Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество, личность





1. Роль личности в формировании культурного феномена. Социализация.

2. Адаптация.

3. Инкультурация.

4. Аккультурация.

5. Идентичность.

 

1. Началом подлинной истории человечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной в будущее, опирающейся на преемственность в традициях. Взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре. Культура всецело зависит от человека, имеет субъективный источник происхождения. Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека. Человек и культура – объекты, совместно развивающиеся, взаимно обогащающие и творящие друг друга. Культура – это не только результат деятельности человека, но и процесс его развития.

Также как культура не существует вне человека, и человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи её от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Любой человек, взрослея, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Этот процесс называют традицией. Там, где возникает традиция, рождается культура. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромная роль средств массовой информации – радио, телевидения, печати.

Процесс социализации – это процесс овладения культурой, выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни; вместе с тем индивидуализации личности, т.к. ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психику, темперамент.

В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача индивиду социокультурного опыта. Основные средства социализации: общение, воспитание и образование.

Социализация – это идентификация индивида с другими индивидами. Ими могут быть родители, учителя, сверстники, любимые актеры, образцы поведения героев, взятые из литературных произведений, из телевизионных передач и т.д.

Одни считают, что в основе социализации лежит принцип подражания. Другие видят в нем процесс восприятия общественных норм, вбирание информации о значимых «других». Третьи отмечают, что социализация — приобретение людьми опыта и ценностей, требуемых для выполнения социальных ролей.

В процессе социализации личностная (или частная) и социальная сферы находятся в постоянном взаимодействии. Частная сфера (система личностных взаимоотношений) выражает общественное (публичное) мнение, вступая с общественными институтами в публичные диалогические отношения. Процесс социализации в конечном итоге всегда становится процессом самоопределения, занятием человеком своей ниши в социальной иерархии.

В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной структуры общества и от типа культуры.

Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах.

2. Адаптация – процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающих живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация – особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например, профессиональной). Если речь идет об усвоении индивидом не частных (субкультурных), а общих (культурных) ценностей и традиций, характеризующих общество в целом, то говорят не об адаптации, а о социализации (как макропроцессе).

Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям. Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.

Например, поступая работать на предприятие, мы приспосабливаемся к нормам и требованиям, которые сложились в данном коллективе. Чтобы усвоить нормы и требования, надо пообщаться с людьми, узнать их проблемы, привыкнуть к их характеру, участвовать в общих мероприятиях.

Другой пример, когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится приспосабливаться к изменившемуся климату, адаптироваться к непривычным традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему приходится социализироваться, а не просто адаптироваться. Получив гражданство и работу в новой стране, человек осваивает новые социальные роли, усваивает новые культурные нормы, приобретает новые статусы.

Способность к адаптации с возрастом угасает. Английский профессор, прожив 7-10 лет в США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень схожей культурой. А полуграмотный сын итальянских эмигрантов к 10-ти годам ничем не отличается от сверстников-американцев. В одном случае происходит только адаптация, а во втором – социализация.

3. Инкультурация обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей, ему не удается порой и через многие годы.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации тяжелая и медленная.

Инкультурация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Конечный результат инкультурации — интеллигент, а не личность, как при социализации. Интеллигент – совокупность приобретенных культурных норм.

Термин «инкультурация» был введен американским антропологом М.Дж. Херсковицем (1895-1963) в работе «Культурная антропология» (1955). Приблизительно в то же время другой американский антрополог К. Клакхон (1905-1960) ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», т.к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных[1] аспектов культуры.

Таким образом, когда человека спрашивают: «Кто ты?», то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я – профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: «Я – русский». На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными – родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации.

Итак, социализация – врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент. Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» – образец приспособления к изменившейся в 1990-е гг. социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации. Это результат социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» – неинкультурированные люди.

Процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Это два расходящихся потока жизни. Когда оба процесса совпадают, возникает единый континуум «социализация – инкультурация».

Существуют феральные (от латинского fera – дикое животное) люди – это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.

4. Аккультурация (англ. неологизм – acculturation, от лат. ad – к и cultura – образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа, обычно более развитого. Этот термин вошёл в научный обиход в США в 1930-х гг. в связи с изучением современной культуры американских индейцев. К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.

Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX в. Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой, и многое позаимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.

В 1968 г. американская армия, более 10 лет воевавшая во Вьетнаме, покинула юго-восточную страну. Некоторые молодые американцы взяли в жены вьетнамских девушек. В США им пришлось заново проходить процесс социализации, т.е. обучения новым нормам и ценностям. То же самое происходило после Второй мировой войны, когда американские солдаты женились на японских девушках. В том и другом случае мужчины не оставались на родине своих жен, а увозили их в свою страну. Мужчина играет в данном случае активную культурную роль и вынуждает женщину адаптироваться к нормам родной для него культуры. Такое приспособление и одновременно переобучение называют еще ресоциализацией. Ресоциализация – сущность процесса аккультурации, ибо она может происходить только с взрослым человеком.

Итак, аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

Аккультурация – необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса – аккультурацию и ассимиляцию. В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в частности Бразилия. В конце XIX в. она начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средиземноморья. Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру, которая создавалась на пересечении португальской, африканской и латиноамериканской (индейской) культур. Бразилия представляет «плавильный котел» даже в большей степени, чем США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию.

Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т.е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Чернокожие в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

Государство может поощрять терпимость к иной культуре и возвести ее в основной принцип взаимоотношения между народами, а может придерживаться политики этноцентризма – силового навязывания национальным меньшинствам норм и ценностей господствующей культуры. В этом случае происходит насильственная ассимиляция.

Колониализм, еще одна форма притеснения, представляет собой политическое, социальное, экономическое и культурное господство над территорией и населяющими ее людьми со стороны иностранной державы на неопределенное время. Французская и британская колониальные империи – исторически наиболее известные примеры колониализма. В широком смысле этот термин применяется и к бывшей Советской империи.

Сепарация – отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей.

Сегрегация – отчуждение чужой культуры.

Интеграция – взаимопереплетение различных культур.


[1] Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») – термин, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Date: 2015-10-21; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию