Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные логические категории на эмпирическом (опытном) уровне познания
К таким категориям относятся триады: бытие – ничто – становление; качество – количество – мера. Чтобы мыслить, надо прежде всего быть – и самому субъекту мысли, и предмету мышления. Нечто есть или нет. Это – исходные и самые бедные по содержанию логические определения всего, что мыслится. Однако бытие и ничто есть лишь моменты процесса – становления чего-либо. Все имеет свое становление – и солнечная система, и характер, и любовь, и рыночная экономика, и деградация личности. Движение мысли от ничто к бытию означает возникновение чего-либо. Движение же от бытия к ничто – уничтожение. Становление включает в себя возникновение чего-либо за счет уничтожения всего иного. Так, состояние детства оттесняет на задний план состояние младенчества, а юность это проделывает с детством. В свою очередь социальная зрелость вытесняет романтику юности и т.п. Но вот становление закончилось, и нечто стало: оно приобрело определенность, т.е. пределы своего бытия. Качество и есть такая определенность, которая совпадает с бытием предмета. Теряя такую определенность, предмет перестает быть данным предметом и становится иным. Все имеет свое качество – и в душе человека, и вне души. Это – луг, это – поле, это – лес. В суждениях «лист зеленый» и т.п. проявляется категория качества. Это категория проявляется в вопросе «что это? Так как нечто имеет свое качество, т.е. определенность, то оно в силу этого и ограничено пределом и является односторонним, оконеченным. Все конечное односторонне. От категории качества мысль переходит к категории количества, которое выражается в вопросе «сколько?». Качество всегда количественно определено: 40 метров, 40 градусов, 20 килограмм. Количественная определенность возникает в процедуре измерения: вес мы меряем весом. При этом мы устанавливаем единицу измерения (метр, градус, кг и др.), меру и этой мерой меряем. Измеряемый предмет превращается в численность единицы меры: 20 кг. Единство качества и количества есть мера, т.е. количественно определенное качество. Мера есть такой интервал количественных измерений, в рамках которого сохраняется данное качество. За пределами этого интервала одно качество превращается в другое качество. Количественные изменения превращаются в качественные различия. Так с годами младенец превращается в дитя, дитя – в юношу, юноша – в зрелого мужа. Качественные изменения прерывны, скачкообразны. Количественные изменения непрерывны и усыпляют нашу бдительность, особенно студентов. Задолженность по одной учебной дисциплине, по другой, и вот выходит приказ об отчислении. Был студентом и стал нестудентом. И, наоборот, накопление малых положительных результатов превращается в новое качественное состояние – личность обретает характер, карьеру, семью и др. Закон превращения количественных изменений в качественные различия можно сознательно использовать в актах самовоспитания и конструирования своего жизненного пути. Итак, мысль движется от установления качественных определений к установлений количественных определений и к мере. Все имеет свою меру. Существует узловая линия мер в бытии того или иного предмета. Маркс такую меру фиксировал в историческом процессе: общество первобытно общинное (первобытный коммунизм) – общества социальных антагонизмов (рабовладение, феодализм, капитализм) – общество свободных. ассоциированных людей (коммунизм). Менделеев установил линию мер в химических элементах в виде периодической таблицы. Категории бытия, ничто, становления; качества, количества и меры есть схемы работы чувственного сознания, поскольку оно мыслит. Эти категории служат основными на стадии эмпирического уровня познания наличного бытия, данного в чувственном созерцании. Главным содержанием этого уровня является установление качественной и количественной определенности предмета (что это?; сколько?), а также соотношений между качественными и количественными параметрами; т. е. установление мер в предмете познания; например, законы Ома, Кулона, Ньютона. Однако установление мерных соотношений не отвечает на вопрос, почему предмету присущи такие, а не иные меры. Сами мерные соотношения выражают собой определенные состояния сущности (основания) предмета. знание меры не отвечает на вопрос, почему предмет имеет такую меру, а не иную. Почему 20 аршин холста обменивается на рынке на 1 сюртук, а не на 10 сюртуков; почему 1 атом кислорода вступает в связь с 2 атомами водорода, а не 7-ю атомами? Ответы на такие вопросы можно получить, если перейти к исследованию скрытых связей (сущности), которые обнаруживают себя в пестром мире явлений. Date: 2015-10-21; view: 271; Нарушение авторских прав |