Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис рационального мышления в процессе





Технологического отношения человека к природе

Социально-технологическая основа рационального мышлениявключает два основных фактора – технологическое отношении человека к природе и систему отношений между людьми. Из этих факторов можно вывести объективность, рациональность, опосредствованность, операциональность, конструктивность, всеобщность и универсальность мышления.

Методологическим является следующее положение. В состав тела общественного человека входит наряду с телом органическим тело неорганическое, функционально-предметное. С появлением внешней надставки над естественным телом индивида возникает одновременно и «внутренняя надставка» в психике – мышление (и сознание) направляющее функционирование неорганического тела. Представим это схематично (рис.1):

 

Рис.1. Тело общественного человека

Неорганическое тело есть искусственные органы мышления и воли: техника материальная для обработки природы, техника социальная «для обработки людей людьми» (социальные организации) и техника интеллектуальная для обработки идеальной реальности, тех значений, которые функционируют в головах людей.

Социальная техника в отличие от материальной не вещественна, она образована исключительно из отношений между людьми, из их координации и субординации. Поэтому она «чувственно-сверхчувственная» и постигается умозрением, как и всякие отношения.

Понятие неорганического тела позволяет исследовать состав мышления объективно – по тем предметным органам практики, функционирование которых направляется и регулируется сознанием. Позиции натурализма и сенсуализма упускают как раз неорганическое тело человека.

Функционирование предметных органов практики опосредствуется мышлением с такой же необходимостью, с какой действующие биологические органы предполагают психофизиологические регулятивные процессы. Вне обслуживания органов практики мышление не продуцирует объективные по содержанию и общезначимые мыслительные формы, ибо оно не располагает ни источником объективности, ни реальной силой, внедряющей в духовный обмен эти формы и поддерживающей их. Вне опоры на предметные органы именно общественной практики формы мысли размываются давлением чувственных данных.

Функционирующие органы практики диктуют субъектам схемы мысли, которые нельзя отменить по желанию потому, что они функционально необходимы для обслуживания исторически конкретных орудийных и социальных структур. Это – «общественно значимые, объективные мыслительные формы» (К. Маркс).

Обновляя предметные органы практики, люди обновляют и схемы практико-функционального мышления, а через них и логико-категориальные структуры, «прочно сидевшие» ранее в мышлении. Прежние схемы интеллектуально устаревают, так как не могут направлять и регулировать новые обстоятельства.

В процессе обработки природы возникает и развивается система трудовых операций, с их родами, видами и подвидами. Эти операции составляют технологическую основу и почву для формирования схем мышления.

Но для согласования технологических действий направленных на предмет труда, люди вступают в общение друг с другом и производят действия, сугубо коммуникативные. Такие действия имеют значение не своей материальной стороной, ибо они направлены не на предмет труда, а на субъектов труда, и важны не своим материальным составом, а лишь значениями, которые они передают, воздействуя на психику индивидов.

Поскольку важен не материальный состав коммуникативных действий, а их значение, то такие действия редуцируются со стороны своей материальности и предстают как действия символические и в дальнейшем вырождаются в знаковые действия, в язык. Представим это схематично (рис.2):

 

 

Рис. 2. Единство предметных и коммуникативных

Date: 2015-10-21; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию