Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики





Сравнение этих двух подходов к развитию представлено в приводимой таблице.

СТАДИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(по E. Erikson)

 

Психосоциальные Стадии (по E. Erikson) Психосексуальные стадии (по Z. Freud) Основные задачи развития Некоторые детерминанты позитивного развития
  Доверие \ недоверие   Автономия \ стыд и сомнения   Инициатива \ стыд     Производство \ неполноценность     Идентичность \ диффузия идентичности   Интимность\ изоляция   Генеративность \ погруженность в себя     Интеграция \ отчаяние   Оральная (0-18 месяцев)     Анальная (18 месяцев до 2-3 лет)   Фаллическая (от 2-3 до 6 лет)   Латентности (6-11 лет)   Генитальная (11лет и старше)   Генитальная (ранняя взрослость)     Генитальная (взрослость)   Генитальная (старшая взрослость)   Развитие достаточного доверия для исследования мира     Развития чувства контроля над поведением; реализация преследуемых интенций   Развитие чувства самости через идентификацию с родителями и чувства ответственности за собственные действия   Развитие чувства собственной ценности через взаимодействие с ровесниками   Развитие определенного и устойчивого чувства идентичности - эго (самости); отбор различных потенциальных самостей   Развитие тесных взаимоотношений с другими; приобретение интимности, требуемой для женитьбы   Обобщение ответственности роли взрослого в сообществе; привнесение собственного вклада; обретение заслуг   Столкновения со смертью; преодоление потенциального отчаяния; понимание смысла жизни   Мама, теплое, любящее взаимодействие     Поддерживающие родители; подражание   Поддерживающие родители; идентификация   Школа, учителя; научение и обучение; ободрение     Ровесники и ролевые модели; социальное давление   Супруги, коллеги, партнеры, общество   Супруги, дети, друзья, коллеги, сообщество     Друзья, родственники, дети, супруги, сообщество

 

Таблица Х.Х.: Стадии психосоциального развития E. Erikson

Приводится по: Lefranqois, G.R. The Lifespan. Belmont, Calif.: Wudsworth Publishing Company, 1993, p. 47.

 

Бихевиористский подход. В рамках данного подхода человек уподобляется комку глины или белому листу на котором пишет его судьбу внешнее окружение. Причем, в ортодоксальном бихевиоризме утверждается возможность программированного построения личности вне зависимости от его природных задатков (Бихевиористский манифест Watson). В отличие от других психологических традиций, бихевиористы рассматривают человека без выделения каких-либо этапов или стадий в его развитии. Основным в развитии личности они считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Концентрируясь на проблематике научения они выделяют три его типа:

- классическое обусловливание;

- оперантное обусловливание;

- научение через моделирование.

Основными механизмами усвоения нового опыта в классическом бихевиоризме выступают поощрение и наказание, а так же научение через моделирование, умелая комбинация которых при условии контроля окружения и позволяет формировать заданное поведение. Теоретики социального научения утверждают что позитивное подкрепление родителями социально санкционированных действий является одним из принципиальных механизмов, посредством которого индивид развивает осведомленность о том, что является истиной, а что ложью.

Тесно связанным с позитивным подкреплением механизмом является механизм наказания. Согласно Aronfeld (1968: 54-55), результаты обусловленного беспокойства начинают ассоциироваться с поведенческими предшественниками конкретных действий. Это способствует альтернативной линии поведения, предполагающей избегания действий, могущих вызвать наказание. Приводя многочисленные примеры успешного применения наказания к крысам и детям Aronfeld не сомневается в том, что наказание играет существенную роль для последующего поведения. Наиболее проблемным вопросом для теоретиков научения является вопрос о том, насколько вероятно, что дети интернализуют поведение подкрепляемое взрослыми. Если исходно ребенок само-центрирован и гедонистичен всегда ли его действия будут соответствовать достижению максимальной выгоды (Durkin, 1996: 469).

В рамках поведенческой традиции накоплен огромный фактический материал по формированию и модификации поведения, описан большой перечень закономерностей, эффектов, схем подкрепления и т.д. Вместе с тем, исходное игнорирование внутренней активности как ведущей детерминанты социализации создало множество проблем и, в конечном счете вынудило трансформацию бихевиоризма в социально-когнитивно-поведенческий подход с его принципом взаимного детерминизма.

В случае научения через моделирование усвоение социального опыта осуществляется либо через непосредственное наблюдение либо через моделирование. Ведущий представитель социально-когитивно-поведенческого подхода Bandura (1977; 1986), отмечает, что дети приходят к усвоению жизненного опыта в процессе активного участия в переработке поступающей информации, в конечном счете, интернализуя поступающую информацию таким образом, чтобы привлекать ее к саморегуляции поведения при условии отсутствия моделей или подкрепляющих агентов.

Когнитивные теории. В когнитивной традиции акценты делаются, прежде всего, на развитие познавательной сферы личности как и в психодинамической традиции процесс развития часто рассматривается как стадиальный, в котором предыдущая стадия выступает в виде своеобразного подготовительного этапа для последующей. Наиболее популярной в течении многих последних десятилетий являлась модель, предложенная Жаном Пиаже. Пиаже выделяет четыре стадии развития:

Date: 2015-10-21; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию