Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология и другие науки об обществе





Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необ­ходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смеж­ных с нею наук об обществе, социальном, общностях и инди­видах. И здесь, прежде всего, необходимо сопоставить соци­ологию и социальную философию.

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии. В течение длительного времени социологиче­ское знание накапливалось в недрах философии. И даже по­сле того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма про­возгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала иг­рать заметную роль в социологических изысканиях. Социо­логию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюрк­гейма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социаль­ной философией.

Что же такое социальная философия? Социальная философия представляет собой раздел философии, посвя­щенный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и пер­спективы, направленность движущих сил и его развития.

Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут служить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет себя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они высту­пают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широкими теоретическими обобщениями, вторгаются в об­ласть философии и выступают в данном случае как предста­вители социальной философии.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предме­те исследования социологии речь уже шла выше. Предмет­ной же сферой социально-философских размышлений яв­ляется исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, цент­ральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной фи­лософией и социологией обнаруживается в методе иссле­дования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логиче­ских размышлений. Социология заявила о своей самостоя­тельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действи­тельности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самосто­ятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением слож­ных математических процедур, в том числе теорию вероят­ности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определен­ные процедуры эмпирического исследования. При этом со­циология опиралась на достижения статистики, демогра­фии, психологии и других дисциплин, изучающих общест­во и человека.

Но в таком случае встает вопрос: как различить соци­ологию и другие эмпирические науки об обществе и личнос­ти? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социаль­ных наук и отраслевых социологии, например, демографии и социологии брака и семьи, экономической теории и эконо­мической социологии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно она стоит при соотношении психоло­гии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера со­циологии — это проблемы межличностного взаимодействия — «Мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отно­шений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он высту­пает как социолог.

Решение вопроса о специфике социологии непосред­ственно связан с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоятельная наука? Содержательному рассмотре­нию этого вопроса будет посвящена следующая тема. Здесь же мы ограничимся формальными критериями и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной на­укой атрибутов социального института.

В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых последовательно углубляет институционализацию: 1) формирование самосознания уче­ных, специализирующихся в данной области знания. Уче­ные осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2) создание спе­циализированных периодических изданий; 3) введение дан­ных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, универ­ситетов и т. д.; 4) создание специализированных учебных за­ведений по данным отраслям знаний; 5) создание организа­ционной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций. Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия»[14, с.13-16].

 







Date: 2015-10-18; view: 420; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию