Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека





От всех живых существ человека отличает более всего то, что на протяжении всей своей жизни он никогда не достигает высших «целей» жизни; в этом смысле он – адекватно не реализуемое существо. Такая нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных её мотивах. Поэтому призвание, назначение, задача каждого человека – всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю.

В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе, таков же и смысл жизни общества и человечества в целом. Совпадение личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинакова на разных этапах своей истории. Эта мера не является надличностной или надобщественной, но объединяет смысл и цель жизни личности и общества, они могут находиться в противоречии друг с другом или, наоборот, совпадать в зависимости друг от друга.

Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается на учении о социальной сущности человека. Хорошо об этом сказал Л.Н. Толстой: «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрированием, т.е. установлять, свое отношение ко всему бесконечному по времени пространству миру, понимая его как единое целое».[2] Л.Н. Толстой видел смысл не в том, чтобы жить, зная «что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка».

Признавать «бессмыслицу жизни» Толстой не мог, как не мог видеть её смысл только лишь в личном благе. Жить, не заботясь об общественном благе, по Толстому, может только «животная личность». На такую животную жизнь было и будет обречено большинство трудящихся. В мыслях Толстого привлекает высочайшая человечность.

Мысль о неизбежной биологической кончине человека, которая походит красной нитью через все творчество этого автора, неразрывно связано с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека. Смерть страшна для тех, кто «не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет… Я умру так же как все…но моя смерть будет иметь смысл и для меня и для всех».

Поэтично и образно выразил это В.А. Жуковский:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили

Не гори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Нравственный смысл жизни Толстой распространяет и на смерть, и поэтому для него «человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни, а в огромное число раз сильнее…»

На несколько ином понимании нравственно – философского смысла жизни делает акцент другой русский мыслитель – В.С.Соловьев. Нравственное понимание резюмируется у него в том, как решается им вопрос о соотношении личности и общества, их интересов и целей. По мнению Соловьева нельзя по существу противопоставлять личность и общество, нельзя спрашивать, что из этих двух есть цель и что только средство. Соловьев в своих трудах выступает с позиции нравственно-этического гуманизма, критикуя всякие формы мнимого коллективизма и утверждая нравственный смысл человеческой жизни как процесс совершенствования её социальной функции и духовных оснований.

Date: 2015-10-21; view: 458; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию