Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологическая карта урока №1 по литературе 10 класс
Тема: «Художественный мир Н.С. Лескова. История создания повести «Очарованный странник»
Цель: воспитание в учащихся активной жизненной позиции, гражданского долга на примере жизни и твор-
чества писателя.
Задачи. Образовательные: 1) изучить биографию и художественный мир Н.С.Лескова;
познакомить с историей создания повести «Очарованный странник».
Развивающие: 1) развивать умение анализировать, сопоставлять факты,
2)составлять краткий конспект лекции, сообщения,
3)развивать познавательный интерес использованием дополнительного
материала, Т.С.О.
Воспитательные: способствовать1) развитию активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и творчества писателя, 2)формированию таких положительных качеств как сопереживание, милосердие, умение прощать.
Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, иллюстрации, Толковый словарь, учебник
Методы: беседа, сообщение, лекция, самостоятельная работа с учебником, словарем.
Этап урока
| Методы приема формы
| Ход урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1.Организационный момент Этап урока 2этап Д.З. 3.Повторение,контроль знаний 4Изучение нового материала
| беседа Методы приемы.формы Индив-но:поисковый метод, фронтальная частично-поисковая беседа с использов.иллюстраций Слово учителя: 1.Сообщение учащихся: 2.Самостоятельная работа с учебником 3.Лекция учителя Приложение №2 4.Итоговая беседа Рефлексия
| Приветствие, проверка готовности к уроку, оформление записи числа, темы в тетради. Эпиграф: Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники – маленькие великие люди». М.Горький -Какова тема урока? -Сформулируйте цель урока. -А теперь подумаем, почему в наше время, когда средства массовой информации не помогают улучшению нравственности общества и особенно молодого поколения так необходимо изучать произведения Н.С.Лескова о русских праведниках? План урока: 1.Домашнее задание 2.Повторение о Лескове 3.Изучение жизни и творчества писателя 4.История создания повести «Очарованный странник» 4.Итоги,выводы. По учебнику стр.360-364 и записям подготовить пересказ биографии и худож.мира писателя, прочитать гл.1-10; индив-но: стр.370-371 о названии 1.Индивидуальное задание у доски (с обр. стороны) карточка№1; Индивидуальное задание – карточка №2 2.Фронтальная беседа: -Какие произведения Н.С.Лескова изучали ранее? -Найдите среди записанных на доске названий произведений те, которые принадлежат Лескову: «Мцыри», «Матренин двор», «Человек на часах», «Барышня – крестьянка», «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный Ангел». -Чем запомнился вам Левша? -Подвиг или преступление совершил солдат из повести «Человек на часах»? -Какие черты русского национального характера проявились у героев? -Подведем итог: предстает перед нами автор этих сказов? (Ответы учащихся) Творчество Лескова одно из ярких и самобытных явлений русской литературы 19 века. Творческая манера Н.С.Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников 19.века. В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые. Так кто же этот человек, откуда «черпал» материалы для своих произведений? Начальные сведения о писателе и пояснение ключевых слов его произведений дадут ребята, работавшие по карточкам у доски Биографическая справка о Лескове - приложение №1 Ф и з к у л ь т м и н у т к а! -Откройте учебники на стр.362 и прочитайте последний абзац и расскажите, как Николай Семенович относился к литературе --Индивидуально (сильные учащиеся) в это время рассмотрят этот вопрос в разделе учебника «В мастерской художника» стр.363 -Сделаем вывод: чем творческая манера писателя отличается от других художников слова? История создания и публикации повести -Как называлась сначала повесть7 -Какова форма повествования? -Можно ли жизнь и творчество Н.С. Лескова назвать служением отечеству? -Было ли комфортно на уроке? Все ли было понятно и интересно? -Оценки за урок…
| Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели,мотивации. Формирование мотивации. Деять-ть учиттеля Комментирует д/з Ведет беседу с использованием иллюстраций, подготавливает к восприятию новой темы На доске до урока Следит за порядком в классе, дополняет выступающих, просматривает записи учащихся Совет учителя: подчеркивать ключевые фразы карандашом помогает сделать вывод слово учителя Проставляет оценки, комментирует, благодарит за урок
| Запись в тетради, осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя. запись плана Деять-ть ученика Записывают в дневник Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями С помощью учителя делают вывод Слушают ребят с индив. Заданием Слушают, делают краткие записи Читают, отвечают Делают вывод Запись краткая о повести Рефлексия, подают дневники для оценок
|
Приложение №1. Биографическая справка о Лескове
Н.С.Лесков - прозаик, публицист родился в с. Горохове Орловской губернии 16 февраля 1831года. Отец его был чиновник, выходец из духовенства, добился личного дворянства и под конец жизни стал мелким помещиком. Мать происходила из культурной дворянской семьи Алферьевых
Учился в Орловской гимназии, но курса не закончил. Служил в Орловской палате уголовного суда, Киевской казенной палате. В26 лет Лесков переходит в частную коммерческую компанию А.Я. Шкота. По делам фирмы «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях».
Служба дает обильный материал для творчества. С 1861г. статьи Лескова появляются в газете «Русская речь», чьим сотрудником он становится. Большая часть ранних работ написана в жанре творческого очерка, популярного в 60-е годы у писателей – разночинцев.
Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с Западной Европой. В начале 60-хгодов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса, но после реформ мало что изменилось к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.
Творчество Лескова в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру. Пробует писать художественные очерки, рассказы, повести, романы, пишет единственную пьесу «Расточитель».
Все произведения проникнуты фольклорными мотивами. В них звучат обрядовые песни, лирические, пословицы, поговорки. Сюжеты многих из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включают народные предания, суеверия.
Яркой особенностью творческой манеры Лескова является документальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле»,- признавался он. Многие герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).
Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.
«Достоевскому равный – Он прозеванный гений», - так охарактеризовал Лескова поэт И. Северянин.
Приложение №2. История создания и жанр повести «Очарованный странник».
Повесть «Очарованный странник» входит в цикл Праведники», во вступлении к которому автор дает диалог с умирающим «большим русским писателем» (Писемским):
П.: По-вашему, небось, все надо хорошо писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
Автор: Это у вас болезнь зрения.
П.:Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего кроме мерзости не вижу, а за то сущее мне Господь Бог и поможет теперь от тебя отворотиться к стене и заснуть…, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.
На другой день я проводил его, но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.
«Как, - думал я, - неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных,..но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или не праведны, - все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому «Свято Господу».
Первоначально повесть называлась «Чернозёмный Телемак», что говорит о символическом характере героя. Телемак, сын Одиссея и Пенелопы, странствовал по миру в поисках пропавшего отца. Лесковский герой тоже странствует, что же ищет он? Сам Лесков в письме А. Суворову указывал, что «скитания этого «Черноземного Телемака по России должны создать художественное обобщение, подобное поездке Чичикова за мертвыми душами».
Повесть создавалась в 1872году, летом Лесков ездил по Ладожскому озеру, давшему ему фон рассказа.
Форма повести – рассказ в рассказе, сказовая манера, характерная для писателя. Композиция повести тоже своеобразная, лесковская. Сквозного сюжета нет, а есть одна господствующая тема. Она растекается на ручейки фабул (историй), соединенных только личностью рассказчика. То есть перед нами хроника жизни героя. Лесков судьбу Ивана Флягина называет «житейской драмокомедией».
Короткие главы, на которое разбито произведение, делают чтение захватывающим и подчеркивают значимость каждой истории, а соединившись вместе с другими, создают многомерное пространство жизни героя, страны, их судеб и предназначения.
Карточка №1. Н.С.Лесков
1.Соотнеси годы жизни известных писателей, и ты найдешь годы жизни Лескова:
а)1799 – 1837 И.С. Тургенев
б)1814 – 1841 А.С. Пушкин
в)1818 – 1883 Н.С. Лесков
г)1831 – 1895 М.Ю. Лермонтов
2.Соотнеси правильно родовые гнезда писателей и найдешь место рождения Н.С.Лескова:
а) с. Михайловское Псковской губернии Н.С.Лесков
б) с.Тарханы Пензенской губернии А.С.Пушкин
в) с. Спасское – Лутовиново Орловской губернии И.С.Тургенев
г) с. Горохово Орловской губернии М.Ю.Лермонтов
Карточка №2. Н.С.Лесков.
1.Найди в Толковом словаре и выпиши значение слов «праведник», «странник».
2. В каком значении слово «странник» употреблено в названии повести?
2-й, 3-й уроки.
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». Русский национальный характер.
Цель урока: способствовать формированию понятия «русский национальный характер» на примере жизни Ивана Северьяныча Флягина, воспитывать чувство патриотизма.
Задачи: 1) образовательные: познакомиться с жизнью и поступками героя, учиться в частных поступках героя находить ту или иную черту характера, делать обобщающие выводы;
2) развивающие: продолжить развитие умения комментировать текст, выделять главную мысль отрывка, развивать навыки сравнения, системного мышления;
3) воспитательные: способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств как доброта, сострадание, вырабатывать активную жизненную позицию, воспитывать патриотизм.
Оборудование: портрет писателя, текст повести, иллюстрации русских нар. сказок, Васнецов «Три богатыря»,к рассказу «Судьба человека», аудио запись мелодии «Одинокий пастух», карточки.
Методы и приемы: эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, частично-поисковый метод, самостоятельная работа с книгой, художественное чтение эпизода.
Этапы урока
| Метод, приемы, формы
| Ход урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1.Органи- зационный момент 2.Повторение, проверка знаний 3.Работа по теме урока 4.Подведение итогов
| беседа Индивидуальная работа, аналитическая беседа, рассказ учашегося Слово учителя, работа с эпиграфом Звучит фоном мелодия «Одинокий пастух» Ответ ученика по карточке №1 Беседа с привлечением текста гл.1. Сообщение ученика, Самостоятельное чтение эпизода о попике Слово учителя Чтение эпизода учителем Беседа Слово учителя Домашнее задание- пояснение учителя
| - Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой.
- –Какова тема урока?
-Какой это урок о Лескове? -Сформулируйте цель нашего урока. -А для чего это нам нужно?
- Запись в тетрадь числа, темы, эпиграфа, плана:
- План.
1.Повторение о Лескове. 2.Повторение темы «Русский национальный характер» в литературе: а) в сказках, б) в былинах, в древнерусской литературе, г) в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» и А.Солженицына «Матренин двор» 3. Изучение жизни, характера Ивана Флягина в1главе. 4.Подведение итогов. 5.Домашнее задание 1.Работа по карточкам---(2 ученика) 2.Рассказ учащихся о Лескове, дополнение ребят. 3.Беседа: -Что значит понятие «русский национальный характер»? -Обратимся к фольклору. Каким показан в русских народных сказках герой Иванушка – дурачок, Иван – крестьянский сын, солдат? -А в былинах какие черты национального характера воспевал народ в образе Ильи Муромца и др. героев? -Вспомним «Слово о полку Игореве» величайшее произведение древнерусской литературы.- Почему «страны рады, веселы грады» возвращению Игоря? - В 9 классе мы изучили 2 рассказа литературы 20 века «Судьба человека» М.Шолохова и «Матренин двор» А.И.Солженицына. -1вариант вспомнит, какие черты русского характера показаны на примере А.Соколова, -2 вариант - на примере судьбы крестьянки Матрены? Сделаем вывод: русский национальный характер – это…
- И повесть «Очарованный странник» Лескова об истинно русском человеке Иване Северьяновиче Флягине. Обратимся к эпиграфу: «Русский человек со всем справится». Эти слова поляка, к которому Флягин пошел работать, как нельзя лучше хара ктеризуют героя, которому на долю выпадет столько испытаний, дорог, и он все вынесет, не растеряв нравственных качеств: глубокой веры, простодушия, доверчивости, доброты, сострадания, бесстрашия и т.д.
- Название повести «Очарованный странник».
-Что означает это название расскажет…….,которая, выполняя задание, прочла об этом в учебнике. -Созвучна ли мелодия «Одинокий пастух» названию рассказа и судьбе Ивана Флягина? 3.-Где мы знакомимся с героем? (В пути. Мотив дороги проходит через всю повесть, и значение его огромно: это не только передвижение героя, это его жизненный путь и путь нравственного перерождения, становления.) -Найдите портрет героя, прочитайте -Кого он напоминает? (Илью Муромца) -А имя? (Ивана –дурочка) -Есть ли упоминание в повести слова «дурак»? (Да, трижды. Граф назовет дураком, когда за спасение семьи Ф. попросит гармонь, писарь - когда герой захочет объявиться, князь скажет: «Иван Головин…очень не умен, а золотой мужик и рачитель…») -Какой вывод можно сделать? (Мы видим перекличку с фольклором. Русский человек всегда думает о душе больше, чем о богатстве, почестях.) -Очарованный странник Иван Флягин. Кто он? Каков его жизненный путь? Об этом расскажет ….. (Смотри материал в приложении, карточка№2) -Какую жизненную позицию высказывает Иван Северьянович? Как, по его мнению, должен жить человек? Просмотрите эпизод с пьяным попиком, перескажите кратко и зачитайте ключевые фразы («Толцытеся» - это для него главный завет Создателя –необходимость действия в самых безнадежных жизненных ситуациях. Ведь уныние, тоска – один из главных грехов.) ФИЗМИНУТКА. - Предлагаю буквально воспринять девиз Флягина и «потолцытеся», т.е. размяться. -Мы услышали рассказ о жизненном пути героя, историю попика, молящегося о самоубийцах, а теперь я вам прочту эпизод из гл. 1 об укрощении коня. Ваша задача: прослушть и сказать, что общего в истории с конем и попиком? (Оба существа, человек и конь, свободны от природы, Проявляют непокорность и, хотя сломлены, не могут это перенести. Они подтверждают жизненные правила лесковского героя – человек должен бороть- ся, терпеть и страдать.) - На пояске Флягина вытканы слова, какие? -В каком произведении подобное наставление читали? («Капитанская дочка») -На что указывает эта деталь, случайна ли она? (Нет, она указывает на стержневое качество характера героя Сегодня мы рассмотрели 1главу – это своеобразная завязка повести. На следующем уроке рассмотрим захватывающие эпизоды из жизни Ивана Северьяновича, в которых он будет «много раз погибать и не погибнет». Вывод. -Давайте еще раз назовем русские национальные черты характера, присущие нашему герою. Индивидуально: убийство монашка…., -спасение семьи графа…, гл.19 … 1вариант – главы 4-5 –В няньках. -2 вариант – главы 5-8 Поединок с татарином. В плену. -3 вариант –главы13-18-испытание героя любовью как высшая проверка его человечности Рефлексия: Какие чувства вызвал у вас герой? -Хочется ли еще встретиться с ним? Оценки.
| Установление контакта с классом, создание рабочей атмосферы, помощь в постановке цели, мотивации Слушает, дополняет, ведет беседу, показывает иллюстрации к произведениям Помогает сделать вывод Вызывает ученика с карточкой, ведет беседу Подводит к выводу, обобщает Проводит физминутку. Представляет ученика с карточкой №2 Выразительно читает отрывок, помогает сделать вывод Кратко записывает на доске Поясняет задание благодарит за урок, выставляет оценки
| Рефлексия на приветствие учителя, осмысление темы, цели, запись в тетрадь Работа по карточкам, слушание, дополнение рассказа, отвечают на вопросы, делают вывод, записыают Слушают ответ ученика, Отвечают на вопросы, Делают вывод, Читают отрывок, находят слово «толцытеся» Ученик рассказывает об основных фактах жизни героя, ребята слушают После чтения делают вывод Ученики называют черты характера, запиывают Запись д/з Рефлексия, выставление оценок в дневник
| ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточка №1 Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Задание: прочитай в учебнике на странице 364 – 365 статью «Смысл названия», подчеркни карандашом главное
и приготовь ответ,(можно чтение) о смысле названия произведения
Карточка № 2 Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Задание прочитай текст несколько раз и приготовь пересказ или выразительно прочитай ученикам.
Date: 2015-10-21; view: 2184; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|