Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизненный путь Ивана Северьяныча Флягина
Флягин Иван Северьяныч, он же Иван Голован, отец Измаля, господин Флягин – бывший конэсер, монах в «малом постриге», «очарованный странник», путешествующий в Соловецкий монастырь.
Родился Флягин «в крепостном звании, из дворовых людей графа К. из Орловской губернии». Родитель его кучер Северьян, и хотя приходился он не из самых первых кучеров…но, однако, шестериком правил…родительница Ивана умерла после родов оттого, что он произошел на свет с необыкновенно большою головою», за что получил прозвище Голован. Она хотела, чтобы сына отдали в монахи.
От отца и других кучеров Флягин «постиг тайну познания в животном» и возлюбил коня. Иван в 11 лет справлялся с должностью форейторов: «как по тогдашнему приличию для дворянских форейторов требовалось: самый пронзительный, звонкий и до того продолжительный, что…мог…завести и полчаса так звенеть». Скоро он так освоился и стал «форейторское озорство» выказывать: какого-нибудь встречного мужика кнутом по рубахе вытянуть». От его озорства погибает под лошадьми монах, которого Флягин засек кнутом. Этот монах с бабьим лицом часто приходит к нему во сне и предсказывает знамение. Однако в молодости Флягин беспечно относился к удивительному видению и знамению.
Теперь, когда Ивану Северьянычу идет 53-й год, он иначе относится к словам умершего монаха о том, что сын он «молитвенный», «обещанный». «Отец Измаил» (такое имя он получает в монастыре) понимает, что знамение сбылось и говорит об этом: «Всю свою жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть».
Флягин незаметно включается в разговор пассажиров о самоубийцах и его первая «дивная история о попике – прегорчающем пьянице», который ведает и исправляет дела самоубийц после их смерти», заинтересовала их. На просьбу попутчиков рассказать историю своей жизни Флягин откликается охотно, но предупреждает их, что «всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу».
Урок №3
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Русский национальный характер.
Цель урока: продолжить изучение русского национального характера и воспитание у учащихся патриотизма и нравственности на примере борения с жизнью И.С.Флягина
Задачи образовательные: - развивать умение выборочного пересказа эпизода, выделение главной мысли;
-продолжить поисковую работу по исследованию характера И.Флягина;
развивающие: - продолжить развитие умений пересказа и анализа эпизода с формулировкой вывода по теме,
- развивать умение в отдельных поступках людей видеть определенные черты характера,
-развивать речь и системное мышление;
воспитательные:- воспитывать вдумчивого читателя, - способствовать формированию нравственности, активной жизненной позиции, патриотизма.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации
Методы: эвристическая беседа, пересказ эпизода, поисковая работа в группах, слово учителя, работа в паре
Этапы урока
| Методы, приемы, формы
| Ход урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1.Организационный 2. Дом. задание 3.Работа по теме урока 3. Подводим итоги
| Беседа Эвристическая беседа Пересказ 2-х эпизодов учениками Исследовательская работа в группах (работа по эпизодам повести) 2 ученика работают у доски Ответы групп после исследования эпизодов Слово учителя Фронтальная беседа Работа с книгой Рефлексия
| Приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока. -Какой сегодня урок по данной теме? -Закончили мы изучать жизнь и поступки Ивана Флягина? -Значит, какова цель 3-го урока? -А для чего нам нужно исследовать жизнь героя? План урока. 1.Как раскрывается характер Флягина в повести: 1) служба в няньках; 2) в плену у татар; 3)испытание любовью как высшая проверка его человечности; 4)дальнейшие испытания героя жизнью: 15 лет службы на Кавказе под именем Петра Сердюка; в Петербурге в артистах; в монастыре; финал – снова в пути. 2.Вывод: Каковы основные черты русского национального характера Ивана Северьяновича Флягина? Д/з: подготовиться к тесту по повести, написать мини-сочинение на одну из тем: «В чем очарование Ивана Флягина?», «Русский национальный характер Ивана Флягина.», «Флягин - грешник или праведник?» Индив-но: составить тест из 15 вопросов. -На прошлом уроке мы выяснили, что Иван – сын «моленный и обещанный», что это значит? -Какой девиз выткан у него на пояске? -Флягин много раз в повести рассказывает свою историю и писарю, и барину, и русским миссионерам в татарском плену, и отцу Илье на исповеди, и полковнику на Кавказе, и лекарю в монастыре. Зачем он это делал? (Заново переживает жизнь, связывает разрозненные куски, уясняет для себя смысл собст. бытия.) -Что узнали о происхождении, даре героя? (Крепостной, дар – насквозь видеть коня) -О каких двух поступках юности вспоминает Флягин? (Убийство монашка и спасение господ) - Давайте послушаем эти истории, так как они в дальнейшем не раз будут влиять на жизнь Флягина Пересказ 1-го эпизода «Смерть монашка». - Осознал ли Флягин, что совершил? Испытывает угрызения совести? (Нет, смерть монашка воспринимает как досадное недоразумение). Пересказ эпизода «Спасение семьи графа». - Как можно расценить этот поступок? (Как благородный. Но воспринимается как должное, гармонь дарят, обещают вспомнить. И вспомнят, отблагодарят: не единожды высекут.) - А теперь давайте исследуем несколько эпизодов из жизни героя с целью выявить, какие черты характера проявились у Флягина. Для этого разделимся на три группы. Каждая группа получит карточку с заданием и в течение 10 минут поработает, а потом расскажет. Что сделано. 1-й эпизод – Служба Флягина в няньках; 2-й эпизод – Флягин у татар в плену; 3-й эпизод: испытание Флягина любовью (Задания смотри в приложении к уроку) Пока ученики работают в группах, у доски 2 ученика записывают уже изученные черты характера героя ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! Проверка на нравственность в повести идет постоянно. В истории с Грушей он берет на себя всю полноту ответственно-сти за грехи чужого человека, губящего собственную душу. Иначе Груша убила бы себя и еще не рожденного ребенка. Любовь героя беззаветная, чувство чистое и великое, потому что оно свободно от себялюбия и собственничества. После смерти Груши он думает не о себе, а о ее душе: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстрадать и из ада ее выручить. После смерти Груши – опять дорога, но это дорога к людям, к встрече с ними уже на новых основаниях.Он уже «зачеркнул» себя и живет с этого момента для других, за других, обретает родство с убитыми горем старичками и идет служить под именем их сына Петра Сердюкова, т.е. меняется судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел. И опять герой не размышляет, действует по велению сердца и не считает это жертвой. Просится на Кавказ, так как там, говорит он, «могу скорее за веру умереть». 15 лет прослужит на Кавказе, все происходит как в сказке: и не убили, и в офицеры произвели, и наградили Георгиевским крестом за храбрость. Изменилась нравственная самооценка. В исповеди полковнику он так оценит свою жизнь: «Большой грешник… я на своем веку много неповинных душ погубил». Он уже осознает свою ответственность перед другими людьми. Через страдания герой постигает смысл своей жизни. -После службы полковник дает ему рекомендательное письмо в Петербург. Что ждет его в Петербурге? (Принадл-ть к привилегированному сословию не способствует карьере, не дает вернуться к привычному делу – быть кучером. Герой идет в артисты). - Куда же, наконец, попадает Иван Северьяныч? (В монастырь) -Чье пророчество сбылось? -Почему же монастырь не оказался последней пристанью, а стал этапом нового пути? (Дух его не успокоился, внутренний голос говорит ему: «ополчайся»…) - О чем мечтает герой, уходя из монастыря? Прочтите текст в последней главе со слов: «Я, в ожидании невозможного исполнения…» и найдите строки в которых выражается его переживание(«Исполнился страха за народ русский и начал молиться… все я о родине плакал…»; «Умереть за народ хочется» - былинная мечта.) -Каков же он, герой Лескова? Какие черты русского национального характера отразились в Иване Флягине? (Мягкий, добрый, правдивый, честный, бескорыстный – что в меркантильный век выглядит как глупость, живущий интересами других, ради других и за других, умеет чувствовать красоту, отзывчив на чужое горе, человек высоко духовный – готов умереть за народ. - Чему учит нас повестью Лесков? -Какие черты характера героя хочется вам развить в себе?
| Сообщение темы, постановка с учащимися цели урока, формирование мотивации Комментирует д/з Ведет беседу, уточняет, дополняет ответы Следит за классом, помогает выделить главное, подвести итог, Поясняет задание, при необходимости помогает, Дает задание 2-м ученикам у доски Слушает с учениками ответы групп, организует запись выводов Рассказ о дальнейшем пути героя с обобщением Организует беседу Помогает найти нужное в тексте, Подводит к выводу, Вызывает на рефлексию
| Совместно с учителем ставят цель урока, формулируют мотивацию, обсуждают план Записывают д/з в дневник Отвечают на вопрсы, Слушают пересказ Работают в группах. Предварительно распределив роли, задания. Ученики записывают на доске черты характера героя Ученики отвечают по группам. Делают кр. Записи Ученики слушают, дополняют, Ответ на вопросы, Работа с книгой Делают выводы с помощью учителя
|
ПРИЛОЖЕНИЕ. ЗАДАНИЕ ГРУППАМ ПО АНАЛИЗУ ФРАГМЕНТА ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
1-Я ГРУППА. Фрагмент «Служба Флягина в няньках»
Задание: 1) краткий пересказ эпизода,
2) анализ эпизода по вопросам:
- почему Флягину скучна служба в няньках?
- в 3-й раз возникает видение монашка, который зовет идти дальше. Подчиняется ли он знамению или до конца проходит испытание?
- почему Флягин решает отдать дитя матери, хоть и дал слово: «…я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его»?
-Кому он сострадает? Что значит глагол «со – страдать»?
- Что изменяется от решения И. Флягина?
Сделайте вывод: какие черты русского национального характера увидели в герое?
2-Я ГРУППА. Фрагмент «Флягин у татар».
Задание: 1) кратко пересказать эпизод;
2) анализ по вопросам:
а) какие черты русского богатыря проявил Флягин в поединке с татарином?
б) на ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену?
в) что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов или тоска по родине?
г) помогли ли русские миссионеры Флягину? А как Иван поступил с убитыми татарами миссионерами?
д) как после бегства встретили Ивана на Родине?
Сделайте вывод: какие качества русского характера проявились в этом испытании у героя?
3-Я ГРУППА: Фрагменты повести «История с цыганкой Грушей». Продолжение Лесковым традиции русской литературы – испытание героя любовью как высшая проверка его человечности
Задание: 1) кратко пересказать историю Груши и участие в ней Флягина,
2) анализ истории по вопросам и заданиям:
а) прочитайте классу выразительно конец гл.11 со слов: «Любовь – наша святыня!» - и начало главы 13 со слов «…песня …томная-претомная…так и берет в полон».
-что нового открылось вам в Флягине?
б) когда Флягин бросает деньги к ногам Груши, он покупает ее или одаривает красоту?
в) какова дальнейшая судьба и груши, и Флягина?
г) Чью историю романа «Герой нашего времени» напоминает история князя?
д) не князь убивает Грушу,а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли это?
Сделайте вывод: как проявил себя в любви Иван Северьяныч?
Урок №4
Date: 2015-10-21; view: 10780; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|