Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповой опыт





В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбрио­на как части материнского тела. Даже различение физических гра­ниц собственного тела от всего остального мира является ре­зультатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжа­ется всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина – это па­па, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движет­ся от имен, которые характеризуют статусы (например, статус муж­чины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ре­бенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая на­капливать социальный опыт, ребенок формирует образы различ­ных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальней­шее формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с дру­гими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окру­жения качествами, которые постигаются через групповое обще­ние, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматическо­го развертывания природных задатков, доказывает опыт социаль­ной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспи­тывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них пол­ностью отсутствует представление о себе как об обособленном, от­дельном существе в ряду других подобных им существ. Тем бо­лее такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

Как же осуществляется формирование личности в ходе груп­пового общения, когда человек осознает свое «Я»? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поста­вил перед собой задачу исследовать процесс постепенного пони­мания личностью отличия своего «Я» от других личностей. В ре­зультате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длитель­ного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуще­ствляться без участия других личностей, т.е. без социального ок­ружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее роди­тели и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно вы­глядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, бо­лее или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувст­вовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родите­ли или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрас­но описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей по­сле переезда в другую страну.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что лич­ностный «Я»-образ не рождается только в связи с объективными фак­тами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих си­лах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближай­шим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически па­рализованы. Именно через отношения с другими, через их оцен­ки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, при­влекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое «Я», открывающееся через реакции других, по­лучило известность как зеркальное «Я» Чарльза Кули, впервые про­анализировавшего процесс «Я»-открытия. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального «Я»:

1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;

2) наше вос­приятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;

3) наши чув­ства по поводу этого мнения.

Предположим, что всякий раз, ко­гда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быст­ро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дур­ное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами В этом случае ана­лиз их действий, безусловно, положительно скажется на вашем са­момнении.

Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так вос­приятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». Например, я знаю, что талантлив в од­них отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия. Маленький ре­бенок, первые артистические усилия которою критикуются, ско­ро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно под­держивается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате мо­жет измениться восприятие человеком своих способностей.

Таким образом, «социальное зеркало» постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих спо­собностей человек ориентирован на мнение тех, с кем постоян­но находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ори­ентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание соз­данию образа социального «Я» на основании оценок компетент­ных специалистов.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зер­кала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мне­ниям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать не­которые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мне­ний, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддержи­ваем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказы­ваются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Таким образом, зеркальное «Я», формирующее личность, вслед­ствие таких искажений никогда полностью не соответствует дей­ствительному положению вещей. Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты экс­периментов, из которых следует, что существует весьма значитель­ное различие между мнением индивида о своих способностях (ис­ходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностями выгодных для них мнений окружающих и, во-вто­рых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают.

Определяя возможность формирования личности, «Я»-образа на основании зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь из­бирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм вос­приятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объ­ясняется сущность процесса восприятия индивидом других лич­ностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» пред­ставляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения неко­торой группы, которые формируют у членов этой группы инди­видуальный «Я»-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представ­ляемыми оценками его «обобщенного другого».

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через про­цессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуа­ции или в другой роли[2]. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это дей­ствия, связанные с действительным ролевым поведением, в то вре­мя как принятие роли только претендует на игру.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка ис­полнению взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, де­вочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать по­ведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще не­устойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, од­нако минутой позже он начинает бомбардировать свои построй­ки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Тре­тья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удач­ным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с парт­нерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и ро­ли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последователь­но все стадии вхождения в другие роли, развивает способность ви­деть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравне­нием со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимае­мую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою кон­цепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некото­рых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрирова­но неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть се­бя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к тео­рии Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Зна­чимый другой» – это та личность, одобрения которой данный ин­дивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и фор­мирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» мо­гут выступать родители, замечательные учителя, наставники, не­которые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «зна­чимого другого».

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощу­щение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности – это идентичность и самоуважение.

Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной инди­видуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от дру­гих групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным об­разцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами дру­гих наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в зна­чительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто люди определя­ют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может оз­начать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ве­дут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо попри­ще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостой­ным и неспособным.

Date: 2015-10-21; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию