Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Leb I Sol





В начале 70-х музыкальная сцена Скопье была настолько мала, что зачастую будущие участники "Leb I Sol" тусовались в одних и тех же командах. Официально история группы началась 1 января 1976 года, когда Влатко Стефановски (гитара) и Бодан Арсовски (бас) скооперировались с клавишником Коканом Димушевски и барабанщиком Димитрием Чочоровски. Сначала квартет записал несколько синглов для "Radio Skopje", а в 1977-м впервые выбрался за пределы Македонии.

Выступление в Новом Саде повлекло за собой приглашение на молодежный фестиваль в Суботице, где "хлебосольные" ребята взяли приз и получили контракт от "PGP-RTS". В августе того же года "Leb I Sol" отыграли ряд концертов на разогреве у ведущей югославской рок-группы "Bijelo Dugme", причем за ударными сидел теперь Гарабет Тавитьян.

В сентябре прошли сессии дебютного альбома, составленного из джаз-роковых тем с национальным привкусом. Шесть из девяти композиций были полностью инструментальными, а в их сочинение внесли лепту все четверо (хотя наиболее продуктивным являлся Влатко). Пластинка заняла лидирующие позиции в югославском хит-параде, и поэтому при записи второго альбома студийные условия заметно улучшились. "Leb I Sol 2" сохранил стилистику предшественника, одновременно предложив слушателям такие прекрасные вещи как "Aber Dojde Donke", "Marija", "Akupunktura", "Talasna Duzina".

Популярность коллектива существенно подросла, и в 1978 году читатели журнала "Jukebox" присвоили "Leb I Sol" звание "группы года". После третьего альбома, включавшего в себя такие амбициозные номера как "Ruchni Rad", "Kumova Slama", "Verni Pas", команду покинул Кокан, и его место занял Мики Петковски. Впрочем, этот клавишник недолго продержался в седле, и уже в 1980-м состав группы сократился до трио.

Некоторое время "Leb I Sol" занимались написанием музыки к театральным постановкам, а после небольшого тура занялись подготовкой четвертой полнометражки. Сохранив на "Beskonacno" этно-фьюжновую основу, коллектив попытался продвинуться в рок-мэйнстрим. Гарабет вскоре ушел, а за барабаны уселся Драголюб Дуричич.

Следующую пластинку музыканты записывали на "Radio Skopje", причем впервые саунд-продюсом занимались самостоятельно. Если раньше в репертуаре "Leb I Sol" превалировали инструменталы, то на "Sledovanje" все треки были вокализированы. Новый подход принес кое-какие плоды, и песня "Nosim Tvoj Zig" стала национальным радиохитом. Летом 1982-го команда два месяца гастролировала в Америке, где ей довелось поиграть на одних площадках с "Big Country". Сотрудничество с "PGP-RTS" было завершено выпуском акустического концертника "Akusticna Trauma", после чего коллектив перебрался на "Jugoton".

На диске "Kalabalak", выпущенном в 1983 году, ансамбль вернулся к фирменным инструменталкам, а в качестве гостей на сессиях были задействованы клавишник Бобби Мисев и саксофонист Петар Каргов.

Следующая работа, "Tangenta", была примечательна появлением радиохита "Kontakt Je Skup" и присутствием в качестве продюсера легенды кентерберийской сцены Кевина Эйерса.

Десятилетний юбилей "хлебосольная" команда отметила выпуском альбома "Zvucni Zid", на котором были собраны звуковые дорожки к театральным пьесам, кинофильмам и телепередачам. Во время записи пластинки в состав вернулся Тавитьян, но полностью он включился в работу лишь на сессиях "Kao Kakao". Здесь "Leb I Sol" кардинально изменили свою стилистику и, отойдя от джазовых корней, с головой окунулись в поп-рок. Альбом сопровождался рядом хитов, и поэтому на следующей работе коллектив постарался придерживаться избранного направления.

В записи "Putujemo" участвовал вернувшийся в родные пенаты Кокан, но зато спустя год Гарабет вновь уступил установку Драголюбу. Новых работ с тех пор не появлялось, и группа в основном занималась концертной деятельностью. В 1995-м "Leb I Sol" выпустили ретроспективный сборник "Anthology" и, отыграв последнее шоу в Салониках, объявили о самороспуске. Прошло более десяти лет, прежде чем Влатко, Бодан, Гаро и Кокан вновь собрались вместе и начали радовать публику "хлебосольными" выступлениями.



Leb i Sol - дискография

Aльбомы группы:
Leb I Sol (1978, PGP RTB)
Leb I Sol 2 (1978, PGP RTB)
Ručni Rad (1979, PGP RTB)
Beskonačno (1981, PGP RTB)
Sledovanje (1982, PGP RTB)
Akustična Trauma (1982, PGP RTB, 2CD)
Kalabalak (1983, Jugoton)
Tangenta (1984, Jugoton)
Zyučni Zid (1986, Jugoton)
Kao Kakao (1987, Jugoton)
Putujemo (1989, Jugoton)
Zodiac (1990, Third Ear Music)
Live in New York (1991, Third Ear Music)
Anthology (1995, Third Ear Music, 2CD)
Live In Macedonia (2006, Avalon, CD/DVD)
ITAKANATAKA (2008, PGP RTS, CD/DVD)

Альбомы участников:

Влатко Стефановски
Cowboys & Indians (1994, Third Ear Music)
Sarajevo (1996, Third Ear Music)
Gipsy Magic (1997, Third Ear Music)

Никола Димушевски
Music for… (1993, Aura)
Double Life (1993, Aura)
Live (1995, Aura)

Бодан Арсовски
Endless View (1995, Ezgija)

Гарабет Тавитьян и Paramecium
Live (1995, SJF Records)
Garabet Tavitijan (1996, Gemini II)

 

С разрешения vsem, автора статьи

Информация о группе:

Leb I Sol – для меломанов, впервые погружающихся в мир балканского прогрессива, это те самые ритуальные хлеб и соль, без которых у славянских народов немыслима была встреча дорогих гостей. Это высококачественный, можно сказать, первостатейный продукт музыкального экспорта из Македонии, так как группа в пиковые годы существования соединила в своей музыке чисто балканские иррегулярные ритмы и мотивы с сильным влиянием лучших образцов джаз-рока англоязычных стран (Mahavishnu Orchestra, Weather Report и др.), оставаясь во многом самобытным явлением местной рок-среды.
Как мы помним, середина 1970-х – это вершинное время для истории джаз-рока: альбомы одних корифеев жанра совсем недавно записаны и на слуху (прежде всего, альбомы Джона Маклафлина и его вышеупомянутого MO), другие с пылу с жару подаются к столу джазовых гурманов (сольные работы Аллана Холдсуорта, альбомы Return To Forever). Вот этими-то альбомами, а также музыкой первых югославских прогрессивных групп оказался увлечён будущий лидер Leb I Sol Влатко Стефановски (Vlatko Stefanovski).

Он родился в 1957 году в театральной семье, жившей в македонском городке Прилеп. Начиная с 1970 года (т.е. будучи в возрасте 13 лет), он стал усиленно заниматься гитарой - и уже к 17-ти годам имел за плечами опыт игры в нескольких местных музыкальных коллективах, наиболее известным из которых был последний – рок-группа Breg под управлением талантливого клавишника Мики Петковски (Miki Petkovski). В конце 1975 года Мики получил приглашение занять место в рядах Smak, одной из старейших прог-групп Югославии (он будет сотрудничать с этой группой в течение 1976-1979 гг.), и потому распустил собственный состав.
Влатко, которому не успело ещё исполниться 18-ти лет, принял решение о создании своей группы. Кроме него, в её состав вошли талантливый басист Бодан Арсовски (Bodan Arsovski), увлечённый джазом клавишник Кокан Димушевский (Nikola ‘Kokan’ Dimuљevski) и ударник Дмитрий Чочоровски (Dimitrij Čočorovski). Как гласит официальная история Leb I Sol, это случилось 1 января 1976 года…

Весь первый год группа занималась репетициями, а к его концу получила возможность поработать один день в студии на радио г.Скопье. Тогда практически вживую (за 2 часа) были сделаны записи первых 4-х композиций коллектива, среди которых была и «Devetka» (она открывает первый альбом Leb I Sol, и эта альбомная версия демонстрирует уже более профессиональное исполнение). А в начале 1977 года группа дала первый концерт в г.Нови Сад, а затем с успехом выступила на музыкальном фестивале в г.Суботица, где и была рекрутирована лейблом PGP RTB. Первые записи на этом лейбле группа начала в сентябре, но уже к этому моменту (а именно в середине лета) состав впервые был реформирован и предстал в том виде, который сегодня считают «классическим»: место за ударными занял Гаро Тавитьян (Garabet ’Garo’ Tavitijan), давний знакомый Влатко, с которым они вместе играли в группе Breg.


 

Первый, одноименный альбом группы поступил в продажу в начале 1978 года и привлёк внимание в широкой среде югославских любителей рока: поражала чрезвычайно зрелая и слаженная манера исполнения разнопланового материала (большей частью – инструменталов), которую демонстрировали весьма молодые музыканты. На первом LP слушателей поджидала музыка, которая уже была сопоставима с творчеством лучших европейских исполнителей джаз-рока. А Leb I Sol не прекращали студийной работы: в том же году на указанном лейбле вышли синглы «Nie Četvoricata» / «Devetka» и «Talasna Duћina» / «Dikijeva Igra» и следующий LP – «Leb I Sol 2», в музыке которого тяга музыкантов к переплавке фольклорных мотивов в горниле джазовых ритмов получила развитие. Также музыканты выступили на фестивале в курортной Опатии, где получили приз именно за оргигинальное обращение с балканской музыкой, после того как публика услышала две наиболее яркие композиции со второго альбома – «Aber Dojde Donke» и «Talasna Duћina» (замечу, что автором слов этой песни был Горан Стефановски, родной брат Влатко и будущий македонский драматург, который сотрудничал с группой как поэт по 1983 год включительно). Итогом этой череды концертов-записей явилось то, что Leb I Sol были признаны в Югославии «группой года».

В следующем году – запись альбома «Ručni Rad», завершающего триаду ранних, классических работ коллектива и воспринимаемого многими рецензентами в качестве вершины творчества группы. Однако после записи LP группу оставил клавишник Димушевски, и его место на несколько месяцев занял старый знакомый Влатко и Гарабета – Мики Петковски, бывший лидер их прежней группы Breg, который к этому моменту окончательно вышел из состава Smak. Но в 1980-м ушёл и он. Тогда басист Бодан предложил друзьям прекратить поиски клавишника и работать в формате трио… Разумеется, это не могло не сказаться как на будущем материале, так и на стиле его преподнесения.

На альбоме 1981 года «∞» (другое название – «Beskonačno») джаз-рок, исполняемый Leb I Sol, поворачивается к слушателю своей роковой стороной: прежде манера игры Влатко как гитариста была очень мягкой, почти камерной, в целом более интеллигентной и «тёплой», а теперь в его игре проступают черты «холодного», холдсуортовского фьюжн-стиля. Однако и здесь присутствует традиционная для группы обработка фольклорного материала (например, в виде вариаций на темы народной песни «Ajde sonce zajde»


После записи группу неожиданно оставляет и ударник Гаро. Это был практически закат работы «классического» состава группы, но пока не закат её самой: пусть запасы балканской соли изрядно поубавились, но хлебом европейского джаз-рока некоторое время ещё можно было кормить публику (хотя, вспомним, начало 80-х – время, для интеллектуальных жанров рока крайне неудачное: былых гурманов сменяет поколение потребителей поп-фастфуда).

Устранив брешь в составе с помощью опытного ударника Драголюба Дюричича (Dragoljub Đuričić), известного по работе в рок-коллективе «Yu Grupa», музыканты записывают в следующем году LP «Sledovanje», который удручает своей коммерческой ориентированностью: во-первых, джаза стало ещё меньше, а во-вторых – впервые на альбоме группы нет ни одного инструментала! Зато в том же 1982 году Leb I Sol гастролировали по Америке, а в следующем –впервые посетили Россию…

Завершением длительного периода сотрудничества со столичным лейблом PGP RTB стал выпуск двойного альбома «Akustična Trauma», полностью запечатлевшего концерт, который группа дала весной 1982 года и на котором были исполнены лучшие вещи с ранних альбомов коллектива. Это можно было бы назвать прощанием с настоящим джаз-роком… Потому что в 1983 году группа сменила записывающую компанию; с этого времени и до начала 90-х Leb I Sol сотрудничали с загребским лейблом Jugoton, который в гораздо большей степени был ориентирован на выпуск поп-продукции.

Следующие пять LP были выпечены здесь, и чем дальше двигалась группа, тем явственней давала себя знать ориентация на производство поп-хитов. Кроме того, странно трансформировался состав: Гаро Тавитьян возвратился и вновь ушёл, и вновь его сменил на ударных Дюричич; в конце этого периода появился и Кокан Димушевски (в конце 80-х Влатко и Бодан решили вернуть звук клавишных, да ещё и духовые добавить); на альбомах «гостили» различные югославские поп-вокалисты…

В 90-м году начался новый период существования Leb I Sol, который я здесь назову «периодом полураспада». Начало его было ознаменовано тем, что и со вторым, загребским лейблом группа рассталась: Влатко организовал собственный частный лейбл Third Ear Music. Ему и Бодану хотелось реализовать себя в чём-то ещё, помимо концертов. И в конце 70-х, и в 80-х годах они пробовали себя в создании музыки для кино и театра – и весьма успешно. Поэтому первым альбомом, записанным на новом лейбле, стал LP «Zodiac», содержащий музыку к одноименному балету, поставленному Национальным Театром Македонии. Практически это творчество данного дуэта, но, поскольку другие участники текущего состава Leb I Sol оказались привлечены к записи, этот LP фигугирует в офоциальной дискографии группы… После этого на лейбле был выпущен «живой» альбом «Live in New York», явившийся итогом турне по США и Канаде (1991 год), - и всё, коллективная деятельность потихоньку начала угасать: на протяжении 90-х музыканты занимались сольными проектами… В декабре 1995 года, сразу после греческих гастролей, группа прекратила существование…

Правда, в середине 2006-го у музыкантов случился приступ ностальгии – и Leb I Sol собрались в своём классическом составе (Влатко, Бодан, Кокан, Гаро) и даже устроили многомесячный тур в честь 30-летия группы, исколесив территорию всей бывшей Югославии. Однако по окончании выступлений группу навсегда покинул её отец-основатель – Влатко Стефановски. Последние несколько лет он выступает то в сопровождении своего Stefanovski Trio, а иногда – с причудливым Balkan Horses Band, коллективом, состоящим из известных музыкантов, представляющих разные страны Балканского региона.
Однако в начале 2008 года вышел в свет CD «ITAKANATAKA», материал для которого записал состав, чьё название обозначено так: «Leb I Sol feat. Dado Topić». Здесь от «классического» состава остались только Бодан и Кокан: по-видимому, остальные исполнители были набраны, чтобы иметь возможность поэксплуатировать знаменитое имя и в очередной раз заработать на хлеб, на соль… Альбом хороший, на нём даже присутствует обработка очередной народной песни, но… Но это уже не фонтанирующий джаз-роковыми идеями, фантастический, колоритный Leb I Sol, а прилизанный, причёсанный евросоюзным музыкальным гребнем smooth-jazz…

 







Date: 2015-10-21; view: 424; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию