Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Западная Европа в раннее новое время
XVI – середина XVII вв. – эпоха коренных сдвигов, вызревания глубоких перемен в социально-экономической, политической и культурной сферах жизни Западной Европы; это переходная эпоха, условно называется поздним средневековьем или ранним новым временем. Главной задачей семинара является попытка на примере наиболее характерных процессов и событий наметить и объяснить самые существенные черты, общее и специфическое в истории европейских стран в период перехода от феодализма к капитализму. Эти процессы должны рассматриваться в сочетании и взаимовлиянии явлений социально-экономических, политических и культурных как многомерная реальность европейской истории. В соответствии с этим выделяются следующие темы на семинарские занятия. Переход от средневековья к новому времени был ознаменован прежде всего разрушением феодальных рамок производства в силу расширения мирового рынка, соперничества между европейскими нациями, создания колониальной системы. В области социально-экономической в ведущих регионах и странах Европы важнейшими явлениями были процесс первоначального накопления и генезис капитализма, возникновение нового социального деления общества (1-2 темы). И именно эти процессы определяли судьбы европейских стран в рассматриваемый период. «Всемирно-историческая универсальность и европейская уникальность общественного развития в XVI в. заключаются в необратимом генезисе капиталистического уклада в лоне феодального строя. В качестве наиболее подвижного элемента европейской экономики его структурообразующая роль впредь в том и заключалась, что все прочие – как экономические, так и внеэкономические – составляющие европейского общества должны были отныне «отвечать», реагировать на вызовы, бросавшиеся им этим укладом. Сила «вызова» и характер дававшегося на него «ответа» определяли место каждого этнополитического образования в рамках Европы того времени». (Барг М.А. История Европы. Т. 3. М., 1993. С. 11). Возникновение и рост нового капиталистического уклада меняет и формы феодального государства. Начинается эпоха абсолютных монархий, которая становится преобладающей формой государственного устройства в странах Западной Европы в XVI – I половине XVII в. (3 тема). В отечественной историографии утвердилась точка зрения, согласно которой переход от сословно-представительных монархий к монархиям абсолютистского типа связывается с выходом на историческую арену новых социальных сил в лице формирующейся буржуазии, создающей определенный противовес феодальному дворянству. Абсолютизм рассматривается как форма государства, соответствующая заключительной стадии существования феодализма и характеризуется резко усиливающейся властью монарха и наивысшей степенью централизации. На семинарских занятиях наряду с традиционными вопросами об условиях возникновения абсолютизма и его социальной и экономической политике, рассматривается новый для нашей историографии вопрос о монаршем дворе. Раньше двор оценивался как сугубо элитарное учреждение, как скандальный институт, характеризуемый безнравственностью и любовью к роскоши, способный только к «потреблению». Для современной историографии характерно более корректное изучение королевского двора, подчёркивается его комплексная природа: двор выступает как властный институт, политический центр, как огромный хозяйственный механизм, а главное – акцентируется внимание на его связях с обществом: привлечение к придворной жизни провинциального дворянства, лиц ротюрного происхождения; практика протекций, выплата пенсий и т.д. Все это делало двор существенным фактором социальной жизни позднего средневековья (работы Хачатурян Н.А., Дмитриевой О.В. и др.). Вслед за изменениями социально-экономическими и политическими XVI-первой половины XVII в. были ознаменованы стремительным взлетом духовной культуры и глубокими качественными изменениями в сфере идеологии, получившей название гуманистической (тема 4). Именно в эту эпоху впервые после тысячелетия безраздельного духовного засилья церкви было выработано новое мировоззрение, исходной точкой которого был не бог, а человек. Целью семинара является уяснение главного содержания гуманизма – культ человека, поставленного в центр мироздания, интерес к его личности, признание его творческого гения и гигантских сил. Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. В трудах гуманистов был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида (в отличие от взглядов реформаторов, в частности М. Лютера), направленной к добру и общему благу. Суть учения гуманистов о достоинстве человека – реабилитация человека и его разума, торжество светского начала; оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку как «греховному сосуду», обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение, провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Сложным и требующим выяснения вопросом является проблема соотношения Гуманизма и Реформации. Почему возник конфликт между гуманистами Возрождения и их детищем – идеологией Реформации? В период наступления на католицизм реформаторы активно использовали достижение гуманизма. Гуманисты провозгласили новую концепцию человека, разыскав в античной культуре образцы поведения для христианина, прочли по-новому Библию и выдвинули идею отделения христианской морали от обрядов. Ведущие реформаторы «первого поколения» включали в реформационную идеологию элементы гуманистического толкования христианства. (М. Лютер, У. Цвингли, Ф. Меланхтон). Лидер «второго поколения» реформаторов Ж. Кальвин выдвинул идеал религиозного поведения, построенный на отрицании гуманистической антропологии. Идеальный «солдат господа» должен был отказаться от сравнения человека с богом, от философии эллинов, презреть светское чтение Библии и, не колеблясь, жертвовать жизнью ради религии. Создавая такой религиозный идеал, Кальвин подверг ревизии гуманистические тенденции ранней Реформации, противопоставляя им доктринальные основы протестантизма. Завершает семинар тема «Человек XVI в.». Тема человека закономерно занимает сегодня ведущее место в исторической науке, а XVI в. привлекает историков как время значительных и многосторонних перемен и ярких личностей. Открытие и освоение европейцами Америки и других континентов, вызвавшее невиданное расширение кругозора европейцев; зарождение капиталистических отношений в экономике; глубокая трансформация социальных структур; кардинальная перестройка отношений между государством и обществом, связанная с возникновением и развитием абсолютизма; Реформация и контрреформация, коренным образом изменившие религиозную жизнь эпохи; наконец победное шествие книгопечатания, впечатляющие успехи наук и распространение по всей Европе культуры Возрождения. Все это не могло не сказаться на поведении, образе жизни и мыслей людей того времени. Новые времена созидали новых людей. Новое в их жизненных установках неизбежно сосуществовало с традиционным, наслаивалось на него, нередко выступало с ним в противоречие. Освященные временем традиции на время брали реванш то в одном, то в другом. Все это обусловило необыкновенное многообразие, подвижность, противоречивость и самой эпохи, и порожденных ею характеров. Поэтому вопросы семинарского занятия предлагают рассмотрение разных людей того времени: государей и бюргеров, реформаторов и авантюристов, патрициев и простолюдинов, аристократов и учёных. Но все же каждый человек, как бы ярок он ни был, живет и проявляет себя в рамках культуры своего времени, своего социального слоя, своей профессиональной группы, со свойственными им обычаями и понятиями, поэтому завершается рассмотрение темы вопросом о поведении человека в повседневной жизни.
Date: 2015-10-18; view: 1403; Нарушение авторских прав |