Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольный период (от 3 до 7 2 page





Прорезывание зубов — это одно из звеньев сложной цепи развития зуба, которое начинается во внут­риутробном периоде и продолжает­ся несколько лет после прорезыва­ния первого зуба. Этот процесс обусловлен ростом и развитием всего организма (табл. 1.1).

У новорожденного в полости рта зубы отсутствуют. В этот период покрывающая край альвеолярного отростка слизистая оболочка обра­зует поверх него плотный валик.

Слизистая оболочка полости рта у новорожденных имеет сходное строение во всех отделах, а в даль­нейшем появляются отличия в строении последних.

Зубы. У новорожденного в каж­дой челюсти залегает 18 фоллику­лов (10 молочных и 8 постоянных) различной стадии формирования и минерализации. Рентгенологически фолликул зуба выявляется в виде очага разрежения круглой формы с


четко выраженным ободком корти­кальной пластинки по периферии. Контуры коронки будущего зуба можно проследить только с нача­лом процесса минерализации, ко­торый начинается от эмалево-ден-тинной границы. Во время форми­рования коронки зуба фолликул имеет округлую форму. С началом развития шейки зуба фолликул на­чинает вытягиваться, постепенно приближаясь к краю альвеолярного отростка. Параллельно развитию корня идет образование межальвео­лярной перегородки и пародонта. В этот период на рентгенограмме можно увидеть фолликул с зало­женной в нем коронкой зуба и ро­стковой зоной. Ростковая зона, имеющая форму сосочка, четко видна в виде участка просветления в области формирующегося зуба.

Прорезывание зубов — физиоло­гический акт. Признаком правиль­ного прорезывания является парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательно­сти — вначале на нижней челюсти, затем на верхней и в соответствую­щие сроки. Прорезывание зубов — показатель правильного развития, который находится в тесной связи с общим состоянием здоровья и кон­ституцией ребенка. Так, имеется известный параллелизм в наруше­ниях появления точек окостенения и сроков прорезывания зубов.

Механизм прорезывания зуба изучен крайне мало. Существует много теорий, объясняющих про­цесс прорезывания зубов (выталки­вание зуба растущим корнем, раз­вивающейся лункой, пульпарная, сифонная, гормональная теория и Др). Однако ни одна из них не мо­жет объяснить все стороны меха­низма прорезывания, так как он яв­ляется сложным физиологическим актом, в котором участвуют отдель­ные системы и организм в целом.

Десна у грудных детей отличается по своему строению от десны взрослых. У грудных детей более


нежная соединительная ткань, меньшее количество эластичной ткани и большее клеточных эле­ментов. В конце 1-го года жизни у ребенка происходит заметное уве­личение эластичной ткани в деснах. В окружающих зуб мягких тканях до прорезывания отмечается не­большая гиперемия.

По мере развития фолликулов зу­бов альвеолярный отросток начина­ет приподниматься над уровнем дна полости рта и твердого неба. На ме­стах прорезывания зубов появляют­ся небольшие возвышения, пред­ставляющие собой выпячивания десны над зубами, приблизивши­мися к поверхности.

Механизм прорезывания сложен. К моменту прорезывания зуба про­исходят атрофия и рассасывание участка кости, покрывающего ко­ронку зуба. Такие же процессы от­мечаются и в десне. При прорезы­вании зуба одновременно с расса­сыванием костной ткани в одних участках наблюдается ее образова­ние в других. Во время роста корня также идут перестройка кости и по­степенное углубление зубной альве­олы.

Во время прорезывания зубов происходят морфологические изме­нения зубов и окружающих тканей: усиление кровоснабжения, измене­ние сосудистой проницаемости, увеличение продукции основного вещества пульпы и периодонта.

Прорезывание молочных зубов начинается в 6—7-месячном возра­сте. К этому времени заканчивается развитие коронки молочного зуба и начинается формирование его кор­ня. Соединительная ткань десны, лежащая на пути прорезывающего­ся зуба, постепенно сдавливается и атрофируется. Редуцированный эмалевый эпителий, покрывающий коронку зуба, вступает в соприкос­новение с эпителием десны и сли­вается с ним. Вслед за этим проис­ходит прорыв эпителия над верхуш­кой коронки, и последняя появля-

4~,


ется в полости рта. По мере проре­зывания зуба в окружности его воз­никает край десны, где эпителий полости рта соединяется и перехо­дит в редуцированный эмалевый эпителий, покрывающий еще не прорезавшуюся часть коронки зуба. Этот эпителий плотно срастается с насмитовой оболочкой эмали и по­степенно отделяется от нее лишь в процессе прорезывания коронки зуба. Однако даже после окончания прорезывания зуба этот эпителий сохраняется в области нижней тре­ти или четверти коронки зуба. Рас­полагаясь в виде тонкой каймы в окружности шейки зуба, он образу­ет так называемое эпителиальное прикрепление или десневую кайму. Там, где эпителий отходит от по­верхности эмали, возникает дно десневой щели, или кармана.


На прорезывание молочных зу­бов влияют многие факторы. Ряд исследователей считают, что основ­ное значение в процессе прорезы­вания зубов имеет генотип. Но на фоне генотипа не последнюю роль в этом процессе играют множест­венные средовые факторы. Имеют­ся данные об особенностях проре­зывания молочных зубов у детей с отягощенным антенатальным анам­незом.

Некоторые исследователи отме­чают, что существует прямая зави­симость между степенью недоно­шенности ребенка и сроками про­резывания молочных зубов. Заболе­вания, перенесенные ребенком в период новорожденности, также влияют на процесс прорезывания. Так, у здоровых недоношенных де­тей сроки прорезывания молочных зубов в основном соответствуют срокам этого процесса у здоровых доношенных детей, а прорезывание у больных недоношенных детей (внутричерепная родовая травма, инфекционно-воспалительные за­болевания) начинается в более поздние сроки (в 11 — 12 мес и по­сле года) и зависит от тяжести пе-

I/i


ренесенного заболевания. Досто­верных нарушений порядка и по­следовательности прорезывания зу­бов не выявлено.

Начало прорезывания зубов зави­сит от наличия генетического фак­тора, продолжительности естест­венного вскармливания, состояния здоровья матери во время беремен­ности и ребенка в период новорож­денности, однако ведущим среди факторов является течение антена­тального периода; с увеличением срока формирования зубочелюст-ной системы снижается связь меж­ду неблагоприятными факторами и началом прорезывания зубов.

На прорезывание молочных зу­бов влияет течение беременности. Изменения метаболизма более вы­ражены в случаях токсикоза. При обследовании детей до 3 лет, мате­ри которых перенесли токсикоз бе­ременности, выявляется, что сроки прорезывания молочных зубов у де­тей задерживаются примерно в 2 раза. Некоторые авторы сообщают, что прорезывание молочных зубов отмечается в более поздние сроки у детей, рожденных от матерей с по­роками сердца.

Большое значение в формирова­нии зубочелюстной системы ребен­ка имеют заболевания, перенесен­ные им на первом году жизни. Мно­гие авторы отмечают, что при рахи­те прорезывание молочных зубов происходит с запозданием и в не­правильном порядке, а при наруше­ниях эндокринной системы, в част­ности при врожденном гипотиреозе, отмечается резкая задержка этого процесса. По данным А.П. Калини­на и соавт. (2000), у больных с лег­кой формой гипотиреоза молочные зубы в основном прорезываются в срок. Если гормонотерапия начата на 2—3-м году жизни, отмечается значительная задержка прорезыва­ния зубов (от 1,5 до 3 лет).

Прорезывание зубов, являясь важным этапом развития зубочелю­стной системы, не может быть све-


дено к действию только местных факторов. Как и все биологические процессы, в основе которых лежат формообразование и рост тканей (в данном случае зубных и около­зубных), прорезывание зубов про­текает под воздействием нейрогу-моральных влияний со стороны всего организма и условий внешней среды. Заболевания эндокринных желез, в частности гипофиза, щито­видной железы и др., вызывают глубокие нарушения в прорезыва­нии и смене зубов.


Усиленное слюноотделение у де­тей в возрасте 5—6 мес в опреде­ленной степени обусловлено меха­ническим раздражением чувстви­тельных нервов десны готовящими­ся к прорезыванию зубами. Вытека­ние слюны из полости рта объясня­ется неумением ребенка в этом воз­расте регулировать ее количество во рту и незначительной глубиной по­лости рта. Кроме того, слюноотде­лению способствует и новое для ре­бенка сидячее положение, которое к этому времени он начинает при­нимать. Постепенно у ребенка вы­рабатывается новый рефлекс — ре­гулирование количества слюны во рту путем ее глотания; при последу­ющем прорезывании зубов слюно­течения уже не наблюдается.

Ротовая полость ребенка под­вергается воздействию многообраз­ных раздражителей внешней среды. Тактильная чувствительность поло­сти рта появляется в первые меся­цы жизни ребенка и обостряется с возрастом. Наиболее чувствительны губы и кончик языка. Вся сли­зистая оболочка рта чувствительна к температурным раздражителям. Развитие вкусовых ощущений от­мечается у ребенка со второй поло­вины второго месяца жизни (слад­кая, соленая, кислая и обыкновен­ная вода). Вкусовые рецепторы рас­положены на языке (особенно на его кончике и боковых поверхно­стях) и других участках полости рта.


Незадолго до прорезывания зубов ребенок становится раздражитель­ным, капризным. Он берет в рот все подряд и начинает усиленно ку­сать и грызть предметы беззубыми десневыми валиками. Иногда он неожиданно начинает плакать, как будто причинил себе боль. Такое поведение ребенка перед прорезы­ванием зубов обусловлено, по-ви­димому, ощущениями, возникаю­щими вследствие раздражения име­ющихся в десне чувствительных нервов (раздражение прорезываю­щимися зубами). Родители, наблю­дающие, с каким ожесточением ре­бенок грызет беззубыми деснами данный ему жесткий предмет, гово­рят о «зуде» десен. Как только про­режется край зуба, «зуд» исчезает, и ребенок вновь становится спокой­ным. У здорового ребенка прорезы­вание зубов протекает сравнитель­но быстро.

Признаками физиологического прорезывания зубов являются про­резывание зубов в определенные средние сроки, в определенном по­рядке, парность. Эти признаки установлены на основании много­численных наблюдений. Парностью прорезывания называется одновре­менное прорезывание одноимен­ных зубов (правой и левой полови­ны верхней и нижней челюстей).

К 30 мес заканчивается прорезы­вание вторых молочных моляров (вторых больших молочных корен­ных зубов). К 2,5—3 годам у ребен­ка должны прорезаться все 20 мо­лочных зубов. Это средние сроки.

В последние годы некоторые ав­торы отмечают более раннее проре­зывание молочных зубов — с 4 мес до 2 лет. Вместе с тем иногда у со­вершенно здоровых детей наблюда­ется более позднее прорезывание зубов: начинается в 8—10 мес, а за­канчивается к 3,5 года.


Некоторые детские стоматологи считают, что у детей пожилых ро­дителей зубы прорезываются не­сколько раньше, чем у детей моло-

ла


дых родителей. У первенцев зубы начинают прорезываться раньше, чем у вторых и третьих детей.

Большой интерес представляют случаи, когда дети рождаются с уже прорезавшимися зубами, чаще все­го это центральные нижние резцы, очень редко — верхние резцы. Внутриутробно прорезавшиеся зу­бы неполноценны по своей струк­туре, корни у них еще не закончили своего формирования. Общеприз­нанного объяснения причин такого преждевременного прорезывания пока нет.

Внутриутробно прорезавшиеся зубы могут привести к осложнени­ям как со стороны матери, так и со стороны ребенка. При сосании зубы травмируют сосок матери, что может стать причиной мастита. Эти зубы следует удалять вскоре после прорезывания. Это молочные зубы, и после их удаления постоянные зубы прорежутся только в 6—7 лет.

Прорезывание зубов — процесс физиологический и, как правило, не сопровождающийся никакими общими или местными патологиче­скими проявлениями. Однако до сих пор среди населения и некото­рых врачей существует мнение, что во время прорезывания зубов на­блюдается ряд расстройств, обозна­чаемых старым термином «зубная лихорадка»: понос, повышение тем­пературы тела, беспокойство и т.д. Однако подобная точка зрения счи­тается несостоятельной. Возникаю­щие же в раннем возрасте в период прорезывания зубов общие заболе­вания следует рассматривать как следствие этого процесса. Большая часть заболеваний не связана с про­резыванием зубов. Они являются результатом нарушения питания, какой-либо общей инфекции и т.д. Диагноз «осложнение прорезыва­ния зубов» может принести боль­шой вред, так как есть риск пропу­стить какое-либо заболевание ре­бенка, в том числе тяжелое. Неред­ко совпадение каких-либо заболе-


ваний с прорезыванием зубов явля­ется результатом того, что оно про­исходит в период прикармливания, когда исключается защитное влия­ние материнского молока, возника­ет дефицит витаминов, в связи с чем повышается восприимчивость ребенка к заболеваниям, в том чис­ле к инфекционным. В действите­льности при так называемых болез­нях прорезывания внимательный опытный врач довольно легко нахо­дит какое-либо самостоятельное за­болевание (ангина, ОРЗ, ринит, отит, тонзиллит и др.). Нередко за­болевания желудочно-кишечного тракта связаны не с прорезыванием зубов, а с началом прикармливания ребенка и погрешностями, допуска­емыми при этом, чаще всего с пе­рекармливанием. Для того чтобы успокоить капризного ребенка, ма­тери начинают чаще кормить его грудью, что также ведет к желудоч­но-кишечным расстройствам.

Формирование корня молочного зуба. В процессе формирования корня принято различать две ста­дии: I — несформированной вер­хушки и II — незакрытой верхуш­ки. В I стадии стенки корня тон­кие, идут параллельно друг другу. Канал широкий, у верхушки еще расширяется и переходит в ростко­вую зону, которая представлена в виде очага разрежения костной тка­ни, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой. Во II стадии наблюда­ется незакрытие верхушки у корня, заканчивающего свое формирова­ние. В этой стадии стенки канала сформированы, закруглены и сбли­жаются у верхушки, у апикального отверстия канал сужается, ростко­вой зоны у верхушки нет. На месте ростковой зоны остается незначи­тельное расширение периодонталь-ной щели, которая сохраняется около года после окончания фор­мирования верхушки.

Анатомические особенности мо­лочных зубов. В клинике имеют


значение следующие их особенно­сти. В молочном прикусе насчиты­вается 20 зубов; премоляры отсутст­вуют. Зубы первого прорезывания имеют белый цвет, напоминающий снятое молоко. Форма коронок мо­лочных зубов в общих чертах сход­на с таковой постоянных зубов, но они значительно меньше, слой твердых тканей тоньше, зубная по­лость обширнее. Корневые каналы и апикальные отверстия широкие в период формирования и рассасыва­ния. Граница перехода коронки в корень выражена резко. Более на­дежным признаком дифференциа­ции считается выступообразное утолщение эмали (эмалевый валик) в области шейки и меньшая твер­дость молочных зубов. Кроме об­щих признаков, имеются индивиду­альные особенности.

Резцы. У молочных зубов резцы более выпуклые, чем у постоянных. На небной поверхности отсутству­ют борозды. Признаки угла четко выражены. Дистальный угол боко­вого резца верхней челюсти более закруглен, чем у центрального рез­ца. Валик эмали на боковом резце у шейки менее выражен, чем у цент­рального. Корни центральных рез­цов верхней челюсти расширены, а их верхушки часто бывают изогну­ты в губную сторону. Коронки цен­тральных резцов нижней челюсти меньше. Корни их плоские, с бо­роздками на медиальных и латера­льных сторонах.

Клыки. Коронка молочного клыка верхней челюсти, как правило, ко­роче постоянного и имеет выпуклые поверхности. Характерно наличие на режущем крае острого зубца и на небной поверхности ярко выражен­ных бугорков. Коронка клыка ниж­ней челюсти уже клыка верхней. Зубец сохраняется на нем более длительно. Корень клыка округлой формы с несколько изогнутой вер­хушкой.

Первые моляры. Коронка первого моляра верхней челюсти вытянута в


медиально-дистальном направле­нии, на жевательной поверхности имеются два бугра с выраженным щечно-медиальным бугром. Небная поверхность коронки более выпук­ла. На щечной поверхности зуба располагаются две борозды, созда­ющие впечатление ребристой по­верхности. Первый молочный мо­ляр верхней челюсти имеет три ши­роко расходящихся корня. Их вер­хушки как бы срезаны, верхушеч­ные отверстия широкие. Коронка первого молочного моляра нижней челюсти вытянута в переднезаднем направлении. Четыре бугра на же­вательной поверхности лучше вы­ражены, чем у других зубов. Эмале­вый валик в области шейки хорошо развит. Щечная поверхность разде­лена на две части: медиальную — широкую и дистальную — узкую. У первого молочного моляра нижней челюсти имеются два сильно расхо­дящихся корня. Медиальный ко­рень длиннее и шире дистального.

Вторые моляры. Для вторых мо­лочных моляров верхней челюсти характерны косоугольная форма коронки и выраженная эмалевая складка, располагающаяся между переднеязычными и заднещечными бугорками, а также сращение зад-нещечного корня с небным и отсут­ствие признака корня. В первом молочном моляре верхней челюсти этот признак хорошо выражен. Вторые молочные моляры нижней челюсти по своей форме и строе­нию похожи на первые постоянные моляры той же челюсти. На жевате­льной поверхности коронки обна­руживается 5 бугорков: 3 из них расположены по щечному краю, а 2 — по язычному. Наиболее выра­женный бугор — переднещечный. Корни этих зубов по форме ничем не отличаются от постоянных, лишь больше расходятся в стороны.

Рассасывание корней молочных зубов (см. табл. 1.1). После 5 лет начинается смена молочного при­куса на постоянный. Этому пред-



Таблица 1.2. Сроки формирования и прорезывания постоянных зубов

поплазий эмали необходимо знать периоды внутричелюстного форми­рования зуба. Сроки и последовате­льность играют роль при распозна­вании адентий. Большое практическое значение приобретает знание сроков периода роста корней и формирования пе-риодонта. Этими данными врач ру­ководствуется, определяя показа­ния к применению различных ме­тодов лечения пульпита, ортодон-тической аппаратуры и др. При анализе рентгенограмм постоянных зубов целесообразно в процессе формирования верхушечных отде­лов корня выделять две стадии: I — несформированной верхушки и II — незакрытой верхушки. В I стадии длина корня достигает нормальной величины, стенки его расположены параллельно и в обла­сти верхушки корня представляют­ся заостренными. Корневой канал широкий и заканчивается в области верхушки корня раструбом. Перио-

шествуют рост зачатков постоян­ных зубов и физиологическое рас­сасывание корней молочных зубов, которые выглядят укороченными, изъеденными. Рассасывание корней молочных зубов начинается с того корня, к которому ближе прилежит зачаток постоянного зуба. Зачатки постоянных зубов передней группы располагаются у язычной поверхно­сти корня молочных зубов, причем зачаток клыка находится значите­льно дальше от альвеолярного края челюсти, чем резцы. Зачатки пре-моляров расположены между кор­нями молочных моляров: на ниж­ней челюсти ближе к заднему кор­ню, а на верхней — ближе к задне-щечному корню, поэтому в одноко-ренных молочных зубах рассасыва­ние начинается с язычной поверх­ности корня, а затем охватывает ко­рень со всех сторон. У молочных моляров рассасывание начинается с внутренней поверхности корней, т.е. с поверхности, обращенной к межкорневой перегородке, где рас­положен зачаток постоянного зуба. При рассасывании корней пульпа молочных зубов замещается грану­ляционной тканью, которая прини­мает участие в процессе рассасыва­ния. При значительном замещении пульпы грануляционной тканью рассасывание идет дополнительно от центра. Заканчивается оно к мо­менту прорезывания постоянного зуба.

В норме процессы прорезывания и рассасывания полностью уравно­вешены, но иногда этот физиологи­ческий процесс сопровождается от­клонениями. Наблюдается ускоре­ние или замедление процесса ре­зорбции. Ускорение рассасывания отмечается чаще всего в молочных зубах с мертвой пульпой, после хронической травмы, при наличии опухоли, в результате давления, оказываемого соседними зубами. Замедленная резорбция обнаружи­вается при отсутствии зачатков по­стоянных зубов.


Рассасывание корней молочных зубов необходимо учитывать при лечении пульпита, периодонтита, удалении зубов и ортодонтических вмешательствах. Лечение зубов с резорбированными корнями имеет свою специфику и отличается от методики обработки и пломбирова­ния сформированных молочных зу­бов.

Сроки прорезывания постоянных зубов (табл. 1.2). Время прорезыва­ния постоянных зубов, заменяю­щих молочные, при правильном развитии ребенка совпадает со вре­менем выпадения молочных зубов. Обычно вслед за выпадением мо­лочного зуба начинается прорезы­вание постоянного, часть режущего края или бугры которого видны по­сле выпадения молочного зуба. Од­нако наблюдаются случаи некото­рой задержки начала прорезывания постоянного зуба. Количество вы­павших молочных зубов обычно не­значительно превышает количество прорезавшихся постоянных. Проре­зывание постоянных зубов начина­ется с первого моляра в 6-летнем возрасте. В это время на рентгеног­рамме можно увидеть 3 ряда зубов. Первый ряд включает молочные зубы, стоящие в дуге, иногда уже и первый постоянный моляр, во вто­ром ряду располагаются зачатки постоянных зубов различных фаз развития, в третьем ряду стоят клы­ки верхней челюсти, локализующи­еся под глазными орбитами, на нижней челюсти — непосредствен­но под кортикальным слоем ниж­него края тела челюсти.

К 12—13 годам все молочные зубы заменяются постоянными. В прикусе остаются постоянные зубы с различной степенью форми­рования корней. Детскому стомато­логу для решения вопросов, связан­ных с распознаванием заболевания, и выбора тактики лечения следует помнить основные периоды разви­тия постоянных зубов. Так, при дифференциальной диагностике ги-


донтальная щель видна только по боковым стенкам корня, в области верхушки она не определяется. Компактная пластинка стенки лун­ки четко выражена на всем протя­жении корня. Эта стадия наблюда­ется в возрасте 8 лет для централь­ных и боковых резцов верхней че­люсти, в 6 лет — для централь­ных резцов нижней челюсти, в 7— 8 лет — для боковых резцов нижней челюсти и в 8 лет — для первых мо­ляров нижней челюсти.

Во II стадии стенки корня зуба сформированы, однако в области верхушки корня они недостаточно сближены, в результате чего на рентгенограмме выявляется широ­кое апикальное отверстие. Корне­вой канал широкий, но его диаметр в области верхушки меньше, чем в области шейки. Периодонтальная щель хорошо выражена. В области верхушки щель более широкая, чем в остальных отделах. Компактная пластинка лунки на всем протяже-


нии корня четко выражена. Эта стадия наблюдается в возрасте 9— 13 лет для центральных резцов верхней челюсти, в 9—12 лет — для боковых ее резцов, в 7—11 лет — для центральных и в 8—11 лет — для боковых резцов нижней челю­сти, а в 8—10 лет — для первых мо­ляров нижней челюсти. После за­крытия верхушки корня периодон-тальная щель около года продолжа­ет оставаться расширенной, осо­бенно в области верхушки корня.

Таким образом, окончание фор­мирования корней постоянных зу­бов происходит в возрасте от 10 до 15 лет. Окончание формирования корней зубов определяется рентге­нологически, когда на снимке не выявляется верхушечного отверстия и имеются четкие контуры перио-донта. Высшей дифференцировки зубочелюстной аппарат достигает к 15—18 годам. Следует помнить, что между постоянными зубами у детей и у взрослых имеются значитель­ные различия как в анатомическом, так и в биологическом отношении. Анатомически у детей в постоян­ных зубах полость зуба и пульпа значительно больше по объему при соответственно меньшем количест­ве твердых тканей, поэтому силь­ные экзогенные раздражения пред­ставляют для пульпы большую опасность.

1.2.4. Особенности строения некоторых органов и систем

Нервная система. Основными фун­кциями нервной системы — цент­ральной, периферической, вегета­тивной, координируемыми корой головного мозга, являются регуля­ция всех физиологических процес­сов растущего организма и непре­рывная адаптация его к меняю­щимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная систе­ма закладывается на самых ранних этапах эмбриональной стадии раз-


вития (2—3-я неделя), и в течение всего срока беременности отмеча­ется ее интенсивное развитие. Ре­бенок рождается с большим по объ­ему, но морфологически и функци­онально незрелым мозгом, даль­нейшее совершенствование и диф-ференцировка которого происходят под воздействием внешней и внут­ренней среды до 20—25-летнего возраста.

Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики — около 400 г, что составля­ет %, общей массы тела (у взросло­го — у40). К 20 годам он увеличива­ется в 4—5 раз. У новорожденного корковые клетки, нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и бе­лое вещество плохо дифференциро­ваны. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей закан­чивается в разные сроки: внутриче­репных нервов к 3—4 мес, череп­ных (за исключением блуждающе­го) — к I году, пирамидальных пу­тей — к 2—3 годам.

Спинной мозг к моменту рожде­ния имеет более законченное стро­ение, к 2 годам он почти соответст­вует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной.

Периферическая нервная система у новорожденного представлена редкими, недостаточно миелинизи-рованными и неравномерно распре­деленными пучками нервных воло­кон, миелинизация которых закан­чивается на 2—4-м году жизни.

Вегетативная нервная система функционирует уже у новорожден­ного. К 3—4 годам устанавливается центральная регуляция деятельно­сти органов дыхания и кровообра­щения. У детей раннего возраста физиологичной является симпати-котония, на 3—4-м году сменяю­щаяся ваготонией; затем устанав­ливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дисто-


ния на фоне гормональной пере­стройки.

К моменту рождения перифери­ческие отделы анализаторов — ор­ганы чувств — структурно сформи­рованы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.

Оценивая высшую нервную дея­тельность ребенка и соответствие развития ЦНС его возрасту, необ­ходимо помнить следующее: I) дифференцировка нервных кле­ток, миелинизация проводящих пу­тей и нервных стволов происходят в определенной последовательно­сти; 2) образование условных реф­лексов возможно лишь в результате многократного повторения раздра­жения и его подкрепления (в ран­нем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совер­шенствование коры идет паралле­льно развитию функции, причем последняя при правильном воспи­тании (направленная выработка по­ложительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологических субстратов и способствовать ему.

Клинически недостаточная сфор-мированность нервной системы проявляется в определенных зако­номерностях. Дети младшего возра­ста склонны к более резким, гене­рализованным реакциям в ответ на любое воздействие: инфекцию, ин­токсикацию, болевую и психиче­скую травму. Местные специфиче­ские признаки заболевания часто бывают сглажены, и на первый план выступают общие симптомы: повышение температуры тела, рво­та, понос. Ребенок раннего возрас­та с трудом определяет болезнен­ный участок.

В раннем возрасте превалирует общесоматическая реакция на забо­левание, которая снижает значи­мость местных проявлений в ЧЛО, что затрудняет своевременную по­становку диагноза и задерживает оказание специализированной по-


мощи ребенку. Особенно важно об этом помнить при остро протекаю­щих воспалительных заболеваниях ЧЛО у новорожденных и детей пер­вых лет жизни.

У детей, подвергшихся грубым, не щадящим психику манипуляци­ям без адекватного обезболивания и выключения сознания (насильст­венное лечение и удаление зубов, удушье и возбуждение при вводном эфирном наркозе и др.), значитель­но чаще наблюдается нарушение психоэмоционального состояния на длительный период. В подготовке таких больных к лечению стомато­логических заболеваний необходи­мо участие клинического психоло­га. Подобная реакция ребенка (как особенность функции ЦНС) явля­ется одним из важных факторов, расширяющих показания к прове­дению премедикационных меро­приятий и абсолютных показаний к хирургическому и терапевтическо­му лечению, а также к выполнению многих стоматологических манипу­ляций под наркозом.

Сердечно-сосудистая система. За­кладка сердца и крупных сосудов происходит на 3-й неделе эмбрио­нальной фазы. Мозг и печень полу­чают насыщенную кислородом кровь в большем объеме, а нижние конечности — в меньшем.

Сердце у новорожденного отно­сительно большое, составляет при­близительно 0,8 % массы тела. Наи­более интенсивное увеличение мас­сы и объема сердца отмечается в первые годы жизни и подростковом возрасте. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела в целом. Кро­ме того, отделы сердца увеличива­ются неравномерно: до 2 лет наибо­лее интенсивно увеличиваются предсердия, с 2 до 10 лет — все сер­дце, после 10 лет — преимущест­венно желудочки.







Date: 2015-10-21; view: 340; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию