие представления о природе права, его сущности, взаимосвязи права с другими социальными явлениями и, в первую очередь, – с государством. Он призван помочь студенту раскрыть социальную полезность права, его принципы и функции; показать, как создаются и действуют юридические нормы, в каких источниках (формах) права они содержатся и внешне закреплены, в каких формах они реализуются. Важное место отводится изучению правоприменительной деятельности государства.

При изучении теории права предусматривается широкое использование нормативных положений из действующего российского законодательства, результатов юридической практики правотворческих и правоприменительных органов. Учитывая динамичность российского законодательства, студенты должны регулярно знакомиться с нормативными правовыми актами, публикуемыми в таких официальных изданиях, как «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Российская газета», а также в научных, научно-практических и информационных изданиях: «Государство и право», «Закон», «Российский юридический журнал» и других.

В разделе «Личность, государство и право» изучаются идеи правового государства в истории политико-правовой мысли, признаки правового государства, система разделения властей, гарантированность прав и свобод граждан, взаимная ответственность государства и личности, социальная и юридическая защищенность личности в условиях правового государства, эффективность конституционной юстиции, основные тенденции становления и трудности формирования правового государства в России, понятие, становление, принципы гражданского общества, его основные элементы, условия формирования, соотношение правового государства и гражданского общества, проблемы их формирования в современной России.

Учебно-методический комплекс охватывает 23 учебные темы, содержит тематические планы учебной дисциплины для студентов всех форм обучения, программу курса «Теория государства и права», список учебной и научной литературы по курсу, учебно-методические материалы для подготовки к семинарским и практическим занятиям, методические рекомендации по подготовке эссе, курсовых работ и по самостоятельной работе студентов, примерный перечень вопросов к экзамену по курсу учебной дисциплины.


Date: 2015-10-21; view: 280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию