Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Ульяновской области





 

15. Ульяновская область является субъектом Российской Федерации, на территории которого находится 24 муниципальных образования, включающих 167 поселений, в которых проживает 1 267 561 человек. 75% населения сосредоточено в городах. Ульяновская область создавалась в результате административных реформ и получила свои современные границы в 1943 году.

16. Ульяновская область обладает уникальным, богатым и разнообразным историко-культурным и природным наследием и развитой инфраструктурой сферы культуры, сформированной еще в советское время.

17. Многообразие этнического состава населения региона, успешный опыт межкультурного взаимодействия, сохранение и развитие традиций культурных сообществ и различных социальных групп и их культурных предпочтений, наличие системы художественного образования и образования в сфере культуры и искусства, наличие системы подготовки кадров в сфере культуры и искусства, осуществление активной инвестиционной политики региона, а также наличие междисциплинарных проектов, направленных на территориальное развитие и формирование инвестиционной привлекательности региона составляют основу и определяют дальнейший вектор культурного развития Ульяновской области.

18. Правительством Ульяновской области культура рассматривается в качестве одного из стратегических приоритетов социально-экономического развития региона. В рамках такого подхода культура не ограничивается отраслевым форматом, а становится ключевым элементом социально-экономических преобразований, что в полной мере согласуется с тем пониманием культуры, которое в настоящее время заложено в проекте Основ государственной культурной политики. В этом контексте наряду с признанием ценности культуры как таковой приобретает все большее значение инструментальный подход к культуре, при котором она становится стратегическим ресурсом развитии территорий. Данный подход нашел свое отражение и в проекте Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года. В этом документе подчеркивается необходимость развития культурного потенциала региона, в том числе за счет творческих индустрий и формирования крупных инвестиционных проектов в области культуры, способствующих интенсификации культурной и социально-экономической жизни региона, а перспективы социально-экономического развития Ульяновской области связываются, в частности, с реализацией проекта «Ульяновск – культурная столица».

19. Приоритетным направлением культурной политики Ульяновской области является акцент на развитии культурных индустрий, которые представляют собой важнейший сегмент креативной экономики. Меры, предпринимаемые Правительством Ульяновской области, направлены на поддержку малого бизнеса в сфере культуры и искусства, так называемого, творческого предпринимательства, а также на консолидацию креативного потенциала региона на базе кластера культурных индустрий.

20. В Ульяновской области постепенно складывается система мер по созданию условий для обеспечения равного доступа населения к культурным благам и участия в культурной жизни, в особенности для жителей отдаленных районов региона и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

21. В Ульяновской области развиваются социальные практики гражданского общества — в формах добровольчества, участия населения в деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, гражданских инициативах и частной филантропии. Правительство Ульяновской области предпринимает меры для развития третьего сектора экономики. Об этом свидетельствует созданная за последние годы достаточно обширная нормативно-правовая база.

22. Ульяновская область располагает определенным потенциалом для развития добровольчества и волонтерского движения, наличие которых является важным индикатором развития гражданского общества, уровня доверия и социальной сплоченности населения. В области создан и успешно работает Региональный волонтёрский центр, который представляет собой инициативную группу студентов из организаций высшего профессионального образования и действует на общественных началах, помогая реализовывать социально-значимые проекты, в том числе в сфере культуры и искусства.

23. На современном этапе Правительство Ульяновской области и органы государственной власти и местного самоуправления активно занимаются развитием культуры региона, в основу которого положен принцип формирования новой культурной политики, связанной с глобальной задачей не только модернизации инфраструктуры сферы культуры, но и образа жизни людей, их мышления.

24. Реализация принятых направлений культурной политики Ульяновской области уже позволила создать необходимый задел для обеспечения гарантий и прав жителей региона в области культуры и искусства, формирования чувства социальной сплоченности и социальной защищенности, повысить интерес населения области к сфере культуры, а также реализовать ряд мер по поддержке и развитию культуры.

25. Вместе с тем в сфере культуры и искусства имеются серьезные нерешенные проблемы, связанные с глубокими трансформационными процессами, а также хроническим недофинансированием сферы культуры и искусства, уходящим своими корнями в 90-е годы XX века, неудовлетворительным состоянием инфраструктуры культуры, что негативным образом сказывается на возможности обеспечения равного доступа населения к культурным благам и создания благоприятных условий для эффективного функционирования сферы культуры и искусства:

а) сокращение бюджетных расходов на культуру, зафиксированное в 2013 году, после десятилетнего периода, в течение которого наблюдалось наращивание объемов финансирования культуры. За период с 2003 по 2012 гг. расходы на культуру увеличились в Ульяновской области почти в 4 раза в текущих ценах (или в 2 раза - в сопоставимых ценах). Однако сравнительный анализ расходов на культуру и кинематографию в расчете на душу населения в регионах РФ показал, что в 2012 г. Ульяновская область находилась в числе 53 субъектов Российской Федерации, в которых этот показатель оказался ниже среднего уровня по субъектам РФ;

б) высокая территориальная дифференциация между муниципальными образованиями Ульяновской области по показателю расходов на культуру в расчете на душу населения: разница между максимальным значением в 1678 рублей на человека в Карсунском районе и минимальным значением в 32 рубля на человека в Мелекесском районе превысила в 2013 г. отметку в 50 раз. Причем, среднее значение показателя расходов на культуру и кинематографию в расчете на душу населения в муниципальных образованиях составило 539 рублей. Таким образом, из 24-х муниципальных образований Ульяновской области в 11-ти муниципальных районах финансирование культуры и искусства в расчете на душу населения отставало от среднего значения по муниципальным образованиям в регионе;

в) чрезвычайно низкая доля доходов государственных (муниципальных) учреждений культуры от основной деятельности в общем объеме финансовых поступлений, а также мизерная величина благотворительных пожертвований и спонсорских средств, поступающих для поддержки организаций культуры. На долю доходов от основной деятельности приходится менее 1% от объема всех финансовых поступлений государственных (муниципальных) учреждений культуры. Таким образом, основная нагрузка на содержание организаций культуры вне зависимости от их видов деятельности ложится на региональный бюджет. Это свидетельствует о неразвитости благотворительной деятельности, низком уровне межличностного доверия в регионе, а также недостаточном социально-экономическом благополучии основной массы населения области;

г) высокая доля учреждений культуры, функционирующих в организационно-правовой форме казенного учреждения (52% от общего числа учреждений культуры в 2013 году), и наблюдаемая в последние годы тенденция к переходу в форму казенного учреждения большого количества бюджетных учреждений (в 2011 г. – 63% учреждений были бюджетными, а в 2013 г. их осталось только 35%). С одной стороны, учредитель несет субсидиарную ответственность в части финансового обеспечения деятельности казенных учреждений, с другой — невозможность распоряжаться собственными доходами и отвечать за результаты своего труда существенно снижает творческую активность сотрудников таких учреждений и парализует финансово-экономическую самостоятельность;

д) устойчивая тенденция к сокращению культурно-досуговых учреждений и клубных формирований, библиотек и детских школ искусств за период с 2003 по 2013 годы. Ситуация усугубляется тем, что данные учреждения культуры зачастую являются единственными очагами культуры на селе;

е) устаревание кадрового состава сферы культуры и искусства в целом, за единственным исключением детских школ искусств, где наметилась тенденция к постепенному омоложению кадров. Кроме проблемы старения кадров, пристального внимания заслуживает необходимость повышения их квалификации, так как многие сотрудники учреждений культуры оказываются неспособными уловить те новые веяния и тенденции в развитии культуры и проведения досуга, которые интересны населению, в особенности молодежи. Это особенно характерно для районных домов культуры. Современные вызовы требуют от работников культуры иных творческих навыков и способностей к быстрой и динамичной переориентации сфер деятельности, освоения новых направлений в творчестве и обеспечении досуга населения;

ж) сохраняющееся отставание оплаты труда работников культуры от оплаты труда в среднем по экономике Ульяновской области, что не способствует повышению социального статуса работника культуры и сокращает возможности для привлечения в сферу культуры и искусства молодых специалистов. ИсполнениеУказа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» требует доведения средней заработной платы работников учреждений культуры до уровня средней заработной платы в регионе к 2018 г. Следует отметить существенное повышение заработной платы работникам учреждений культуры Ульяновской области в 2013 году, но необходимо подчеркнуть, что нивелирование разрыва в оплате труда работников культуры с оплатой труда в среднем по экономике региона идет не слишком быстрыми темпами. В 2013 году соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по экономике в Ульяновской области достигло отметки в 56,4%, что значительно ниже аналогичного показателя в среднем по Российской Федерации;

з) низкий уровень доходов основной массы населения, в свою очередь, также не способствует активизации индивидуальных форм участия в благотворительной поддержке культуры;

и) ненадежность и высокий риск несостоятельности благотворительных пожертвований и спонсорских средств, которые в потенциале своем способны существенным образом пополнять бюджет культуры; отсутствие системы стимулов и поощрений для благотворительной деятельности как частных лиц, так и корпоративной благотворительности;

к) усиление процессов централизации в системе государственного управления сферой культуры и искусства;

л) неразвитость форм взаимодействия учреждений культуры, потребителей культурных благ (посетителей) и бизнеса;

м) недостаточность мер поддержки молодых специалистов в сфере культуры, что ведет к отсутствию мотивации в работе и оттоку молодых кадров;

н) отсутствие полноценной базовой инфраструктуры для развития туризма при наличии высокого туристско-рекреационного потенциала Ульяновской области, выраженного в наличии природных и историко-культурных ресурсов области;

о) слабое материально-техническое оснащение учреждений культуры, а также относительно высокая доля помещений и зданий, занимаемых организациями и учреждениями культуры, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии;

п) недостаточная информированность населения, отсутствие системной информационной поддержки культурных проектов и программ; недостаточная обеспеченность информационно-коммуникационными и Интернет- технологиями организаций культуры в муниципальных образованиях Ульяновской области;

р) отсутствие полноценных компенсаторных механизмов, позволяющих обеспечить равный доступ к культурным благам для каждого жителя региона;

с) сохраняющая инерционность советского стиля управления сферой культуры, которая не позволяет активизировать инициативность и готовность взять на себя ответственность, вследствие чего низовая активность находится в зачаточном состоянии;

т) отсутствие в большинстве муниципальных образований благоустроенных рекреационных зон в публичных пространствах, что существенно снижает возможность проведения досуга для населения;

у) отсутствие в большинстве муниципальных образований инфраструктуры для проведения вечернего досуга населения;

ф) слабое взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением, что не позволяет выявить и проанализировать потребности жителей в сфере культуры.

26. На состояние сферы культуры и искусства в Ульяновской области оказывают влияние факторы более глобального характера:

а) общее социальное неблагополучие, отмеченное в большинстве муниципальных образованиях Ульяновской области, выраженное в отсутствии рабочих мест, обеспечивающих трудовую занятость и постоянный доход населения;

б) сокращение численности населения Ульяновской области, в том числе и из-за оттока работоспособного населения наиболее продуктивного возраста (20-50 лет);

в) низкий уровень доходов и низкая платежеспособность населения Ульяновской области;

г) низкий уровень транспортной доступности и высокая степень изношенности дорог;

д) общероссийская тенденция к сокращению расходов на культуру и кинематографию;

е) отсутствие системности в реализации реформ государственного управления на федеральном уровне, вследствие чего постоянный процесс реформирования сказывается незавершенностью ранее намеченных преобразований, а также усложнением документооборота и увеличением форм отчетности.

27. Для решения накопившихся проблем в области культуры требуется политическая воля руководства Ульяновской области, концентрация усилий государственных и муниципальных органов власти, а также активное участие гражданского сообщества.

28. Преодоление негативных факторов и проблем связано с концептуализацией новых приоритетных направлений и постановкой задач в области культурной политики Ульяновской области на плановый период до 2030 года, на реализацию и решение которых направлена настоящая Стратегия.


Date: 2015-10-21; view: 223; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию