Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Простота
Говорить просто, двигаться просто, показывать простые картинки… Несмотря на то что речь все-таки идет о сложных технических изобретениях, все воспринимается и понимается легко даже людьми, не способными самостоятельно настроить почту в мобильном телефоне. Упрощай! Таков закон современного оратора. Упрощай, но не доводи до крайности.
Внимание к структуре (2006)
Однажды мне пришло письмо, которое оказалось сложным в восприятии, и я сначала не понял почему. Но, прочитав его второй раз, я нашел ответ.
«Часто бывают ситуации, когда объясняешь, как куда-то доехать, как пользоваться каким-то прибором, компьютерной программой, объясняешь этапы оформления документации, а человек усваивает только первых два-три действия, потом начинает все путать, ситуация осложняется, если разговор происходит по телефону с незнакомым человеком и невозможно дать ему чертеж, схему, памятку. Проблема восприятия возникает, если мне сообщают какую-то нужную, но совершенно новую информацию, в голове словно блок появляется. Как преодолеть внутреннее сопротивление пониманию и запоминанию новой информации, сделать разговор эффективнее?»
На первый взгляд кажется, что это один вопрос. Но на самом деле здесь их целых два: как лучше объяснять что-то сложное для понимания и как преодолеть внутреннее сопротивление новой информации? Если бы первый абзац завершался вопросом, то структура письма была бы четче, и мне не пришлось бы дважды перечитывать его. Итак, отвечу на оба вопроса. 1. «Как объяснять что-то сложное для понимания так, чтобы вся информация легко воспринималась и запоминалась?» Одна из проблем выявлена – неструктурированность сообщения. Хотите, чтобы вас понимали лучше и запоминали сказанное, – обязательно структурируйте свою речь. Можете просто перечислять: «во-первых», «во-вторых», можете сравнивать черное с белым или прошедшее с настоящим, можете разделять свое сообщение вопросами на блоки – как угодно, но облегчите слушателю восприятие. Он не должен за вас думать и решать, что здесь к чему. Один из важных элементов структурирования – пауза. Чтобы успеть обработать услышанную информацию из пяти или шести предложений, человеку нужна передышка. Если вы продолжаете говорить, то срабатывает защитная реакция, и часть информации просто выбрасывается сознанием. Так люди не запоминают сказанное. Делайте паузы, не спешите говорить, переспрашивайте. Результат не заставит себя ждать. Последний совет, который поможет в передаче сложной информации, труднее всего исполнить. Звучит он так: перестаньте говорить на своем языке, переходите на язык собеседника. Вот образец инструкции, которая лежит сейчас передо мной в номере гостиницы «Западная» городка Переславль-Залесский:
«С 0:00 до 6:00 часов оплата производится по тарифу за полные сутки, но которые при этом заканчиваются по тарифу в 12:00 текущего дня, после чего, если клиент продолжает проживание, для него наступают следующие сутки, подлежащие отдельной оплате».
Этот текст, слово в слово, я услышал по телефону от администратора гостиницы и ничего не понял. А вот так, думаю, все было бы куда яснее:
«Если вы приедете к нам ночью, то заплатить нужно будет за полные сутки, начиная с 12 часов предыдущего дня. Номер останется в вашем распоряжении все утро и первую половину дня до 12 часов. Вы можете хорошо выспаться, перекусить в нашем кафе (завтрак входит в стоимость номера). С 12 дня начнутся новые сутки, которые надо будет оплатить согласно действующему тарифу».
2. «Как преодолеть внутреннее сопротивление пониманию и запоминанию новой информации, сделать разговор эффективнее?» Сегодня можно говорить о проблеме рассеянного внимания и информационной усталости, причина которых в том безумном количестве данных, которое обрабатывает наш мозг в течение дня. Совет один: грамотно перераспределить нагрузку, так, чтобы появились часы тишины и покоя, спорта и прогулок, когда в ушах не играет музыка, а глаза не пробегают одну колонку новостей за другой.
Суд над подсказками (2008)
В судебной практике нашей страны сложилась традиция, когда произнесение речи в суде карается гневом и проигрышем дела. Традицию трудно нарушать, ведь у нас в таких ситуациях принято бормотать речи защиты и обвинения. Я встречал судей, которые на попытку молодых юристов произнести речь, не заглядывая в бумаги, реагировали абсолютно неадекватно. Поэтому молодые специалисты и не стремятся развить свои ораторские навыки. Примерно такая же ситуация произошла с одним нашим читателем. Он работает юрисконсультом около 25 лет, и от эффективности его выступлений зависят результаты судебных решений. Вот что он пишет:
«Хочу вам признаться, что очень часто мои выступления и неэффективны, и неэффектны, хотя в основном судебные решения выносятся в мою пользу. Этому, наверное, способствует знание судей – знакомство с ними за длительный период работы, но, надеюсь, не только. Сам я часто бываю недоволен своими выступлениями, читаю из текста исковых заявлений или отзывов и др. Я не умею говорить свободно, без бумаги. Можно это изменить и улучшить?»
Я уверен, что развить в себе навык свободного говорения без бумажной подсказки под силу каждому человеку. 1. У вас есть написанный текст, который вы хотите воспроизвести, но сделать это без бумажки невозможно. Значит, надо изменить принцип подготовки. Хватит писать тексты. Пишите только ключевые мысли, а потом несколько раз проговаривайте про себя будущую речь, опираясь на этот каркас из словосочетаний и предложений. 2. Хорошо при подготовке использовать учебную доску и рисовать на ней схему будущей речи. Так логические связки станут для вас гораздо яснее. У меня в офисе, например, есть доска и флипчарт. Когда мне надо подготовить материал, я беру в руки маркер. Это как создать план будущего сражения. Обратите внимание: так легче запомнить всю речь, потому что видишь ее «с высоты птичьего полета», а не ползешь на брюхе по абзацам. 3. Тренируйтесь говорить всегда и везде. Пошли в баню? Нечего отмалчиваться по поводу головы Зидана и живота Матерацци. Взяли и произнесли речь на двадцать минут, пока вас не погнали из парной.
Уверяю, что если идти таким путем, то однажды дурная привычка говорить по бумажке оставит вас навсегда.
Зеркало страха (2006)
Лицо – это кладезь информации. Какой? Начнем с того, что в лице три уровня – три группы мимических сигналов. Первая – постоянные сигналы: цвет кожи, форма лица, строение костей и хрящей и т. п. По этой информации мы часто определяем расовую и национальную принадлежность человека, его пол, иногда делаем не вполне обоснованные выводы о чертах его характера (высокий лоб – умный, твердый подбородок – волевой). Вторая группа – медленные сигналы. Это наши постоянные морщины, шрамы, изменения упругости кожи… Вот уж действительно прав был Гюго, говоря, что «лицо человека вылеплено его совестью и жизнью». Так и ходят одни с маской вечного недовольства на лице, а другие – с печатью жизнерадостности и доброты. Третья группа – быстрые сигналы, мгновенные изменения мимики под воздействием внешних обстоятельств или внутренних переживаний. Мимика подчеркивает, уточняет произносимое нами, а может против нашей воли выражать то, что хотелось бы скрыть. Однажды мне пришлось прочитать нотацию маленькому мальчику по имени Егор. Но как же трудно хмурить брови, когда улыбка так и лезет на лицо! Само собой, шалун это заметил, и все дальнейшие «угрозы» были как горох об стену.
Нам бывает очень трудно скрыть свои чувства. Можно научиться успокаивать дыхание, освобождать тело от лишних зажимов, но как справиться с мгновенной реакцией лицевых мышц, с покраснением щек, с расширением зрачков? Вероятно, подобное под силу человеку, великолепно контролирующему себя, – этакому Быстрому Оленю из племени Сиу. Я к подобным не отношусь и больше интересуюсь не умением скрыть, а умением продемонстрировать. Зная один из важнейших законов речевого общения – «говорить больше глазам, а не уху», – надо помнить и о выразительности собственного взгляда. Что мешает этому? Скрытность, неуверенность в себе, настороженность в отношении других людей и нелюбовь к ним. Глаза – зеркало души. Если существуют барьеры между мной и другим человеком, то говорить о выразительности сложно. Взгляд, ищущий что-то на полу или на потолке, уходящий от прямого контакта с глазами собеседника, бегающий, суетливый – какая уж тут выразительность! Чтобы «взгляд зажигал», необходимо позаботиться о том, что будет поддерживать огонь, то есть о внутреннем содержании: узнать материал и увлечься темой, загореться желанием изменить слушателя и найти свою точку опоры. Важно следить за тем, чтобы слушатели могли видеть ваши глаза, – не прикрывать веки, не надевать очки с затемненными стеклами, не переводить суетливо взгляд с одного лица на другое, не закончив мысль.
Мамочки, я слова забыл (2013)
Однажды каждый из тех, кто выступает публично, сталкивается с проблемой потери нити речи и лихорадочного поиска слов. Что делать в такой ситуации? 1. Вам необходимо изменить способ подготовки к выступлению. Старайтесь не записывать текст и не учить его наизусть. Потратьте время на уяснение для себя того, что именно вы будете говорить, при этом письменно фиксируйте лишь ключевые мысли. Потом многократно проговаривайте речь про себя, чуть меняя акценты, но не заучивая ее. Когда вы пишете текст целиком, а затем пытаетесь его воспроизвести, вы резко усложняете себе задачу. Во-первых, вы вынуждены в режиме реального времени «переводить с одного языка на другой», ведь устная и письменная речь отличаются друг от друга. Во-вторых, вам приходится тратить больше усилий на то, чтобы вспомнить материал, и меньше – на установление отношений с аудиторией, что приводит к потере контакта и появлению чувства неловкости, дискомфорта. Люди сразу различают ложь «неживого» текста и уже не воспринимают вас как опытного оратора. 2. Вы можете использовать карточки, написав на каждой из них ключевое слово или словосочетание и создав таким образом каркас из опорных точек. Только обязательно потренируйтесь работать с карточками. Выберите подходящий формат и толщину картона. 3. Всегда нужно точно формулировать ответ на вопрос, что именно вы хотите сказать публике. Желательно одной звучной фразой, одним предложением. Как это делали большевики: «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим, мир – народам». Если вы потеряли направление речи, повторите про себя или вслух главную мысль и начните развивать ее вновь другими словами, размышлять о ней. Это вернет вас к реальности, а слушатели не заметят сбоя, так как вы не отдалитесь от главного. 4. Если совсем плохо и вы ничего не соображаете, честно признайтесь, что переволновались, и попросите слушателей подождать, пока вы полистаете свои записи. В любом случае надо идти на контакт с людьми, а не прятаться от них, как того хотелось бы. 5. В такие секунды физическое состояние резко ухудшается, во рту может стать сухо. Прикусите слегка кончик языка. Появится слюна, а боль вернет вас к реальности.
Резонансы аудитории (2009)
Одной из причин стресса во время выступления оказывается неверная настройка на аудиторию. Как бывает обидно, когда после хорошей подготовки начинаешь говорить – и вдруг понимаешь, что твои мысли не вызывают никакого интереса. Аудитория ведет себя вовсе не так, как хотелось. Нет живой реакции: никто не улыбается, не кивает. А бывает еще хуже: какой-нибудь слушатель вдруг подаст голос и что-нибудь скажет, совершенно тебе ненужное, а аудитория поддержит его дружным смехом. Как хочется в эту минуту спрятаться, провернуть часы назад, исчезнуть с глаз долой. Но ты прикован к месту и лишь ощущаешь, что теряются все мысли и остаются лишь обрывки слов. Внимание становится рассеянным, взгляд начинает суетливо выхватывать отдельные лица, спина нервически напрягается, губы искривляет глупейшая улыбка, а в голосе появляются предательские попискивания. Спрашивается, а разве заслуженно? Разве не были потрачены часы на подготовку материала, или ты впервые говоришь с людьми? Нет. В чем дело? Произошла неправильная оценка аудитории, ее ожиданий, ее настроений. Мы как-то привыкли к тому, что аудитория изначально обязана быть нашим союзником. А с какой стати? Наоборот, сегодня уровень критического мышления очень высок. Никто не желает кушать мякину. Потому стоит привыкнуть, что вас всегда будут оценивать именно критически. Это в Западной Европе или Америке выдают аванс в виде аплодисментов каждому, кто появляется на ораторском месте. Там похлопают и неудачному выступлению. У нас аплодируют редко, чего ладони-то отбивать? Вот и получается, что вышел выступающий, увидел лица сидящих в зале и растерялся. Еще бы… Речь – это борьба. Не стоит ждать милости от природы. Лучше раз и навсегда понять, что любовь публики обращена не на человека, который соизволил появиться перед ней, а на ту пользу, что люди могут получить взамен потраченного времени. Поэтому оратор должен холить и лелеять в себе чувство независимости. И несмотря ни на что любить свою аудиторию, потому что лед можно растопить только этим искренним чувством. Настройка на аудиторию включает в себя и процесс изучения будущих слушателей. Кто они? Зачем придут? Что хотели бы получить в результате общения? Каковы их настроения и привязанности? Ответы на эти вопросы определяют не только содержание, но и стиль подачи материала. В конечном итоге оратор и аудитория должны резонировать. «Ты и я одной крови» – это про хорошее выступление. Бывает, что выступающий делает ставку на привычный способ общения, но сталкивается с неприятием себя, своего языка, своего метода. Так случилось недавно с одним из моих приятелей. Окончивший художественный вуз, гуманитарий до мозга костей, он попал к технарям, уважающим прагматику простых правил. Изящность слов наткнулась на требование рациональности, образность мышления – на правильную системность. Что в итоге? Упрямое недовольство друг другом. А ведь все могло бы быть иначе, если б он изменил подход. Меняться нетрудно. Мы занимаемся этим всю жизнь. Страх пропадает, когда ты начинаешь бороться с ним. Будь готов ко всему! Не жди удачного расположения звезд! Боишься – делай шаг вперед!
Комментарий к тексту Алана Пиза (2007)
Меня попросили прокомментировать текст из книги Алана Пиза, посвященный уверенному публичному поведению. Книги этого автора о языке жестов пользуются популярностью. С какими-то его идеями трудно не согласиться, а с чем-то – не грех поспорить. Это всего лишь материал для размышления. Возможно, кто-то из читателей не примет моих комментариев.
«Если вам предстоит выступать перед какой-то аудиторией, очень важно представлять себе, каким образом слушатели воспринимают и усваивают информацию. Во-первых, никогда не говорите в начале выступления о том, что вы волнуетесь и нервничаете, иначе аудитория сразу же начнет искать соответствующие сигналы языка телодвижений и обязательно их найдет. Уверяем вас, если вы сами об этом не скажете, никто и не догадается, что вы волнуетесь».
Иногда стоит признаться аудитории в своем волнении. Это вполне приличный способ как для новичка, так и для профессионала. Такой прием помогает, я сам прибегал к нему не раз. Происходит легитимизация состояния, и страха как не бывало. Только использовать подобное признание стоит в тех случаях, когда слушатели изначально настроены дружелюбно. Что же касается признаков волнения, видимых аудитории, то замечу, что аудитория видит все, просто не реагирует. А что они должны сделать, заметив, что у вас трясутся руки? Заорать? Затопать ногами? Да нет, обычный человек просто сидит и думает: «Слава богу, что это не я там».
«Во-вторых, как можно чаще используйте жесты уверенности, даже если будете умирать от страха. Складывайте ладони в “шпиль”, используйте открытые и закрытые положения ладоней, говорите смело и напористо».
От того, что ты часто стучишь лбом в половицу, сильнее веровать не станешь. Количество «шпилей» в твоем выступлении никак не повысит уровень уверенности, а обмануть аудиторию не удастся. Вообще такого рода древнегреческая театральная практика с ее постановочными жестами никакого отношения к современному ораторскому мастерству не имеет. А вот говорить смело и напористо стоит. Эта сила дыхания, идущая от диафрагмы, поможет оратору преодолеть страх.
«Не указывайте на слушателей, не скрещивайте руки на груди, не прикасайтесь к лицу и не вцепляйтесь в края кафедры».
Почему? Такая категоричность лишь убаюкивает читателя. «Ага! – говорит он. – Я буду следовать таким простым советам и стану успешен». В выступлении есть моменты, когда просто необходимо указать, скрестить руки, опереться. Это вопрос цели и выбора средств. Не стоит так примитивно ограничивать свои действия.
«Исследования показывают, что люди, сидящие в первых рядах, гораздо лучше усваивают информацию. Отчасти это объясняется тем, что в первом ряду обычно сидят наиболее активные и способные слушатели, кроме того, они более внимательно слушают лектора, чтобы тот к ним не придирался. Слушатели, сидящие в средних рядах, также довольно внимательны и задают много вопросов. Средние ряды считаются наиболее безопасной зоной зала, поскольку они со всех сторон окружены людьми. Самые невнимательные слушатели садятся на боковые места и на последние ряды».
Классификация слушателей любопытная. Может, в Австралии так и есть, но в России своя специфика. Первые ряды занимают «ботаники» и «начальники». Самая отзывчивая аудитория рассаживается в середине зала. Спорщики часто сидят в конце. И только те, что занимают места у входа, не очень внимательны к происходящему. Им интереснее мир за дверью.
«Не забудьте встать в наиболее выгодном месте сцены – слева от аудитории, то есть в правой части сцены. В таком случае ваша информация окажет более сильное воздействие на правое полушарие головного мозга слушателей, что вызовет у большинства из них эмоциональный отклик. Встав справа от слушателей, то есть в левой части сцены, вы воздействуете на левое полушарие мозга слушателей. Вот почему аудитория дольше и с большим удовольствием смеется, когда выступающий встает в левой части сцены. Запомните, что для юмористического выступления больше подходит левая часть сцены, а для серьезного и высокоэмоционального – правая. Комики это отлично знают: слушатели смеются, когда ты слева, и плачут, когда ты справа».
Думаю, что аудитория смеется не потому, что оратор встал слева или справа, а потому, что ему удалось сказать что-то действительно смешное. Однако если обратиться к опыту театрального мизансценирования, то есть расположения героев на сцене, то можно почерпнуть действительно полезные вещи. Мы читаем книгу слева направо. Это движение глаз, похожее на движение каретки печатной машинки, привычно для нас и совсем не затруднительно. Если перемещение оратора не противоречит этой траектории, то есть выступающий начинает речь слева от слушателей и постепенно уходит вправо, то нам комфортнее слушать его и воспринимать речь в положительном ракурсе. А вот героев отрицательных, противящихся общему порядку, режиссеры стараются выпускать на сцену из-за правой кулисы. Это как рассматривать картинку на экране монитора справа налево – сложно без привычки, раздражает. Еще большее значение имеет глубина сцены, на которой происходит действие. Чем она глубже, тем объемнее, крупнее мазки, а чем ближе к первому ряду, тем мельче детали, интимнее тон. В ораторском деле то же самое: чем дальше от слушателей, тем пафоснее речь, и наоборот, желая придать выступлению личный оттенок, мастер разрушает расстояние и спускается к слушателям, садится в круг, выходит из-за трибуны. На одном из моих семинаров группа вынуждена была сидеть очень широкой «подковой», и те, кто занял места на ее концах, оказались на расстоянии, вдвое большем от меня, чем те, кто сидел в середине. В течение дня многие менялись местами. Что интересно, после занятий ко мне подошел один из участников и сказал, что совершенно по-другому воспринимал происходящее в зависимости от того, где именно он находился.
Впечатление и размышление (2006)
«На работе мне время от времени приходится выступать перед коллегами. Я понимаю, что говорю полезные для них вещи, но аудитория меня не слушает. Я читала, что их можно заинтересовать хорошим вступлением, шуткой и т. п., но мне все равно не добиться от них желаемого внимания, так как они идут на подобное мероприятие уже с неверным посылом, что называется – для галочки. Подскажите, как поступить в подобной ситуации».
Это делится опытом выступлений одна из наших клиенток, Оксана. Думаю, то, о чем она говорит, – одна из самых сложных задач для оратора. Я не знаю, есть ли у вас ребенок. Предположу, что это так. Ваша любовь к маленькому человечку постоянно смешивается с желанием быть с ним построже, ведь иначе вы можете его разбаловать. И вот когда вы собираетесь немного поучить малыша важным и полезным в жизни вещам, вдруг отчетливо понимаете, что ему ваши соображения, пардон, до лампочки. Что делают родители в этом случае? Одни просто машут рукой и оставляют все как есть до следующей попытки. Другие хлопают ребенка по попе и произносят внушительно: «А ну-ка, послушай меня!» Некоторые начинают манипулировать деточкой, обещая взамен внимания поход в «Макдоналдс» или игрушку. Все три способа неэффективны. Ребенок, может быть, и выслушает, но не примет сказанное. А теперь внимание – вопрос: а как бы вы поступили, если б очень хотели научить ребенка полезным вещам? Вы присели бы рядом на корточки, чтобы оказаться ближе к нему. Вы бы начали с истории о рыцарях и принцессах, чтобы быть понятнее и интереснее. Вы бы разрешили ребенку задавать вам вопросы и доверили бы ему самому сделать вывод, чтобы он лучше осознал и запомнил главное. Попробуйте поступить так же с вашей аудиторией. Станьте ближе. Кого люди слушают меньше всего? Тех, кто читает мораль, кто разговаривает с ними свысока, кто раздражен и выплескивает эту раздражительность направо и налево. Против таких ораторов аудитория сразу выстраивает защиту. А если учесть, что слушатели и так не расположены вам внимать, то на настрой, с которым вы выходите работать, надо обратить самое пристальное внимание. Стать ближе – это значит постараться быть проще, легче в общении с людьми. Поможет и шутка, и простое рукопожатие на входе в зал, и благодарность всем присутствующим. Обратите внимание на свое местоположение: может, необходимо забыть о трибуне и выйти к слушателям? Ни в коем случае нельзя изображать из себя оратора. Надо оставаться собой даже в сложных условиях публичного выступления. Аудитория всегда ценит того, кого считает своим. Не отдаляйтесь от нее, станьте ближе! Постарайтесь говорить понятно и интересно. Есть в ваших выступлениях нечто, способное живо затронуть аудиторию, что сделает ваше сообщение наглядным? Помните классический пример про выступление лектора в футбольном клубе? Ему надо было рассказывать о строении клетки фанатам футбольного клуба. Если они и интересовались клетками, то только в полицейском участке. Смертельный номер! Он начал так: «Как зародыш из почти незаметного и видного только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?»[28]Чем еще можно усилить впечатление? Попробуйте сделать качественную презентацию в Microsoft PowerPoint и подберите иллюстрации, которые будут соответствовать теме. Станьте понятными и интересными своей аудитории! Не навязывайте свою точку зрения. Принцип здесь таков: лучше слушателю один раз подумать самому, чем сто раз услышать от оратора. Задавайте вопросы. Если не позволяет характер мероприятия, то вставляйте в свою речь риторические вопросы, как бы побуждая слушателей к совместному размышлению. Например, вместо «Наши показатели за первый квартал повысились, что позволяет говорить о сохранении прошлогодней положительной тенденции» лучше сказать примерно так: «Можем ли мы говорить о сохранении прошлогодней положительной тенденции? Да! Наши показатели за первый квартал повысились». Приемов вовлечения аудитории в процесс размышления – тысячи! Однако считаю нужным предупредить, что все эти советы работают только тогда, когда содержание ваших выступлений представляет некоторую ценность для аудитории. Подведу итог. Если кто-то пришел на ваше выступление «для галочки», не стоит переживать. Поверьте моему опыту, часто именно из таких слушателей и получается самая благодарная аудитория. Надо только отнестись к ним с пониманием и постараться доказать, что время они потратят не зря. Бывает во много раз хуже, когда аудитория приходит с желанием слушать, а покидает мероприятие, ругая оратора.
Отзывчивость слушателей (2006)
Евгений из Москвы во время выступления столкнулся с неожиданной ситуацией, к которой он не был готов.
«Мы с коллегой выступали на конференции с интересной темой, которая вызвала отклик у всех присутствующих (чему мы были очень рады). Но в зале нашелся один “товарищ“, который все время задавал вопросы. Причем на каждый у него уходило не меньше трех-четырех минут. На некоторые свои вопросы он сам и отвечал, а наши ответы тут же комментировал. В общем, проявлял нездоровую активность и очень мешал нам. Что делать в таких ситуациях?»
Есть несколько способов нейтрализации такого слушателя. 1. Необходимо установить правила для тех, кто будет задавать вопросы. Хорошо, когда это делает в начале конференции координатор. Ему удобно не только установить регламент сессии вопросов и ответов, но и повлиять на ее характер, обратившись с пожеланием, чтобы присутствующие формулировали вопросы точнее и задавали их не только устно, но и письменно, предоставляя тем самым возможность высказаться многим. Важно, чтобы все это прозвучало достаточно тепло, а не как приказ. Хороший координатор не оставляет выступающих и во время конференции. В его силах вмешаться, если он видит, что оратору не справиться с ситуацией. 2. В начале своей презентации вы можете сказать что-нибудь вроде: «Уважаемые господа! Я буду рад ответить на ваши вопросы в конце моего выступления». Благодаря этому простейшему правилу вы получите возможность в любой момент остановить навязчивого слушателя. 3. Если этот человек игнорирует все правила, то вам необходимо проявить жесткость. У вас есть все основания прервать его, указав на невозможность для вас уложиться в регламент выступления. Сошлитесь на общие интересы, на желание других услышать информацию или также задать вопрос. Здесь очень важно почувствовать состояние зала. Если вы видите, что в момент, когда этот человек задает вопросы, кто-то недовольно откидывается на спинку кресла, прикрывает рукой глаза и т. п., показывая неодобрение поведения спрашивающего, не стесняйтесь и остановите вопрошающего. Участники конференции вас обязательно поддержат. Но если аудитория одобряет поведение такого «товарища», если слушатели кивают, соглашаясь, проявите осторожность. Скажите, что вопросы требуют осмысления и что вы ответите на них в перерыве.
Предметное волнение (2008)
Мне очень нравится Евгений Миронов, и недавно я попал на творческий вечер этого актера. В начале выступления он держал руки за спиной, потом убрал в карманы, потом стал потирать их… Было заметно, что человек явно себя чувствует неуютно. Это удивило меня. Затем я стал смотреть дальше и обнаружил, что простой блокнотик стал для него палочкой-выручалочкой. Жестикуляция наладилась, и далее его руки всегда оставались при деле. Но допустим ли такой прием на выступлении? Или может выработаться зависимость и в дальнейшем сложнее будет перестроиться? Я думаю, что Евгений Миронов действительно волновался в начале выступления – это свойственно всякому нормальному человеку, и несколько суетливые движения рук выдавали его состояние. Однако стал ли актер в наших глазах от этого хуже, слабее в своем мастерстве? Конечно, нет. В данной ситуации волнение лишь подчеркивало его эмоциональное отношение к людям, к себе и профессии. Это краска характера, ведь Миронов часто говорит, чуть заикаясь, и размахивает руками. Мы любим его за эту непосредственность и актерскую страстность. В формате живого разговора с залом органично воспринимался и блокнотик, и руки то за спиной, то в карманах. Предполагаю, что на официальном вручении наград он вел бы себя иначе – собраннее, строже. Наше жестовое поведение во многом определяется целью и форматом мероприятия. Представьте себе, что было бы, если б Евгений на встрече выдвинул одну ногу вперед, выбросил правую руку вверх и в классической позе оратора стал бы рассказывать о своем детстве. Получилась бы комедия. Вам надо перестать фокусировать внимание на том, что делают руки и ноги в момент выступления. Сосредоточьтесь на работе с аудиторией. Когда вы научитесь не выступать, а разговаривать с залом, тело успокоится. Пока вы воспринимаете выступление как нечто особенное, требующее от вас актерского мастерства, вы будете стараться соответствовать некоему образцу, а не оставаться самим собой. Ваши руки и ноги против этого! Блокнотик способен помочь, но он же будет работать и против вас, отвлекая аудиторию от сути происходящего. Кроме того, если человек волнуется, то его дрожь становится заметнее из-за предметов в руках. Чтобы руки были при деле, надо не занимать их посторонними предметами, а сделать соучастниками выступления. Всегда знайте, что хотите сказать; говорите это с волевым посылом к аудитории; старайтесь, чтобы в теле не было лишнего напряжения. Настоящая мысль, сформулированная в словах, освобождает руки и ноги от лишней суеты.
Заложники обстоятельств (2007)
Ни один тренер не застрахован от форс-мажорных ситуаций во время публичного выступления. Но только самые находчивые и подготовленные могут выйти из любой проблемы с достоинством. Как справляться с неожиданными обстоятельствами и работать в сложных условиях, рассказала моя коллега. Она была как-то раз на мероприятии, посвященном бизнес-процессам в компании. Вместо вступления ведущий семинара воскликнул: «Я забыл флешку с презентацией!» После улыбнулся аудитории и сказал: «Не волнуйтесь. На случай, если я забуду флешку, у меня всегда при себе компакт-диск, а если я потеряю или сломаю его, у меня есть еще одна копия с презентацией». По его словам, выполнение этого правила страхует его от провала мероприятия. С тех пор перед ответственными выступлениями, где моя речь должна сопровождаться презентацией, я записываю ее на флеш-карту, беру на всякий случай ее же на компакт-диске и совсем уж на случай форс-мажора высылаю себе и организаторам на почту. Об организаторах стоит сказать, что они всегда заранее извещаются о необходимом оборудовании. Последний мой мастер-класс на одной из конференций показал, что даже подготовка по такой схеме не гарантирует, что все пройдет гладко: заказанного нами оборудования для презентации – проектора и экрана – не оказалось. Какая возможна страховка в таком случае? Носить с собой еще и проектор с экраном – безумие. Тем более если расширить зону риска, ведь и электричество могут отключить, и устанавливать оборудование будет негде. Всего не предусмотришь. Именно поэтому нельзя позволять себе становиться заложником обстоятельств. Получается, есть только один гарант успеха мероприятия – хорошо подготовленное выступление. Ведь презентация – лишь визуальное сопровождение, а действовать должна речь. Если в сознании есть четкая ее структура и полное понимание того, о чем предстоит говорить и кому, то невозможность проведения презентации (пусть даже неожиданная) не испортит выступления. Так что выясняйте состав аудитории, четко формулируйте тезис, ставьте цель в речи, которая обязательно должна затрагивать слушателей, – и действуйте словом. В моем мастер-классе красочные слайды несостоявшейся презентации были заменены рисунками на флипчарте. Кстати, изображать нужные схемы в режиме реального времени довольно выгодно. Это добавляет серьезности самому оратору, ведь одно дело – выйти с заготовкой и ее комментировать, а другое – свободно ориентироваться в материале и иллюстрировать с ходу нужные примеры. К тому же отсутствие привязки к слайдам, выстроенным в определенном порядке, дает возможность корректировать речь по ходу выступления, более четко отвечая запросам аудитории. Не становиться заложником обстоятельств – значит быть хозяином ситуации.
Конфузы опозданий (2004)
Часто возникает такая ситуация, когда время для начала презентации уже подошло, а многие из участников еще отсутствуют. В зале не так много народа, и оратор испытывает смущение по этому поводу. Есть несколько вариантов решения данной проблемы. Но прежде – совет от директора по визуальным коммуникациям McKinsey & Company Джина Желязны: «Начинайте презентацию вовремя! Давайте не будем наказывать тактичных и пунктуальных ради тех, кто таковыми не является».
1. В зале средних размеров: поставьте перед дверью человека, который соберет всех опоздавших и впустит их группой. Благодаря этому вы не станете отвлекаться каждые три минуты на очередного нарушителя порядка. Минус: раздражение тех, кто опоздал на меньшее время, но теперь должен ждать остальных. 2. В большом зале: предупредите всех о том, что люди опаздывают по уважительной причине, и начинайте работать, но попросите освободить ту часть зала, которая находится ближе к двери. Минус: как это ни странно, но обязательно найдутся участники, которые пройдут прямо перед вашим носом в противоположную от двери часть зала, по пути поздоровавшись с кем-нибудь из друзей. 3. В маленьком зале: терпите. Не забудьте сделать небольшую паузу, когда кто-то входит, чтобы группа не потеряла часть вашего выступления. Люди в любом случае будут отвлекаться на вошедшего. Когда придут последние, можете остановиться и кратко резюмировать для всех, что вы сказали в начале.
И еще: если оратор нервничает по поводу опоздавших, значит, он не уверен в себе и в своем материале. Пусть опоздавшие переживают, что не услышали самого важного и не увидели самого интересного.
Свобода звучания (2004)
Голос может стать монотонным и тусклым по причине зажатости мышц, напряжения связок. Это происходит из-за так называемой твердой атаки, лишающей нас свободного звучания голоса. При твердой атаке связки до начала выдоха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха. Шейные мышцы в процессе говорения напрягаются, и звук получается зажатым, лишенным выразительности. По моим наблюдениям, чаще всего причиной возникновения твердой атаки являются не какие-то особенности строения голосо-речевого аппарата, а психологический стресс, который переживает человек, и отсутствие навыка верного звучания. Современный менеджер постоянно находится в стрессовой ситуации, потому часто «скрипит» (с разной степенью выразительности). Беда в том, что перенапряженные связки быстро изнашиваются, и голос может пропасть или стать сиплым. Как работать над избавлением от этих зажимов и приобретением мягкой атаки, обеспечивающей свободное звучание? Тем, кто занимается самостоятельно, я рекомендую полезное упражнение из методики профессора Зинаиды Савковой.
Упражнение «Стон»
Очень важно добиться свободного, естественного звучания, найти середину своего голоса. Малейшее напряжение искажает голос, поэтому не форсируйте свою работу в упражнениях. Будьте ленивы!
Вообразите, что вы пришли домой уставшим, после работы, и у вас чуть побаливает горло. Тело должно быть мягкое, спину держите прямо, голову не запрокидывайте. У вас возникла потребность постонать (не помычать!) – и вы стонете на звуке «м» или «н». Легко, будто зовете кого-то. Не надо кряхтеть! Звук свободно проходит горло (представьте, что там водосточная труба), поднимается вверх, направляется в сторону макушки и проходит сквозь лоб, нос, зубы. Волна звука легко улетает от вас. Стон должен быть свободный, тянущийся, монотонный. Подключайте к согласному «м» гласные звуки: «а», «о», «у», «э», «и», «ы». «Мам-м-м-мом-м-м-мэм-м-м-м…» Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и тотчас же закрывая его для продолжения стона. Обратите внимание: если стало щекотно губам, если чувствуются вибрации в области носа, в затылке – вы на правильном пути. Успехов в обретении своего голоса!
Дыхание голоса (2003)
Если у вас есть какие-то проблемы с голосом – вы хрипите, когда начинаете говорить громче, или он дрожит, становится невнятным, если вы нервничаете, – то вам нужно работать под присмотром специалиста. Не слыша голоса, очень сложно определить причины проблем. Осанка, дыхание, ясность мышления – все эти факторы влияют на качество звучания. Так что здесь я дам только несколько простых упражнений, которые помогут вам сделать голос сильнее, увереннее. Это упражнения для самостоятельной работы.
Date: 2015-10-21; view: 293; Нарушение авторских прав |