Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Горнопромышленный комплекс





Развитие горнопромышленного комплекса Югры неразрывно связано с реализацией проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", который охватывает обширную территорию в административных границах Уральского федерального округа и предполагает создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.

Реализация Проекта является предпосылкой более глубокой интеграции уникальной сырьевой базы Северного Урала и Западной Сибири с индустриальным ядром Среднего и Южного Урала.

По своему масштабу и значению проект выходит далеко за региональные рамки и способен оказать радикальное позитивное влияние на развитие ключевых отраслей промышленности страны.

Проект отвечает стратегическим целям экономической и промышленной политики России в области развития транспорта, энергетики и минерально-сырьевой базы и способен принести существенные социально-экономические выгоды как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Проект включает в себя три основных блока: транспортный, энергетический и минерально-сырьевой.

Ядром транспортной инфраструктуры станет железнодорожная магистраль «Полуночное – Обская – Салехард» протяженностью 885,5 км (в том числе 494 км – по территории округа).

Одновременно с железной дорогой по восточному склону Уральских гор предполагается проложить автомобильную дорогу «Агириш – Обская – Салехард». Ее протяженность составит 795 км, в том числе непосредственно по территории округа – 547 км.

При реализации проекта развития территории Приполярного Урала в регионе появятся новые крупные потребители электроэнергии.

Общая мощность новых и существующих потребителей электроэнергии на Приполярном Урале к 2020 г. может возрасти более чем в пять раз и составить до 235 МВт.

Основной базой для развития энергетической системы Приполярного Урала являются залежи бурого угля Люльинского, Тольинского и Оторьинского месторождений Северо-Сосьвинского бассейна, на основе которых согласно Концепции развития энергетики Приполярного и Полярного Урала на основе местных углей Северо-Сосьвинских месторождений планируется строительство 3 тепловых электростанций общей мощностью 4800 МВт, что позволит не только обеспечить потребности Приполярного Урала, но и закрыть энергодефицит Промышленного Урала.

Общая стоимость строительства новых электростанций и электрических сетей для энергоснабжения потребителей Приполярного Урала, ввода новых объектов генерации и сетей в центре и на востоке района составит более 100 млрд. руб. К концу прогнозного периода энергосистема района будет многовариантно интегрирована с внешними энергосистемами: с ОАО «АЭК Комиэнерго» по ВЛ 220 кВ на Печорскую ГРЭС; ОАО «Тюменьэнерго» по ВЛ 110 кВ на ПП 110 кВ Приобье и ОАО «Свердловэнерго» - по ВЛ 110 кВ на Полуночное и ВЛ 220 кВ на ПС 220/110 кВ Белка. Это позволит гибко маневрировать потоками энергии: районные излишки могут быть выданы соседним энергосистемам, с другой стороны, местный дефицит энергии можно будет оперативно закрыть мощностями соседних систем.

Трассы новых электрических сетей будут проходить вблизи населенных пунктов Березовского района (Анеева, Сартынья, Сосьва, Ломбовож, Хурумпауль и др.), имеющих сегодня децентрализованное электроснабжение, для перевода потребителей населенных пунктов на более качественное электроснабжение, чтобы стимулировать развитие местной промышленности (деревопереработка, заготовка и хранение дикоросов, добыча и хранение рыбы и др.) и появление новых энергопотребителей. Для бюджета округа и района это будет означать сокращение затрат по компенсации стоимости электроэнергии местным социальным потребителям и населению.

Имеющийся минерально-сырьевой потенциал Уральской части автономного округа необходимо рассматривать как основу инновационного развития Югры. Усиление геологоразведочных работ на рассматриваемой территории в 2006-2010 гг. дало надежду на перевод минерально-сырьевых ресурсов в балансовые запасы, которые могут служить основой для покрытия дефицита промышленного Урала в минеральном сырье. В настоящее время обеспеченность Урала местным железорудным сырьем составляет 35 %, медным концентратом – около 50 %, цинковым – 70 %, никель-кобальтовыми рудами – 25-40 %, энергетическим углем – 17 %. Практически отсутствуют коксующиеся угли, руды хрома, марганца, редких элементов и некоторых других видов сырья.


Основными полезными ископаемыми вдоль восточного склона Урала на территории автономного округа, ресурсы и запасы которых обоснованы наиболее достоверно, являются: уголь, кварцевое сырье и золото. Необходимо доизучение и переоценка в отношении ресурсов хрома, марганца, цветных, редких, благородных металлов и урана.

При благоприятных условиях, по данным Института экономики УрО РАН в автономном округе, к 2030 г. возможно ежегодное производство:

бурого угля – до 16 млн.т;

железной руды – более 3 млн.т;

концентратов цветных металлов – около 100 тыс.т;

бентонитов – 300 тыс.т;

золота – до 500 кг.

 

В агропромышленном комплексе (АПК) Югры с 2005 г. по 2011 г. объем продукции сельского хозяйства в денежном выражении возрос и составил в 2011 г. 7,7 млрд. руб. Основной вклад в производство продукции АПК Югры вносят хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. Выработка продукции сельского хозяйства на 1 занятого в отрасли человека в 2 и более раз меньше аналогичного показателя в Российской Федерации.

Рыбопромышленный комплекс, когда-то бывший основой экономики региона, в настоящее время испытывает затруднения. Общий вылов рыбы по Югре (табл. 11.) в 2011 г. – 8546,9 тонн[10].

 

Таблица 11. Добыча водных биоресурсов, 2005-2011 гг., т

               
Добыча водных биоресурсов           7233,5 8546,9

 

По данным органов власти автономного округа, квота на вылов рыбы в водоемах Югры в 2011 г. не была полностью освоена. Фактический промышленный вылов водных биологических ресурсов на территории Югры за 2011 г. составил 8546,9 т., это менее половины от выделенной автономному округу промышленной квоты. Ухудшается качественный состав вылова рыбы. Так, с 2005 г. по 2011 г. произошло пятикратное снижение объемов добычи сиговых.

В настоящее время отрасль рыболовства и рыбоводства играет малозначимую роль в экономике округа. Средняя численность занятых в отрасли составляет 0,7 тыс. чел. Уровень среднемесячной заработной платы в рыболовстве в разы ниже, чем в среднем по экономике округа.

Состояние рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли в Югре показывает, что даже при господдержке и значительных размерах рынка сбыта, многие предприятия отрасли убыточны. Несмотря на это, рыбоводство и рыболовство имеет значительный потенциал развития на территории округа.

 

Малое предпринимательство является важным элементом экономики Югры. За последние годы заметен несомненный прогресс в его влиянии на окружную экономику. В 2011 г. в Югре осуществляли свою деятельность более 20 тыс. малых предприятий[11]. Наиболее популярными в сфере малого бизнеса являются такие виды экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; строительство; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; транспорт и связь. Малый бизнес в Югре активно развивается.

В 2011 г. количество малых предприятий на 100 тыс. жителей составило 1249 ед. (табл. 12).


 

Таблица 12. Показатели эффективности малого бизнеса в Югре, УФО и РФ, 2011 г.

Наименование показателя Югра УФО РФ
Количество малых предприятий, приходящихся на 100 тыс. жителей, ед. 1249,0 1392,2 1275,9
Доля работников малых предприятий в общей занятости, % 12,6 13,9 15,6
Оборот малых предприятий на одного работника, занятого в малом бизнесе, тыс. руб. 3512,4 1964,6 1875,6

 

Социальная эффективность малого предпринимательства в регионе растет. Малые предприятия обеспечивают занятость 12,6 % от среднесписочной численности работников организаций (по полному кругу). Экономическая эффективность малого бизнеса в регионе высокая, производительность труда занятых в малом бизнесе в автономном округе значительно выше, чем в РФ и УФО. В целом перспективы развития малого предпринимательства в регионе можно назвать благоприятными. С 2004 г. в регионе действуют долгосрочные программы поддержки малого бизнеса[12]. Меры, направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, стали одним из факторов, позволивших предпринимателям Югры существенно минимизировать потери, вызванные финансово-экономическим кризисом.

Сфера услуг автономного округа включает в себя совокупность отраслей экономики Югры, предоставляющих услуги населению: оптовую и розничную торговлю и ремонт, гостиницы и рестораны, транспорт, связь, финансовое посредничество, государственное управление, образование, здравоохранение и социальные услуги, прочие коммунальные и другие услуги. Объем потребляемых услуг на душу населения в автономном округе возрос с 112,4 тыс. руб. в 2005 г. до 173,1 тыс. руб. в 2011 г. (рис. 6).

Рисунок 6. Динамика структуры государственных, платных и бытовых услуг
на 1 жителя в 2005-2011 гг., тыс. руб., %

Население округа является потребителем комплекса услуг, как государственного сектора, так и негосударственных секторов экономики. Услуги государственного сектора фактически отражают все расходы консолидированного бюджета округа: услуги государственного управления, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунальные услуги, транспорта, связи и другие. Негосударственный сектор представлен услугами организаций в сфере торговли, транспорта, связи, финансов, туризма, строительства и пр. Доля услуг государственного сектора к общему объему услуг имеет тенденцию к снижению с 78 % в 2005 г. до 72 % в 2011 г.

Оборот организаций сектора услуг вырос за рассматриваемый период более чем в 2 раза и по темпам роста опережает общий оборот организаций всех секторов экономики на 50 %. Лидеры роста в этом периоде – услуги отраслей торговли, гостиниц и ресторанов, услуги здравоохранения, их оборот вырос почти в 3 раза.


 

Рисунок 7. Структура сектора услуг в 2005 г. и 2011 г.

 

Рост сектора услуг в ВРП происходит за счет высокого уровня доходов населения региона и в связи с этим – развитого спроса на рыночные услуги (табл. 13). В прогнозируемом периоде структурный сдвиг в экономике будет происходить, главным образом, за счет роста сектора услуг.

 

Таблица 13. Структура ВРП в 2005-2011 гг. в постоянных ценах,% [13]

 

              2011*
Производство товаров 81,1 78,8 77,7 75,3 75,3 74,9 75,4
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3
Промышленное производство 77,7 75,0 73,0 70,4 68,9 69,1 69,3
в том числе:              
Добыча полезных ископаемых 74,9 72,2 69,5 65,4 63,3 63,0 62,9
Обрабатывающие производства 1,2 1,1 1,7 3,1 2,7 2,9 3,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,6 1,7 1,8 1,9 2,9 3,2 3,1
Строительство 3,2 3,6 4,5 4,7 6,1 5,5 5,8
Производство услуг 18,9 21,2 22,3 24,7 24,7 25,1 24,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,5 4,3 4,8 5,2 4,8 4,4 4,3
Транспорт и связь 6,0 5,9 5,4 6,1 6,7 7,0 6,8
Другие 9,4 11,0 12,1 13,4 13,2 13,7 13,5
в том числе:              
Гостиницы и рестораны 0,2 0,3 0,5 0,5 0,4 0,4 0,3
Финансовая деятельность 0,5 0,7 0,8 0,5 0,1 0,1 0,1
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,1 6,0 6,0 7,3 7,0 7,9 7,9
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 0,9 1,1 1,4 1,6 1,8 1,8 1,8
Образование 1,0 1,0 1,1 1,2 1,3 1,2 1,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,3 1,5 1,8 1,8 2,0 1,8 1,8
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,4 0,4 0,5 0,5 0,6 0,5 0,4
               
* оценка              

 

Туризм является важным направлением углубления диверсификации сектора услуг в Югре. Въездной туризм является наиболее перспективным потребительским сегментом, представляющим важное экономическое значение. Численность занятых в туризме в 2011 г. составила 25,5 тыс. чел. или 3 % от среднегодовой численности занятых в экономике автономного округа. Туристские услуги населению на территории округа оказывали 128 туристских компаний и 18 туроператоров, находящихся в федеральном реестре и имеющих финансовую гарантию. По объему платных услуг, оказанных населению, отрасль превосходит сферу культуры, физической культуры и спорта. А показатели оборота в 2011 г. в сфере туризма превосходили аналогичные в сфере здравоохранения и оказания социальных услуг, сельском хозяйстве.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра по оценке Института развития информационного общества за 2009-2010 гг. входит в пятёрку лидеров среди субъектов РФ по Индексу готовности регионов России к информационному обществу, включая развитие и обеспеченность телекоммуникационной инфраструктурой.

По состоянию на начало 2012 г. число абонентских устройств телефонной связи в Югре составляет 530,3 тыс. единиц, в том числе в сельской местности – 20,6 тыс. единиц. Общее число подключенных к сетям подвижной связи абонентских устройств составляет 3085,1 тыс. единиц.

На территории автономного округа лицензирована работа 47 телерадиокомпаний, крупнейшими из которых являются окружная телерадиокомпания «Югра» и государственная телерадиокомпания «Югория».

Основную долю услуг по предоставлению аналогового эфирного вещания общероссийских обязательных общедоступных радио и телеканалов оказывает филиал ФГУП «РТРС» «Урало-Сибирский региональный центр». Охват жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры общероссийскими обязательными общедоступными радио и телевизионными программами по состоянию на 01.01.2012 г. отражен в табл. 14.

 

Таблица 14. Охват жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры общероссийскими обязательными общедоступными радио и телевизионными программами

 

Программа Процент охвата населения на 01.01.2012
1. Первый канал 99,7
2. «Россия-1» 99,2
3. «Россия-К» 63,1
4. «Россия-2» 54,4
5. НТВ 43,2
6. Петербург-5канал 27,17
7. Радио России 92,4
8. Радио Маяк 61,9
9. Вести-ФМ 22,35

 

Основную долю услуг по предоставлению аналогового эфирного вещания окружного радио и телеканала «Югра» оказывает автономное учреждение ОТРК «Югра». Охват жителей окружным радиоканалом составляет 92,4 %, телеканалом - 99,2 %.

В силу географических, социальных и экономических причин для пригородного и сельского населения автономного округа эфирное телерадиовещание является единственным легкодоступным источником получения информации.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» в автономном округе филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Урало-Сибирский региональный центр» осуществляет строительство сетей государственного цифрового эфирного стандарта DVB-T2 вещания первого мультиплекса. Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов для цифрового вещания первого мультиплекса определен Указом Президента России от 24 июня 2009 г. № 715.

На территории автономного округа в рамках реализации программы «Реконструкция спутниковой сети распространения ТВ, РВ, ТФ «Югория» для внедрения цифрового эфирного телевидения стандарта DVB-T» построена окружная сеть, позволяющая предоставлять услугу по вещанию цифрового мультиплекса из 8 телеканалов: Первый канал, Россия - 1, Россия - 2, Россия - К, Россия - 24, Телекомпания НТВ, Петербург-5 канал, Югра.

В автономном округе на 01.01.2012 г. зарегистрировано 115 операторов кабельного телевидения, в том числе 3 оператора эфирно-кабельного телевидения.

Научный потенциал автономного округа представляют 30 научных организаций различной специализации (из них 10 являются ведущими), 5 государственных ВУЗов, в том числе два федеральных. Общая численность научных работников в регионе составляет более 3500 человек, при этом кадровый потенциал распределён в равной степени между вузами и научными организациями.

Количество научных работников с учёными степенями составляет: докторов наук – 272 человека (7,7 %), кандидатов наук – 977 человек (28 %), то есть специалисты высшей квалификации в округе составляют более 35 % от общей численности научных работников.

Основные направления, в которых проводятся научные исследования: в сфере информационных технологий, нефтегазодобычи и нефтегазоразведки, экологии и рационального природопользования, медицины, нанотехнологий, энергосбережения, экономики, градостроительства и другие.

Важным элементом инновационной системы являются организации инновационной инфраструктуры. В автономном округе создано несколько организаций инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, деятельность которых направлена на оказание поддержки субъектам инновационной деятельности: автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Технопарк высоких технологий»; некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Югры»; Общество с ограниченной ответственностью «Окружной Бизнес – Инкубатор» и другие. Организации инновационной инфраструктуры оказывают разнообразные виды поддержки инновационным компаниям.

Автономный округ является одним из лидеров по удельным и абсолютным объемам затрат на технологические инновации, значительно уступая многим регионам по удельным объемам затрат на НИОКР (рис. 7,8).

Рисунок 7. Удельные расходы организаций на НИОКР и технологические инновации на 1000 руб. ВРП/ВВП в Югре и РФ, 2010 г.

Рисунок 8. Удельные расходы организаций на НИОКР и технологические инновации на душу населения в Югре и РФ, 2010 г.

 







Date: 2015-10-21; view: 543; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию