Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие дизайна – маленький экскурс в историю





 

Че я думаю, я думаю, что мы еще лет 15 будем нервно курить в углу. К тому времени Посохин перестанет творить, Лужков перестанет оказывать влияние на архитектуру, а олигархи перестанут покупать то, что ошибочно помещено в раздел "недвижимость" в риелторских изданиях.

Артемий Лебедев

 

Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. В переводе с английского слово "дизайн" означает рисование. От слова "дизайн" возникло такое понятие, как " дизайнер", или художник‑конструктор, как его еще называли. Причем о назначении дизайна спорят издавна и до сих пор. Одни считают, что дизайн призван создавать прекрасные вещи, которые бы отражали дух эпохи, в которую мы живем. Другие спорят о невозможности и недопустимости превращения обычных предметов потребления в произведения искусства. Люди, тесно связанные с рынком, искренне считают, что хороший дизайн тот, который помогает продавать. Я думаю, спорить здесь бесполезно – сколько людей, столько и мнений, причем каждая версия по‑своему актуальна.

Понятно, что дизайн, вне зависимости от того, знаете вы о нем что‑либо или нет, присутствует практически во всех сферах нашей жизни. Он неотделимо связан с архитектурой, со скульптурой, с областью изобретений (приборов, мебели, посуды, машин), с конструированием одежды и разработкой новых линий обуви и т. д. В нашем случае мы поговорим о дизайне интерьера – оформлении того пространства, в котором вы обитаете и хотите чувствовать себя комфортно.

Думаю, читатель не станет спорить с тем, что почти у каждого человека существует необходимость окружать себя красивыми вещами. Но ценность вещи заключается в том, чтобы совместить практическое начало с эстетическим. Об этом нужно помнить и при разработке дизайна интерьера. Очень часто получается так, что в погоне за модой, мы создаем окружение, в котором чувствуем себя неудобно, в частности, из‑за того, что, акцентируя внимание на форме, напрочь забываем о пользе и смысловой нагрузке.

Как большинство людей судит о вещах? Весьма ограниченно и субъективно, такими понятиями, как "красиво‑некрасиво", "изящно‑грубо", руководствуясь собственными ощущениями. Чтобы научиться разбираться в дизайне, необходимо постоянно оттачивать свой вкус, повышать уровень образования, научиться видеть достоинства и недостатки предметов той или иной эпохи, чтобы не " шарахаться" от сюрреалистических вещей в стиле Сальвадора Дали и не восхищаться бездумно барочными экспонатами, подобострастно таща в дом самоварную позолоту и лепнину. Хорошо будет подойти к вопросу дизайна и с психологической точки зрения с целью изучить особенности человеческого восприятия – немного разобравшись в этом, человек поймет, как создавать предметы красивыми, а окружение – гармоничным.

Вернемся к понятию "дизайн". Когда в 19 веке благодаря техническому прогрессу была изобретена масса полезных вещей (источники энергии, пишущая машинка, телеграф, телефон, радио, фотоаппарат и кино, двигатели внутреннего сгорания, автомобиль), было распространено мнение, что они (вещи) не должны быть красивыми, но полезными. Однако вскоре стало ясно, насколько убоги такие воззрения. Промышленные выставки и выступления творческих людей и мыслителей показали, что в погоне за прогрессом техническим, люди совершенно позабыли об эстетической стороне, тем самым, способствуя уничтожению красоты и тяги к прекрасному, заменяя творчество ремесленническим трудом. Был поставлен вопрос о привлечении художника к процессу создания вещей, что само по себе в то время звучало очень необычно. По сути, это уже ознаменовало появление дизайна. В частности, стали обсуждаться на различных конференциях проблемы оформления помещений, целесообразность обстановки, эстетическая сторона, связь материала и производимой из него вещи, принципы соответствия формы, украшения и отделки предмета его назначению.

Также были созданы ремесленные мастерские, возглавляемые талантливыми художниками и архитекторами, но практического результата это не принесло – вещи получались красивыми, но слишком дорогими.

Кроме того, стремясь украсить создаваемые предметы, им стали придавать архитектурные формы, и такая тенденция продержалась довольно долго, но к концу 19 века архитектурный стиль стал постепенно отмирать: прогресс явно входил в противоречие с этим стилем. Как следствие, исчезли всякие декоративные излишества и орнаментация. Назревало нечто вроде переворота в понимании эстетики.

Наряду с промышленным производством существовали и продукты народного творчества. В каждой губернии были свои традиции изготовления, поэтому предметы отличались формой и орнаментом, были, что называется, на любой вкус. Например, всегда можно узнать хохломскую роспись по черно‑красному растительному орнаменту на золотистом фоне. Или ярославскую, которая сплошь покрывала предметы геометрическим орнаментом. Северодвинские вещи тоже всегда узнавались по витиеватому ярко‑красному орнаменту с птицами, людьми и животными на белом фоне. Росписью в то время покрывали практически все: посуду, колыбельки, сани. Широко применялась также резьба по дереву, плетение из лозы и бересты. А чего стоит народная вышивка?! Конечно, вещи, созданные своими руками, несущие отпечаток творчества, частицу души, не идут ни в какое сравнение с отштампованными на фабрике. И, тем не менее, к концу века промышленное производство полностью вытесняет ремесла, в частности, за счет низкой стоимости промышленной продукции и быстроты изготовления.

Однако интеллигентные люди понимают, что народному творчеству следует уделять внимание. Дамы из самых аристократических фамилий занялись прикладным искусством. Вещи, искусно созданные своими руками, вошли в моду и стали экспонироваться на выставках в Москве, Петербурге, Киеве. В Петербурге, Саратове, Пензе, Миргороде, Екатеринбурге и других городах были открыты художественно‑ремесленные школы.

В этот период на фоне развития промышленности и поддерживания народно‑прикладного искусства возникает новое стилевое направление – модерн (в буквальном переводе – " новый").

Впервые утверждалась необходимость учета взаимосвязи человека и окружающего мира. Считалось, что интерьер должен удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Этот период характеризуется поиском новых решений в оформлении жилья. То есть можно сказать, что модерн послужил развитию индивидуального проектирования интерьера, просто в то время эта роскошь была доступна немногим.

Шло время, и уже экономические причины повлияли на то, что больше внимания стали уделять дизайну интерьеров, транспорта и новых изобретаемых приборов. Создавались производственные союзы, объединяющие художников, архитекторов и промышленников. Пришло понимание того, что без такого объединения будет сложно победить на рынке сбыта. В Германии открыли первую школу по подготовке художников в области промышленности, которая стала, по сути, первым учебным заведением, выпускающим дизайнеров.

В России в 1920 году появились Московские государственные высшие художественно‑технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС), целью которых также была подготовка художников для промышленности. Первая такая мастерская возникла в результате объединения училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища и позже была преобразована в институт. В программе обучения просматривалось много противоречий, что объяснялось новизной специальности, которой раньше не было. Но все равно, институт получил международное признание и был отмечен на выставке в Париже за новый метод в обучении и за работы студентов. Метод обучения заключался в том, что при институте существовали мастерские, в которых студенты имели возможность создать то, что разработали, видели процесс производства и отмечали ошибки. А курсовые работы студентов были весьма разнообразны – от небольших магазинчиков, мебели, осветительных приборов, посуды и декора, до текстиля и одежды.

Основателями дизайна можно назвать В. Татлина, А. Родченко, Л. Попова, В. Шухова. Татлин создал модель ажурного металлического памятника III Интернационалу.

А. Родченко конструировал различные вещи, работал вместе с Маяковским в области рекламы и агитационного плаката, а также в области театра и кино. Л. Попова разрабатывала рисунки тканей и модели одежды на фабрике и в сфере театра. Так происходит потому, что многие прогрессивные идеи еще не воспринимались или встречались руководством в штыки, поэтому многие талантливые люди находили своим идеям другие сферы применения – в частности, на сцене театра. Инженер В. Шухов разрабатывал в основном различные металлоконструкции, одна из его работ – известная радиобашня на Шаболовке в Москве.

Итак, вы видите, что в начале двадцатого века дизайн активно входит в сферу производства и, как следствие, во все сферы жизни человека, несмотря на то, что сам термин как таковой появился и стал использоваться значительно позже.

Можно сказать, что дальнейшее развитие дизайн получил и во время создания московского метрополитена, потому что архитекторам пришлось не только разрабатывать сам транспорт, но и интерьер вагонов, оформление станций, эскалаторы, велась работа со шрифтами для надписей.

Еще одним примером в области дизайна может служить дирижабль "Москва", для которого также разрабатывался дизайн интерьера гондолы, необычные для того времени сиденья, светильники и посуда, причем на каждом предмете должна была быть эмблема дирижабля.

В конце тридцатых годов технический прогресс позволил России создать собственные модели автомобилей, дизайн вошел и в область автомобилестроения, что также было для того времени новшеством.

И все же, в то время было еще мало людей, которых можно было бы назвать профессиональными дизайнерами. Единичные представители, которым даже без наличия соответствующего образования был присущ самобытный взгляд на вещи и хороший вкус, часто сталкивались с непониманием и неуважением к результатам их разработок. То есть можно сказать, что дизайн, как таковой, встречается в единичных случаях.

В 1945 году стали появляться специальные дизайнерские организации. Например, Архитектурно‑художественное бюро (АХБ) в транспортной сфере. Идеи, которые развивало АХБ, в частности, о превосходстве художественного конструирования над обычным, инженерным, об объединении художников, архитекторов и конструкторов, и отличные результаты его работы способствовали созданию организаций, подобных АХБ.

Можно сказать, что в середине 20‑го века дизайн получил признание, была понята его необходимость, и он стал массовым явлением.

В наши дни дизайн проник во все сферы жизни, добравшись даже до туалетной бумаги, но если оценивать ситуацию трезво, то что мы имеем сейчас? Недостаток образования, невозможность бывать за границей и покупать западные журналы по рекламе, дизайну и т. д., а также исторические факторы привели к тому, что уровень отечественного дизайна довольно низок – я не говорю сейчас об отдельных талантливых, по‑своему гениальных личностях, я говорю о дизайне в целом. Как писал А. Лебедев, " результат получается достаточно печальным, а сам продукт заранее устаревшим, еще до начала производства. Ситуация усугубляется еще и тем, что так уже никто не делает, и сейчас то, что нашему дизайнеру и его друзьям кажется откровением, уже давно списано в утиль на Западе".

 

Date: 2015-10-21; view: 402; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию