Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материалы по актуальным вопросам противодействия коррупции⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
В Российской Федерации последовательно наращиваются усилия по противодействию коррупции, развиваются правовые основы противодействия коррупции, в том числе с учетом международных требований. 1. Антикоррупционные стандарты. С 2010 года определенные категории лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности государственной службы и должности в государственных корпорациях, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. В 2011 году принят Федеральный закон, в соответствии с которым обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на лиц, замещающих должности в фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также на отдельные категории работников, замещающих должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Само по себе представление таких сведений дисциплинирует государственных служащих и работников и является действенной мерой профилактики коррупционного поведения. Однако полностью антикоррупционный потенциал этой меры может раскрыться лишь при установлении контроля над источниками средств, на которые приобретается имущество (контроль за расходами). В связи с этим в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. была высказана идея о введении контроля за расходами определенных категорий лиц в тех случаях, когда расходы этих лиц по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) явно не соответствуют их доходам. В целях реализации указанного положения приняты: - Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"; - Федеральный конституционный закон от 3 декабря 2012 г. № 4-ФКЗ - Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В соответствии с указанными федеральными законами лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы и отдельные должности в организациях, созданных для реализации государственных функций (государственные корпорации, пенсионные фонды и другие), обязаны представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств. Предусмотренные в названных федеральных законах нормы позволят существенно уменьшить экономическую привлекательность коррупционного поведения и тем самым реально повысить эффективность антикоррупционного механизма. Сведения о доходах и расходах указанных лиц по их основному месту службы (работы) размещаются на официальных сайтах государственных и муниципальных органов, а также организаций, созданных для реализации государственных функций. 2. Ротация государственных гражданских служащих. С 1 января 2013 года начинает проводиться ротация государственных гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе". В целях обеспечения организации и проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих принято постановление Правительства Российской Федерации 27 октября 2012 г. № 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", а также ответственным федеральным органом исполнительной власти разработаны методические рекомендации "Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти". 3. Антикоррупционная хартия делового сообщества России. 22 сентября 2012 г. в рамках Международного инвестиционного форума "Сочи-2012" в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации состоялось подписание Антикоррупционной хартии делового сообщества России и Положений об условиях и порядке реализации ее положений (дорожные карты) руководителями "ведущей четверки" бизнес-ассоциаций (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ").. Хартия была разработана РСПП с учетом международных стандартов антикоррупционного поведения предпринимателей. Хартией предусмотрены принципы недопущения коррупции и противодействия ей как при взаимодействии с органами публичной власти, так и в рамках корпоративных отношений. В положении об условиях и порядке реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса (дорожная карта) предусмотрены организационные условия, необходимые для осуществления внедрения положений Хартии в предпринимательскую практику, а именно: порядок присоединения к Хартии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; вопросы ведения реестра участников Хартии; процедуры общественного подтверждения соблюдения участниками Хартии ее положений; механизм разрешения споров, возникающих по поводу возможных нарушений Хартии ее участниками. Принятие Хартии представляется значимым с точки зрения внедрения в повседневную предпринимательскую деятельность антикоррупционной модели поведения, этических требований, формирования типовых антикоррупционных практик, введения в коммерческих организациях антикоррупционных стандартов. 4. Обеспечение прозрачности и открытости государственной службы. В целях повышения прозрачности и определенности правового регулирования, существенного снижения как контактов предпринимателей с чиновниками, так и финансовой нагрузки на бизнес разработаны и внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу следующие законопроекты. 1) Проект федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" разработан и внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 г. N Пр-772. Целями законопроекта являются существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд. Законопроект учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении (20.06.2012). 2) Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации" предусматривает создание целостной нормативной и методической базы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и аудита путем адаптации современных подходов, основанных на рекомендациях Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI), стандартах Института внутренних аудиторов (IIА). Принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении (26.10.2012). 3) Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 295-ФЗ "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" позволит повысить объективность и прозрачность механизмов конкурсного отбора лиц для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, а также проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации посредством расширения участия в составе конкурсных и аттестационных комиссий представителей гражданского общества - членов общественного совета при государственном органе исполнительной власти. В ходе осуществления Правительством Российской Федерации права законодательной инициативы и подготовки поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов постоянно осуществляется независимая антикоррупционная экспертиза проектов, организовано предварительное общественное обсуждение законопроектов по наиболее значимым вопросам социально-экономического развития страны, а также вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан. 5. Повышение эффективности деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Федеральными государственными органами активизированы меры по усилению работы подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также по повышению эффективности деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. На официальных сайтах федеральных государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, нормативные документы, регламентирующие вопросы противодействия коррупции, информация о деятельности комиссий и мерах по противодействию коррупции, результаты мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений коррупционной направленности, номера телефонов доверия. За отчетный период (первое полугодие 2012 г.) подразделениями осуществлено более 37,9 тысяч проверок сведений о доходах, по итогам которых в 16% случаев выявлены факты неполноты и (или) недостоверности сведений о доходах. Наиболее часто в представленных сведениях не указывается информация о выполнении иной оплачиваемой работы, о наличии ценных бумаг, по которым может быть получен доход. К дисциплинарной ответственности привлечены: в центральных аппаратах федеральных государственных органов 81 служащий, восемь из которых уволены в связи с утратой доверия; в территориальных органах 829 служащих, трое из которых уволены в связи с утратой доверия. Общее количество рассмотренных уведомлений федеральных государственных служащих о случаях их склонения к совершению коррупционных правонарушений составило 945, что на 8% превышает аналогичный показатель за 2011 год. В результате проверок сообщений о фактах коррупции, поступивших от граждан и организаций, привлечено к ответственности 2070 служащих (центральные аппараты - 122 чел., территориальные органы - 1948 чел.). Показатели привлечения к административной и дисциплинарной ответственности составили 121 и 1587 служащих соответственно. В большинстве федеральных государственных органов утвержден порядок обращения в комиссии о даче согласия на замещение должности в организации или выполнении работ на условиях гражданско-правового договора в течение двух лет после увольнения государственного служащего с государственной службы. За отчетный период комиссиями рассмотрено 2152 указанных обращения граждан, соответствующее согласие дано: в центральных аппаратах - в 94% случаев, в территориальных органах - в 92% случаев. В комиссии поступило 5818 сообщений от работодателей, принявших на работу граждан, замещавших в федеральном государственном органе должности, включенные в соответствующие перечни. В большинстве случаев бывшие государственные служащие в комиссии не обращались (центральные аппараты - 1835 чел., территориальные органы - 1566 чел.), при этом установлено, что 312 из них должны были обратиться в комиссии, поскольку отдельные функции по государственному управлению организацией входили в их должностные обязанности до увольнения. 6. Деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями. Следует отметить, что международный опыт свидетельствует о целесообразности применения дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции, наиболее распространенным из которых является максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности, путем введения системы "одного окна ". В этой связи Правительством Российской Федерации организована деятельность многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" и разработаны меры по стимулированию создания МФЦ и методической поддержке их деятельности. К настоящему моменту открыто и действует около 1000 МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляющих около 110 наиболее массовых и общественно значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых всеми уровнями публичной власти. К 2015 году будет действовать 2160 МФЦ, к 2018 - 7. Антикоррупционное обучение. В целях профилактики причин и условий проявления коррупции организовано антикоррупционное обучение. В 2012 году на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» организовано проведение учебно-методического семинара для преподавателей образовательных учреждений, участвующих в реализации образовательных антикоррупционных программ. В указанном учебно-методическом семинаре приняли участие 126 преподавателей образовательных учреждений, из 54 субъектов Российской Федерации. В течение 2013 года планируется обучение не менее 120 преподавателей образовательных учреждений, участвующих в реализации образовательных антикоррупционных программ, из 83 субъектов Российской Федерации. Также в 2013 году планируется организовать повышение квалификации по антикоррупционной тематике до 1000 федеральных государственных служащих. 8. Социологические исследования. Правительством Российской Федерации организовано проведение социологических исследований среди всех социальных слоев населения в различных регионах страны, которые позволили оценить уровень коррупции в Российской Федерации и эффективность принимаемых антикоррупционных мер. По результатам социологических исследований, получен значительный объем статистической и аналитической информации об уровне, структуре и специфике "бытовой" и "деловой" коррупции в Российской Федерации, а также об эффективности принимаемых антикоррупционных мер. Социологическое исследование "бытовой" коррупции в Российской Федерации показало, что региональные различия по уровню и структуре коррупции весьма значительны. Наиболее высокий уровень коррупции отмечается в регионах, расположенных в центральной и южной частях страны. В ходе опроса выявлены наиболее проблемные сферы взаимодействия граждан с органами и организациями - в области образования, правоохранительной деятельности и безопасности дорожного движения, здравоохранения и судопроизводства. В ходе социологического исследование "деловой" коррупции в Российской Федерации было выявлено, что 63 процента предприятий в Российской Федерации, сталкивались с коррупционными правонарушениями со стороны должностных лиц органов государственной власти. Среднегодовой размер "неформальных" платежей в среднем достигает 600 тыс. рублей, что составляет 4,4 процента от объема продаж предприятия. Суммарный объем рынка "деловой" коррупции (сумма среднегодовых "неформальных" платежей предприятий) оценивается в 2,61 трлн. рублей. При этом размер "неформальных" платежей при получении государственного или муниципального контракта (средняя доля суммы контракта, выплачиваемая предприятием для получения контракта) составляет 13 процентов. Наибольшая коррупционная нагрузка в основном лежит на малых предприятиях: среднегодовой размер "неофициальных" выплат малого предприятия составляет 4,5 процентов от годового объема продаж. При этом аналогичный показатель для крупных предприятий составляет 2,6 процента, средних предприятий - 1,5 процента. По мнению руководителей предприятий, наиболее коррумпированными являются судебные органы и органы внутренних дел - при контактах с ними коррупционные ситуации возникают особенно часто, а платежи значительны по объему. Существенный уровень коррупции, по мнению предпринимателей, наблюдается также в налоговых органах, органах МЧС России, органах прокуратуры, органах по охране природных ресурсов и окружающей среды, в органах, занимающихся вопросами предоставления земельных участков и в органах, занимающихся предоставлением в аренду помещений, находящихся в муниципальной собственности. В группу наиболее проблемных регионов, "пораженных" данной разновидностью коррупции, вошли Тверская и Тульская области, Удмуртская Республика, города Санкт-Петербург и Москва, Белгородская, Оренбургская, Курская, Ростовская, Орловская области. Также результаты социологического исследования показали, что предприниматели плохо информированы об антикоррупционных мерах, которые предпринимают федеральные государственные органы. Так, только 14 процентов предпринимателей внимательно отслеживают информацию о действиях федеральных властей в сфере противодействия коррупции. При этом в предпринимательской среде преобладает мнение 9. Стимулирование антикоррупционной деятельности СМИ. В целях поддержки деятельности общественных объединений и средств массовой информации по формированию в обществе активного неприятия коррупции была организована работа с использованием уже реализуемых и доказавших свою эффективность механизмов государственной поддержки социально значимых проектов СМИ для стимулирования антикоррупционной деятельности средств массовой информации. Тема борьбы с коррупцией активно продвигается общероссийскими обязательными общедоступными телеканалами («Первый канал», «Россия 1». «НТВ», «Петербург - 5 канал»), которые регулярно размещают передачи по данной тематике, производимые в активном сотрудничестве с федеральными органами исполнительной власти, прежде всего правоохранительного и силового блоков. Среди них такие программы, как «Человек и закон», «Специальное расследование», «ЖКХ», «Свобода и справедливость» («Первый канал»); «Честный детектив», «Специальный корреспондент» («Россия)»), «Суд присяжных», «Судебный детектив», «Прокурорская проверка», «ЧП» («НТВ»), «Место происшествия», «Открытая студия» («Петербург - 5 канал»). Кроме того, репортажи по антикоррупционной тематике регулярно выходят в основных информационных и информационно-аналитических программах: «Время» («Первый канал»), «Вести», «Вести. Дежурная часть» («Россия 1»), «Сегодня» («НТВ»), «Сейчас» («Петербург- 5 канал»). Следует отметить, что такое освещение темы борьбы с коррупцией позволяет задействовать различные программные форматы (ток-шоу, журналистское расследование, фильмы-репортажи, художественные и игровые форматы, рубрики и программы, информационные сообщения), пользующиеся наибольшей популярностью у аудитории, что способствует достижению высоких показателей охвата аудитории. Одновременно темы борьбы с коррупцией и правового просвещения граждан Российской Федерации включены в перечень приоритетных направлений при оказании на конкурсной основе государственной поддержки организациям-производителям социально значимой продукции СМИ. В общей сложности в 2012 году государственное финансирование проектов по антикоррупционной тематике уже составило более 11 млн рублей. На региональных и кабельных телеканалах пройдет цикл телепередач «Осторожно, взятка! По следам коррупционных дел» и телепрограмма «От прав к возможностям», в радиоэфир будет выпущена программа «Уроки правовой грамотности». Продолжат свою работу информационно-правовые порталы «Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ)» и «Закон.ру». Поддержаны такие проекты московских и региональных периодических печатных изданий, как «Нет - коррупции», «Вместе против коррупции», «Коррупцию - на «Вилы» и др. Оказана государственная поддержка организации и проведению Всероссийского конкурса телевизионных фильмов и программ «Мир права». 10. Межгосударственного сотрудничество по противодействию коррупции. Сегодня в условиях глобализации мировой экономики коррупция стала транснациональным явлением, ставящим под угрозу стабильность и безопасность всего мирового сообщества. В последние годы под эгидой ООН приняты важные международные акты, ставшие результатом международной антикоррупционной деятельности, в которой активно участвует Российская Федерация. В 2004 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (далее – Конвенция против преступности), где впервые на глобальном уровне закреплены положения, касающиеся борьбы с коррупцией. В 2006 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (далее – Конвенция против коррупции), в которой впервые уделено особое внимание профилактике коррупции, и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 установлено, что за обеспечение реализации положений Конвенции против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи, отвечают Министерство юстиции Российской Федерации – по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, и Генеральная прокуратура Российской Федерации – по иным вопросам взаимной правовой помощи. Положения международных конвенций об отнесении коррупции к преступлениям международного характера обусловили расширение сферы регулирующего воздействия международного уголовного права и формирование общей для государств, присоединившихся к конвенциям, политики, направленной на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и превентивных мер. В своей нормотворческой деятельности в области противодействия коррупции Правительство Российской Федерации учитывает меры по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренные Конвенцией против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции. Правительство Российской Федерации, обеспечивая реализацию принятых Российской Федерации международных обязательств в сфере противодействия коррупции, принимает меры по созданию необходимых условий для эффективного международного антикоррупционного сотрудничества, а также внедрения международных антикоррупционных стандартов в систему государственного управления. Например, в настоящее время подготовлены предложения о подписании Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции – органа отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств, предназначенного для обеспечения организации и координации противодействия коррупции, обзора реализации обязательств государств-участников Соглашения в сфере противодействия коррупции и конструктивного сотрудничества с международными организациями и их структурами.
Date: 2015-09-25; view: 269; Нарушение авторских прав |