Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные схемы





 

С 70х наиболее востребованные и сейчас наиболее изученное в социальной психологии.

 

История их изучения. Сама идея схематизирования информации от традиционного когнитивизма, что логично. Потом в социальной психологии мысль доработали. Самое общее определение: ментальная структура содержащая общие ожидания и знания о мире, о людях, ситуациях и о себе самом. Англичанин Фредерик Бартлетт начал разворачивать эту идею. «Исследования в экспериментальной и социальной психологии». До него когнитивизм уже был, но там предполагалось, что человек, работая с информацией, имеет дело с её элементами, а Бартлетт постановил, что восприятие идёт паттернами, мозаикой. Люди, мол, используют организующие структуры. Он и ввёл понятие схемы. Хотя до 70х к этому понятию и не обращались. В 84ом выходит учебник «Социальный когнитивизм», и он целиком построен на идее схем. Так начинается их детальное изучение. Развиваются идеи категоризации информации. Чтобы определить нужную схему, нужно сначала категоризировать ситуацию. Есть понятие прототипа и типа. Это средняя величина для определённой категории объекта или её пример.

 

Разновидности схем

 

Эмпирические исследования сначала касались видами схем, направлены в конкретное русло категоризируемых предметов.

 

Схемы, касающиеся личностей. Исследования Кантера и Митчелла. Обнаружили, что схематизация личностей и применение схем идёт по механизму прототипа. Наиболее часто – интроверт и экстраверт, даже не зная, что это.

У Аша установлены имплицитные (внутриличностные) теории личности.

 

Я-схемы. Схематизация собственного Я. Связано с традицией Я-концепции. Она разрабатывалась в общей, социальной, наиболее чётко о ней заявил Маркус в 77ом. Подводит понятие схематизирование Я. Избирательность информации о себе. Если схем много, может быть иерархия их. Могут меняться и их положение, и они сами с течением времени.

 

Ролевые схемы. Делятся на достигаемые (рождает определённые ожидания) и врождённые, заданные. Близки к стереотипам.

 

Событийные схемы, сценарии поведения, скрипты. Абельсон и Шанг в 77ом. Когнитивные описания, характеризующие последовательную организацию событий в повседневной деятельности. Могут быть более абстрактными, мета-скрипты – ряд последовательных событий без деталей. И более конкретизированные.

 

Функционирование схем. Оптимизация поведения, категоризация людей, событий и ситуаций, упрощение, заполнение пустот. Оказывают влияние на воспоминания. 81ый, эксперимент был. На время обработки данных влияют. В какую сторону влияет – зависит уже от совпадения со схемой.

 

Варианты организации схем.

 

Ментальная.

Иерархические и пирамидальные.

На последовательности событий, организованные цепочкой.

Балансная структура – лучше-хуже, больше-меньше. В основном, для Я-схем.

 

Развитие и изменение схем.

С взрослением они от жёстких становятся более гибкими и детализированными. Также расширение репертуара. Когда основной арсенал сформирован, кажется, что они устойчивы, это подтверждалось с гендерными и личностными схемами. А потом Вебер и Крокер в 83ем провели эксперимент. И выяснили, что меняются схемы.

Бухгалтерская. Дополнение, достраивание схемы новой информацией и фрагментами. Противоречащая будет накапливаться и где-то менять.

Конверсионная. Небольшие поступающие изменения отбрасываются, но в ответ на существенные противоречия, модель радикально меняется.

Подвидовая. Опровергающие модель информация относится к субкатегориям. В 92ом Хьюстон провёл эксперимент.

 

Критика схем. Противоречивые данные о схемах могут быть доказаны с разной степенью вероятности. Также есть пересечения с другими, ранее разработанными концепциями.

 

 

Близкий исторический контекст, создающий изменения в обществе

Культурная травма как контекст социального познания.

 

Петер Штомпка, поляк, социолог, «социальные изменения»

Создал как раз теорию социальных изменений.

Травма культурная в случае, если происходят неожиданно и быстро. Глубина, всесторонность. Радикальность.

Изменение воспринимает как событие внешнее, экзогенное, неподвластное нашему влиянию, и у людей ощущение, что они страдают. Воспринимается как отталкивающее и по своему шокирующее. В сумме и получается причина социальной травмы.

 

Культурная травма на демографическом уровне.

Уровень культуры.

Социально-психологический аспект.

Проявляется на заболеваемости, продолжительности жизни, возможности поддержания здоровья (питание, бытовые условия), запасе прочности (запасы, включая финансовые).

Смена уклада порождает новые слои.

Снизилось самоуважение, самооценка у интеллигентов.

Сильное изменение стратификации.

Социально-психологический аспект на культурном уровне.

Динамика ценностных ориентаций.

Социальные представления.

Социальные эмоции.

Способы адаптации.

 

Историческая память. Вспоминаем то, что сейчас выгодно. При Сталине вспоминали Ивана Грозного, мол, без репрессий и нельзя управлять народом. Сейчас Пётр Первый, новаторство и противостояние царя и бояр.

Что люди должны помнить, по мнению правящих.

Насаждаемое в сознание. Умные люди довольно быстро раскусывают эту манипуляцию, а остальные вполне верят.

Источники коллективной памяти – разговоры, учителя…

История или историческая наука пытается пробиться к истине, но не получается. Влияет идеологическое давление.

 

Фильм ржев

 

Изучение коллективной памяти. В 24-25году появилось такое понятие. Хальдвакс выпустил книжку. Понадобилось объяснить, как коллективное сознание транслируется из поколения в поколение. Не от родителей детям, а от дедов к внукам.

Атрибут социальной группы. Точка зрения на коллективную память у каждого. До 90х коллективной памятью не занимались.

Дэвид Миддлтон и Эдвардс «коллективные воспоминания»

Коллективная память о политических событиях, соц-псих подход.

Бартлед. Коллективные воспоминания. Есть акцентуации. Что-то ярче помнится, что то глуше. Связано с потребностями группы на данный момент. Конвенциолизация. Обусловливание, приведение воспоминаний в соответствие с тем, что происходит сейчас.

Группы вспоминают то, что поддерживает позитивный образ я. Либо серьёзная политическая подоплёка.

Мнестическое смещение – это изменение трактовки события. Причины. Тоталитарный характер действующего режима. Чрезмерно акцентированная групповая идентичность какой-то группы.

Стратегии и механизмы искажения коллективной памяти.

На многочисленных исторических примерах рассмотрено, как именно люди искажают её.

Избирательные пропуски событий. Вымыслы или прямая фабрикация нужной информации. Преувеличение или приукрашивание определённых событий, вырванных из контекста. Манипуляция ассоциациями. Огульные обвинения врага. Атрибуция вины обстоятельствами. Контекстуальное обрамление.

Лучше всего запоминаются события исторические в наши 17-25 лет.

 

 

Что влияет на суждения

Маргинальность

Разрушительны и для личности, и для общества в целом.

Началось с социального типа чужака. Неполная вовлечённость в какую-то группу.

Структурная модель маргинала.

Пространственное перемещение. Различие норм, представлений, поведения в группе. Аномия – почти синоним.

Маргинальность требует новой адаптации от человека. Смещение эмоциональной привязанности и увлечений.

Принудительная маргинальность – группа имеет власть, раса, национальность, прочее. Экономическое принуждение – профессия.

Микропредел маргинальности.

Маргинальная ситуация – две стороны с разными требованиями.

Конгруэнтность – невыполнение, нарушение.

Приводит к обострённой рефлексии, критическому взгляду ума, констатации фактов без их оценки, отстранённости, закрытости, отчуждённости, склонности к девиациям. Создаются частные миры, не согласующиеся с другими, замкнутость каждой группы.

Стигматизация – (клеймо) процесс выделения среди других индивидов на основе некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения общественных санкций, предвзятое негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием особых свойств и признаков. Два вида стигм, внешняя и внутренняя (ауто и само). Дискриминация и внутренняя дискриминация. Ведёт к дезадаптации и изоляции потом.

Чем выше уровень образования, тем выше толерантность. Мало информации – легче стигматизировать. Хотите, чтобы ваша дочь вышла за эпилептика?

 

Стигма как термин появился в Древней Греции, татуировке на теле, говорящие о неодобряемости носителя. Кто же становится клемённым и почему?

Девиантность как ярлык, характеристика не поведения, а соотношение с правилами.

 

Позитивная, нейтральная, негативная стигматизация. (Грейс)

+детские дразнилки, позитивный характер, помогающий отрефлексировать свои качества.

Но чаще негативный характер, неприятие обществом отличительных признаков, будь то внешний облик, характер, поведение. Необязательно нести опасность окружающим.

Клеймение вызывает чувство опасности – это из-за недостатка информации.

 

Воздействует на социальную идентичность. Социальная отчуждённость уже приводит к поведению особому.

Групповая оценка индивида.

Гофман тоже занимался стигмами. Явление знакомо не только узкому кругу лиц, но и обычным гражданам, у большинства людей есть незаметные недостатки, которые в глазах общественности могут превратиться в сильные отклонения.

Это просто давление от общества и навязывание поведение. Может привести к враждебному отношению к обществу. Также их называют инакомыслящие.

 

Носит стихийный процесс, но правила развития есть. Если б заранее знать, можно было бы бороться с последствиями и предупреждать наступление.

 

Стигматизация по отношению к душевнобольным.

Статус групп их неодназначен. Обыденное восприятие имеет два аспекта – половина боится заболеть, половина боится, потому что непонятно и непредсказуемо.

Жакле рассматривает безумие и хочет раскрыть отношение людей к инаковости.

 

Методика Бержеца, анализ ассоциаций

Анализ общего эмоционального фона.

 

Толерантность к больным наркоманией.

Наркотерроризм, наркоинтервенция.

 

Date: 2015-10-21; view: 866; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию