Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






September





Janez Boncina – вокал
Tihomir Pop Asanovic – клавишные
Petar Ugrin – труба, скрипка
Braco Doblekar – саксофон, перкусия
Karel Novak Carli – бас-гитара
Ratko Divjak – ударные


Группа September была образована в городе Любляне (Словения) в сентябре 1975 года.

Еще одна словенская группа на сей раз состояла из известных и профессиональных музыкантов, также работавших на стыке джаза и рока. Инициаторами создания ансамбля являлись один из самых лучших органистов в бывшей Югославии – Тихомир Поп Асанович (Tihomir Pop Asanovic), а также известный певец Янез Бончина (Janez Boncina), которые познакомились еще в конце 60-х годов, когда выступали вместе в группе Generals.

Впоследствии пути будущих основателей разошлись: Асанович работал вместе с группами Time и Pro Arte, а Бончина основал ансамбль Srce. Однако музыканты всех четырех ансамблей были крепко повязаны друг с другом и встретились в рамках проекта Jugoslovenska Pop Selekcia под руководством известного композитора Джорджа Новковича (Dorde Novkovic), который записал единственный чисто инструментальный альбом Slatka Lola, ставший прямой предтечей группы September.

Наряду с Аслановичем и Бончиной в первый состав вошли столь же профессиональные и яркие музыканты, как дипломированный трубач и скрипач Петар Угрин (Petar Ugrin), басист Чарли Новак (Karel Novak Carli, ex-Generals, Srce), саксофонист и перкуссионист Брацо Доблекар (Braco Doblekar, ex-Generals, Pro Arte) и барабанщик Ратко Дивьяк (Ratko Divjak, ex-Time).

Первый альбом Zadnja Avantura («Последняя авантюра») был записан и выпущен в 1976 году. Его название иронично подчеркивало череду бесконечных проектов музыкантов и намекало на краткосрочность этого. Но в данном случае эти, в основном? Джазовые музыканты собрались, чтобы попробовать себя в роке, что привело к созданию вполне жизнеспособного и полноценного джаз-рокового коллектива.

Все композиции альбома были написаны лидером Янезом Бончиной, и лишь «Ostavi Trag» создана совместно с Дадо Топичем (Dado A.Topic, ex-Time). К слову, это единственная песня, которая является чистым джазом на альбоме. Вещь «Zivot Nema Pravila» очень напоминает блюзовую балладу «Kralj Alkohol» из репертуара той же отличной блюзовой команды Time, а «Noc Kradljivaca» выделяется динамикой рока и гитарными соло, которые редко можно услышать на альбоме в целом. Последняя песня также вошла в очередной ежегодный сборник выступлений с фестиваля «Boom», вышедший в том же году.

Характерно, что в музыке September часто используется солирующая скрипка на манер Жан-Люка Понтии (Jean-Luc Ponti), а заявленные саксофон и труба не используются вообще. В этом же году музыканты поучаствовали в ряде молодежных фестивалей, проходивших в СССР, Восточной Германии и на Кубе, где они представляли Югославию.

В конце 1977 года группу покинули Чарли Новак, Петар Угрин и Ратко Дивьяк, на замену которым пришли гитарист Марьян Маликович (Marjan Malikovic, ex-Kameleoni, Srce), басист Ядран Огрин (Jadran Ogrin, ex-Kameleoni) и ударник Нелфи Депангер (Nelfi Depander,, ex-Kameleoni). В начале 1978 года музыканты в полном составе отправились в Америку (штат Флорида), где в студии «Seabird Recording Studio) записали свой новый альбом Domovina Moja («Моя Родина»), ставший последним.

Этакое радостное, отпускное настроение наложило отпечаток и на обложку, на которой изображен взлетающий самолет, и на новые композиции, вроде «Florida». Конечно, перемены в составе и смена окружающей обстановки привнесли в звучание новые краски. Большинство композиций написаны в более легкой, мелодичной манере, и пропитаны жарким солнцем и пляжной экзотикой какого-нибудь Майами. Так, в музыке теперь можно найти отголоски работ Chicago и других ансамблей, ориентированных на коммерческий джаз. Но, с другой стороны, больше простора стало для клавишника Тихомира Асановича и гитариста Марьяна Маликовича. Все композиции достаточно высокого авторского уровня, но особенно выделяется продолжительная восхитительная «Mom Gospodinu Pristojna Pjesma» с интонациями арт-рока.

Последнее выступление группы состоялось 5 ноября 1979 года, после чего она распалась. Сейчас можно с уверенностью сказать, что оба альбома хороши, но тогда пластинки September ждала печальная участь полного забвения, что, к счастью, не коснулось самих участников. Впрочем, в 2003 году вышел сборник The Best Of September, который неожиданно вызвал волну интереса у публики к коллективу. В результате музыканты в лице Янеза Бончины, Тихомира Асановича, Ратко Дивьяка и Тулио Фурланича (Tulio Fulanic, ex-Kameleoni) собрались вновь и провели ряд выступлений.


Янез Бончина продолжил успешную сольную карьеру в качестве певца, а Брацо Доблекар и Петар Угрин были заняты своим любимым джазом. Особняком стоит сольная карьера Тихомира Поп Асановича, две очень раритетные пластинки которого отличает высокое качество материала. Они будут интересны любителям как джаза, так и рока.

 

Фрагмент книги Андрея Гаевского «Рок Восточной Европы»

 

Smak

Slobodan Kominac Koma – вокал
Radomir Mihjlovic Tocak – гитара
Misa Nicolic – клавишные
Zoran Milanovic – бас-гитара
Slobodan Stojanovic Kepa – ударные


Легендарная группа Smak была образована в небольшом городке Крагуевац (Сербия) в 1971 году гитаристом Радомиром Михаловичом (Radomir Mihjlovic) по кличке Точак (Tocak) - «Колесо».

В самом раннем периоде этот ансамбль в основном занимался концертной деятельностью и искал свой собственный стиль. Тогдашний репертуар состоял из произведений таких ансамблей, как Santana, Jethro Tull, The Rolling Stones и др. Лидер группы Радомир Михалович (далее Точак) очень быстро заявил о себе, как об одном из самых перспективных и самобытных югославских гитаристов, ориентированных на жесткое и энергичное звучание в роке. Будучи представителем именно югославской рок-сцены, в его игре, тем не менее, угадываются интернациональные блюзовые корни.

В начале 70-х был образован основной состав участников: Точак (гитара), Зоран Миланович (Zoran Milanovic, бас-гитара), Слободан Стоянович Кепа (Slobodan Stojanovic Kepa, ударные). За исключением этих трех музыкантов все остальные участники менялись часто. Лишь в 1973 году появился более-менее постоянный вокалист Борис Аранджелович (Boris Arandelovic), резкий и характерный голос которого можно услышать на всех классических альбомах «золотого» периода. Здесь же оставил свой самый значительный след (вне сольных работ) талантливый клавишник Лазарь Ристовски (Lazar Listovski).

К 1975 году ансамбль выпустил только три сингла, на двух из которых был представлен первый хит – инструментал «Ulazak U Harem». Популярность группы стремительно набирала обороты, и уже в том же, 1975 году, они открывали концерт Deep Purple, проходивший в Белграде. Успех первых синглов и концерта подготовил почву для выпуска первой пластинки-гиганта Smak, ставшего одним из самых продаваемых дисков в истории югославского рока. Всю вторую сторону винилового диска занимала единственная композиция, протяженностью в девятнадцать минут! Несомненно это было самое искреннее и самобытное отдельное произведение в дискографии Smak, рожденное блестящим творческим дуэтом Ристовски-Точак. Данный альбом почти полностью принадлежит прогрессивным территориям в роке.

В начале 1976 года ансамбль совершил поездку в Нью-Йорк, по следам которой был записан документальный фильм «Smak In New York». Турне было приурочено к выпуску нового мини-альбома Satelit. За оставшееся время года Точак успел записать свой первый сольный альбом R.M. Tocak, также имевший большой успех среди любителей гитарного рока.

В 1977 году Лазар Ристовски уступил место другому знаменитому клавишнику по имени Микки Петковски (Miki Petkovski). Именно с ним в Лондоне группа записала свой самый коммерчески успешный альбом Crna Dama («Черная Дама»), после которого группа стала хорошо известна в Восточной Европе. Впрочем, успех был предсказуем: альбом состоял из чрезвычайно красивых, ярких и эффектных композиций. Сохраняя довольно жесткий хард-роковый базис, стилистика ансамбля несколько качнулась в сторону джаз-рока.


В 1978 году новым клавишником стал Тибор Левэй (Tibor Levay). Очередной альбом Stranice Naseg Vremena («Страницы нашего времени») также записывался в Лондоне. И хотя по выразительности представленный материал немного уступал своему предшественнику, несколько классических композиций вытянули эту программу в число лучших работ. Особенно выделялась своей прогрессивной направленностью одиннадцатиминутная пьеса «Ponocni Lovak (Birka 18)», которая закрывала альбом.

Группу заметили не только в странах Восточной Европы, но и на Западе. Был подписан контракт с западногерманской фирмой «Bacillus Bellaphon», после чего были выпущены экспортные версии последних двух альбомов: Black Lady и Dab In The Middle.

Увы, им не удалось закрепить творческий успех. Выпущенный в 1980 году альбом Rock Circus явно был создан в дань моде на «новую волну», проникшую даже в Восточную Европу. Несмотря на хорошие продажи, скучный банальный хард-рок с предельно упрощенными аранжировками и припевными куплетами прямо способствовал быстрому забвению этого проекта. Впрочем, тогда всем вообще было не до музыки: умер президент Югославии – товарищ Тито.

Новый альбом Zasto Ne Volim Sneg («Почему не любим снег») полностью восстановил реноме группы, а многие поклонники считают его завершением «золотого» периода. Дело в том, что этот проект планировался, как очередной сольный альбом Точака, но звукозаписывающая фирма настояла на том, чтобы он был выпущен под маркой Smak. Обернутый в черный конверт, он был посвящен безвременно погибшему брату Точака. Естественно, преобладает грустное, задумчивое музыкальное настроение, которое полностью соответствует лирике.

В первой половине 80-х Точак открыл собственную школу гитаристов, а участники ансамбля занимались сольными проектами. Вообще, в те годы группа значительно снизила свою творческую активность. Отчасти это объясняется творческим кризисом, а отчасти и потерей интереса у публики.

Очередной реюнион состоялся в 1992 году в оригинальном составе 1975 года, снова с Лазой Ристовски на клавишах. Ансамбль успешно концентрировал по Сербии, результатом чего стал первый «живой» альбом odLIVEno, вышедший почему-то только на аудиокассете. В записи поучаствовал один из лучших гармонистов в бывшей Югославии – Пера Джо (Pera Joe).

В 1993 году Точак собрал краткосрочный ансамбль Tek, как со старыми, так и совершенно новыми, неизвестными нам участниками. Вместе они написали музыку к фильму «Byzantine Plavo», которая на одном из конкурсов получила приз как «лучшая звуковая дорожка к фильму». Однако уже через год они решили возвратится к прежнему привычному названию – Smak. Помимо ветеранов Точака и Кепы, в записи нового альбома Биоскоп Fox участвовали молодые музыканты: Деян Стоянович Кепа мл. (Dejan Stojnovic Kepa Jr., второй ударник и сын Кепы-старшего), Деян Найданович Найда (Dejan Najdanovic Najda, вокал), Влада Самаржич (Vlada Samardic, бас-гитара) и Милан Милосавлевич Микица (Milan Milosavlejevic Mikica, гитара).

Четыре года спустя бас-гитарист Влада Самарджич покинул группу, а заменил его Сале Маркович (Sale Markovic), после чего музыканты выпустили еще несколько концертных и студийных альбомов.

Последний на сегодняшний день релиз Egregor характеризуется полным отказом от какой бы то ни было коммерциализации звучания, и возвращает нас к истокам Smak. Сегодня группа исполняет весьма утяжеленный, экспериментальный хард-джаз-рок с упором, естественно, на гитару. Общее впечатление чуть не испортил вокалист, который не столько поет, сколько выкрикивает «Alo» в духе одноименной балластовой песни с альбома Crna Dama.

В целом, группа Smak оставила значительный и яркий след в истории югославского рока.

 

Фрагмент книги Андрея Гаевского «Рок Восточной Европы»

 







Date: 2015-10-21; view: 354; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию