Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И культуры
В истории феодального общества город занимал особо важное место. Его возникновение связано с широкими сдвигами, охватившими Европу в XI-XII веках: в результате развития производительных сил происходило отделение ремесла от сельского хозяйства, развивалось городское производство, росли центры ремесла и торговли. В свою очередь, город стал источником дальнейшего развития феодального общества. Окончилось многовековое господство деревни. Рядом с извечным трудом земледельца появился обособленный промышленный труд. Рядом с натуральным хозяйством – товарное производство, с самого начала рассчитанное на обмен. Возникли многочисленные феодальные рынки, дороги оживились. С возникновением города с феодальными сеньорами и зависимыми крестьянами, появился совершенно новый социальный слой – горожане, вскоре сделавшийся важной общественной силой. Феодальное общество потрясла новая освободительная борьба – коммунальное движение. В городах сеньориальная власть уступила место городским властям, выбираемым из среды горожан. У горожан появилось свое право, свой суд, свое войско. С ростом городов как центра ремесла и торговли усиливались товарно-денежные отношения, и на этой основе, в которых постепенно росла политическая консолидация в виде феодальных монархий с сословным представительством. Развитие города глубоко воздействовало на феодальную деревню, стимулируя ее товарную эволюцию и обостряя классовые противоречия в деревне. Крестьяне с развитием товарно-денежных отношений получили большую свободу хозяйствования, продавали излишки своего труда на рынке, а феодалы усиливали свой нажим на крестьян, стремясь получить с них дополнительные доходы путем увеличения натуральной и денежной ренты. XIII-XIV вв. стали периодом крупных крестьянских движений в Европе. С возникновением городов как центров ремесла и торговли и складывание городского сословия, практическая деятельность которого требует активного восприятия жизни, трезвого расчета, начинает формироваться рациональное мышление. В городской среде возрастает тяга к светским знаниям. Хотя церковь и продолжает сохранять господствующее положение в сфере идеологии, но ее монополия теперь нарушена. В рамках церковно-феодальной культуры начинает складываться городская культура. Студентам при подготовке докладов нужно учитывать, что городская культура социально и идейно неоднородна и эта неоднородность возрастает по мере ее развития. Носителями городской культуры выступают не только торгово-ремесленные слои, но и другие социальные элементы: клирики, студенты, преподаватели школ и университетов, юристы, чиновники, отдельные представители знати и т.д. В сферу изучения городской культуры входят разнообразные явления: городские школы, деятельность университетов, книжное дело, литература различных жанров, изобразительное искусство, архитектура и др. Доклад по теме «Университет и город» предполагает освещение ряда вопросов: причины возникновения университетов, организационная структура, особенности процесса, развитие схоластики и др. Но особое внимание следует уделить взаимосвязи города и университета, университету как элементу городской культуры. При изучении этой темы студенту следует обратить внимание на: a) формы контактов между городом и университетом; b) их противоречивость; c) роль университетов в складывании городской культуры. Университет явление общеевропейское, но студенту необходимо учитывать прямую зависимость возникновения университетов от уровня развития городов в той или иной стране. Не случайно их 60 университетов, сложившихся в XV в., 25 – во Франции. Превращение университетов в важнейшие культурные центры, увеличение числа городских школ способствовало образованию в городах прослойки «интеллектуалов» - школяров, преподавателей, врачей, юристов, нотариев, - для которых книга была главным и повседневным орудием труда. Монастырские скриптории не могли удовлетворить резко возросший спрос на книги. На смену им с конца XII в. сначала во Франции и Италии, а затем в других странах приходят городские мастерские письма. Студенту следует уяснить принципиальную разницу процесса создания рукописной книги в монастырских и городских мастерских. В монастырском скриптории книгу создавали целиком, начиная с изготовления пергамента, а в городе мастерские специализируются. Разделение труда увеличивало производительность, удешевляло книги, резко увеличивала их число. Книги теперь изготавливаются на продажу. Студенту следует заметить и проявление новых методов переписки книг в университетах, а так же те существенные перемены, которые произошли в содержании и оформлении книги в условиях городской жизни. Студент должен иметь представление и о круге чтения средневекового общества вообще и городского в частности, а также о формировании университетских библиотек и частных книжных собраний у городского сословия и муниципальных библиотеках. Таким образом, студенту необходимо усвоить, что в условиях городской жизни роль книги резко изменяется. Книга становится предметом повседневного обихода у представителей различных сословий: орудием труда профессионала, средством достаточно массового обучения, средством проведения досуга, объектом собирательства. Городская литература была одной из самых ярких сфер средневековой городской культуры. Изучая этот вопрос, студенту необходимо обратить внимание: 1) на возникновение и развитие собственно городских литературных жанров; 2) на особенности складывания городской литературной традиции в различных странах Европы; 3) на специфически городские черты мировосприятия, нашедшие отражения в этой литературе. Необходимо также обратить внимание, что в XII-XIII вв. Французская литература была ведущей. Именно она дала классические образцы и рыцарского романа, и жанров городской литературы, а также и средневековой драмы. Выявляя характерные черты городской литературы, студенту нужно помнить, что она не была замкнутой ни социально, ни географически. Что при всех местных отличиях ей свойственно безусловное единство поэтики, сюжетов и стереотипов восприятия. Городская литература складывается в тесном взаимодействии (иногда это выражается в сознательном отталкивании) с народной, рыцарской и учено-клерикальной литературой. Таким образом, студент должен усвоить, что в круг городской литературы средневековья входят сочинения весьма разные по жанру и хронологии. Однако им всем в той или иной степени присущи интерес к своему современнику, быту, реалистичность изображения, сатиречский и дидактический аспекты. Все эти сочинения складываются под воздействием городской атмосферы и во многом отражают мировосприятие горожан. Большой интерес представляют и демографические процессы, происходящие в средневековом городе в XII-XV вв. Одним из результатов обращения медиевистов к исторической антропологии стала разработка таких тем как семья, брачность, сексуальное поведение, положение и роль женщины в феодальном мире, т.е. возникает новый подход к истории, как истории человека во всех проявлениях его социальности. Целью докладов по проблемам демографического развития средневекового города является преодоление историографических штампов: с одной стороны, «черной» легенды о Средневековье как эпохе абсолютного господства враждебной по отношению к женщине религиозной догмы и мракобесия; с другой стороны категорий, традиционных для феминистской историографии – дискриминация женщины, засилье патриархальных отношений и т.д. В сообщениях должна делаться попытка дать анализ реального положения женщины в средневековом обществе и городе, прежде всего на основе ее участия в домохозяйственной сфере, где ее роль была намного значительней, чем мужская, а также реальной практики участия женщины в экономической, политической и судебной сферах. Рассматриваются брачно-семейные отношения, идеал женщины, ее воспитание, а также малоисследованное явление средневекового «феминизма» - трактат Кристины Пизанской «Книга о граде женском» (нач. XV в.).
Date: 2015-10-18; view: 471; Нарушение авторских прав |