Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взрыв в океане 4 page
Еще один переживший войну бывший член экипажа И‑25, Хиденори Фудзита, впоследствии вспоминал: «Взрыв был таким сильным, что лодку тряхнуло, как будто рядом разорвалась глубинная бомба… Мы были уверены, что никто из нашего экипажа не знал, что потопленная лодка была русской. Беседуя об этом с Тагами в 1973 году, мы посчитали счастьем, что происшедшее не вызвало дипломатических осложнений между Японией и СССР». В условиях существовавшего в то время между двумя странами нейтралитета ничем не спровоцированная атака и потопление советской подводной лодки Л‑16 японской субмариной И‑25 следует однозначно трактовать как акт международного морского пиратства.
Погибшие члены экипажа Л‑16: 1. Гусаров Дмитрий Фёдорович – капитан‑лейтенант, командир корабля. 2. Смышляков Иван Маркович – старший политрук, военный комиссар корабля. 3. Глушко Борис Сергеевич – инженер‑капитан‑лейтенант, командир электромеханической боевой части (БЧ‑5) корабля. 4. Крылов Иван Михайлович – старший инженер‑лейтенант, командир моторной группы (группы движения) электромеханической боевой части (БЧ‑5) корабля. 5. Григоренко Пётр Иванович – старший военфельдшер, начальник санитарной службы корабля (лекарский помощник). 6. Моисеев Константин Петрович – лейтенант, командир объединенной штурманско‑связной боевой части (БЧ‑1–4) корабля. 7. Самарин Борис Николаевич – лейтенант, командир объединенной артиллерийско‑минно‑торпедной боевой части (БЧ‑2–3) корабля. 8. Касай Степан Александрович – лейтенант, командир торпедной группы объединенной артиллерийско‑минно‑торпедной боевой части (БЧ‑2–3) корабля. 9. Смелянский Самуил Аврамович – лейтенант, командир рулевой группы объединенной штурманско‑связной боевой части (БЧ‑1–4) корабля. 10. Новиков Дмитрий Осипович – мичман, старшина группы рулевых – боцман. 11. Лёвушкин Дмитрий Степанович – главный старшина, старшина группы трюмных машинистов. 12. Попель Игорь Феофанович – главный старшина, старшина группы мотористов. 13. Пикунов Николай Николаевич– старшина 1‑й статьи, старшина группы электриков. 14. Николаенко Аркадий Андреевич – старшина 2‑й статьи, старшина группы торпедистов. 15. Артемьев Дмитрий Михайлович – старшина 2‑й статьи, командир отделения электронавигационных приборов (штурманских электриков). 16. Бакастов Николай Иванович – старшина 2‑й статьи, командир отделения группы электриков. 17. Ботаев Иван Максимович – старшина 2‑й статьи, командир отделения группы торпедистов. 18. Виноградский Пётр Михайлович – старшина 2‑й статьи, командир отделения группы торпедистов. 19. Кальпето Василий Иванович – старшина 2‑й статьи, командир отделения группы трюмных машинистов. 20. Костогоров Сергей Николаевич – старшина 2‑й статьи, командир отделения комендоров. 21. Кузнецов Николай Андреевич – старшина 2‑й статьи, командир отделения минеров. 22. Леонов Фёдор Семёнович – старшина 2‑й статьи, командир отделения скрытой корабельной связи (шифровальщик). 23. Мальцев Александр Николаевич – старшина 2‑й статьи, командир отделения группы рулевых. 24. Меньшиков Анатолий Александрович – старшина 2‑й статьи, командир отделения группы мотористов. 25. Помелов Анфим Михайлович – старшина 2‑й статьи, военный переводчик (с английского языка), прикомандированный на переход к экипажу Л‑16. 26. Аваев Николай Иванович – старший краснофлотец, старший штатный специалист‑электрик. 27. Емельянов Яков Яковлевич – старший краснофлотец, старший штатный специалист‑трюмный машинист. 28. Плетюхин Сергей Васильевич – старший краснофлотец, старший штатный специалист‑трюмный машинист. 29. Ермаков Павел Степанович – старший краснофлотец, старший штатный специалист‑рулевой. 30. Захаров Николай Васильевич – старший краснофлотец, старший штатный специалист‑моторист. 31. Кочерыжкин Александр Алексеевич – старший краснофлотец, старший штатный специалист‑моторист. 32. Пихотко Владимир Иванович – старший краснофлотец, старший штатный специалист‑моторист. 33. Серов Павел Андреевич – старший краснофлотец, штатный специалист‑рулевой. 34. Харитонов Николай Максимович – старший краснофлотец, штатный специалист‑минер. 35. Макушев Алексей Константинович – краснофлотец, старшина группы радистов. 36. Редин Павел Филаретович – краснофлотец, командир отделения электронавигационных приборов. 37. Поцелуйко Фёдор Иванович – краснофлотец, старший штатный специалист‑комендор. 38. Анисимов Николай Владимирович – краснофлотец, штатный специалист‑электрик. 39. Мониев Борис Матвеевич – краснофлотец, штатный специалист‑электрик. 40. Романов Иван Петрович – краснофлотец, штатный специалист‑электрик. 41. Барковский Николай Андреевич – краснофлотец, штатный специалист‑рулевой. 42. Покшиванов Василий Иванович – краснофлотец, штатный специалист‑рулевой. 43. Биченёв Алексей Павлович – краснофлотец, штатный специалист‑торпедист. 44. Мартынов Павел Иванович – краснофлотец, штатный специалист‑торпедист. 45. Русаков Иван Васильевич – краснофлотец, штатный специалист‑торпедист. 46. Данилов Степан Николаевич – краснофлотец, строевой хозяйственник‑вестовой. 47. Долгих Василий Трофимович – краснофлотец, штатный специалист‑трюмный машинист. 48. Рогов Валентин Фёдорович – краснофлотец, штатный специалист‑трюмный машинист. 49. Калашников Сергей Васильевич – краснофлотец, штатный специалист‑моторист. 50. Костюнин Пётр Михайлович – краснофлотец, штатный специалист‑моторист. 51. Троицкий Николай Дмитриевич – краснофлотец, штатный специалист‑моторист. 52. Фёдоров Виктор Елизарович – краснофлотец, штатный специалист‑моторист. 53. Тимошенко Ефим Никитич – краснофлотец, штатный специалист‑радист. 54. Фащанов Изот Фёдорович – краснофлотец, кок.
Все они были исключены из списков личного состава спустя почти полтора месяца после гибели Л‑16 – 21 ноября 1942 года. Кроме того, вместе с экипажем Л‑16 погиб еще один прикомандированный к нему офицер связи ВМФ США, лейтенант Яков Михайлович Михайлов. Когда в память о походе шести тихоокеанских подводных лодок на Северный флот для членов их экипажей были изготовлены нагрудные знаки, вместе со стандартным текстом «Участнику ЭОН 1942 г. Владивосток – Полярное», то на шестой части знаков на месте обозначения конкретной подводной лодки название «Л‑16» было сделано черным цветом, вместо положенного красного… В День Военно‑морского флота, 30 июля 1963 года, в сквере Музея боевой славы Камчатской военной флотилии ТОФ в Петропавловске‑Камчатском был открыт мемориал памяти погибших членов экипажа подводной лодки Л‑16. Памятник был сооружен по проекту скульптора мичмана А.Л. Соловьёва на средства, собранные подводниками‑тихоокеанцами. Вот что сам автор рассказывал о возникновении этого памятника: «В 1960 или 1961 году я встретился с капитаном Сидорковым, сотрудником “Военморпроекта”. Он объяснил, что погибшей Л‑16 командовал его родственник Д.Ф. Гусаров, и предложил установить памятник морякам, погибшим на ней. Я поставил этот вопрос перед членом Военного Совета Камчатской военной флотилии капитаном 1‑го ранга К.Т. Сериным. Военный совет флотилии решение вынес положительное, поручив разработать проект архитектору “Военморпроекта” Володе Гапонову и мне. Строили памятник военные строители в/ч 72036 под руководством прораба А.К. Чеканова Ко Дню ВМФ 1963 г. памятник был готов, и тогда же состоялось его открытие». На открытии памятника присутствовал командующий флотилией Герой Советского Союза вице‑адмирал Г.И. Щедрин, который в ряде публикаций называется «инициатором» создания этого памятника Одним из его создателей был тогдашний матрос ТОФ, а ныне– народный художник Якутии скульптор Максим Максимович Павлов. На фоне боевой рубки подводной лодки с бортовым номером Л‑16 изображена горельефная фигура моряка‑подводника с обнаженной головой, скорбящего о погибших товарищах. Крепко сжат кулак правой руки – моряк словно говорит, что он полон решимости отомстить за гибель боевых друзей. Слева от памятника установлена каменная стела, на которой помещена надпись: «Подвига их не забудем, гибели их не простим!» Справа поставлена мраморная плита с металлическими табличками, где перечислены имена 54 советских подводников, погибших на борту Л‑16 (без упоминания американского офицера связи). Спустя три года, 24 июля 1966‑го, на территории соединения подводных лодок Камчатской военной флотилии ТОФ в гарнизоне Рыбачий на берегу. Авачинской губы у базового матросского клуба на невысоком постаменте, облицованном керамической плиткой, было установлено демонтированное со списанного подводного минного заградителя типа Л XIII серии Л‑12 ограждение рубки с надписью «Д‑16». На одной из двух укрепленных на ней бронзовых досок – список членов экипажа Л‑16, а на другой – надпись: «Подводникам, погибшим в Великой Отечественной войне». Еще одна мемориальная доска памяти погибших членов экипажа этого «ленинца» установлена на фасаде средней школы № 2 Петропавловска‑Камчатского, а одна из улиц этого города носит имя командира Л‑16 Дмитрия Фёдоровича Гусарова. Трагедия Л‑16 одна из многих, произошедших в годы Второй мировой войны. История морских войн знает не только блестящие победы, но и бездарные и горькие потери: взять хотя бы уничтожение своим же самолетом в 1944 году на Северном флоте подводной лодки капитана 2‑го ранга Шумского. Война есть война, и на ней случается всякое, даже такое. Конечно, от этого вдовам и сиротам погибших нисколько не легче. 19 декабря 1986 года Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Н. Чернавин издал приказ № 310 «Об объявлении памятных мест славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота и отдании воинских почестей». В приложении к этому приказу об одном из таких мест мы читаем следующие строки: «Широта 45°41′ северная, долгота 138°56′ западная – место гибели подводной лодки Л‑16, переходившей с Дальнего Востока на Северный флот в 1942 году. Осенью 1942 года подводные лодки Л‑16 (командир – капитан‑лейтенант Д.Ф. Гусаров) и Л‑15 (командир – капитан‑лейтенант В.И. Комаров) совершали групповой переход 11 октября в 22 часа 15 минут по московскому времени на переходе из Датч‑Харбора в Сан‑Франциско Л‑16, шедшая в надводном положении головной, была атакована японской подводной лодкой. Две торпеды попали в кормовые отсеки советской подводной лодки, и через 30 секунд она затонула со всем экипажем». Минуло время, и трагедия Л‑16 стала достоянием истории. Для нас же гибель подводного минного заградителя Л‑16 должна остаться в памяти прежде всего как еще один тяжелый урок войны, который никогда нельзя забывать.
Date: 2015-09-22; view: 462; Нарушение авторских прав |