Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение 3. Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Поврежденное развитие»*
Варианты «поврежденного развития»
| Локально поврежденное развитие
| Диффузио поврежденное развитие
| Показатели развития
|
|
|
| Внешний вид, специфика поведения
Особенности латерали-зации (доминирование парных органов чувств, рук, ног)
| Внешний вид малоспецифичен, но с увеличением «стажа» поражения ребенка начинает приобретать черты, характерные для данного нарушения развития. Поведенческие особенности и динамика их изменений в значительной степени зависят от «заинтересованности» (характеристик поражения) тех или иных отделов головного мозга, участвующих в регуляторных процессах
Не специфично. Наличие фактора атипичного развития играет неоднозначную роль: в ряде случаев осложняет процесс адаптации, в некоторых случаях существенно. В отдельных случаях могут служить компенсирующим фактором
| Внешний вид, как и для предыдущего типа, неспецифичен. С увеличением стажа поражения, при отсутствии положительной динамики компенсации, специфичным становится поведение ребенка, которое может характеризоваться вялостью, инертностью, заторможенностью либо импульсивностью поведенческих реакций, снижением продуктивной психической активности в целом.
Не специфично. Наличие фактора атипичного развития точно так же играет неоднозначную роль: в большинстве случаев осложняет процесс адаптации, в некоторых случаях существенно
|
* Поскольку огромное значение в степени выраженности представленных в таблице параметров зависит от большого количества факторов, таких как локализация повреждения (в случае локально поврежденного развития), объем повреждения, время, прошедшее после повреждения, степень компенсации повреждения, а также те своевременные или несвоевременные коррекционные мероприятия, в том числе и лечебного характера, которые были оказаны ребенку, в одной таблице невозможно представить полное описание специфики указанных характеристик развития ребенка. При этом необходимо учитывать, что степень компенсации может быть высокой, вплоть до практически нормативного развития.
Темповые характеристики деятельности, работоспособность
| Чаще наблюдается снижение работоспособности, появляется инертность деятельности, как правило, за счет общемозговых проявлений, в большей части случаев сопровождающих подобные нарушения. Темповые особенности остаются теми же, что и до повреждения (пре-морбидные особенности) В определенной части случаев темп становится неравномерным (колебания работоспособности и темпа) также за счет общемозговых реакций на поражение. При локальных повреждениях за счет устойчивости этих характеристик может наблюдаться хорошая компенсация состояния. Специфические особенности (вязкость, инертность на уровне деятельности, при относительной устойчивой работоспособности) наблюдаются при определенных видах эпилептического синдрома/эпилептической болезни
| Именно в этом варианте отклоняющегося развития наиболее специфичны выраженные изменения операциональных характеристик психической деятельности ребенка, которые проявляются в грубых колебаниях работоспособности или выраженном ее снижении, вплоть до полной неспособности к продуктивной деятельности, резкое снижение темпа деятельности. В редких случаях наблюдается неравномерность темпа как функции колебания психической активности и психического тонуса (например, кратковременное убыстрение деятельности, возможно и продуктивное). В целом продуктивность деятельности ребенка низкая.
Все это является прямым следствием общемозговых проявлений, характерных для данного типа поражения
| Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль)
| Специфичность показателя определяется особенностями (топикой) повреждения. В случае локальных травм передних отделов мозга и поражения подкорковых структур нарушение регуляторных функций будет иметь выраженный и специфический характер (так называемая «лобная симптоматика»), включая элементы полевого поведения, распада функции контроля, выраженные трудности программирования собственной деятельности
| Как правило, вследствие диффузных повреждений эти функции оказываются "затронутыми", поврежденными (в том случае, если они уже были сформированы к моменту повреждения). Феноменологически это проявляется, в первую очередь, в трудностях программирования и контроля собственной деятельности, а также регуляции собственной психической активности (как познавательной, так и аффективной). В наибольшей степени это будет отражаться в особенностях аффективного реагирования и эмоционально-личностной сфере
|
|
|
| Адекватность
| Не выявляется специфических нарушений
адекватности для данного типа отклоняющего
ся развития. В каждом случае, в зависимости
от большого количества факторов (в том чис
ле и от локализации повреждения), могут на
блюдаться те или иные особенности изменения
адекватности (как поведения в целом, так и по
отношению к предлагаемым заданиям в ситу
ации обследования), в зависимости от топики
повреждения и общемозговых проявлений
| Адекватность может оставаться достаточной,
хотя часто мы наблюдаем более или менее выра
женное снижение ее в первое время после пора
жения и очень медленное и порой нестойкое
повышение на отсроченных этапах заболевания.
Иногда можно наблюдать и достаточную поло
жительную динамику, особенно в ситуации сво
евременного и адекватного лечения и реабилитационных мероприятий
| Критичность
| Не выявляется специфических нарушений критичности для данного типа отклоняющего
ся развития. В каждом случае, в зависимости
от большого количества факторов (в том чис
ле и от локализации повреждения) могут на
блюдаться те или иные особенности этого по
казателя (как по отношению к поведению в це
лом, так и к предлагаемым заданиям в ситуа
ции обследования).
| В целом аналогичная (предыдущему показателю адекватности) динамика изменений наблюдается
и по отношению к критичности. В отдельных
случаях при внезапном и позднем поражении
может наблюдаться «гипертрофированная» кри
тичность: постоянные сомнения в правильности
сделанного, возврат к началу, постоянная свер
ка с образцом, порой разрушение уже сделанного задания и т.п.
| Обучаемость
| Не выявляется специфика обучаемости для данного типа отклоняющегося развития. В каждом случае, в зависимости от большого количества факторов (в первую очередь от локализации повреждения) могут наблюдаться те или иные особенности обучения новым видам деятельности, такие, как скорость обучения, специфика переноса навыка на аналогичные материалы, подаваемые в той или иной модальности. При наличии выраженных общемозговых проявлений (см. раздел «Темповые особенности деятельности и работоспособностью) чаще отмечается снижение темпов обучаемости
| Обучаемость, как правило, резко снижена не только за счет грубых нарушений операциональ
ных характеристик, но и в связи с особенностя
ми измененной критичности (см. соответствую
щую графу таблицы). Причем снижение обучаемости характерно как в случае сниженной, так и в ситуации * гипертрофированно» завышенной критичности.
|
Развитие когнитивной сферы
| Наличие особенностей познавательного разви
тия всецело зависит от локализации, времени
и объема поражения (раздел 2). В то же вре
мя специфичным можно рассматривать сни
жение объема и темпа слухоречевого запоми
нания в целом, сужение объема активного
внимания, часто трудности его распределения,
хотя это может быть и следствием общемозго
вых проявлений. Понятно, что все эти особен
ности не могут не оказывать влияния на даль
нейшее развитие познавательной сферы в це
лом. В отдельных случаях при локальном
типе поврежденного развития специфика ког
нитивной сферы может быть выявлена лишь
при работе с сенсибилизированными задания
ми (например, сенсибилизированные нейро-
психологические пробы)
| Важнейшим фактором является массивность поражения, которая и определяет степень выраженности нарушений той или иной высшей психической функции, операциональных характеристик когнитивной сферы в целом. Темпы развития высших психических функций после перенесенного повреждения, как правило, резко замедляются, в том числе за счет изменений операциональной стороны деятельности, а также из-за сниженной адекватности и критичности, медленных темпов обучения. Объем слухо-речевой, а часто и зрительной, и тактильной памяти сужается, а процесс запоминания удли-няется (в данном случае можно говорить о модально-неспецифических нарушениях мнестической деятельности). Наблюдается сужение объема активного внимания, выраженные трудности, в первую очередь — распределения внимания, других его характеристик. В целом можно говорить о трудностях межмодальной интеграции гностических функций, приводящих к выраженным трудностям целостного восприятия и анализа. Часто отмечается инертность психической деятельности в целом. Развитие ассоциативных и собственно логических форм мыслительной деятельности затруднено. В выраженных некомпенсированных случаях и при недостаточных собственных компенсаторных возможностях динамика развития высших психических функций может приобрести отрицательный градиент, что может быть квалифицировано как органическая деменция
| Игровая деятельность
| Нарушения игровой деятельности наименее
специфичны для данного типа развития. Более
или менее специфичным можно считать лишь
регресс игровой деятельности (вплоть до мани-
пулятивных форм игры) при неблагоприятном
сочетании факторов (объем, время и локализа
ция поражения). В то же время специфика
нарушений высших наиболее сложных форм
игровой деятельности (не столько сюжетных,
сколько ролевых форм игры) будет в большей
степени определяться особенностями и специ
фикой аффективного реагирования, эмоцио
нально-личностной сферы в целом
| Характер игры в полной мере детерминируется
спецификой операциональных характеристик
деятельности в целом, а также особенностями
аффективного реагирования, характерными для
данного типа отклоняющегося развития (см.
следующую графу таблицы). Даже сюжетная, а
порой и сюжетно-ролевая игра, может потерять
идеаторное (символическое) значение и превра
титься в стереотипно-манипуляторную. Эта осо
бенность тем более выражена, чем более пораже
ние, возникшее в младшем возрасте. Игра быст
ро вызывает пресыщение (или истощение), на
фоне которого достаточно часто могут наблю
даться аффективные вспышки, что со временем
приводит к распаду самой игровой деятельнос
ти в группе и нарастанию трудностей общения
со сверстниками
| | | | |
Особенности эмоцио
нально-личностного
развития
| Может наблюдаться самый широкий спектр аффективных проявлений: от полного отсут
ствия до выраженных вариантов аффективных
и эмоционально-личностных реакций. В боль
шей степени для этого типа отклоняющегося
развития, особенно в первое время после по
вреждения, характерны эмоциональная ла
бильность, аффективная неустойчивость в це
лом, парадоксальность аффективного реагиро
вания. Со временем эти проявления могут либо
в той или иной степени нивелироваться (при
компенсации повреждения и адекватном меди
каментозном лечении), либо нарастать и при
обретать брутальный, в некоторых случаях
необратимый характер (патологическое формирование личности, психопатоподобные проявления). В ситуации, когда то или иное повреждение имеет тяжелые инвалидизирующие последствия, то в сочетании с достаточно поздними сроками повреждения (в возрасте после 7-9 лет) часто отмечаются глубокие аффективные реакции, результатом которых могут явиться выраженные депрессивные состояния.
| Может наблюдаться достаточно широкий спектр
аффективных и эмоционально-личностных про
явлений: от эмоциональной «вялости», общего
снижения аффективного и эмоционального тону
са до выраженной аффективной неустойчивости,
возбудимости. Подобные особенности, в свою очередь, напрямую влияют на специфику как игровой, так и познавательной деятельности, учебную мотивацию, обучаемость ребенка в целом. Характерным для этой группы детей является то, что аффективная сфера и эмоционально-личностное развитие ребенка в целом наиболее «ригидны» и с трудом поддаются коррекции. Это со временем может приводить к патологическому формированию личности ребенка
| Необходимая развивающе-коррекционная работа
| В первую очередь следует отметить адекватное лечение, наличие психолого-педагогического сопровождения в соответствии с типом повреждения. Показана коррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе, групповая психотерапевтическая работа с детьми (реже индивидуальная), в большей степени психокоррекционная работа с родителями ребенка
| Среди психолого-педагогических рекомендаций на первом месте стоит необходимость (при любом виде коррекционной работы и собственно учебы ребенка) учета особенностей работоспособности, темповых характеристик и особенностей аффективного реагирования. Важнейшим правилом следует считать оптимальность (а подчас и минимизация!) учебных нагрузок для данного ребенка, напрямую зависящая от характера поврежден ий
| Другие специалисты, необходимые ребенку
| Ведущим специалистом является врач (невролог, врач восстановительного лечения, по показаниям психиатр, врачи других специализаций). Вторым по значению специалистом для данного типа отклоняющегося развития следует считать нейропсихолога. Также необходим клинический психолог, психотерапевт, специальный педагог (дефектолог) (в соответствии с типом поражения)
| Показана коррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе, психокоррекционная работа с родителями и ребенком. Ведущим специалистом является врач (невролог, врач восстановительного лечения, по показаниям психиатр, врачи других специализаций), специальный педагог (дефектолог), нейропси-холог
|
Приложение 4
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
1-й уровень (уровень полевой реактивности)
Date: 2015-09-25; view: 872; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|